Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалог, монолог, полилог в художественной литературе.



Диалог - преимущественно устная речь, протекающая в условиях непосредственного контакта. Складывается из высказываний нескольких лиц (как правило, двух). Высказывания - реплики. Высказывание мгновенно, сиюминутно, последующая реплика зависит от предыдущей (Шлегель). Реплики чередуются свободно и непринужденно. Диалогическая речь при непосредственном контакте допускает лексические неточности, сбивчивось, редуцирование форм. Понимание в этом случае не затруднено (объяснение между Кити и Левиным по первым буквам). Официальным беседам свойственная нормированность (встреча князя с богатырями в былине " Добрыня Никитич и Василий Казимирович" ). Одна из разновидностей публичных диалогов - дискуссии и диспуты (разговоры Базарова с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми).
Мимика и жесты - внешняя, " визуальная" сторона разговора, аккомпанемент диалога. Жестикуляция как бы договаривает то, что умалчивается.
Лингвисты неоднократно говорили о естественности диалога как живой речи, противопоставляя ему искусственность и вторичность монолога.
В античной Греции диалогическая речь обрела жанрообразующую роль. Родоначальники жанра - древнегреческие философы. Раскрытие философской темы в беседе (Сократ, Платон). В России к диалогу как к философско-публицистическому жанру обращались Герцен, Соловьев. В области литературной критики нередко в этой форме высказывали свои идеи П.А.Вяземский, В.Г.Белинский (" Русская литература в 1841 году" ), Б.Н.Алмазов (" Сон по случаю одной комедии" ) и т. д. Виды диалога: сообщение, обсуждение, ссора, беседа, унисон, спор и т. д.

Монолог
Формы монолога: устная речь, внутренняя речь и письменная речь. Различаются монологи уединенные и обращенные. Уединнные монологи - в буквальном одиночестве или в психологической изоляции от окружающих. Дневниковые записи. Тяготеет к редуцированности лексико-грамматических форм. Обращенные монологи могут иметь неограниченно большой объем. Апелляция к группе слушателей. Обращенные монологи, подобно репликам диалога, определенным образом воздействуют на адресата, но не требуют сиюминутного отклика. Родина обращенного монолога - ораторское искусство древних народов. Нередко имеет риторический характер и этим отличается от непринужденно-разговорных диалогов. Обращенный монолог - упорядоченность и четкая организованность. И диалог, и монолог имеют и подчеркивают авторство, проявляющееся в интонировании.

Диалоги и монологи в художественном тексте, их соотношение и различия:
Носители диалогов и монологов в художественном тексте - повествователи, лирические герои, персонажи эпических и драматических произведений. В лирике организующую роль играют монологи. В эпических произведениях монолог повествователя - позиция автора, и к нему подключаются диалоги и монологи персонажей. В диалог могут вкрапляться монологические высказывания, а в монолог - диалог между голосами персонажей или при изображении двойничества. Драма организуется речью действующих лиц, обычно диалогической. Но прослеживается и монологическое начало речи (монолог Чацкого, городничего в " Ревизоре" ). Это прямые монологи, обращенные к публике.
На исторически ранних этапах - монологическая риторика и декламационность (Гомер, античная лирика). Непринужденно-разговорная речь - лишь в низких, неканонических смеховых жанрах (Аристофан, Рабле, комедии Шекспира). Со временем все сильнее закреплялось разговорное слово.
Словами диалог и монолог обозначаются также качества сознания авторов и изображаемых ими лиц. Диалогичность - высказывания являются звеньями живого и плодотворного общения людей и обогащают их духовный опыт. Может и не быть двусторонним взаимным общением. Обращение к писателям прошлых веков. Монологичность - сфера негуманитарного знания. Точность и завершенность. Со временем все более активизировалась диалогичность. Форма диалога с предшественниками - реминисценции (Повести белкина, поэма без героя Ахматовой).

Полилог - разговор между несколькими лицами. Общее с диалогом - чередование говорящих и слушающих, связанность реплик, спонтанность и пр. Но формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания). Полилог используется в изображении массовых сцен, чтобы представить народ не как безликую массу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решить эти задачи (заключительная сцена из " Бориса Годунова" ).

№35. Язык художественной литературы. Диалектизмы, синонимы, омонимы, эвфемизмы, архаизмы и их функции в произведении.

Язык художественной литературы (поэтический язык), наднациональный тип языка, многие характерные черты которого, однако, выявляются только в рамках творчества писателей определённой нации и только при сравнении с нормами и особенностями соответствующего национального языка. Во-первых, он используется при общении людей в быту – и в этом случае оказывается разговорным, «живым» (т. е. относительно свободным от многих литературных норм). Во-вторых, его применяют во всех видах письменных текстов, и это применение накладывает на язык ряд ограничений, иначе говоря, нормирует его, чтобы носители языка, представляющие население различных регионов страны, разные социальные группы (в т. ч. возрастные и профессиональные), могли понимать друг друга. Основу поэтического языка, так же как и разговорного, составляют элементы языка литературного. Но язык художественной литературы далеко не всегда обязывает писателей следовать нормам литературного стиля речи. Например, каждый автор волен составлять собственный поэтический словарь, включая в него не только литературную, но и разговорную, иноязычную и др. лексику. Этим язык художественной литературы отличается от языка литературного.

Вместе с тем он отличен и от языка разговорного. Собственная речь каждого настоящего писателя литературна. Но, являясь создателем эпического произведения, автор может наделить разговорной речью своего персонажа не только для того, чтобы дополнить его художественный образ, но и для того, чтобы создать художественный образ языка, используемого той частью общества, типичным представителем которой является данный персонаж.

В пределах литературного языка на каждом этапе его развития существуют слова, которые современное общество опознает как неологизмы, но автор художественных произведений, описывающий мир будущего и «создающий» ещё не созданные человечеством предметы, изобретает неологизмы индивидуальные. Поэтому можно заключить, что в художественной литературе наряду с реальным используется и потенциальный лексический запас национального языка.

Язык: бытовой и литературный.
Бытовой - точное донесение смысла в речи.
Литературный - строгая организованность, упорядоченность, выразительность:
-социальные диалекты, галлицизмы;
-просторечие;
-культурные диалекты;
-профессиональные диалекты.
Слово в литературе должно нести мысль и образ. Слова выражают эмоциональное отношение.
1) синонимы. Делают речь более гибкой, плавной. Необходимы для выражения тонких смысловых оттенков. Помогают созданию эмоционально характеристики.
Синонимы бывают относительные и абсолютные.
2) омонимы. Для создания каламбура.
3) неологизмы. Основное назначение неологизмов, например Салтыкова-Щедрина - служить выразительным средством сатиры: мечтали о подкузьмлении мужика, плевание в глаза, трясение поджилок, покоробление уст, толчение воды, сокрушение збов, подслушивательный интерес, плясательное времяпрепровождение.
Словотворчество Маяковского имело в своей основе поиски экономной и емкой формы создания образа, протест против эстетизированной " красивости" языка символистов, стремление найти в слове новые оттенки значения. Весьма выразительные неологизмы Маяковского в таких сочетаниях, как " весь день над дверью звоночный звяк", " костылей кастаньетный теньк", " улица корчится безъязыкая", " змея двехметроворостая", " книга времени тысячелистая". Однако часто отмечталась смысловая и стилистическая неполноценность и неудачность неологизмов.
4) архаизмы. Используются для создания исторического колорита эпохи. Используются для речевой характеристики персонажей, например при передаче речи лиц духовного звания (реплики Пимера в трагедии Пушкина " Борис Годунов" ). Архаизмы могут придавать речи оттенок торжественности, патетичности; церковнославянизмы (" Пророк" Пушкина). Часто в художественной прозе архаизмы используются как средство создания иронии, сатиры, пародии. Обычно подобны эффект достигается использование архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики. Например, в произведениях Салтыкова-Щедрина встречаются такие сочетания: сонмище невежественных и злых уличных лоботрясов; верховный жрец литературной болтовни; порядок службы громко вопиял о мыле и щёлоке; святилище веселья, называемое клубом. В эпистолярном жанре придают шутливый характер (в письмах Чехова " обнищал зело" ).
5) эвфемизмы

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Важнейшие направления развития западноевропейской художественной культуры XIX века
  2. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».
  3. БИЛЕТ 30. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ЯЗЫКОВОГО УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.
  4. БИЛЕТ 46. РОДОВОЕ И ЖАНРОВО-ВИДОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  5. В чем состоит уникальность художественной культуры Древнего Египта?
  6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры
  7. Виды художественной деятельности
  8. Включитесь в диалог, используя информацию, данную в тексте.
  9. Вопрос 23. Конфликт и его претворение в сюжете и иных элементах художественной организации произведения.
  10. Вопрос 33. Язык художественной литературы. Основные функции. Содержательность языкового уровня художественной формы. Речь художественная.
  11. Вопрос 48. Импрессионизм в живописи и литературе.
  12. Вопрос 49. Модернизм в искусстве и литературе.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 7736; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь