Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Романтизм как художественный метод и литературное направление. Европейский и русский романтизм: общее и различное
Романтизм – художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение не столько к ее воспроизведению, сколько к «переделыванию» действительности (что ведет к развитию условных форм творчества: фантастика, гротеск, символичность), к выдвижению на первый план исключительности характеров, сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр. Самый термин возник от слова «роман» - особенное значение художественного вымысла, произвола (как в книге, а не как в жизни). Романтизм как литературное направление. Представляется как одно из самых значительных направлений в мировой культуре, особенно сильно развивается в конце 18 – первой половине 19 веков в странах Европы и в Северной Америке. Понятие «романтизм» применяется на основе художественного опыта первой половины 19 века, когда четко обозначились основные черты этого художественного метода Предпосылки европейского романтизма: - разочарование в результатах Великой французской революции, не осуществившей лозунга «Свобода, Равенство, Братство» - разочарование в идеях просветителей, готовивших эту революцию - разочарование в просветительском классицизме, основанном на культе Разума Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру. В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств. Ярким представителем английского романтизма является Байрон. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка. Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Виктор Гюго, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По). Русский предромантизм: Весьма сложны взаимоотношения сентиментализма и предромантизма. И все же их разделяет существенная грань. Если сентиментализм связан с просветительским движением на его позднем этапе, то предромантизм представляет уже реакцию на просвещение, которая выливается в убеждение о бессилии разума. В России предромантизм не сложился в самостоятельное течение, но сыграл важную роль в переходе от сентиментализма к романтизму. Предромантики предпочитают искать свои сюжеты в Средневековье, поэтизируя средневековый быт и нравы. Виднейшая фигура предромантизма – шотландец Дж. Макферсон («Поэмы Оссиана»). Он ввел туманный и сумрачный мир героических северных преданий, использовав мотивы кельтского фольклора и положив начало повсеместному увлечению «оссиамирием» с его мрачным колоритом и суровою дикостью героических характеров далекой эпохи (Байрон, Гнедич, молодой Пушкин) Русский романтизм отразил ранний этап социально-исторического периода перелома, начавшегося в России(самодержавный деспотизм, крепостничество, различные социальные язвы). Революция во Франции стала для русских писателей историческим уроком, научила видеть в истории цепь трагических закономерностей. Русские писатели-романтики размышляли о возможности проведения похожей революции в России. Одни из них жаждали и добивались переворота, но в то же время боялись его крайностей – писатели -декабристы. Другие (Жуковский, Тютчев, Лермонтов) понимали, какой трагедией может обернуться повторение французского бунта в российских условиях. Сильной, прогрессивной стороной русского романтизма было утверждение личности, т.е. признание ее высокого достоинства, равенства, свободы. Но эта свобода понималась как категория психологическая, а не социально-политическая. И это благоприятствовало росту индивидуалистических тенденций. Личность рассматривалась абстрактно-психологически, вне зависимости от национальных, исторических и социальных условий. Романтизм – воплощенная молодость, его творцы – юноши часто жили сиюминутным борением страстей, одним настоящим. Вольность – один из высоких идеалов литературы романтизма, кроме идей народности. Типы романтизма в России: Элегическая школа Жуковского (Жуковский, Батюшков): выражение духовных интересов личности; герой находится в сложных отношениях с современной ему действительностью Школа гражданского романтизма (поэзия декабристов: Бестужев, Рылеев): темы, имеющие серьезное значение для судеб России; увлечение борьбой с самовластием и крепостничеством Философский романтизм (Тютчев, Хомяков, Веневитинов – идеолог кружка любомудров - понимание назначенья человека и долга его, слияния истины с любовью): порождение событий 1825г.; «немецкая» школа, интерес к философским системам и стремление их поэтически выразить Синкретический тип ( Пушкин, Лермонтов, Гоголь) Общее в европейском и русском романтизме: - Не копирование природы, а ее видоизменение - Осознание поэта как пророка (поэзия – восхождение к Богу) - Полная свобода жанров - Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества - Стихия романтизма – это стихия идеального, чувственного (Шеллинг), что в корне отличает его от рационализма классицистов и объективизма реалистов. - Одним романтикам была свойственна мечтательная созерцательность (Жуковский), другие ставили цель возбуждать на доблести (Бестужев, Рылеев), третьи, бросая выбор року, поднимали своего героя на бунт против Бога (Байрон, Лермонтов «Демон»). Но у всех идеал был неосуществим. Противоречие между идеалом и жизнью порождало в романтической школе концепцию двоемирия. - В центре романтического героя находится личность яркая, страстная, разбуженная историческими сдвигами. Романтики избегают полутонов, в их портретах все конкретно, гиперболизировано, герои-титаны, возвышающиеся над миром (Лермонтов «Демон»: «Я царь познанья и свободы»). Европейский романтизм: У каждого романтика была своя область, куда он уходил в мечтаниях, чтобы «выстрадать» собственный идеал. Отсюда творчество романтиков носило ярко выраженный субъективный характер. Субъективен при этом и историзм романтиков, которые стремились увидеть в историческом прошлом то, что соответствовало их эстетическому идеалу, отвлекаясь при этом от реальных общественных противоречий (романы А.Дюма). Русский романтизм: Проблема историзма искусства. Романтики были наделены острым чувством вовлеченности человека в бурное историческое движение. Выступали против антиисторизма классицистов. Бегство в духовный мир не всегда удовлетворяет романтиков, им хотелось, чтобы их эстетический идеал приобрел реальные формы. Таким реальным воплощением для романтиков становится природа. Романтики одушевляли природу, находили в ней созвучие своим настроениям и чувствам. Значительное место занимают картины бурной, мятежной природы как вольной стихии. Романтизмы были склонны идеализировать человека, живущего на лоне природы (сельская идиллия противопоставляется городу).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 10385; Нарушение авторского права страницы