Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Деление литературы на роды и виды.
Род – тип литературного произведения (эпос, лирика, драма). Литературный род – это такой тип лит-го произведения, кот отличается характером завершенности лит-го произведения, как эстетического объекта (то, что заложено в тексте) Определяется по разным признакам: 1) с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель: эпос – событие, отдельно от себя; лирика – остается собой; драма – все лица деятельны), 2) типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное - субъективное у Г. Гегеля), 3) формальных признаков (А. Н. Веселовский), 4) психологии (Э. Штайгер). Несмотря на зыбкость определений межродовых границ и обилие промежуточных форм (лироэпическая поэма, лирическая драма), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту: повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма). Разделение литературы на роды - предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры. Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на стих и прозу (эпос не проза, лирика не стих). По Гегелю: роды литературы различаются по разной познавательной направленности (эпос - на объект, лирика - на субъект, драма - синтез объекта и субъекта). Различия по содержательной доминанте: -эпос – событие -драма - действие -лирика - чувства или мысль. Лирика бывает чистая (чувства) и философская (мысль). Различия по форме словесного выражения: -эпос – повесть -драма - монолог, диалог, полилог -лирика - чаще монолог. Различия по времени: -эпос – прошедшее -драма – настоящее -лирика - считается, что будущее (могло бы быть). Эпичность – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широта взгляда на мир, и его принятие как некой целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании» в гомеровских поэмах, в «Войне и мире». Она может иметь место во всех литературных родах.( Драматическая трилогия Толстого; цикл «на поле Куликовом» Блока.) Драматизм – умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. Лиризм – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажа. Эпос (греч. - повествование) - рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. Большие формы: Роман - предполагает изображение всего жизненного пути героя в сопоставлении с жизнью других персонажей. Роман-эпопея – это произведение большого масштаба, в кот. частная жизнь связана с историей народа. Эпическая поэма - Сосредоточивает свое внимание на изображении героических событий, взятых главным образом из далекого прошлого. («Илиада» и «Одиссея» Гомера). Роман в стихах представляет собой явление, симметричное поэме в прозе. («Евгений Онегин») Средние формы: Повесть - прозаический жанр, объем - преимущественно средн между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспр естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий — эпизодов («Вешние воды» И. С. Тургенева; «Старик и море» Э. Хемингуэя). Повесть в стихах - «Медный всадник» А.С. Пушкин. Малые формы: Рассказ - один эпизод. Сравнительно небольшое произведение, кот. повествует о событиях, происходящих с реальными лицами. («Записки охотника» И. С. Тургенева) Очерк - изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности. (очерки-В. Г. Короленко «В голодный год») Новелла - отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.( новеллы Мопассана, Чехова, Боккаччо). Анекдот - короткий рассказ о незначительном, но характерном происшествии из жизни исторического лица. Лирика (от названия муз. инструмента) – это субъективный способ изображения действительности. Основное в лирике – это изображение мыслей, чувств, переживаний. В лирике событий нет, есть только переживания или размышления по поводу этого. Переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. Средние формы: Ода - торжественное стихотворное произведение, выражающее восторженное чувство по поводу какого-либо события, восхваляющее чьи-либо заслуги и достоинства. Ода создавалась по строгим нормам: высокий стиль, строфа в 10 стихов с твердой схемой (абабввгддг). Пр: «Праздничные оды» Пиндара, оды Ломоносова) Прообразные оды - хвалебные песни в честь богов. Лирическое стихотворение - простейшая целостная форма поэтического раскрытия внутреннего переживания. Авторский монолог в лирическом стихотворении не делится на части, он охватывает один отдельный эпизод внутренней жизни человека. Малые формы: Элегия - стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенностью жизнью. Элегия была преимущественно любовной по своей тематике. («Дуинские элегии» Р. М. Рильке, тв-во Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С. Пушкина). Послание - литературное произведение, написанное в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу. Текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо. (многие стих-я Пушкина) Сонет- стихотворение из четырнадцати строк (два четверостишия и три трехстишия) с определенной рифмовкой. (сонеты Шекспира, В.Тредиаковского, А.П.Сумарокова) Станс - стихотворение, состоящее из композиционно законченных строф и обособленных друг от друга. Песня - стихотворение, предназначенное для пения. Идиллия - содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт простых людей, приходящих в непосредственное общение и соприкосновение с природой. Эклога - разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушечьей жизни (обычно любовная). Эпитафия - надгробная надпись, часто в стихотворной форме. Эпиграмма - короткое юмористическое или сатирическое стихотворение (чаще всего высмеивающее одно лицо) с остроумной концовкой. (эпиграмма Пушкина на графа Воронцова) Стихотворения в прозе - небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе». («Стихотворения в прозе» Тургенева, «Поэмы в прозе» Бодлера и др.) Романс - камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Драма (др.-греч. — деяние, действие) - отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. Драма-это синтез субъективного и объективного. Специфика драмы – отсутствие повествователя. Основная характеристика героев - речевая. Большие формы: Комедия - произведение в кот. Отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера. Трагедия - произведение изображающее крайне острые или непримиримые жизненные конфликты, оканчивающиеся, как правило, смертью героя. Своеобразие трагедии связано с характером развязки. Трагическая развязка всегда заключает в себе, если не смерть героя, то страшное крушение жизни. (Трагические драмы В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова) Драма - изображают частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Д. предназначены для представления в театре. (А. Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, А. П. Чехов) Трагикомедия - совмещенные признаки трагедии и комедии. Средние формы: Водевиль - небольшая шутливая театральная пьеса, с куплетами и танцами, веселая одноактная комедия. («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского). Малые формы: Мистерия - средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в католических церквях, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями. Интермедия – маленькая музыкальная пьеска преимущественно веселого характера. И. называется музыкальный эпизод с новым содержанием, помещенный между вариациями, для избежания однообразия, а также небольшой инструментальный номер (антракт), одноактная комическая опера, небольшой балет, исполняемые между актами оперы. Фарс - театральная пьеса легкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2531; Нарушение авторского права страницы