Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Композиция литературного произведения и ее разновидности. Типы композиционных связей. Архитектоника произведения.
Композиция – последовательное расположение частей в произведении. Части композиции выделяются на основе: · Идейно-тематической общности · Сюжетной завершенности Типы композиций: · Лирическая · Повествовательная · Драматическая Структура композиции: · Блоковая (последовательная) ¾ Моноблок (единый тест) ¾ Двусоставная ¾ Трисоставная ¾ Полисоставная ¾ Циклическая ¾ Зеркальная · Центростремительная ¾ Рассказ в рассказе ¾ Роман в письмах ¾ Рассказ в рассказе рассказа ¾ Монтажная В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны. Типы композиции: · Свободная (ничем не ограничена). Общая тема, можно вставлять или убирать циклы (циклическая композиция) · Жесткая (блоковая, центростремительная) Связь композиции и содержания. Существует 2 основных точки зрения: · Композиция и сюжет не связаны. Композиция – застывшая структура, и в неё может быть вложено любое содержание (например – ода, где структура закреплена, а содержание может быть любым) · Композиция и сюжет тесно связаны. Сама структура произведения содержательна, несёт в себе определенный замысел автора (например – Герой нашего времени) К композиции в разные эпохи относились по-разному: · Античность, средневековье – важен жесткий канон · Барокко – свободная форма, изломанная композиция · Классицизм, сентиментализм – строгая форма · Модернизм, символизм, начало 20 века – свободная форма, сложное построение Уровни структуры: · Макроструктура– жесткие части (блоки) · Мидиструктура – рассмотрение 1-х блоков в деталях · Микроструктура – специфика построения отдельных частей Типы композиционных связей: 1. Идейно-тематическая 2. Образная 3. Сюжетная 4. Пространственно-временная 5. Стилевая Сюжетно-композиционные связки: · Мотивированные – деталь сюжета, упоминаемая в предыдущей части и помогающая развитию действия в следующей части · Немотивированные (механические) – деталь сюжета, мало связанная с содержанием, формально служащая для связи частей произведения. · Кольцевая Дополнительные композиционные компоненты: · Лирические отступления · Вводные эпизоды Архитектоника - это построение художественного произведения, общая его внешняя форма и взаимосвязь отдельных частей. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе, но существует различие между этими понятиями. «Композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно. Архитектоника требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему значению), — ибо в противном случае построение окажется зыбким. Так, несмотря на кажущуюся «громоздкость», лучшие творения Достоевского со стороны архитектоники безупречны. Многочисленные персонажи его романов «установлены» так крепко, что отдельные моменты оказываются прочно соединенными и взаимно необходимыми. Одним из внешних проявлений архитектоники произведения можно считать разбивку произведения на главы, действия и т. п. Архитектоническая связь между главами обычно устанавливается тем, что новая глава вводит какой-нибудь новый член сюжетной установки. Но порой разбивка на главы произведения обнаруживает свой архитектонический смысл иным путем. Так, например, «Сорочинская ярмарка» Гоголя состоит из 13 глав; несомненно, конечно, что прочность их соподчинения и архитектоника произведения в целом наравне с другими моментами объясняется значением 13, как «чертова числа», т.-е. обусловлено общей установкой произведения на вмешательстве мнимого черта.
Деталь в литературе Материальная культура как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Однако для обозначения изображаемых в литературе предметов мат. культуры нет единого термина. По творению " давно минувших дней" можно реконструировать мат. быт. Изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни: 1.На заре цивилизации вещь — венец человеческого творения, свидетельство мудрости и мастерства (" белокаменные палаты" и их убранство; ткани, на кот. " узор хитер"; великолепные пиршественные чаши). 2.Отношение к предметам мат. культуры как достижению человеческого разума — эпоха Просвещения (" Робинзон Крузо" — гимн труду и цивилизации). 3.Лит-ра 19-20вв — а)по-прежнему почитается человек-мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. б)Мат. ценность вещи может заслонять человека, он оценивается обществом по тому, насколько дорогими вещами обладает. 4.В 20в. — борьба против вещизма — рабской зависимости людей от окружающих вещей. С развитием техники расширяется диапазон изображаемых в литературе вещей (заводы-гиганты, адская карающая машина — " исправит. колония" ). Функции вещей в лит-ре: 1.Культурологическая (роман-путешествие; историч роман) — в синхронном срезе представлены различные миры (национал, сословн, географич и т.д). 2.Характерологическая функция: в " Мертвых душах" показана " интимная связь вещей" со своими владельцами). 3.Сюжетно-композиционная: платок в трагедии " Отелло".Вещ. мир имеет свою композицию (активна в детективных жанрах). Знаками того или иного уклада жизни вещи выступают преимущественно в бытописат. произведениях, в частности в " физиологических очерках", в научной фантастике. Художественная деталь – самая малая единица предметного мира произведения (фр. detail – «мелкая сост. часть ч-л»). Худож.ественный(предметный, образный) мир произведения – метасловесное (абстрагированное, обобщенное) измерение литературного пр-я. Важнейшая категория худ. мира – образ (т. е. воспроизв-е предметов в их целостности, индивид-ти). К худ. детали относятся: быт, пейзаж, портрет. Тропы, приемы, фигуры речи к д. НЕ ОТНОСЯТ. (Путнин) Детализация предметного мира неизбежна (это не украшен., а суть образа). Деталь, замещает в тексте целое, вызывает у читателя нужные ассоциации (конкретизация произ. читателем). Отбирая, изобретая подроб-ти, писат. «поворачивает» предм. к чит. определ. стороной (в «Сл. о полку И.» природа – участница похода, покровительств. не русичам). Вкус к д. объедин. всех худож-в. Гомер прибегает к описан. едва заметных мелочей. Нарочитая задержка действ. – ретардация. Степень детализации изображения м. б. Мотивированно пространств. и/или временной точ. зрен. повеств. (А. Фет: «Только в мире и есть, что тенистый/Дремлющих кленов шатер./Только в мире и есть, что лучистый/Детски задумчивый взор./Только в мире и есть, что душистый/Милой головки убор./Только в мире и есть этот чистый/Влево бегущий пробор.» Изящ. жен. портрет созд. с пом. неск. Д., послед-ть, градац. к-рых завис. от направлен. взгляда лирич. субъекта). Классифик. д. повт. структуру предметн. мира: событ., действия персонаж., их портреты, психологич. и речев. хар-ки, пейзаж, интерьер и пр. К-то вид Д. может отсутств., что подчерк. условность мира. А. Б. Есин выделил три группы Д.: сюжетн., описательн., психологич. (типолог. по стилю). Преоблад. к-л типа порожд. соответствующ. свойство, или доминанту: «сюжетность» («Тарас Бульба»), «описательность» («Мертвые души»), психологизм («Преступление и наказание»). Эти св-ва могут не искл. друг др. Деталь вып. св. функц. полностью только в метасловесн. тексте (где ряд, послед-ть, перекличка Д.). Со- и/или противопоставление деталей. Напр., детская, глуповатая улыбка Пьера Безухова и умный, наблюдательный взгляд – для Толст. улыбка Пьера («ум сердца») важнее его мнений («ум ума»), к-рые будут меняться. Динамика портрета: жесты, мимика, измен. цвета кожи, дрожь и пр. (что не всегда подвласт. сознанию) – мож. резко расходиться с букв. смыслом речей гер. «Спор» сюжетн. и психолог. подробн. – увлекат-ть романов Дост. «Ансамбль» деталей созд. целостн. впечатл. («кабинет/Философа в осьмнадцать лет» - «Е. О.»). Е.С. Добин – типологии. Д. по критер. единичность/множетво: «подробности» - воздейств. во множ-ве, экстенсивыны, «детали» - тяготеют к един-ти, заменяют ряд подробностей, интенсивны (уши Каренина, завитки волос на шее Анны, короткая верхняя губа с усиками маленькой княгини Болконской, лучистые глаза княжны Марии и т.д.). Выделены не просто характерные черты, а то, что намекает на некое противоречие в предмете. И она экспрессивна, т. е. при верном ее прочтении читатель приобщается к авторской системе ценностей (напр, короткая губка с усиками Лизы Болконской, сначала характер. как «ее особенная, собств. ее красота», скоро вызывает у повеств.(и А. Болконского) невыгодные для героини зоологич. ассоц.: «...губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выражение»). Деталь (Добин): а. вносящ. в образ диссонанс. («остранняющая» д. - терм. Шкловского), им. познават. значен. (позвол. внимательнее присмотр. к предм.): два кресла Манилова, обянутые «просто рогожею» и выдающ. в нем нехозяина – «Не садитесь < …>, они еще не готовы». При исп. такой д. - гипербола: велосипед из «Человека в футляре» (Чехов), на к-ром лихо прокатилась Варенька, испугав Беликова. Нарушение нормы, элемент неожид-ти, гиперболизация рожд. ощущ. «интенсивности» такой Д., повыш. «нагрузки» на нее, о к-рых пишет Добин. б. заметности д., контрастирующ. с общ. фоном, способств. композиц. приемы: повторы, «крупный план», «монтаж», ретардации и др. Повторяясь и обретая дополнит. смыслы, Д. становится мотивом (лейтмотивом), часто вырастает в символ, станов. объяснен. хар-ра (в «Идиоте» странное умение Мышкина имитировать почерки воспроизв-е стилей письма —намек на главный талант Мышкина: понимание разных хар-в, разн. стилей поведен. в. символич. Д. м. б. вынес. в заглавие пр-я: «Крыжовник» Чехова, «Легкое дыхание» Бунина (единство художественного целого, присутствие автора в композиции). Подробность (по Добину) ближе к знаку, чем к символу ( выз. радость узнавания, возбужд. цепь ассоциац. – можно судить об увлечен. Онегина на основан. убранства его кабинета, нес-ко штрихов-знаков замен. длин. описан.: «...и лорда Байрона портрет, /И столбик с куклою чугунной/Под шляпой, с пасмурным челом, /С руками, сжатыми крестом». Детали помогают при реконструкц. жизни, быта, вкусов общ-ва, далекого от нас.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 4613; Нарушение авторского права страницы