Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СУЩНОСТЬ СОБЛАЗНА НЕРАВЕНСТВА



В старину люди верили в то, что люди рождаются разной породы, черной ибелой кости, Иафетова и Хамова отродья, и что одни люди должны бытьгосподами, а другие рабами. Люди признавали такое деление людей на господ ирабов, потому что верили, что такое деление установлено Богом. Грубое игубительное суеверие это, хотя и в другом виде, признается и до сих пор. Мы все братья, а между тем каждое утро брат или сестра выносит мойгоршок, мы все братья, а мне утром необходима сигара, сахар, зеркало и т.п.предметы, на работе которых теряли и теряют здоровье мои, равные мне, братьяи сестры. Мы все братья, а я живу тем, что работаю в банке или торговом домеи лавке над тем, чтобы сделать все нужные моим братьям товары дороже. Мы всебратья, а я живу тем, что получаю жалованье за то, чтобы уличать, судить иказнить вора или проститутку, существование которых обусловлено всем складоммоей жизни и которых я сам знаю, что не надо казнить, а исправлять. Мы всебратья, а я получаю жалованье за то, чтобы проповедовать людяммнимо-христианскую веру, лишающую их возможности узнать истинную. Мы всебратья, но я отдаю бедным свои педагогические, врачебные, литературные трудытолько за деньги. Мы все братья, а я получаю жалованье за то, что готовлюськ убийству, учусь убивать, или делаю оружие, порох, или строю крепости. Стоит взглянуть на жизнь христианских народов, разделенных на людей, проводящих всю жизнь в одуряющем, убивающем, не нужном им труде, и других, пресыщенных праздностью и всякого рода наслаждениями, чтобы быть пораженнымтой ужасной степенью неравенства, до которой дошли люди, исповедующие законхристианства, и в особенности той ложью проповеди равенства при устройствежизни, ужасающей самым жестоким и очевидным неравенством. Одна из самых древних и самых глубоких по мысли вер была вера индусов.Причиной того, что она не стала верой всемирной и не дала для жизни людейтех плодов, какие она могла дать, было то, что учителя ее признали людейнеравными и разделили их на касты. Для людей, признающих себя неравными, неможет быть истинной веры. Люди представляются себе и другим не тем, что они на самом деле -просто людьми, а представляются себе и другим кто дворянином, кто купцом, кто губернатором, кто судьей, кто офицером, кто царем, кто министром, ктосолдатом. И все эти люди считают своей главной обязанностью не то, что нужноделать каждому человеку, а то, что нужно делать дворянину, купцу, губернатору, судье, офицеру, царю, министру, солдату. Можно бы было понять то, что люди считают себя неравными потому, чтоодин сильнее, больше телом, чем другой, или умнее, или бойчее, или большезнает, или добрее, чем другой. Но обыкновенно не по этому разделяют людей исчитают одних людей выше, а других ниже. Неравными считают людей потому, чтоодин называется князем, генералом, а другой мужиком, рабочим, один в дорогойодежде, а другой в лаптях. Люди нашего времени понимают уже, что неравенство людей есть суеверие, и в душе осуждают его. Но они, те, кому оно выгодно, не решаются расстатьсяс ним; те же, кому оно невыгодно, не знают, как уничтожить его. Люди привыкли в мыслях своих делить людей на знатных и незнатных, благородных и подлых, образованных и необразованных, и так привыкли к такомуделению людей, что в самом деле думают, что одни люди могут быть лучшедругих людей, что одних можно больше уважать, чем других, только потому, чтоодни люди причислены людьми же к одному разряду, а другие к другому. Уже один принятый богатыми людьми обычай говорить одним людям ты, другим вы, одним подавать, другим не подавать руку, одних звать в гостиную, других принимать в передней, показывает, как далеки люди от признанияравенства людей. Не будь суеверия неравенства, люди никогда не могли бы делать всех техзлодеяний, которые они делали и теперь не переставая делают только оттого, что не признают всех людей равными.

ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ПОСТРОЕНА

НА НЕРАВЕНСТВЕ ЛЮДЕЙ Послушаешь или почитаешь речи живущих в достатке и роскоши людейобразованных: все они признают равенство всех людей и возмущаются противвсякого принуждения, угнетения, нарушения свободы рабочих сословий. Апосмотришь на их жизнь, все они не только живут этим угнетением, принуждением, нарушением свободы рабочих сословий, но, где могут, восстаютпротив попыток рабочих сословий выйти из этого положения угнетения, несвободы и принуждения. Человек, владея по наследству миллионами или десятками тысяч десятин, вследствие того, что у него большой дом, лошади, автомобили, прислуга, считает себя особенным человеком. Вся окружающая его роскошь так опьяняетего, что он не может перенестись в жизнь того рабочего, который устраиваетстачку на его заводе, или нищего мужика, который срубает дерево в его лесу, и без укоров совести казнит, если может, и рабочего и крестьянина. Древний раб знал, что он раб от природы, а наш рабочий, чувствуя себярабом, знает, что ему не надо быть рабом, и потому, вечно желая и не получаятого, что не только могло, но должно бы быть, он несравненно большестрадает.

ОПРАВДАНИЯ НЕРАВЕНСТВА

Ничто не дает такой уверенности для совершения дурных поступков, кактоварищество, то есть то, чтобы нескольким людям, выделившись от всехостальных, соединяться только между собою. Все люди, связанные государственным устройством, переносят друг надруга ответственность за совершаемые ими дела: крестьянин, взятый в солдаты, на дворянина или купца, поступившего в офицеры, а офицер - на дворянина, занимающего место губернатора, а губернатор - на сына чиновника илидворянина, занимающего место министра, а министр - на члена царского дома, занимающего место царя, а царь опять на всех этих чиновников, дворян, купцови крестьян. Мало того, что люди этим путем избавляются от сознанияответственности за совершаемые ими дела, они теряют нравственное сознаниесвоей ответственности еще и оттого, что, складываясь в государственноеустройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя идругих в том, что все они не одинаковые люди, а люди, различающиеся междусобою, " как звезда от звезды", что начинают искренно верить в это. На этом-то неравенстве и возвеличении одних людей и уничижении других иосновывается преимущественно та способность людей не видеть неразумиясуществующего порядка жизни и жестокости и преступности его и того обмана, который совершают одни и которому подвергаются другие. В неравенстве людей виноваты столько же те, которые величают себя переддругими, сколько и те, которые признают себя низшими перед теми, ктовеличает себя. Мы удивляемся на то, как то, что теперь называется христианством, далеко от того, что проповедовал Иисус, и как жизнь наша далека отхристианства. А между тем разве это могло быть иначе с учением, котороесреди людей, веровавших в то, что Бог разделил людей на господ и рабов, наверных и неверных, на богатых и бедных, учило истинному равенству людей, тому, что все люди сыны Бога, что все - братья, что жизнь всех одинаковосвященна. Людям, принявшим учение Христа, оставалось одно из двух: илиразрушить весь прежний порядок жизни, или извратить учение. Они избралипоследнее. Христианское учение учит тому, что Бог - Отец всех людей и что все людибратья. И потому среди христиан не может быть рабов, не может быть тойвеликой неправды, при которой одна кучка людей может роскошествовать на счеттруда бедствующих рабочих. От этого-то богатые люди и преследовали первыххристиан, и от этого-то и сделалось то, что, когда стало ясно, что истинунельзя уже скрывать, богатые извратили христианское учение так, что учениеэто перестало быть истинным христианским, а сделалось служителем богатых. Генри Джордж

СУЕВЕРИЕ ПАТРИОТИЗМА

Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но ещеглупее, когда целый народ считает себя лучше других народов. А каждый народ, большинство каждого народа, живет в этом ужасном, глупом и зловредномсуеверии. Проповедовать в наше время всемирного общения народов любовь к одномусвоему народу и готовность к нападению на другой народ или к ограждению себявойною от нападения в наше время почти что то же, что проповедоватьдеревенским жителям исключительную любовь к своей деревне и в каждой деревнесобирать войска и строить крепости. Особенная любовь к своему народу преждесоединяла людей, в наше же время, когда люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное, нравственнымсознанием, такая особенная любовь к своему народу не соединяет, аразъединяет людей. Если в старину, когда каждый народ подчинялся одной неограниченнойвласти своего верховного обоготворяемого владыки и представлялся сам себекак бы островом среди постоянно стремящегося залить его океана, если тогдапатриотизм и имел смысл и представлялся добрым делом, то в наше время, когдапережитое уже народами чувство требует от людей прямо противоположного тому, чего требует их разум, нравственное чувство, религия - признания равенства ибратства всех людей, патриотизм не может представляться не чем иным, кактолько самым грубым суеверием. Хорошо было еврею, греку, римлянину не только отстаивать независимостьсвоего народа убийством, но и убийством же подчинять себе другие народы, когда он твердо верил тому, что его народ один настоящий, хороший, добрый, любимый Богом народ, а все остальные - филистимляне, варвары. Могли веритьеще в это и люди средневековые, могли верить недавно, еще в конце прошлогостолетия и в самом начале нынешнего столетия. Но мы, сколько бы нираздразнивали нас, мы уже не можем верить в это, и суеверие это для людейнашего времени так нелепо, что жить, не освободившись от него, сталоневозможно. Человек, понимающий смысл и назначение жизни, не может не чувствоватьсвое равенство и братство с людьми не одного своего, но и всех народов. Не раз видел я под Севастополем, когда во время перемирия сходилисьсолдаты русские и французские, как они, не понимая слов друг друга, все-такидружески, братски улыбались, делая знаки, похлопывая друг друга по плечу илибрюху. Насколько люди эти были выше тех людей, которые устраивали войны и вовремя войны прекращали перемирие и, внушая добрым людям, что они не братья, а враждебные члены разных народов, опять заставляли их убивать друг друга. Всякий человек, прежде чем быть австрийцем, сербом, турком, китайцем, человек, то есть разумное, любящее существо, призвание которого никак не втом, чтобы соблюдать или разрушать сербское, турецкое, китайское, русскоегосударство, а только в одном: в исполнении своего человеческого назначенияв тот короткий срок, который предназначено ему прожить в этом мире. Аназначение это одно и очень определенное: любить всех людей. Ребенок встречает другого ребенка, какого бы он ни был сословия, веры инародности, одинаково доброжелательной, выражающей радость, улыбкой.Взрослый же человек, который должен бы быть разумнее ребенка, прежде чемсойтись с человеком, уже соображает, какого сословия, веры, народа тотчеловек, и, смотря по сословию, вере, народности, так или иначе обходится сним. Недаром говорил Христос: будьте как дети. Христос открыл людям то, что разделение между своими и чужими народамиесть обман и зло. И, познав это, христианин уже не может иметь чувствонедоброжелательства к чужим народам, не может оправдывать, как он преждеделал, жестокие поступки против чужих народов тем, что другие народы хужеего народа. Христианин не может не знать того, что разделение его с другиминародами есть зло, что разделение - это соблазн, и потому не может уже, какон делал это прежде, сознательно служить этому соблазну. Христианин не может не знать, что благо его связано с благом людей неодного его народа, а с благом всех людей мира; он знает, что единство его совсеми людьми мира не может быть нарушено чертою границы и распоряжениямиправительств о принадлежности его к такому или другому народу. Он знает, чтовсе люди везде братья и потому все равны. И, понимая это, христианин не может не изменить все свое отношение кдругим народам и к правительству. То, что представлялось прежде хорошим ивысоким - любовь к отечеству, к своему народу, к своему государству, служение им в ущерб благу других людей, военные подвиги, - все этопредставляется христианину уже не высоким и прекрасным, а, напротив, низкими дурным. То, что представлялось дурным и позорным: отречение от отечества, несогласие бороться против так называемых врагов, представляется, напротив, хорошим и высоким. Если и может христианин в минуту забвения больше желатьуспеха своему государству или народу, то не может уже он в спокойную минутуотдаваться этому суеверию, не может уже участвовать ни в каких тех делах, которые основаны на различии государств - ни в таможнях и сборах пошлин, нив приготовлении снарядов или оружия, ни в какой-либо деятельности длявооружения, ни в военной службе, ни, тем более, в самой войне с другиминародами.

ВСЕ ЛЮДИ РАВНЫ

Равенство это - признание за всеми людьми мира одинаковых прав напользование естественными благами мира, одинаковых прав на блага, происходящие от общей жизни, и одинаковых прав на уважение личностичеловека. Закон равенства людей заключает в себе все нравственные законы; этоточка, которой эти законы не могут достичь, но к которой все ониприближаются. Э. Карпентер Настоящее " я" человека духовно. И это " я" одно во всех. Так как жемогут быть неравны между собою люди? " И пришли раз к Иисусу Христу мать и братья Его и не могли никаксвидеться, потому что много было народу около Иисуса. И один человек увидалих, подошел к Иисусу и говорит: твои семейные, мать и братья, стоят наружи, хотят с тобой повидаться. И Иисус сказал: мать Моя и братья Мои - те, кто понял волю Отца иисполняет ее". Слова Иисуса значат то, что для разумного человека, понимающего своеназначение, не может быть различия между людьми и какого-либо преимуществаодних перед другими. Сыновья Заведеевы хотят быть такими же, как и Иисус Христос, такими жемудрыми. Он говорит им: зачем вам это? Жить и переродиться духом вы можететак же, как и Я; стало быть, вам нужно быть такими же, как Я, для того, чтобы быть важнее, больше других. По Моему учению, нет большого и малого, важного и неважного. Царям, чтобы управлять народами, тем нужно быть большеи важнее других, а вам этого не нужно, потому что, по Моему учению, лучшечеловеку быть меньше, чем больше других. По Моему учению, кто меньше, тотбольше. По Моему учению, надо быть слугою всех. Никто, как дети, не осуществляет в жизни истинное равенство. И какпреступны взрослые, нарушая в них это святое чувство, научая их тому, чтоесть короли, богачи, знаменитости, к которым должно относиться с уважением, и есть слуги, рабочие, нищие, к которым должно относиться только сснисхождением! " И кто соблазнит единого из малых сих..." Бог хочет, чтобы его слуги составляли одно и были соединены союзомлюбви; следовательно, законы, устанавливающие разделение людей на многиесброды (сословия), все это измышления человеческие. Петр Хельчицкий Мы оттого бываем недовольны жизнью, что ищем блага не там, где оно данонам. В этом причина всех соблазнов. Нам дано ни с чем не сравнимое благо жизни со всеми ее радостями. И мыговорим: мало радостей. Нам дают величайшие радости жизни - общение с людьмимира, а мы говорим: я хочу отдельного блага своего, своей семье, своегонарода. Какой бы ни был в наше время человек, будь он самый образованный, будьон простой рабочий, будь он философ, ученый, будь он невежда, будь он богач, будь он нищий, будь он духовное лицо какого бы то ни было исповедания, будьон военный, -всякий человек нашего времени знает, что люди все имеютодинаковые права на жизнь и блага мира, что одни люди не лучше и не хужедругих, что все люди равные. А между тем всякий живет так, как будто незнает этого. Так сильно еще между людьми заблуждение о неравенстве людей.

ПОЧЕМУ ВСЕ ЛЮДИ РАВНЫ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь