ТОЛЬКО НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ ПРИВОДИТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К ЗАМЕНЕ ЗАКОНА
НАСИЛИЯ ЗАКОНОМ ЛЮБВИ
Значение слов: " Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Яговорю вам: не противься злому. И кто ударит тебя" и т. д. совершенно ясно ине требует никаких разъяснений и толкований. Нельзя не понимать, что словаэти значат то, что Христос, отвергая прежний закон насилия: око за око и зубза зуб, отвергает этим и все то устройство мира, которое основывается наэтом законе, и устанавливает новый закон любви ко всем без различия людям, устанавливает этим самым новое устройство мира, основанное уже не нанасилии, а на этом законе любви ко всем без различия людям. И вот одни люди, поняв это учение во всем его истинном смысле и предвидя, вследствиеприменения к жизни этого учения, уничтожение всех тех выгод и преимуществ, которыми они пользовались и пользуются, распяли Христа и потом распинали идо сих пор распинают Его учеников. Другие же люди, также поняв учение в егоистинном смысле, шли и идут на распятие, все ближе и ближе подвигая времясвоего устройства мира на законе любви.
Учение о непротивлении злу насилием не есть какой-либо новый закон, аесть только указание на неправильно допускаемое людьми отступление от законалюбви, есть только указание на то, что всякое допущение насилия противближнего, во имя ли возмездия и предполагаемого избавления себя или ближнегоот зла, несовместимо с любовью.
Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотятулучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всегоотвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно оттого, чтобы стараться самим становиться лучше.
Только те люди, которым выгодно властвовать над другими людьми, могутверить в то, что насилие может улучшить жизнь людей. Людям же, не подпавшимэтому суеверию, должно бы быть ясно видно, что жизнь людей может изменитьсяк лучшему только от их внутреннего душевного изменения, а никак не от технасилий, которые над ними делаются.
Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем большеон проявляет себя во внешней, общественной жизни. Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать ипомнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, каки другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все людипризваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одномвсегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей.
Люди очень часто живут дурно только оттого, что они заботятся о том, как устроить жизнь других людей, а не свою собственную. Им кажется, что свояжизнь только одна, и потому устройство ее не так важно, как важно устройствомногих, всех жизней. Но они забывают при этом то, что в устройстве своейжизни они властны, а устраивать чужую жизнь они не могут.
Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь наустроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своимигрехами, то то самое, чего желают достигнуть люди - наилучшее устройствожизни, - было бы очень скоро достигнуто.
Человеку дана власть только над самим собою. Только свою жизнь можетустраивать человек так, как он считает для себя хорошим и нужным. А почтивсе люди заняты тем, чтобы устраивать жизнь других людей, и из-за этойзаботы об устройстве жизни людей сами подчиняются тому устройству, котороеприготавливают для них другие люди.
Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемыхнасилием, без внутреннего совершенствования, это все равно чтоперекладывание без извести из неотесанных камней на новый ладразваливающееся здание. Как ни клади, все не будет толка, и здание все будетразваливаться.
Как много нужно для удержания государственного устройства извнепосредством насилия и как мало нужно для уничтожения государственногонасилия изнутри посредством разума; нужно только одно - признание суевериясуеверием.
Когда мудреца Сократа спрашивали, где он родился, он говорил: на земле.Когда его спрашивали, какого он государства, он говорил: всемирного. Слова эти великие. Для того, чтобы человеку не пришлось ненавидетьлюдей и делать им зло только потому, что они живут в отмежеванной от нашейчасти земли и признают над собой власть тех, а не других людей, всякомучеловеку надо помнить, что границы земельные и разные власти - это делалюдские, а что перед Богом мы все жители одной и той же земли и все подвысшей властью не людской, а закона Божьего.
Когда закон человеческий требует того, что противно закону Божескому, человек не может и не должен повиноваться.
Законы человеческие уже потому нельзя исполнять так же, как законбожеский, что закон божеский всегда один и тот же везде для всех людей.Законы же человеческие не только одни в одном месте, а совсем другие вдругом, но даже в одном государстве нынче такие, а завтра совсем другие.
Ни один человек не может быть ни орудием, ни целью. В этом состоит егодостоинство. И как он не может располагать собою ни за какую цену (что былобы противно его достоинству), так же не имеет он права распоряжаться жизнямидругих людей, то есть он обязан в действительности признать достоинствочеловеческого звания в каждом человеке и потому должен выражать это уважениек каждому человеку. Кант
Суеверие насильнического устройства до такой степени укоренилось внашем обществе, что постоянно слышишь от людей то, что они хотят служитьлюдям, народу, хотят осчастливить его своим трудом, кто воспитывая, ктообразовывая, просвещая, кто, что чаще всего, управляя им. Все эти людиделают то, о чем никто не просит их. Всех этих людей, как для их блага, таки для блага народа, можно просить только об одном: чтобы они заботились осебе, о своей душе и оставили бы в покое тот народ, которому они хотятслужить с таким усердием.
Для чего же разум у людей, если на них можно воздействовать тольконасилием?
Люди - разумные существа и потому могут жить, руководясь разумом, инеизбежно должны заменить насилие свободным согласием. Всякое же насилиеотдаляет это время.
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить он не может, а не борется с своим собственным злом, хотя этовсегда в его власти. Марк Аврелий
Учить людей можно тем, чтобы открывать им истину и показывать примердобра, а никак не тем, чтобы заставлять их силою делать то, что нам хочется.
Когда бы люди захотели, вместо того чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того чтобы освобождать человечество, себя освобождать, - как много быони сделали для спасения мира и для освобождения человечества! Герцен
Исполняя свое внутреннее назначение, живя для души, человек невольно исамым действительным образом служит улучшению общественной жизни.
В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянномсовершенствовании и что возможно и даже легко исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а, напротив, в нихгораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить, как животное. Ошибкамечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей душиюноши переносят на других. Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будьуверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образомсодействовать улучшению общей жизни.
Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправитьего, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все людистали лучше; а для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше.
Во всех случаях, где употребляется насилие, прилагай разумноеубеждение, и ты редко потеряешь в мирском смысле и всегда будешь в большомвыигрыше в духовном.
Анархия не значит отсутствие учреждений, а только отсутствие такихучреждений, которыми заставляют людей подчиняться насильно. Казалось, иначебы не могло и не должно бы быть устроено общество существ, одаренныхразумом.
Жизнь наша стала бы прекрасна, если бы мы только увидали то, чтонарушает наше благо. А нарушает наше благо более всего суеверие о том, чтонасилие может дать его.
Безопасность и благо общества обеспечиваются только нравственностью егочленов. Нравственность же основывается на любви, исключающей насилие.
Предстоящее изменение устройства жизни людей нашего христианского мирасостоит в замене насилия любовью, в признании возможности, легкости, блаженства жизни, основанной не на насилии и страхе его, а на любви. Ипотому произойти это изменение никак не может от насилия власти.
Можно жить по Христу и можно жить по сатане. Жить по Христу значит житьпо-человечески, любить людей, делать добро и за зло воздавать добром. Житьпо сатане значит жить по-звериному, любить только себя и за зло воздаватьзлом. Чем больше мы будем стараться жить по Христу, тем больше будет любви исчастья между людьми. Чем больше мы будем жить по сатане, тем жизнь нашабудет бедственнее. Заповедь о любви показывает два пути: путь истины, путь Христов, добра- путь жизни, и другой путь: путь обмана, путь лицемерия - путь смерти. Ипусть страшно отречься от всякой защиты себя насилием, но мы знаем, что вэтом отречении дорога спасения. Отказаться от насилия не значит, что нужно отказаться и от охраны жизнии трудов своих и других людей, а значит только, что охранять все это надотак, чтобы охрана эта не была противна разуму и любви. Охранять жизнь итруды людей и свои нужно тем, чтобы стараться пробудить в нападающем злодеедобрые чувства. А для того, чтобы человек мог это сделать, надо, чтобы онсам был добр и разумен. Если я вижу, например, что один человек намеренубить другого, то лучшее, что я могу сделать, это поставить самого себя наместо убиваемого и защитить, накрыть собою человека и, если можно, спасти, утащить, спрятать его, - все равно как я стал бы спасать человека из пламенипожара или утопающего: либо самому погибнуть, либо спасти. Если же я не могуэтого сделать, потому что я сам заблудший грешник, то это не значит то, чтоя должен быть зверем и, делая зло, оправдывать себя. По Архангельскому (Буке)
Популярное:
|