В ЧЕМ ЛОЖЬ И ОБМАН УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ
Лжеучение государства состоит в признании себя соединенным с однимилюдьми одного народа, одного государства и отделенным от остальных людейдругих народов, других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга исамих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человектолько тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, одно и то же вовсех людях. Признавая это начало, человек уже не может верить в течеловеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено Богом.
Разумно любить добродетель, уважать подвиги, признавать добро, откудабы мы его ни получали, и даже лишаться своего удобства для славы и выгодытого, кого любишь, и кто того заслуживает: таким образом, если жители странынашли такое лицо, которое показало им большую мудрость, чтобы охранять их, большую храбрость, чтобы их защищать, и великую заботу, чтобы управлять ими, - и если вследствие этого они привыкли повиноваться ему так, чтобыпредоставить ему некоторые выгоды, я не думаю, чтобы это было неразумно. Но, Боже мой! Как назовем мы то, когда видим, что большое число людейне только повинуются, но служат, не только подчиняются, но раболепствуютперед одним человеком или перед немногими некоторыми людьми, - ираболепствуют так, что не имеют ничего своего: ни имущества, ни детей, нидаже самой жизни, которые бы они считали своими, и терпят грабежи, жестокости не от войска, не от варваров, но от одного человека, и не отГеркулеса или Самсона, но от людей большей частью очень плохих внравственном отношении. Как назовем мы это? Скажем ли мы, что такие людитрусы? Если бы два, три, четыре не защищались от одного, это было быстранно, но все-таки возможно, и можно было бы сказать, что это отнедостатка мужества, но если сто тысяч людей, сто тысяч деревень, миллионлюдей не нападают на тех немногих, от которых все страдают, будучи ихрабами, то что это за удивительное явление? А между тем это совершается во всех странах со всеми людьми всякийдень, - совершается то, что несколько людей властвуют над ста тысячамидеревень и лишают их свободы; кто бы поверил этому, если бы только слышал, ане видел это. И если бы это можно было видеть только в чужих и удаленныхземлях, кто бы не подумал, что это скорее выдумано, чем справедливо! Ведьтех нескольких людей, которые угнетают всех, не нужно побеждать, не нужно отних защищаться, - они всегда побеждены, только бы народ не соглашался нарабство. Не нужно ничего отнимать у них, нужно только ничего не давать им, инарод будет свободен. Так что сами народы отдают себя во власть угнетателей, сами перерезают себе горло. Народ, который может быть свободным, отдает самсвою свободу, сам надевает себе на шею ярмо, сам не только соглашается ссвоим угнетением, но ищет его. Если бы ему стоило чего-нибудь возвращениесвоей свободы и он не искал бы ее, этого самого дорогого для человекаестественного права, отличающего человека от животного, то я понимаю, что онмог бы предпочесть безопасность и удобство жизни борьбе за свободу. Но еслидля того, чтобы получить свободу, ему нужно только пожелать ее, то неужелиможет быть народ в мире, который бы считал ее купленной слишком дорогойценой, раз она может быть приобретена одним желанием свободы. Бедные, несчастные, бессмысленные народы, упорные в своем зле, слепые ксвоему добру, вы позволяете отбирать от вас лучшую часть вашего дохода, грабить ваши поля, ваши дома; вы живете так, как будто все это принадлежитне вам, позволяя отнимать у вас вашу совесть, соглашаясь быть убийцами. Ивсе эти бедствия и разорения, развращения происходят не от врагов, но отврага, которого вы сами себе создаете. Откуда бы была у этого врага властьнад вами, если бы вы не давали ее ему? Что бы он мог сделать вам, если бы выне были укрывателями того вора, который вас грабит, участниками того убийцы, который вас убивает, если бы вы не были изменниками самим себе? Вы сеете длятого, чтобы он уничтожал ваши посевы, вы наполняете и убираете ваши дома дляего грабежей; вы воспитываете ваших детей с тем, чтобы он вел их на своивойны, на бойни, чтобы он делал их исполнителями своих похотей, своихмщений. И от этих ужасов, которых не перенесли бы и животные, вы можетеосвободиться, если захотите даже не освободиться, но только пожелать этого. Решитесь не служить ему более, и вы свободны одним желаниемосвобождения. Я не хочу, чтобы вы нападали на этого врага, но чтобы вытолько перестали поддерживать его, и вы увидите, что он, как огромнаястатуя, из-под которой вынули основание, упадет от своей тяжести иразобьется вдребезги. Лабоэти
Когда посмотришь внимательно на то, чем заняты люди, то нельзя неудивиться на то, как много тратится жизней для продолжения на земле царствазла и как поддерживает это зло больше всего то, что есть отдельныегосударства и правительства. И еще больше удивляешься и огорчаешься, когда подумаешь, что все это ненужно, что это все зло, которое так благодушно делают сами себе люди, происходит только от их глупости, только оттого, что они позволяютнескольким ловким и развращенным людям властвовать над собой. Патрис Ларрок
Мы пользуемся благами культуры и цивилизации, но не благаминравственности. При настоящем состоянии людей можно сказать, что счастьегосударств растет вместе с несчастьями людей. Так что невольно задаешь себевопрос, не счастливее ли мы были бы в первобытном состоянии, когда у нас небыло этой культуры и цивилизации, чем в нашем настоящем состоянии? Нельзя сделать людей счастливыми, не сделав их нравственными. Кант
" Я очень сожалею о том, что должен предписывать отобрание произведенийтруда, заключение в тюрьму, изгнание, каторгу. казнь, войну, то естьмассовое убийство, но я обязан поступить так, потому что этого самоготребуют от меня люди, давшие мне власть", - говорят правители. " Если яотнимаю у людей собственность, хватаю их от семьи, запираю, ссылаю, казню, если я убиваю людей чужого народа, разоряю их, стреляю в города по женщинами детям, то я делаю это не потому, что хочу этого, а только потому, чтоисполняю волю власти, которой я обещал повиноваться для блага общего", говорят подвластные. В этом обман лжеучения государства. Только этоукоренившееся лжеучение дает безумную, ничем не оправдываемую, власть сотнямлюдей над миллионами и лишает истинной свободы эти миллионы. Не можетчеловек, живущий в Канаде или в Канзасе, в Богемии, в Малороссии, Нормандии, быть свободен, пока он считает себя - и часто гордится этим - британским, североамериканским, австрийским, русским, французским гражданином. Не можети правительство, - призвание которого состоит в том, чтобы соблюдатьединство такого невозможного и бессмысленного соединения, как Россия, Британия, Германия, Франция, - дать своим гражданам настоящую свободу, а неподобие ее, как это делается при всяких хитроумных конституциях, монархических, республиканских или демократических. Главная и едва ли неединственная причина отсутствия свободы - лжеучение о необходимостигосударства. Люди могут быть лишены свободы и при отсутствии государства. Нопри принадлежности людей к государству не может быть свободы.
Работнику сам хозяин задал дело. И вдруг приходит чужой человек иговорит ему, чтобы он бросил хозяйское дело и делал бы совсем противноетому, что приказал хозяин, чтобы даже испортил начатое хозяйское дело. Неправда ли, надо, чтоб работник был совсем сумасшедший человек для того, чтобы, зная то, что он весь во власти хозяина и что хозяин может всякуюминуту потребовать его к себе, чтобы, зная все это, работник бы согласилсяделать все то противное воле хозяина, что велит этот чужой человек. И что же, это самое делает всякий христианин, когда он по приказуурядника, губернатора, министра, царя делает дела, противные его совести изакону Бога: отбирает у бедняков имущество, судит, казнит, воюет. Почему же он делает все это? А потому, что он верит в лжеучениегосударства.
Можно понять, почему цари, министры, богачи уверяют себя и других, чтолюдям нельзя жить без государства. Но для чего стоят за государство бедные, которым государство ничего не дает, а только мучает? Только оттого, что ониверят в лжеучение государства.
Лжеучение государства вредно уже одним тем, что выдает ложь за истину, но больше всего вредно тем, что приучает добрых людей делать дела, противныесовести и закону Бога: обирать бедных, судить, казнить, воевать и думать, что все эти дела не дурные.
" Деспотизм, смертная казнь, вооружения всей Европы, угнетенноеположение рабочих и войны, - все это великие бедствия, и правы те, ктоосуждает действия правительств. Но как же жить без правительства, - говорятлюди. - Какое имеем мы, люди с ограниченными познаниями и разумом, правотолько потому, что это кажется нам лучшим, уничтожить тот существующийпорядок вещей, посредством которого предки наши достигли настоящей высокойстепени цивилизации и всех ее благ? Уничтожая государство, мы должны жечто-нибудь поставить на его место. Если же нет, то как же рисковать темистрашными бедствиями, которые неизбежно должны возникнуть, если быгосударство было уничтожено". Ответ на это лжеучение дает христианское учение в его истинномзначении. Христианское учение отвечает на это лжеучение тем, что оно переноситвопрос совсем в другую, более существенную и более важную для жизни каждогоотдельного человека область. Христианское учение не предлагает ничегоразрушать и никакого своего устройства, заменяющего прежнее. Христианскоеучение тем и отличается от всех общественных учений, что оно говорит не отом или другом устройстве жизни, а о том, в чем заключается зло и в чемистинное благо жизни каждого человека, а потому и всех людей. И путь, которым приобретается это благо, до такой степени ясен, убедителен инесомненен, что раз человек понял его и потому познал то, в чем зло и в чемблаго его жизни, он уже никак не может сознательно делать то, в чем он видитзло своей жизни, и не делать того, в чем он видит истинное благо ее, точнотак же, как вода не может не течь книзу или растение не стремиться к свету. Учение же христианское все только в том, что благо человека висполнении той воли, по которой он пришел в этот мир, зло же в нарушенииэтой воли. Требования же этой воли так просты и ясны, что их так женевозможно не понимать, как и превратно перетолковывать. Требования эти втом, чтобы не делать другому того, чего не хочешь, чтобы тебе делали. Нехочешь, чтобы тебя заставляли работать на фабрике или на рудниках по 10часов кряду, не хочешь, чтобы тебя насиловали и убивали, не делай этого, неучаствуй в таких делах. Все это так просто, ясно и несомненно, что малыйребенок не может не понять этого, и никакой софист не может опровергнуть. Вопрос же о том, какая форма жизни сложится вследствие такойдеятельности людей, не существует для христианина.
То, что от государства с его податями, судами, казнями, много злалюдям, все видят. Все видят и то, что для того, чтобы освободиться от этогозла, надо только не поддерживать государство в его злых делах. Отчего желюди не освобождаются от зла государства? От лжеучения государства? А отлжеучения одно спасение - истина.
Популярное: