Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БИЛЕТ 46. РОДОВОЕ И ЖАНРОВО-ВИДОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Словесно-художественные произведения принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами: драма, эпос, лирика. Происхождение литературных родов. Веселовский в своей «Исторической поэтике» утверждал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов. Он считал, что обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя коллективные возгласы радости и печали, из чего возникла лирика. Из выступлений запевал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены), позднее трансформировавшиеся в героические эпопеи. Из обмена репликами участников обрядового хора возникла драма. Теория подражания (мимесиса) Аристотеля. Понятие литературного рода возникло в античной эстетике и было разработано Аристотелем в его «Поэтике», где он рассуждает о трех способах подражания в поэзии (искусстве слова): «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя ( эпос), как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица ( лирика ), или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных ( драма )». Субъектно-объектная теория Гегеля. Гегель предлагал разделять литературные роды по соотношению «субъект - объект». Он считал, что лирика субъективна, эпос объективен, драма соединяет субъективность и объективность. Разделение поэзии на роды и виды Белинского. Белинский в своем труде «Разделение поэзии на роды и виды» разграничивал литературные роды с помощью категорий «объекта» и «субъекта» художественного познания. Эпос он представляет как объективную поэзию, «в ней не видно поэта; мир развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что свершилось само собой». Лирика, напротив, «есть поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта». Драма есть «синтез» объективности и субъективности, «есть примирение эпической объективности и лирической субъективности». В литературоведении XX в. «триаду» пытались пополнить четвертым родом (романом, сатирой, сценарием и т. д.). Причиной было наличие произведений, не в полной мере обладавших свойствами эпоса, лирики и драмы, или лишенных их вовсе – внеродовых форм, к которым относят очерки, литературу «потока сознания», эссеистику. Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Жанры либо универсальны, либо исторически локальны. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Важнейшим жанровым признаком произведений является их принадлежность к тому или иному литературному роду. По проблематике произведения делятся на национально-исторические (масштабные исторические события), нравоописательные (оценка социально-бытового уклада) и романические (жизнь и судьба отдельной личности). Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающихся от лирики. В них воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени. Здесь изображаются персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение и в эпосе, и в драме выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, перед читателями нередко предстает иллюзия полной объективности. Драма и эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Они свободно осваивают жизнь в ее пространственной и временной протяженности, запечатлевают самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Иначе говоря, драме и эпосу доступны любые темы, проблемы и виды пафоса. Вместе с тем они принципиально отличаются друг от друга, так как организующим началом эпоса является повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках. В драме повествование не развито. Текст произведение состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к ремаркам, имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки. Слово «лирика» образовано от древнегреческого музыкального инструмента «лиры», под аккомпанемент которого пелись словесные произведения. Лирика отличается от двух других родов литературы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает внутренний мир человека: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощено субъективное начало человеческой жизни. Речь в лирике выступает главным образом в экспрессивной функции, она активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося – так называемого лирического героя. В теории литературных родов есть и иные термины, обозначающие эмоциональную настроенность произведений: «эпичность» - величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широта взгляда на мир; «драматизм» - умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой, «лиризм» - возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей.
БИЛЕТ 47. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЭПОСА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА. ВИДЫ И ЖАНРА ЭПОСА. В эпическом роде литературы решающую роль играет рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны» - повествование. Повествование, говоря иначе, - это развернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды. При этом между временем действия и временем повествования существует определенная дистанция – это одно из важнейших свойств эпической формы. Наряду с повествованием в эпосе немалую роль играют описания – изображение предметного мира в его статике. К этому понятию относятся пейзажи, характеристики бытовой обстановки, черты наружности персонажей, их душевных состояний и т. д. К повествованию и описанию нередко «подключаются» авторские рассуждения и высказывания персонажей: монологи, диалоги. В одних случаях автор воссоздает замкнутые в пространстве и времени картины, образуя тем самым сценические эпизоды. В других случаях автор сообщает о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах. Это несценические, обзорные эпизоды, в которых подробные действия персонажей отодвигаются на второй план. Соединяя в одном произведении сценические и несценические эпизоды, автор компактно и вместе с тем тщательно воссоздает процессы, протекающие в широком пространстве и на значительных промежутках времени. Эпические произведения используют весь арсенал художественных средств, доступных литературе, свободно осваивают реальность во времени и пространстве, не знают ограничений в объеме. (Только эпос может вобрать в себя такое кол-во персонажей, обстоятельств, судеб и т.п.) В эпосе важно присутствие повествователя. Это – весьма специфическая форма художественного воспроизведениячеловека. Он является посредником между изображаемым и читателем, нередко являясь свидетелем и истолкователем показанных лиц и событий. Разные способы повествования: - абсолютная дистанция между повествователем и персонажами. Колорит максимальной объективности. Рассказчик чужд действующим лицам. Эпическое миросозерцание (античный эпос, например, «Илиада»); - субъективно окрашенное повествование. Повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями (Бородинская битва в «Войне и мире»); - рассказ от третьего лица. Повествующий выступает как некое «я», таких персонифицированных повествователей называют рассказчиками (Максим Максимыч в «Бэле»). В эпосе изображаются прежде всего поступки персонажей. Основу повествования составляет характеристика действий героев. Высказывания персонажей эпических произведений часто взаимодействует с поясняющими их высказываниями повествователя. Если они сливаются, - это несобственно-прямая речь. Это речь повествователя. Эпические жанры: рассказ, новелла, сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, роман.
БИЛЕТ 48. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИРИКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА. ЖАНРОВО-ВИДОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ЛИРИКИ. Лирика - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется. В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Традиционно считается, что в лирике сюжета нет. Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души Лирическая эмоция – сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Гинзбург: лирика – «самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». В основе – душевное озарение, результат творческого достраивания и преображения того, что испытано. Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика – художественное освоение сознания и бытия. Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения. Лирика способна запечатлеть: - пространственно-временные представления - связь чувства с фактами быта и природы - религиозный характер и т.п. Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лирические поэмы). Принцип лирического рода литературы: как можно короче и как можно полнее. Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно. Характерные черты: - сюжета нет; - важная реакция на события; - лирический герой – целостный, многогранный образ; - хронотоп фрагментарен, чаще всего – в настоящем времени; - автопсихологичность, так как лирический герой / субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п. - суггетивность – способность лирического произведения быть воспринятым так, что авторские чувства воспринимаются читателем, как свои. В любом лирическом произведении присутствует медитация – взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится доминирующим началом. Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой. Виды лирики: - описательная (пейзажная); - повествовательная (событие, эпизод) - ролевая (монолог от лица персонажа) - медитативная (любовная, философская) Лирический герой (ЛЭС) – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Это художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика. Лирический субъект – носитель переживания «я» в одном произведении. Для Е. Г. Чернышевой: лирический субъект ближе к личности автора, чем лирический герой. Герой = роль, субъект = субъект творчества. Ведущие лирические жанры: послание, элегия, ода, сатира, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет. Ода – стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет (личность великого человека, историческое событие и пр.). Сатира – стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна: поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием. Элегия – стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью. Эпиграмма – 1) древнегреческая надпись на предметах культа; 2) короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо. Эпитафия – надпись на надгробии, разновидность эпиграммы в ее первом значении. Мадригал – антипод эпиграммы в ее втором значении – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).
БИЛЕТ 49. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДРАМЫ. ВИДЫ И ЖАНРЫ ДРАМЫ. Драма принадлежит и литературе и театру. Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Основным текстом драмы является цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается. Действие протекает перед глазами читателя. Драма ориентирована на требования сцены и, соответственно, тяготеет к эффектной подаче изображаемого. Ее образность характеризуется театрализующими гиперболами. Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. Характерные черты драмы: - отсутствие повествования; - авторская речь эпизодична; - специализирована для сцены; - монологи и диалоги – основной текст; - авторские комментарии, описание сценической обстановки, заглавие, эпиграф, список действующих лиц – побочный текст; - сюжет всегда есть; - время и пространство ограничены: - три единства: время, места, действия; - хронотоп драмы: здесь и сейчас; - дистанции между героем и читателем (зрителем) нет. - с XIX в. резонер (герой, выражающий авторскую позицию) исчез. Ведущие драматические жанры: трагедия, комедия, драма как вид, трагикомедия, мистерия, мелодрама, водевиль, фарс. Трагедия – вид драмы, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей с миром, трагическом ее исходе. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию. Драма (вид) – один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны. Трагикомедия – вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомедия не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием – вплоть до признания алогичности мира. Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством. Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами. Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 5804; Нарушение авторского права страницы