Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика как теория и метод



В марксизме, который обобщил все ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления 1. Согласно В. И. Ленину, диалектика есть

1 Слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (греч. dialegomai — беседую). Противоборство

учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся реальности. Она выступает в единстве двух своих сторон — субъективной и объективной. Будучи теорией развития мышления, познания, борьбы идей в науке, искусстве, философии, в духовной жизни вообще, она предстает как субъективная диалектика, то есть развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия — диалектики объективной. Таков материалистический принцип истолкования соотношения объективной и субъективной диалектики в их единстве. Наше понимание того, что мир диалектичен, повелительно требует именно диалектического подхода к нему. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира; она есть «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…» 1. Любой принцип, любой закон диалектики, отражая объективную реальность, вместе с тем указывает на то, как правильно мыслить о соответствующей области действительности. Вот почему диалектика есть теория «не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира» 2. Диалектика не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира, движения из области незнания в царство познанного, методология знания на основе действия и методология действия на основе знания. В этом и проявляется единство диалектики как теории и как метода. Недаром В. И. Ленин назвал диалектику «решающим в марксизме», «душой» марксизма.

мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию — это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная впоследствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение развитие, движение вперед.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 321.

2 Там же, с. 84.

Утверждение о том, что диалектика есть теория и метод, не означает ее отождествления с философией марксизма в целом. Точно так же и материализм, будучи теорией и методом, не равен всей философии. Суть дела заключается в том, что и диалектика, и материализм, взятые в этом их качестве, суть универсальные исходные принципы марксистской философии, позволяющие ей выполнять свою мировоззренческую, теоретическую и методологическую функции.

Диалектика и метафизика

Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, метафизикой 1. Характерной особенностью метафизики всегда выступала односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Изъяв некоторый объект из связи его с другими, метафизически мыслящий человек упускает из виду целостный контекст бытия этого объекта, который только и позволяет уяснить его суть, показывая его взаимосвязи, его роль в составе целого, в динамике этого целого. Для метафизики характерна статичность мышления, «шараханье» мысли из одной крайности в другую, преувеличение, гипертрофирование той или иной стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности и др.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части (эти операции лежат в основе аналитической способности мышления). Нельзя также обойтись в познании и без невольного (а порой и вольного) огрубления, упрощения: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия» 2. Характеризуя метафизику, В. И. Ленин употреблял против нее самые резкие эпитеты: «неразвитый», «грубый», «мертвый», «неподвижный» 3 (имея в виду метафизический материализм в противоположность диалектическому идеализму, противопоставляя последний первому как

1 Метафизика — от греч. meta ta physika — то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин «метафизика» нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 233.

3 См. там же, с. 248.

«умный глупому»). По словам А. И. Герцена, догматизм метафизики ведет к «летаргическому сну».

Единственным противоядием против метафизики и ее разновидности — догматизма — является диалектика с ее требованием гибкости мышления. Подлинная диалектичность мышления — это своего рода музыка духа, схватывающего тончайшую игру противоречий жизни и сознания, переливы противоположностей, переходы одних явлений в другие, словом, движение, становление сущего, его отражение в логике понятий. Диалектика не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание, его возможности: неудовлетворенность достигнутым — ее стихия, революционная активность — ее суть. «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного… На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» 1.

Диалектика — творческое учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Залог плодотворного развития ее самой — в ее единстве с исторически развивающейся общественной практикой, с потребностями развития науки и культуры. Отрыв ее от жизни, уход в область «чистой» теории приводит, как правило, к схоластике, а равно и к метафизике как ее антиподу. Чтобы быть действенной теорией познания и преобразования мира, материалистическая диалектика должна постоянно перерабатывать новую социальную практику, усваивая живой опыт исторической деятельности, обогащаясь им и тем самым совершенствуясь. Это — непреложное условие ее жизненности. Что реально означает связь диалектики с жизнью, с практикой? В теоретическом отношении эта связь указывает па применение к самой же теории диалектики общефилософского материалистического принципа историзма: подходить диалектически к самой диалектике означает не принимать готовым каждый ее результат как нечто окончательное и неизменное. Диалектика должна проявлять гибкость мышления, отражая в познании все реальные изгибы движения объекта. Только в таком случае познание может выполнить стоящую перед ним задачу — быть прежде всего конкретным. «Вести правильную, научно обоснованную политику можно, лишь ясно понимая ключевые тенденции реальной действительности. Глубокое проникновение в диалектику происходящего, его объективную логику, умение

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 276.

делать правильные выводы, отражающие движение времени, — дело непростое, но настоятельно необходимое» 1.

Материалистическая диалектика выражается в системе философских принципов, категорий и законов, являющихся средством осмысления ею действительности во всех существенных формах ее проявления: и в природе, и в обществе, и в самом мышлении. Природа, по Ф. Энгельсу, есть «пробный камень диалектики», и ее изучение, по существу, невозможно без учета диалектики. Именно диалектические принципы лежали в основе выработки современной естественнонаучной картины мира. Физика, например, освободилась от метафизического представления об извечно существующих простых частицах материи, выяснив, что элементарные частицы рождаются и исчезают, испытывая многообразные превращения. Без диалектики невозможно и создание социально-исторической картины мира. Именно диалектика помогает уяснить природу и характер движущих сил общественного развития, а также направление общественного прогресса, выявить негативные моменты в строительстве нового общества, с тем чтобы, устранив их, открыть широкий простор его совершенствованию. Применение диалектики к познанию и природы, и общественной жизни, особенно на ее переломных, поворотных этапах, предполагает и настоятельно требует развития диалектической логики мышления, перестройки всего сознания. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет, выявив закономерности их развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные, разумные способы его созидания.

1 Материалы XXVJ1 съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 6.

 


Глава II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь