Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Противоречие как источник развития
Все виды противоречий осуществляются и разрешаются, снимаются и создаются, оживают в новой форме — в этом и состоит их движение. Разрешающее движение противоречий есть способ изменения качественного состояния включающей их в себя системы. В противоречии как единстве и борьбе противоположностей Гегель усматривал «корень всякой жизненности и пульсации», «источник всякого движения». «Противоречие — вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить» 1. Взаимодействие противоположностей в форме противоречия и его разрешение — вот что побуждает семя к росту, а почку — развертываться листом, цветком, сочным плодом. Противоречие и его разрешение движет великим и малым, обнаруживаясь в закономерном, «разумном» порядке мира. Однако сами по себе противоречия без их разрешения не приводят к развитию, они являются его необходимым, но недостаточным условием. Противоречие как источник развития действенно только вместе с его разрешением. В социальной же области взятые сами по себе, безотносительно к своевременному выявлению и эффективному разрешению, противоречия могут обусловливать не только прогресс, но и регресс, деструктивные процессы. Формы разрешения противоречий многообразны и зависят 1 Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 280. как от характера самих противоречий, так и от условий их действия, в том числе и от характера, уровня организации борющихся сторон, особенно если речь идет о противоречиях в жизни человека и общества. В некоторых случаях одна сторона противоречия гибнет, а другая торжествует, но случается и так, что гибнут обе стороны, истощая себя в борьбе. Возможен и более или менее длительный компромисс борющихся сторон, и их адаптация друг к другу, и постоянное возрождение разрешенного противоречия. Разрешение противоречий может быть полным или частичным, разовым или поэтапным. Многообразие форм разрешения противоречий прежде всего характерно для общества, особенно для такого общества, которое находится на высоком уровне своего развития, когда чрезвычайно усложняются все его элементы и структуры, когда в нем многократно увеличиваются взаимные связи и зависимости, повышается динамизм развития. Эти условия требуют особо внимательного отношения к способам разрешения напряженных противоречий. Существует два главных типа развития объектов на основе заложенных в них противоречий, а также обусловленные ими два главных способа разрешения последних: антагонистический и неантагонистический, гармонический. Понятие гармонии многопланово, предполагает и стремление к достижению согласия, разумного компромисса, и полное слияние, совпадение на основе некоторого общего начала, доходящее до полного единства. Антагонистический же тип развития характеризуется преодолением антагонизма, сопровождающимся гибелью одной из противоположных сторон. Антагонистические противоположности, образуя единство, обладают вместе с тем относительной самостоятельностью: они качественно и количественно неравнозначны, играют разную роль в составе целого, при этом одна из сторон нередко «задает тон» в процессе развития, будучи ведущей силой. Это хорошо видно на примере капитализма. «Пролетариат и богатство — это противоположности. Как таковые, они образуют некоторое единое целое. Они оба порождены миром частной собственности. Весь вопрос в том, какое определенное положение каждый из этих двух элементов занимает внутри противоположности. Недостаточно объявить их двумя сторонами единого целого… В пределах всего антагонизма частный собственник представляет собой консервативную сторону, пролетарий — разрушительную. От первого исходит действие, направленное на сохранение антагонизма, от второго — действие, направленное на его уничтожение» 1. При антагонистическом типе развития «консервативная» противоположность преодолевается. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 38, 39. Этот принцип неравнозначности противоположностей в процессе развития универсален и действует всюду, где происходит развитие, хотя характер его проявления качественно различен и зависит от уровня организации материи. Так, в живой природе изменчивость играет ведущую роль в ходе эволюции живого по отношению к такому фактору, как наследственность, которая стремится к сохранению данной качественной определенности вида, играя тем самым как бы консервативную роль. Известно, что наша метагалактика, включающая в себя несметное число галактик, расширяется: в этом процессе преобладает отталкивание по отношению к притяжению. И вместе с тем ни наследственность, ни силы притяжения не исчезают полностью в процессе разрешения противоречия, ведущего к развитию системы. Противоречие изменчивости и наследственности разрешается в гармоничном типе развития систем, при котором разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом. Живой организм, например, немыслим вне обеих противоположностей — изменчивости и наследственности, поэтому и разрешение их противоречия выражается в нем в форме динамической согласованности обеих тенденций, что ведет к оптимальной адаптации данного организма к окружающей среде. И в гармоническом типе развития, так же как в антагонистическом, движущим стимулом остается борьба противоречий. Очевидно, что если антагонистическое развитие совершается за счет антагонистических противоречий, то гармоничное развитие связано с разрешением неантагонистических противоречий. Одна из особенностей диалектики развития социалистического общества как раз и состоит в том, что разрешение ряда присущих ему неантагонистических противоречий достигается путем соединения противоположностей, путем их гармонизации. К ним относятся, например, сочетание демократии и централизма, коллегиальности и единоначалия, принципа равенства и необходимости материального поощрения лучших работников и т. д. При этом необходимо помнить, что гармоничным является именно тип разрешения противоречия, а не тип самих противоречий. Гармония при этом является активным динамическим состоянием системы в момент разрешения неантагонистических противоречий, но отнюдь не в начальный момент противостояния еще не вступивших в борьбу противоположностей. Принцип гармонии в его марксистском понимании отражает диалектику становления, а не уже ставшее бытие.
Греческое слово «гармония» (harmonia — согласованность, стройность в сочетании) имело в античности много значений. Первоначально (у Гомера) оно обозначало те «скрепы», с помощью которых соединялись различные части строящегося корабля. В дальнейшем его значение подверглось постепенной терминологизации, войдя в состав диалектических категорий. Так, уже у Гераклита гармония — это производное от борьбы противоположностей. Таков исходный диалектический смысл термина «гармония», подчеркивающий в ней ее зависимую от движения, развития природу. На протяжении многих веков гармония толковалась как цель развития, как недосягаемый, но осознаваемый образец (Платон, средние века, Возрождение). Лейбниц говорил, что гармония — это движение к совершенству, происходящее за счет внутренне присущей явлению активности. Кант включил в понятие гармонии наряду с необходимостью также и случайность, подчеркнув, что сущность гармонии состоит в закономерной реализации явлением всех его внутренних возможностей. Гегель глубоко разработал теорию гармонических отношений, влияющих на переход от старого к новому с сохранением всего богатства ценных приобретений предшествующих ступеней. Однако порой содержание категории гармонии ограничивается предметной областью эстетики и этики. Такое ограничение сферы применения данной категории искусственно лишает ее универсального характера, значительно снижает ее эвристическую силу. Диалектический материализм рассматривает гармонию как момент всеобщего движения и развития через единство и борьбу противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей, будучи ядром диалектики, имеет не только важное теоретическое, но и огромное практическое и даже практически политическое значение. Смысл его кроется в том, что порой обострение внутренних противоречий развития общества имеет своей основой не только объективные факторы, но и причины субъективного порядка, а именно то, что несвоевременно выявляются и получают неправильную оценку различного рода социально-экономические, идеологические и другие процессы и явления. Овладение законом единства и борьбы противоположностей формирует диалектическую гибкость мышления, обостренную восприимчивость к различным нюансам общественной жизни, формирует способность своевременно и адекватно оценивать благоприятные и неблагоприятные тенденции, что дает возможность отвергать мешающее и утверждать, давать простор прогрессивному. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2392; Нарушение авторского права страницы