Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дела Святого Духа в Ветхом Завете



Изучение дел Святого Духа в целом мы начнем с рассмотрения Его служения в Ветхом Завете. В Ветхом Завете часто бывает трудно точно определить, где именно речь идет о Святом Духе, так как он отражает ранние стадии прогрессивного откровения. Фактически здесь редко используется термин " Святой Дух", обычное выражение - " Дух Божий". Следует иметь в виду, что еврейский язык - это конкретный язык с относительно небольшим количеством прилагательных. Там, где в английском языке мы употребляем имя существительное с прилагательным, в еврейском чаще всего используются два существительных, одно из которых в родительном падеже1285. Например, там, где по-английски мы сказали бы " праведный человек", в еврейском мы обычно встречаем выражение " человек праведности". Аналогичным образом, в большинстве случаев, когда в Ветхом Завете упоминается третье Лицо Троицы, используется выражение, состоящее из двух существительных - Дух и Бог. Из такой конструкции не следует с очевидностью, что речь идет об особом лице. Выражение " Дух Божий" вполне можно было бы понять как относящееся просто к воле, уму или деятельности Бога1286. Но в нескольких случаях Новый Завет ясно указывает, что слова Ветхого Завета о " Духе Божием" относятся к Святому Духу. Одно из самых известных подобных мест в Новом Завете - Деян. 2: 16-21, Где Петр объясняет, что случившееся в день Пятидесятницы есть исполнение слов пророка Иоиля: " Излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоиль 2: 28). События Пятидесятницы были, несомненно, и исполнением обещанного Иисусом: " Но вы примете силу, когда сойдет на нас Дух Святый" (Деян. 1: 8). Короче говоря, выражение Ветхого Завета " Дух Божий" - это синоним имени Святого Духа1287.

Есть несколько основных сфер деятельности Святого Духа в ветхозаветные времена. Прежде всего, это творение. В рассказе о творении мы встречаем упоминание о присутствии и деятельности Святого Духа: " Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1: 2). Духу приписывается и продолжающаяся деятельность Божья в сотворенном мире. Иов говорит: " От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона" (Иов 26: 13). Исайя уповает на излияние Духа в будущем как на время расцвета в сотворенном мире: опустошение и заброшенность будут царить до тех пор, " доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом" (Ис. 32: 15).

Другой важнейшей сферой деятельности Духа является наделение даром пророчества и создание Писания1288. Пророки Ветхого Завета свидетельствовали, что их речи и писания были результатом сошествия на них Духа. Самый ясный пример показывает Иезекииль: " И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне" (Иез. 2: 2; ср. 8: 3; 11: 1, 24). Дух входил даже в таких неподходящих и непривлекательных людей, как Валаам (Чис. 24: 2). В качестве знамения, доказывающего, что Саул - помазанник Божий, на него явно сошел Дух, и он пророчествовал (1 Цар. 10: 6, 10). Свидетельство пророков об этом событии подтвердил Петр: " Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1: 21). Кроме того, книга Деяний содержит свидетельство о том, что Святой Дух говорил устами Давида (Деян. 1: 16; 4: 25). Поскольку Писание создавалось Святым Духом, о нем можно говорить, как о " богодухновенном" (qeopneustos - 2 Тим. 3: 16).

Еще один вид деятельности Святого Духа, описанный в Ветхом Завете, заключался в наделении некоторых людей определенными способностями и мастерством, необходимыми для выполнения различных задач1289. Например, мы читаем, что при назначении Веселиила на работу по сооружению скинии и созданию всех ее принадлежностей Бог говорит: " И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела" (Исх. 31: 3-5). Остается неясным, обладал ли Веселиил и ранее всем этим набором способностей и умений или же они были дарованы ему для выполнения данной конкретной работы. Равным образом неясно и то, продолжал ли он обладать ими впоследствии. Аналогичный дар Духа был послан, когда Зоровавель заново построил храм после вавилонского плена: " Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4: 6).

Управленческие способности также, по-видимому, представляют собой дар Духа. Даже фараон признавал присутствие Духа в Иосифе: " И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? " (Быт. 41: 38). Когда Моисею понадобилась помощь в руководстве народом Израиля, часть Духа была взята от него и отдана другим: " И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали" (Чис. 11: 25). Здесь дар управления и руководства сопровождался даром пророчества или включал его. Хотя и нет полной ясности в вопросе о том, была ли особым образом связана с деятельностью Духа Божьего способность Иисуса Навина руководить людьми, намек на нечто подобное все же делается: " И Иисус, сын Навив, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею" (Вт. 34: 9).

Во времена судей Израилевых проявления силы Святого Духа и Его даров в руководстве народом были особенно впечатляющими1290. Это было время, когда руководство народом израильским было очень слабым, многое же из того, что в этом отношении делалось, исполнялось людьми, которых мы сейчас назвали бы харизматическими лидерами. О Гофонииле говорится: " На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема" (Суд. 3: 10). Сходным образом описывается и призвание Гедеона: " И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним " (Суд. 6: 34). Следует отметить, что работа Святого Духа во времена судей в значительной мере заключалась в наделении умением воевать. На Гофонииле был Дух, а он вышел на войну. На Гедеоне был Дух Господень, и он, получив подтверждение и обретя уверенность, что Израиль будет спасен его рукой, начал войну. Его воины при этом действовали необычайно успешно, что совершенно не соответствовало их числу. Аналогичным образом, и Самсон, когда на него сошел Дух, преисполнился необычайной силы и оказался способным совершать поистине сверхъестественные подвиги: " И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, " вял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку" (Суд. 14: 19).

Дух также наделял особыми способностями и первых царей Израиля. Мы уже отмечали, что Саул пророчествовал, когда на него сошел Дух (1 Цар. 10: 10). Помазание Давида также сопровождалось сошествием на него Духа Божьего: " И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде о того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму" (1 Цар. 16: 13).

Проявления Духа, однако, можно видеть не только в ситуациях, связанных с какими-то драматическими событиями. В дополнение к таким проявлениям, как качества, необходимые для руководства народом и героического ведения войны, Его присутствие выражалось и в духовной жизни Израиля. В этой связи о Нем говорится как о " благом Духе". Ездра напоминает израильтянам о заботе, проявленной в отношении их предков в пустыне: " И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их" (Неем. 9: 20). Псалмопевец умоляет Бога: " Дух Твой благий да ведет меня в землю правды" (Пс. 142: 10). Благость Духа можно видеть также и в тех двух случаях, когда о Нем говорится как о Святом Духе. В каждом из этих случаев святость Божья противопоставляется греховности человеческих действий. Прося об очищении от грехов, о том, чтобы все беззакония его были изглажены, Давид молится: " Духа Твоего Святого не отними от меня " (Пс. 50: 13). А Исайя говорит о людях, которые " возмутились и огорчили Духа Святого Его [Господнего]" (Ис. 63: 10).

Свойства благости и святости Духа становятся, однако, еще более ясными и очевидными в свете выполняемой Им работы и ее результатов. Согласно описанию, Он производит страх Господень и окажется Духом праведности и истины в предрекаемом Мессии (Ис. 11: 2-5). Когда изольется Дух (Ис. 32: 15), результатом будут истина, правосудие и мир (Ис. 32: 16-20). Излияние Духа вызывает преданность Господу (Ис. 44: 3-5). В Иез. 36: 26-28, отрывке, предвосхищающем учение Нового Завета о духовном возрождении, говорится, что, когда человек получает от Бога Его Дух, это сопровождается полны" выполнением заповедей и уставов Божьих и обретением нового сердца.

Приведенные выше места Ветхого Завета дают описание Святого Духа как источника нравственных и духовных качеств святости и благости в том человеке, на которого Он нисходят или в которой пребывает. Следует, однако, отметить, что, хоти в некоторых случаях Эти внутренняя работа Святого Духа является, скорее всего, постоянной, в других случаях - например; в тех, которые описаны в книге Судей, - Его присутствие, по-видимому, бывает временным, связанным с той конкретной деятельностью или тем конкретным служением, которые необходимы в данном случае.

Свидетельства Ветхого Завета о Святом Духе содержат предсказания о наступлении такого времени, когда служение Духа будет более полным1291.

Частично это связывается с приходом Мессии, в Котором Дух должен пребывать совершенно необычным образом и в необычайной степени. Мы уже указывали на Ис. 11: 1-5. К аналогичным местам Ветхого Завета относятся Ис. 42: 1-4 и 61: 1-3 (" Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы..." ). Иисус цитирует начальные стихи Ис. 61 и указывает, что теперь они исполняются в Нем (Лк. 4: 18-21). Имеется, однако, и более общее обетование, которое не ограничивается только Мессией. Оно содержится в Иоиля 2: 28-29: " И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего". В день Пятидесятницы Петр процитировал это пророчество, заметив, что теперь оно исполнилось.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Отметьте чудные дела земной жизни Христа.
  2. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ
  3. III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта
  4. IV. Обязанности отдела содержания общежитий
  5. V. Взаимоотношения отдела кадров с другими подразделениями предприятия
  6. V. Взаимоотношения отдела материально-технического снабжения с другими подразделениями предприятия
  7. V. Взаимоотношения отдела организации труда и заработной платы с другими подразделениями предприятия
  8. АГАМЕМНОН ДЕЛАЕТ ПОПЫТКУ ПРИМИРИТЬСЯ С АХИЛЛОМ
  9. Актуальность темы, наличие достаточного объема теоретического материала по исследуемой проблеме и информации об объекте исследования позволяют приступить к написанию теоретического раздела работы.
  10. Акустические волны. Связь между давлением, плотностью, скоростью и смещением частиц воздуха в волне. Интенсивность акустической волны.
  11. Бегство в Египет. Добродетели святого Иосифа.
  12. Более того, на гаметной стадии, в ходе блокировки Х-спермиев, по сути дела конституируются полы очередного поколения: консолидированный, монолитный женский и разбросанный, спектрированный мужской.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь