Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура речи и функциональные стили.



1.Взаимосвязь понятий «стиль» и «культура речи». Вопрос о классификации функциональных стилей речи.

2.Особенности каждого стиля речи. Взаимодействие функциональных стилей.

 

На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы темы:

Особенности официально-делового стиля. Общие черты научного стиля. Основные признаки и особенности публицистического стиля. Общие черты разговорного стиля.

Культура речи и функциональные стили.

Функциональные стили языка выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.

Под функциональными стилями понимают исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.

В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые выступают преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи.

Некоторые ученые выделяют еще в качестве функционального стиля художественный (художественно-беллетристический), то есть язык художественной литературы. Однако эта точка зрения вызывает справедливые возражения. Писатели в своих произведениях используют все многообразие языковых средств, так что художественная речь не представляет собой системы однородных языковых явлений. Напротив, художественная речь лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. В.В. Виноградов писал: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык национальной художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде».

Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции.

Стилистическая окраска слов

Стилистическая окраска слова зависит от того, как оно воспринимается нами: как закрепленное за тем или иным стилем или как уместное в любой речевой ситуации, то есть общеупотребительное.

Мы чувствуем связь слов-терминов с языком науки (например: квантовая теория, эксперимент, монокультура); выделяем публицистическую лексику {всемирный, правопорядок, конгресс, ознаменовать, провозгласить, избирательная кампания); узнаем по канцелярской окраске слова официально-делового стиля (потерпевший, проживание, воспрещается, предписать).

Книжные слова неуместны в непринужденной беседе: «На зеленых насаждениях появились первые листочки»; «Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоема». Столкнувшись с таким смешением, стилей, мы спешим заменить чужеродные слова их общеупотребительными синонимами (не зеленые насаждения, а деревья, кусты; не лесной массив, а лес; не водоем, а озеро).

Разговорные, а тем более просторечные, то есть находящиеся за пределами литературной нормы, слова нельзя употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны официальными отношениями, или в официальной обстановке.

Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано. В зависимости от содержания речи, ее стиля, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие (с симпатией или с неприязнью), они употребляют различные слова.

Высокая лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Эта лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный, патетический тон. Но если вы, например, захотели пить, вам не придет в голову по такому пустячному поводу обратиться к товарищу с тирадой: «О мой незабвенный соратник и друг! Утоли мою жажду животворящей влагой! »

Если слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неумело, они придают речи комическое звучание.

Еще в античных пособиях по красноречию, например в «Риторике» Аристотеля, большое внимание уделялось стилю. По мнению Аристотеля, он «должен подходить к предмету речи»; о важных вещах следует говорить серьезно, подбирая выражения, которые придадут речи возвышенное звучание. О пустяках не говорится торжественно, в этом случае используются слова шутливые, презрительные, то есть сниженная лексика. На противопоставление «высоких» и «низших» слов указывал и М.В.Ломоносов в теории «трех штилей». Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам, отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также выделяя слова сниженные, презрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные.

Конечно, разговаривая, мы не можем каждый раз заглядывать в толковый словарь, уточняя стилистическую помету к тому или иному слову, но мы чувствуем, какое именно слово нужно употребить в определенной ситуации. Выбор стилистически окрашенной лексики зависит от нашего отношения к тому, о чем мы говорим. Приведем простой пример.

Двое спорили:

— Я не могу относиться серьезно к тому, что говорит этот белобрысый юнец, — сказал один.

— И напрасно, — возразил другой, — доводы этого белокурого юноши весьма убедительны.

В этих противоречивых репликах выражено разное отношение к молодому блондину: один из спорщиков подобрал для него обидные слова, подчеркнув свое пренебрежение; другой, наоборот, постарался найти такие слова, которые выразили симпатию. Синонимические богатства русского языка предоставляют широкие возможности для стилистического выбора оценочной лексики. Одни слова заключают в себе положительную оценку, другие — отрицательную.

В составе оценочной лексики выделяются слова эмоционально и экспрессивно окрашенные. Слова, которые передают отношение говорящего к их значению, принадлежат к эмоциональной лексике (эмоциональный — значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями). Эмоциональная лексика выражает различные чувства.

В русском языке немало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. В этом легко убедиться, сравнивая близкие по значению слова: белокурый, белобрысый, белесый, беленький, белехонький, лилейный; симпатичный, обаятельный, чарующий, восхитительный, смазливый; красноречивый, болтливый; провозгласить, сболтнуть, ляпнуть и т.д. Сопоставляя их, мы стараемся выбирать наиболее выразительные, которые сильнее, убедительнее смогут передать нашу мысль. Например, можно сказать не люблю, но можно найти и более сильные слова: ненавижу, презираю, питаю отвращение. В этих случаях лексическое значение слова осложняется особой экспрессией.

Экспрессия — значит выразительность (от лат. expressio — выражение). К экспрессивной лексике относятся слова, усиливающие выразительность речи. Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения: несчастье, горе, бедствие, катастрофа; буйный, безудержный, неукротимый, неистовый, яростный. Нередко к одному и тому же нейтральному слову тяготеют синонимы с прямо противоположной окраской: просить молить, клянчить; плакать — рыдать, реветь.

Экспрессивно окрашенные слова могут приобретать самые различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях: торжественное (незабвенный, свершения), высокое (предтеча), риторическое (священный, чаяния), поэтическое (лазурный, незримый). От всех этих слов резко отличаются сниженные, которые выделены пометами: шутливое (благоверный, новоиспеченный), ироническое (соблаговолить, хваленый), фамильярное (недурственный, шушукаться), неодобрительное (педант), пренебрежительное (малевать), презрительное (подхалим), уничижительное (хлюпик), вульгарное (хапуга), бранное (дурак).

Оценочная лексика требует внимательного к себе отношения. Неуместное использование эмоционально и экспрессивно окрашенных слов может придать речи комическое звучание. Это нередко случается в ученических сочинениях. Например: «Ноздрев был заядлый забияка». «Все гоголевские помещики дураки, тунеядцы, бездельники и дистрофики».

К книжной лексике принадлежат высокие слова, которые придают речи торжественность, а также эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. В книжных стилях используется лексика ироническая (прекраснодушие, словеса, донкихотство), неодобрительная (педантичный, манерность), презрительная (личина, продажный).

К разговорной лексике относятся слова ласкательные (дочурка, голубушка), шутливые (бутуз, смешинка), а также слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться).

В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики. Среди них могут быть слова, выражающие положительную оценку называемого понятия (работяга, башковитый, обалденный), и слова, выражающие отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (рехнуться, хлипкий, дошлый и т.п.).

В экспрессивных стилях широко используются и синтаксические средства, усиливающие эмоциональность речи. Русский синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Это и разные типы односоставных и неполных предложений, и особый порядок слов, и вставные и вводные конструкции, и слова, грамматически не связанные с членами предложения. Среди них особенно выделяются обращения, они способны передать большой накал страстей, а в иных случаях — подчеркнуть официальный характер речи. Сравните пушкинские строки:

Питомцы ветреной Судьбы,

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы! -

и обращение В.Маяковского:

Гражданин фининспектор!

Простите за беспокойство...

Яркие стилистические краски таит в себе прямая и несобственно-прямая речь, восклицательные и вопросительные предложения, в особенности риторические вопросы.

Риторический вопрос — одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков. Риторические вопросы содержат утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?..(Л..).

Совпадающие по внешнему грамматическому оформлению с обычными вопросительными предложениями, риторические вопросы отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств. Не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят восклицательный знак или два знака — вопросительный и восклицательный: Ее ли женскому уму, воспитанному в затворничестве, обреченному на отчуждение от действительной жизни, ей ли не знать, как опасны такие стремления и чем оканчиваются они?! (Бел.); И как же это вы до сих пор еще не понимаете и не знаете, что любовь, как дружба, как жалованье, как слава, как все на свете, должна быть заслуживаема и поддерживаема?! (Добр.)

Эмоциональную напряженность речи передают и присоединительные конструкции, то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения. Например: Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость (Рожд.). Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более президент России

(Черномырдин В. // Известия. — 1997. — 29 янв.).

Пунктуация позволяет автору передать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающие душевное волнение говорящего. Вспомним слова Анны Снегиной в поэме С.Есенина: — Смотрите... Уже светает. Заря как пожар на снегу... Мне что-то напоминает... Но что?.. Я понять не могу... Ах!.. Да... Это было в детстве... Другой... Не осенний рассвет... Мы с вами сидели вместе... Нам по шестнадцать лет...

Особую эксперссивность придают речи тропы (гр. tropos — поворот, оборот, образ) — слова, употребленные в переносном значении: метафоры (Земля корабль. Но кто-то вдруг... В сплошную гущу бурь и вьюг ее направил величаво. — Ес.); сравнения (Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. — Ес.); эпитеты (Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. — Ес.); метонимии (Пускай о многом неумело Шептал бумаге карандаш.— Ес.); аллегории (Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. — Ес.) и другие образные выражения.

Лексические богатства русского языка, тропы и эмоциональный синтаксис создают неисчерпаемые возможности для экспрессивных стилей.

 

Разговорный стиль

Подчеркнем, что разговорный (разговорно-бытовой) стиль в полной мере выполняет функцию общения. Наряду с бытовой средой наиболее широко он используется также в профессиональной сфере. В быту разговорный стиль проявляется как в устной, так и в письменной форме (записки, частные письма), в профессиональной сфере, — главным образом, в устной.

Для обиходной ситуации общения, особенно диалогической, характерна эмоциональная, прежде всего оценочная реакция. Такому общению свойственно единство вербального и невербального его проявлений.

В качестве общих признаков разговорного стиля выделяют: 1) неподготовленность, экспромтный характер речи, 2) естественность, непринужденность, неофициальность (иногда фамильярность), ведущая роль диалога в общении (Хотя реален и монолог: начальник, делающий наставления, — подчиненный).

Разговорному стилю также присущи чувственно-конкретный характер речи, отсутствие строгой логики и непоследовательность изложения, прерывность, преобладание эмоционально-оценочной информативности, нередкие проявления бурной экспрессии, личностный характер речи. Всё это, разумеется, ощутимо сказывается на функционировании языковых единиц, обслуживающих разговорный стиль, т.е. на общей направленности их использования.

Рассматриваемый стиль связан с большой активностью некнижных средств. В нем преобладает стилевая окраска разговорности и фамильярности, употребляются внелитературные (просторечные) лингвистические компоненты на различных языковых уровнях (фонетическом, синтаксическом и, в определенной мере, морфологическом). Зачастую проявляется ослабленность синтаксических связей между частями предложения или даже их полная невыраженность. Весьма высока активность речевых стандартов и фразеологизмов разговорного характера, языковых средств субъективной оценки (прежде всего суффиксов), личных форм местоимений. Распространено употребление языковых единиц конкретного значения; мало используются единицы языка с отвлечённо-обобщённым значением. Языковые единицы тяготеют к неполной структурной оформленности.

Конкретный характер мышления отражается в строе разговорной речи, в её синтаксической структуре. Недаром бытует утверждение: говорить — значит думать вслух. Однако сказанное не означает, что любая речь — это лишь речь внешняя. Психологи выделяют и речь внутреннюю. Причем она является не просто «речью про себя», как считали в течение длительного времени, она не представляет собой дублирование внешней речи, «проговаривание про себя», строящееся по тем же, что и внешняя речь, законам лексики, семантики, синтаксиса. Её характерной чертой является то, что она начинает становиться чисто предикативной речью.

Это означает, что внутренняя речь по своей семантике не обозначает предмет, не содержит «подлежащего». Она фиксирует, что именно нужно выполнить, в какую сторону необходимо направить действие. Внутренняя речь остается как бы «свернутой» и аморфной по своему строению, всегда сохраняет предикативную функцию — функцию обозначения плана дальнейшего высказывания или дальнейшего действия. По мере надобности этот краткий план позволяет перейти к развернутому внешнему высказыванию.

Нас интересует, разумеется, внешняя речь. Важнейшую роль в её функционировании играет диалог. Именно диалог наиболее характерен для разговорного стиля. Французский писатель Андре Моруа сделал по данному поводу удачное сравнение: «Разговор — это здание, которое строят совместными усилиями». Строго говоря, диалог можно определить как речевую коммуникацию посредством обмена репликами, как разговор двух или нескольких лиц.

Назовем важнейшие языковые средства, создающие особенности разговорного стиля. В области лексики и фразеологии к ним относятся, наряду с преобладанием разговорной, конкретной лексики, ограниченное употребление книжных слов, абстрактной лексики, малоизвестных слов иноязычного происхождения. Широка Палитра использования выразительно-эмоциональной лексики, в особенности с такими стилевыми окрасками, как фамильярная, ласкательная, одобрительная и неодобрительная, ироничная, подозрительная и т.п. Высока в разговорном стиле степень развитости полисемии (наличие разных, но в какой-то мере связанных смыслов и значений одного и того же слова), различных интерпретаций одного и того же знака или знакосочетания. Разговорному стилю присуще активное оперирование лексическими, синтаксическими и грамматическими синонимами (словами, различными по звучанию, но тождественными или близкими по смыслу; конструкции, совпадающие по значению).

Границы синонимического поля не являются в разговорном стиле четко выраженными. Возможности сочетания слов превосходят нормативные общеязыковые. Этому стилю свойственно значительное распространение обновлений устойчивых словосочетаний, многочисленные варианты их переосмысления.

К словообразовательным особенностям разговорной речи, которые связаны с её исключительной выразительностью и оценочностью, относят характерные преимущественно для этой сферы общения суффиксы с функциональной окраской разговорности. Например, у существительных это суффиксы -К (раздевалка, пуговка, горка, печка), -ИК (столбик, тазик), -УН (драчун, болтун), -ЯГА (деляга, бедняга, стиляга), -ЯТИНА (тухлятина, дохлятина), -ША (у существительных, обозначающих лицо женского пола, занимающихся тем или иным видом профессиональной деятельности или являющихся супругой мужчины-специалиста — корректорша, кондукторша, докторша, директорша, генеральша). Распространены также суффиксы субъективной оценки с уменьшительными, ласкательными, увеличительными значениями (ящичек, коробочка, домище, холмище, зайчик, лапочка и т.д.). Весьма употребительны словосложения (дармоед, тугодум, лизоблюд), а также бессуффиксальные образования (хлюст, хлыщ, хворь). Достаточно часты случаи словоупотребления прилагательных оценочного значения (толстенный, очкастый, вихрастый, везучий, кусачий, малюсенький), а также суффиксальных глаголов (дерябнуть, хлобыстнуть, щегольнуть), префиксальных (измаяться, прикупить), префиксально-суффиксальных (подшучивать, пошаливать, приговаривать).

Морфологические особенности разговорного стиля исключительно многообразны. Языковеды отмечают, что в разговорной сфере нет обычного для языка преобладания существительного над глаголом. Наоборот, глаголы встречаются чаще существительных. Исключительно распространены личные (нас, вам, меня) и притяжательные (Сережин, Валин, капитанский) формы. Почти полностью отсутствует противопоставление кратких и полных форм прилагательных (красив — красивый) в виду того, что краткие прилагательные используются редко: образованы они от довольно ограниченного круга слов. При употреблении глаголов часто проявляются две крайности: используются их видовые оттенки со значением как многократности (захаживал, говаривал), так и однократности (толканул, черканул) действия в прошлом. Но наиболее велик набор значений глаголов для обозначения действия в настоящем: имеется в виду настоящее момента речи, расширенно понимаемое настоящее, историческое настоящее. Специфической приметой разговорной речи называют глагольные междометия (шасть, бух, прыг, бах, скок).

Своеобразен и синтаксис разговорной речи. Его специфическая черта — собственно интонационная, эмоционально-выразительная передача значений (прежде всего утвердительных, отрицательных и иных других). Эмоциональность и экспрессивность связаны с использованием неполных предложений: «Ну, хватит! » «Замечательно! », «Спокойствие! » Примечательно, что в неполных предложениях бывают иногда пропущены второстепенные его члены, но чаще — главные: «Воды! » — «Графинчик бы! » Часто используется разорванная структура речи с перебоями в интонации. Нередко применяется такой синтаксический прием, как парцелляция (лат. particula — частица), предполагающая интонационное деление предложения на отрезки, выделяемые как самостоятельные предложения: «Гуляли по двору. Только недолго. И лишь вдвоем».

Порядок слов в разговорной речи наиболее свободный среди других стилевых образований. Одним из характерных проявлений её стандартизированности выступает ограниченность словарного наполнения придаточных предложений.

Для разговорного стиля, как видим, характерно весьма разноплановое своеобразие обслуживающих его языковых средств. Впрочем, можно говорить и о большом разнообразии используемых в этом стиле неязыковых средств (например, сами темы разговора, выбор его действующих лиц, приёмы сравнения людей с растениями и животными и т.д.} это все неязыковые, но выраженные с помощью языка средства).

 

Публицистический стиль

Публицистический стиль присущ периодической печати, общественно-политической литературе, политическим и судебным выступлениям и т.д. Он используется, как правило для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения, формирующегося с целью их решения. Оговоримся, что публицистический стиль существует не только в словесной (устной и письменной) форме, но и в графической, изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение) и других формах.

Одной из центральных функций публицистического стиля речи является функция информационная. Реализуя её, этот стиль выполняет и другую функцию — воздействие на читателя и слушателя. Она связана с публичным отстаиванием определенных идеалов, с убеждением окружающих в их справедливости и оправданности.

Публицистический стиль, в отличие от научного, например, сопряжён с простотой и доступностью изложения, нередко использует элементы призывности и декларативности. Его речевая выразительность проявляется в стремлении к новизне изложения, в попытках пользоваться необычными, неизбитыми словосочетаниями, избегать повторений одних и тех же слов, оборотов, конструкций, обращаться непосредственно к читателю или слушателю и т.д. Публицистике присуща общедоступность, ведь она предназначена самой широкой, аудитории. Стилистика публицистической речи позволяет реализовывать массовый характер коммуникации.

Среди черт публицистического стиля особенно выделяются его своеобразная собирательность, находящая своё выражение в особенностях значений и функционирования языковых единиц. Наиболее рельефно собирательность проявляется как лингвистический признак газетного варианта публицистики. В частности, она находит воплощение в повышенной частоте употребления местоимений «мы», «наш», а также в своеобразии категории лица (стабильное использование 1-го и 3-го лица в обобщённом значении). Собирательность претендует на выражение мнения, получившего поддержку читателей, во всяком случае, — значительной их части,

Другим важнейшим проявлением публицистического стиля является использование так называемой интеллектуальной речи. Для неё характерен строгий документализм, акцентирование внимания на точности, проверенности, объективности приводимых фактов. Такая речь, как правило, изобилует профессиональной терминологией, но в ней ограничено использование образных, метафорических терминов. Она претендует на аналитичность и фактографичность в подаче материала. Автор речи стремится обратить внимание на значимость приводимых фактов, публикуемой информации, выделяет именной, персональный, личный характер выступления. Словом, стилистическим стержнем интеллектуальной речи является её подчёркнутая документально-фактологическая точность.

Одним из характерных принципов газетной публицистичности служит нацеленность её словоупотребления на новизну. Как правило, речь прежде всего идет о расширении значения некоторых слов. Примерами подобного расширения значений служит употребление в газетных материалах таких слов, как «рубеж» («рубежи»), «география», «биография», «эскалация» и др.

Некоторые разряды слов являются типичными для газеты: это общественно-политическая терминология, широкий круг заимствований, а также профессиональная лексика журналистов (интервью, корреспондент, рубрикация, «свежая голова» — дежурный журналист и т.п.). Публицистический газетный стиль использует и свою фразеологию. Заметное место в ней занимают устойчивые словосочетания, которые нередко становятся штампами: «ветер перемен», «эстафета поколений», «трудовая династия» и т.д. Используются и общеязыковые фразеологизмы, но наполнены они новым содержанием и часто с положительной и отрицательной социальной оценкой: «трудиться не покладая рук», «быть правофланговым», «иметь золотые руки», «петь с чужого голоса», «оглядываться на отстающих», «упускать инициативу» и т.п.

В лексическом плане газетному варианту публицистического стиля присуща, пожалуй, большая, чем другим стилям, активность некоторых суффиксов иноязычного происхождения (слова на -ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗАЦИЯ): «индустрия», «продукция», «номинация», «механизация», «специализация». Конечно, эти термины употребляются не только в газетных текстах, но именно в них частота использования превышает частоту применения в других стилистических образованиях. Специфически публицистическими считают некоторые языковеды и оценочные существительные с суффиксом--ЩИН(А): «групповщина», «дедовщина», «штурмовщина», «военщина».

Важнейшую роль в публицистическом стиле речи играют эмоциональные средства выразительности. Среди них — применение слов с яркой эмоциональной окраской, использование переносного значения слов, употребление различных образных средств. Широко используются эпитеты, лексические повторы, сравнения, метафоры, обращения, риторические вопросы. Средствами эмоциональной выразительности выступают также пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, фразеологизмы, использование литературных образов, возможностей юмора и сатиры. Эмоциональные языковые средства выступают в публицистическом стиле в сочетании с образностью, логичностью, доказательностью. Уместно подчеркнуть, что используемая в рассматриваемом стиле общественно-политическая лексика, несомненно, пополнилась на исходе XX столетия в результате возрождения известных ранее слов, получивших новое значение (рынок, бизнес, предпринимательство и т.д.). К арсеналу возрождённой в этот период публицистической лексики необходимо отнести и религиозную.

Изменения, затронувшие, в частности, газетную публицистику на излете ушедшего XX столетия, выразились, к примеру, в том, что сложился новый тип сосредоточения выразительной нагрузки. Ныне основная выразительная нагрузка падает в газете не только на структурно-графические выделения и аппликации, но и на вопросы и повторы. Именно таким путем достигается наивысшая степень выразительности.

Публицистический стиль имеет тяготение как к художественному, так и к научному (к примеру, редакционные, передовые и статьи, претендующие на теоретический характер). Однако он не может быть сведён ни к тому, ни к другому. О специфичности этого стиля свидетельствует и присущее ему жанровое разнообразие. К жанрам публицистики относят статьи, очерки (проблемные, портретные и др.), памфлеты, фельетоны, рецензии, репортажи, заметки, листовки, воззвания, выступления (доклады, речи, в том числе обвинителя и защитника на суде) и т.д.

Нужно иметь в виду, что публицистика имеет многовековую историю. Выдающиеся политические деятели, мыслители, писатели постоянно прибегали к использованию этого стиля. В античные времена публицистикой были проникнуты речи Демосфена, Цицерона, сатиры Аристофана, Ювеналия, Лукиана. Русская публицистика восходит к «Слову о законе и благодати» Иллариона (XI в.) и к обличительным писаниям Максима Грека (XVI в.). В том же XVI столетии Иван Пересветов в ярких публицистических трудах выступал за централизацию русского государства. Публицистичностью проникнута и полемическая переписка Ивана IV (Грозного) с Андреем Курбским. В XVIII столетии образцами вольнолюбивой публицистики служили произведения Н.И. Новикова и А, Н. Радищева. В начале XIX в. значительный вклад в развитие стиля внесли декабристы.

Русская революционно-демократическая публицистика заняла одно из ведущих мест в мировой публицистике по глубине, аргументированности, доказательности созданных произведений, по степени их влияния на современников. Выдающегося взлета достигла публицистическая критика в работах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Ярким примером совмещения художественного творчества с публицистическим стали произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Г.И. Успенского, В.Г. Короленко. Блистательными представителями правовой публицистики были юристы Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони. Значителен вклад в публицистику A.M. Горького. Признанными мастерами публицистического стиля были В.В. Маяковский, А.Н. Толстой, И.Г. Эрен-бург, Л.М. Леонов, А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, К.М. Симонов, Б, Л. Горбатов. На исходе XX столетия россияне явились свидетелями расцвета публицистического таланта академика Д.С. Лихачева и писателя А.И. Солженицына.

Полемическая страстность и высокая эмоциональность выдающихся мастеров полемического стиля убедительно свидетельствуют о том, что основной целью его использования является не только передача общественно значимой информации, но и побуждение людей к определённым поступкам и действиям. Степень такого побуждения во многом зависят от того, насколько использующие его публицисты овладеют знанием средств эмоциональной выразительности этого стиля, присущих ему лексических и других языковых особенностей.

Приведём в качестве примеров использования публицистического стиля для отстаивания своих убеждений отрывки из публичных выступлений выдающихся представителей нашей интеллигенции— А.А. Фадеева, М. А. Шолохова, Д.С. Лихачева.

«Существует определённая культура быта, личной жизни. Приходится иногда встречаться с такими фактами, когда у, некоторой части молодых людей существует неправильное отношение к девушке, неправильное понимание роли девушки на производстве и в быту, в семье. Бывает так, что молодой муж не оказывает необходимой помощи молодой жене, когда появляется семья и когда на женщину ложится ответственность и за работу на производстве, и за семью. А с другой стороны, бывает и так, что молодой муж старается, чтобы его жена скорее ушла с производства, перестала работать...Молодой человек, молодой муж должен думать о своей подруге, о её росте, развитии, ибо без труда человек не может приносить обществу необходимой пользы, не может должным образом развиваться» (А.А. Фадеев).

«Не могу понять, почему спортивные деятели не хотят признавать народный опыт и традиции. Всё что-то изобретают, заимствуют где-то, а своё, отечественное, веками проверенное, полезное отвергают. Не по-хозяйски это... А уж об играх на льду, катании с гор, штурмах снежных городков молодёжь знает только из рассказов своих отцов и дедов, хотя всё' это, насколько я разбираюсь, тоже физкультура.

И уж совсем неясно, почему такие полезные для здоровья дела, как охота, туризм, рыбалка, физкультурные организации перекладывают на плечи других. Может быть, потому, что здесь рекорды не научились учитывать? » (М.А. Шолохов).

«Культура не может быть на хозрасчёте. Отдача культуры народу, стране — неизмеримо больше, чем от возможных непосредственных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши усилия в любой области...Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или, по крайней мере, она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастёт, в частности, и порядочность общественных деятелей» (Д.С. Лихачёв).

 

Научный стиль

Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми...

Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология — как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы (Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М., 1966. С. 282).

Для данного текста характерна научная терминология: педагогика, воспитание, образование, обучение, учебно-воспитательная работа, общество, государство, социология, психология и др. Преобладает абстрактная лексика: теория, проблемы, функция, развитие, процесс, структура, механизмы, методика, содержание, принципы, формы, методы, приемы. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов.

Официально-деловой стиль

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно (Официальное письмо-подтверждение).

Особенность этого текста — сжатое, компактное изложение, экономное использование языковых средств. Используются характерные для данного стиля клише (с благодарностью подтверждаем; сообщаем, что...; в случае проявления; сообщим дополнительно), отглагольные существительные (получение, рассмотрение, проявление). Документ характеризуется «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, употреблением слов в прямом значении.

Официально-деловой стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между

1) государственными органами,

2) различными организациями или внутри них,

3) организациями и частными лицами в процессе их служебной, хозяйственно-производственной, правовой (юридической) деятельности.

В качестве важнейших разновидностей официально-делового стиля выделяют:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3410; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь