Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура киммерийцев и скифов.



Киммерийцы - первое из кочевнических племен региона, чье имя сохранили источники. Прародина киммерийцев - Нижнее Поволжье, откуда они в I тыс. до н.э. продвинулись в Северное Причерноморье. Киммерийцы - один из первых кочевых народов, заселивший в VIII в. до н.э. довольно-таки широкое пространство степей юга Восточной Европы от Днестра до Дона.

У историков и археологов нет единства относительно происхождения киммерийцев. Скорее всего, они были потомками племен срубной культуры; возможно также, что киммерийцы - просто собирательное название для целого ряда номадов. В антропологическом отношении часть киммерийцев имела общие черты с населением территории Прикаспия (иранский тип). Именем киммерийцев Геродот называл целые географические районы, в частности, Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и Киммерийскую землю (северо-восток Крымского полуострова).

 

Начиная с VIII-VII вв. до н.э. киммерийцы испытывали давление со стороны скифов, и впоследствии были ими полностью вытеснены на южное побережье Черного моря. Считается, что часть киммерийцев смешалась со скифами и была ими ассимилирована. Скифское войско обладало мобильностью и быстрой подвижностью. Поэтому киммерийцы совершали быстрые набеги, от которых страдали Ассирия, Лидия и Урарту.

Пути переходов через Кавказ, которые совершали киммерийцы, могли быть различны. Вполне возможно, что они могли воспользоваться и «услугами» племен, контролировавших горные ущелья, в том числе Дарьяльское, Ассинское и др. Могли ли киммерийцы проходить через территории современных Ингушетии, граничащих с нею на западе горной Чечни и Осетии, увы, мы пока не знаем. Известно, что в VI в. царь Лидии Аллиат разбил киммерийцев. Следы их дальнейшего пребывания обнаружены в Малой Азии и в Северном Причерноморье.

Скифы – это древние племена, населявшие степные районы Приазовья и Украины, а сарматы (савроматы) – древние племена, родственные скифам, но обитавшие в районах Нижнего Поволжья и Приуралья. Присутствие скифов и савроматов на Кавказе, в том числе и в горных районах, доказывают не только письменные свидетельства античных и греческих источников, в которых упоминаются исторические походы скифов через Кавказ, но и археологические находки, сделанные на территории Северного Кавказа уже в XX в.

Скифский (с VII в. до н. э. и ранее), а затем сарматский период (с III в. до н. э.) в истории Северного Кавказа и Предкавказья очень важен и показателен во всех отношениях. Период I тысячелетия до н. э. по всей территории Северного Кавказа считается периодом формирования предпосылок для окончательной этнотизации племенных образований. Дело в том, что археологические изыскания свидетельствуют об относительной однородности культурной среды, «в недрах которой создавались истоки основных самобытных этнических массивов: адыгейского, вейнахского (т. е. чечено-ингушского), дагестанского и даже (в своей первооснове) алано-осетинского». Начиная с VIII века до н. э., то есть времени походов скифов и продвижения их на Кавказ и в Переднюю Азию, «проникновение степных элементов на Кавказ делается более активным и принимает массовый характер.

Эти проникновения документируются особыми бронзовыми топорами-кельтами, наконечниками копий и особого вида ножнами, а позднее – бронзовыми двуперыми и трехперыми наконечниками стрел, короткими железными мечами с характерными рукоятками, разнообразием набора конской сбруи и даже появлением особых форм керамики и приемов ориентации глиняной посуды в виде налепных валиков с защипами, сделанными пальцами. Все это было абсолютно чуждо местным формам материальной культуры и вместе с тем весьма типично для культур северных районов и в особенности для степной и лесостепной полосы юга России, где, как известно, до VII в. до н. э. обитали киммерийские, а позднее скифские и близкие им по культуре племена».

По археологическим данным, в горных районах Кавказа также встречаются некоторые вещи и предметы быта степных культур. В местной материальной кобанской культуре фиксируются вещественные элементы некавказских культур, из которых наиболее отчетливо представлены элементы культуры скифской и савроматской. Такие «значительные включения элементов степных культур» в археологических памятниках и позволяют говорить о заметном влиянии скифской культуры. Так, в курганах у селения Гойты, как оказалось, были погребены степняки-скифы или савроматы – «с вещами, из которых особенно выделяются великолепные костяные гребни, выполненные в скифо-савроматском «зверином» стиле». Найденные при раскопках предметы, характерны для подлинно скифской материальной культуры: оружие (акинаки, наконечники стрел), орудия труда (глиняные прясла, серповидные ножи) и ряд типов глиняной посуды (миски и сосуды грушевидной формы, а также налепной щипковый орнамент). То, что это предметы скифской культуры доказал анализ подобных находок и в местах зарождения коренной скифской культуры.

Без сомнения, горские племена были связаны с представителями степных культур, каковыми являлись скифы. Особенно эти контакты могли проявиться в период знаменитых походов скифов. Ведь, как известно, путь скифов лежал в Переднюю Азию через Кавказ, в частности через Дербентские ворота, и частично проходил через территории современных Чечни и Ингушетии. Может быть, кто-то из предков аккинцев и был участником таких походов, поскольку для набегов скифами использовались самые разные «проходы» в горах и через горы, а Аккинское и Ассинское ущелья представляли собой одни из таких вариантов. «Не исключено, - пишет известный исследователь-кавказовед Е. И. Крупнов, - что в знаменитые скифские дальние походы могли быть вовлечены и некоторые местные кавказские племена.

Во всяком случае, походы способствовали расширению культурно-экономических взаимосвязей горцев с Закавказьем и даже с населением отдельных стран Ближнего Востока». Наличие таких контактов подтверждается интересными находками, извлеченными из могильников Чечено-Ингушетии (Исти-Су, Лугового, Нестеровского и др.). Это - стеклянные многоцветные бусы, которые были изготовлены не местными мастерами, а мастерами из городов Ближнего Востока, что подтверждает развитая ремесленная традиция изготовления женских украшений, характерная именно для данного региона. Идентичные предметы женского туалета широко представлены в коллекциях искусства древней Финикии (Тир и Сидон) и древнего Египта (Фивы и Александрия).

Скифы привнесли в местную культуру и быт некоторые свои традиции. О влиянии скифов на местную культуру свидетельствуют многочисленные приметы этого периода. «Тесные контакты кавказских племен со степняками привели даже к некоторому переоформлению местной культуры того времени, придав ей смешанный, как бы «скифоидный» характер» (Крупнов).

VII-VI вв. до н. э. уже отличаются выделением из патриархального рода отдельной патриархальной семьи как основной хозяйственной единицы. Во главе такой семьи, естественно, становится мужчина, который является не просто хозяином, но и продолжателем семьи и родового семейного клана - тейпа. Соответственно ряд семей мог объединяться в некую общину. О таком отделении свидетельствуют также коллективные захоронения того времени (могильники в Нестеровском и Луговом), где наблюдается обособление от захоронений рода захоронений отдельных семей.

В этот период – период раннежелезного века – на Северном Кавказе активно формируется так называемое патриархальное рабство. Вызвано это было тем, что улучшение железных орудий труда и развитие трудовых навыков способствовало развитию производства продукции, а это, как следствие, требовало привлечения дополнительной рабочей силы. Такая рабочая сила «поставлялась» путем войн, грабежей, набегов и представала в качестве пленников и рабов. Скифы, уже давно использовавшие труд рабов, при установившихся влияниях и контактах могли способствовать активизации этого и других процессов среди населения горных и предгорных районов Кавказа.

Считается, что период раннежелезного века – это время зарождения среди вайнахских племен одного из самых сильных культов – культов божеств Дела (Эльта) и Тушоли, получивших свое дальнейшее развитие в средневековую эпоху. Наряду с этим господствует тотемизм и развивается культ семейного очага. К таким выводам подводят различные данные по этнографии и археологии Кавказа.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь