Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Театр Испании: творчество Лопе де Вега, Педро Кальдерона.
Пе́ дро Кальдеро́ н де ла Ба́ рка (исп. Pedro Calderó n de la Barca; полная фамилия — Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, исп. Calderó n de la Barca Henao de la Barreda y Riañ o) (17 января1600 — 25 мая 1681) — испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века. Драматургия Кальдерона — барочное завершение театральной модели, созданной в конце XVI — начале XVII века Лопе де Вега. Согласно списку произведений, составленному самим автором незадолго до смерти, перу Кальдерона принадлежит около 120 комедий и драм, 80 autos sacramentales, 20 интермедий и немалое число прочих произведений, в том числе стихотворений и поэм. Хотя Кальдерон менее плодовит, чем его предшественник, он доводит до совершенства созданную Лопе де Вега драматическую «формулу», очищая её от лирических и малофункциональных элементов и превращая пьесу в пышное барочное действо. Для него, в отличие от Лопе де Вега, характерно особое внимание к сценографической и музыкальной стороне спектакля. Существует множество классификаций пьес Кальдерона. Чаще всего исследователи выделяют следующие группы: Титульный лист сборника комедий Кальдерона (Мадрид, 1640 г.) · Драмы чести. В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика: любовь, религия и честь. Конфликт связан либо с отступлением от этих принципов, либо с трагической необходимостью их соблюсти, даже ценой человеческой жизни. Хотя действие часто происходит в прошлом Испании, обстановка и проблематика приближены к современным Кальдерону. Примеры: «Саламейский алькальд», «Врач своей чести», «Живописец своего бесчестья». · Философские драмы. Пьесы этого типа затрагивают фундаментальные вопросы бытия, прежде всего — человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания. Действие происходит чаще всего в «экзотических» для Испании странах (например, Ирландии, Польше, Московии); исторический и местный колорит подчёркнуто условен и призван акцентировать их вневременную проблематику. Примеры: «Жизнь есть сон», «Волшебный маг», «Чистилище святого Патрика». · Комедии интриги. Самая «традиционная» группа пьес Кальдерона включает в себя комедии, выстроенные по канонам театра Лопе де Вега, с запутанной и увлекательной любовной интригой. Инициаторами и самыми активными участниками интриги чаще всего становятся женщины. Комедиям присущ так называемый «кальдеронов ход» — случайно попавшие к героям предметы, письма, пришедшие по ошибке, потайные ходы и скрытые двери. Примеры: «Дама-невидимка», «В тихом омуте…», «По секрету вслух». Независимо от жанра, стилю Кальдерона присущи повышенная метафоричность, ярко образный поэтический язык, логически выстроенные диалоги и монологи, где раскрывается характер героев. Произведения Кальдерона богаты реминисценциями из античной мифологии и литературы, Священного Писания, других писателей золотого века (например, намёки на персонажей и ситуации «Дон Кихота» есть в тексте «Дамы привидения» и «Саламейского алькальда»). Персонажи его пьес одновременно обладают одной главенствующей чертой (Киприан («Волшебный маг») — жажда познания, Сехисмундо («Жизнь есть сон») — неумение различать добро и зло, Педро Креспо («Саламейский алькальд») — стремление к справедливости) и сложным внутренним устройством. Последний значительный драматург золотого века, Кальдерон, после периода забвения в XVIII столетии, был заново открыт в Германии. Гёте ставил его пьесы в Веймарском театре; заметно влияние «Волшебного мага» на замысел «Фауста». Благодаря трудам братьев Шлегель, которых особенно привлекала философско-религиозная составляющая его произведений («Кальдерон есть католический Шекспир»), испанский драмататург обрёл широкую популярность и прочно занял место в качестве классика европейской литературы. Влияние Кальдерона на немецкоязычную литературу вXX веке сказалось в творчестве Гуго фон Гофмансталя. Среди европейских романтиков, испытавших влияние Кальдерона или переводивших его произведения, также можно отметить Перси Биши Шелли, Юлиуша Словацкого, Вильгельма Кюхельбекера. [править]Основные произведения Памятник Кальдерону в Мадриде наплощади Святой Анны (исп.)русск. (скульптор Ж. Фигерас Вила, 1880 г.) · «Стойкий принц» (El prí ncipe constante, философская драма, 1628) · «Дама привидение» (La dama duende, комедия, 1629) · «Поклонение кресту» (La devoció n de la Cruz, философская драма, 1634) · «Жизнь есть сон» (La vida es sueñ o, философская драма, 1635) · «Врач своей чести» (El mé dico de su honra, драма чести, 1635) · «Волшебный маг» (El má gico prodigioso, философская драма, 1635) · «Чистилище святого Патрика» (El purgatorio de San Patricio, философская драма, 1643) · «Саламейский алькальд» (El alcalde de Zalamea, драма чести, ок. 1645) · «Великий театр мира» (El gran teatro del mundo, ауто, 1649) · «В тихом омуте…» (Guá rdate del agua mansa, комедия, 1649) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы