Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные школы буддийской скульптуры: Гандхара, Матхура и Амаравати.



Буддийское искусство сформировало оригинальные типы сооружений: колонны —стамбхи, башни — шикхары, храмы — чайтьи ичанди. Буддийский храм-гора в комплексе смонастырем удлиненного плана, похожим на европейскую базилику, называется ват. Созерцательное " искусство жизни" требовало слияния художественных форм с природными. Поэтому восточная архитектура, особенно буддийская, отличается от европейской: это не укрытие от природы, а растворение в ней. Главная идея буддийских сооружений — создание зримого подобия искусственных и естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит нефункционально-конструктивная идея вертикальной опоры и горизонтального перекрытия, апластическое ощущение органического, свободно растущего из земли объема. Сооружения буддийского Востока в строгом смысле слова — не архитектура, поскольку они не тектоничны. Тибетские храмы и китайские пагоды (имеющие вполне функциональные и тектоничные прототипы) в своем завершенном виде кажутся естественными образованиями, они вторят формам гор, холмов или выветренных скал, распускаются на их склонах подобно диковинным цветкам.

Самые необыкновенные сооружения — ступы. Это не здания, а монолитные монументы (внутри них ничего нет, только каменныймассивс небольшими камерами-реликвариямии открытыминишамидля скульптур; исключение составляют ступы Тибета и Сибири). Они символизируют " творческое начало Вселенной", " импульс жизни", священную гору Меру, нирвану. Самые ранние ступы в Индии и Шри Ланке строились обычно полусферической формы, наподобие перевернутой чаши. Они называются анда (санск. anda — " яйцо" ) или гарба (garba — " матка" ). Башнеобразные — пранг; колоколообразные — чеди. Другие названия: дагоба, субурган, тхат. " Зонт" на вершине башнеобразных ступсимволизирует " тень Священного дерева" (в некоторых учениях — верховную власть Будды). Навершия имеют символическиенаименования: " молодой лотос", " бутон банана", " бриллиантовый бутон". Навершия башенных храмов называются амалака (санск. Amalaka — " плод лотоса" ). Существуют объяснения разнообразия форм ступ фаллическойсимволикой, некоторые сделаны " в формеженской груди как символа зарождающейся жизни". Самые известные ступы: Санчи в Индии иШведагон в Бирме.

Во многих случаях буддийские сооружения превращаются в гигантские пирамиды скульптур, сплошь закрывающих основной объем. Это создает впечатление невероятно увеличенных резных изделий, вздымающихся в небо. Так в искусстве Востока проявился символизм, присущий средневековомутворчеству. Рельефы и скульптуры храмовых и монастырских сооружений включают изображения, не связанные с философией буддизма, отражающие более древние культы, народные верования, а то и просто веселую, необузданную фантазию художника. Это животные, сказочные птицы и звери, духи плодородия в виде полнотелых красавиц в эротических позах, бурная растительность, придающаяскульптурам вид каменных джунглей, герои эпоса " Махабхарата" и ведийских гимнов.

Замечательны росписи пещерных храмов, символизирующих отшельническую жизнь Будды в пещере. Особенно прекрасны росписи Аджанты, создававшиеся на протяжении восьми с половиной веков (II в. до н. э. — VII в. н. э.). Они демонстрируют пластичность линий и тональных" растяжек", мягко моделирующих форму, отчего росписи плавно переходят в рельеф и сливаются со скульптурой. Расцвет буддийской скульптуры относится к IV—V вв., времени правления династии Гуптов в Индии (320—500).

В эти годы изготавливалось огромное количество изображений Будды и бодхисатв из золота, бронзы, раскрашенного дерева, слоновой кости и камня, от маленьких, размером в 2—3 см, до огромных фигур в 54 м высотой. В Аюттхае (Таиланд) сохранилась лежащая под открытым небом фигура Будды из камня, длиной в 28 м (XV—XVI вв.). В Юго-Восточной Азии в XVI—XVII вв. распространен тип изображения Будды-Наставника, или " Царя Царей" , — в высокой остроконечной короне и роскошных царскихукрашениях.

Характерным для буддийского искусства Азии является стремление к контрастному сочетаниюярких, красочных материалов: золота и серебра, красного и черного лака, инкрустации цветнымстеклом, фарфором, фольгой, перламутром, драгоценными камнями.

С буддизмом связаны лучшие классическиепроизведения искусстваКитая и Японии.

В Индии в VII—XII вв. буддизм постепенно вытеснялся индуизмом с культами свирепых богов Вишну и Шивы, легкий и просветленный стиль буддийского искусства сменялся динамичными иэкспрессивными образамибрахманизма — специфичным " барокко" искусства Востока. Зато неожиданно созвучнымантичной Греции оказалосьискусство Кушанскойимперии иэллинистический стиль" греко-буддийского" искусства Гандхары (IV в. до н. э. — IV в. н. э.). Обогатившись достижениями античнойпластики, буддийскаяскульптура создала тип стоящей фигуры Будды, задрапированной в подобие складок греческой туники. В этих необычных статуях, в дальнейшем оказавших влияние на все искусствоВостока, телесная красотаантичности соединилась свозвышенным состоянием покоя и внутреннего самоуглубления.

Искусство Гандхары обогатело вследствие векового взаимодействия с греческой культурой. Из-за завоевания Северо-Западных княжеств ИндииАлександром Великим в 332 году до н. э. и последующего созданияГреко-Бактрии и Индо-греческого царствапоявляется Греко-буддийское искусство. Буддийская скульптура Гандхары представляет греческое художественное влияние: школа скульптурыГандхары переняла у эллинистической скульптуры такие элементы как волнистые волосы, драпировки, покрывающие оба плеча, туфли и сандалии, украшения листьями аканта и т. д.

Искусство Матхуры, как правило, основано на старой индийской традиции. Школа Матхуры изобрела следующие элементы буддийской скульптуры: покрытие левого плеча тонкой кисейной накидкой, колесо в ладони, лотосовый трон и т. д.

Школы Матхуры и Гандхары также сильно влияли друг на друга. Во время своего художественного расцвета в двух регионах они даже объединились политически под правлением кушан, причем и Матхура, и Гандхара были столицами империи. До сих пор остаётся предметом дискуссий то, является ли антропоморфное изображение Будды по существу результатом эволюции буддийского искусства Матхуры или следствием греческого культурного влияния в Гандхаре в ходе греко-буддийского синкретизма.

Буддизм стал школой для нескольких поколений мастеров Китая, Индии, Персии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Учение буддизма, как ни парадоксально, привнесло в самобытные формы искусства Востока не только новую мифологию, но и пластические идеи, которые направили это искусство в русло западных, античных традиций.

Иконическое искусство изначально было характеризовано реалистическим идеализмом, сочетающимреалистические человеческие черты, пропорции и атрибуты, вместе с чувством совершенства и спокойствия, характерного божественному. Это изображение Будды одновременно в качестве и человека, и совершенного стало иконографическим каноном для последующего буддийского искусства.

Интересно отметить, что тема Будды широко используется в таких видах искусства как скульптура, живопись и литература, но не в музыке и танце.

Буддийское искусство продолжало развиваться в Индии в течение нескольких веков. Скульптуры Матхура из розового песчаника извалялись во времена Империи Гупта (с IV по VI век), когда была достигнута очень высокая тонкость исполнения и деликатность в моделировании. Искусствошколы Гупта было чрезвычайно влиятельным почти во всей Азии. К X веку буддийское искусство вымирает в Индии. В конце XII века нашей эры буддизм в Индии сохранился только в гималайских регионах, таких как Ладакх. Эти области, благодаря географическому расположению, находились в постоянном контакте с Тибетом и Китаем, например, искусство и традиции Ладакха несут на себе печать тибетского влияния.

Вместе с распространением буддизма за пределами Индии, начиная с I века нашей эры, его оригинальный художественный почерк начинает смешиваться с другими художественными традициями, что привело к сильному различию между буддийским искусством стран, принявших буддизм.

§ Северная ветвь появилась в I веке н. э. и представлена Центральной Азией, Непалом, Тибетом, Бутаном, Китаем, Кореей, Японией и Вьетнамом, в которых преобладает буддизм Махаяны.

§ Южная ветвь представлена странами, где доминировал буддизм Хинаяны (Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос).

АДЖА́ НТА (Ajanta) — название местности в западной части Деканского плоскогорья центральнойИндии, штат Махараштра. Там расположен знаменитый комплекс пещерных буддийских храмов (II в. до н. э. — VII в. н. э.).

Пещеры высечены в скалистом береге естественного каньона реки Вагхоры (" Тигровая река" ). Его основание монахом Ачалой связано с " золотым веком" буддийской культуры Индии, в период правления императора Ашоки (269—231 гг. до н. э.). Монастырь имел большойхрам с каменным изваянием Будды, ок. 70 футов высотой, и другие монастырские постройки, но они не сохранились. Тридцать пещер создавались в течение восьми с половиной столетий, затем были заброшены и открыты вновь в 1829 г. Внутреннее убранство пещер отражает типичное для традиционного искусства Индии единениеархитектуры, скульптуры и росписи. И хотя сам буддизм эволюционировал, " стиль в искусстве древних индийских религий был одинаковым".

Особенно замечательны росписи, выполнявшиеся под влияниемэллинистического искусства и одновременного возрождения древнейших верований и традиций в период династии Гуптов (320—500 гг. н. э.). Росписи производили по гипсовой обмазке стен, и они почти сливаются с рельефными, скульптурными изображениями, плавно переходящими в архитектурно-декоративные детали. Все вместе создает ощущение непрерывного " волнующегося" пространства. Собственно живописные изображения отличаютсяпластичностью контуров и тональных " растяжек", мягко моделирующих форму. Подобная моделировка, в противоположность более архаичному графическому приему, со временем распространилась также в буддийском искусстве Китая и Японии.

 

АНГКО́ Р-ВАТ (кхмерск. Angkor-Vat — " Город-Храм" ) — грандиозный памятник буддийского искусства Кампучии в Юго-Восточной Азии (1113—1150), часть комплекса индуистских и буддийскиххрамов IX—XIII вв., известных под общим названием Ангкор. Расположен близ Ангкор-Тхома, древней столицы народности кхмеров, на севере страны, у границы сТаиландом. В середине XII в. там было сосредоточено 68 храмов, объединенных в единый архитектурный комплекс по типу храма-горы. Центральный пирамидальный храм, высотой 65 м, окружен четырьмя угловыми башнями игалереями-террасами, охватывающими площадь 1500× 1300 м с дорогами, каналами, порталами. Силуэтпостроек, относящихся к типу буддийских ступ, подсказан самой природой, а башни напоминают бутоны каменныхлотосов; все они покрыты огромным количеством скульптури рельефных изображений. Ансамбль выражает идею последовательного постижения мира: от земного к небесному. Ангкор-Ват несколько столетий был заброшен. В 1860 г. среди зарослей джунглей его случайно открыл французский путешественник А. Муо.

БОРОБОДУ́ Р (индонез. Borobodur, возм., искаж. санск. Bhara Buddo — " Множество Будд" либо " место тайного откровения" ) — выдающийся памятник буддийского искусства, " монумент-храм" на о. Ява, Индонезия. Построен в VIII—IX вв. (название возникло в XVIII в.). Борободур — " Храм-Гора" в форме квадрата (в плане 123× 123 м). В центре находится ступа, она окружена тройным кольцом из 72 малых колоколо-образных ступ. Композиция Борободура считается космогоническим символом; она уникальна, хотя и совмещает в себе элементы других типов буддийских храмов и ступ. Борободур — это образ " космического колеса", часто встречающийся в буддийском искусстве. Квадратное основание с шестью ступенями-ярусами — символ земли. Ступени имеют множество ниш со статуями будд и украшенырельефами. Чтобы достичь вершины, надо " пройти все ступени" с рельефами, повествующими об истории буддизма. Весь памятник — " результат философских исканий, организующих мир в гармонические, эстетическисовершенные системы". Борободур был заброшен в X в. Причины этого неясны. Поглощенный тропической растительностью, храм случайно открыт в 1814 г. Внутри центральной ступы обнаружена большая незавершенная статуя Будды, происхождение которой также вызывает споры.

ШВЕДАГО́ Н (бирм. Š we’dagon — " Золотой дагон", или " Прекрасный дагон"; dagon — " башня, ступа" ) — одно из самых грандиозных сооружений Юго-Восточной Азии, памятникбуддийской архитектуры Бирмы — огромная вызолоченная ступавысотой 100 м. В реликварии основания огромной башни заложен ларец — ковчег с восемью " золотыми волосами" Будды (отсюда название). Строительство начиналось в 1372 г. близ селения Дагон. Башню продолжали постепенно увеличивать и обстраивать малыми ступами-реликвариями в XVI—XVIII вв.1

СТУ́ ПА (санск. tupa — " верхушка, маковка, холм" ) — в буддийском искусстве Центральной и Юго-Восточной Азии — тип монумента, который, однако, не был создан буддийской культурой. Композицияступы восходит к погребальному холму, насыпи, кургану. Согласно легенде, после кончины Будды его прах разделили на восемь частей и поместили в восьми ступах в разных частях Индии. Эти ступы стали объектами паломничества и поклонения. Так погребальный памятник преобразился в мемориальноесооружение. Ступы не являются храмами и во многих случаях не подходят под определениеархитектурных сооружений. Это монолиты, имеющие лишь ниши для скульптур и небольшие реликварные камеры. Лишь ступы Тибета и Сибири имеют небольшие внутренние помещения для совместных молитв. В Центральной и Восточной Индии распространены полусферические ступы (эту форму считаюткосмогоническимсимволом). Их называют анда (санск. anda — " яйцо" ). В Юго-Восточной Азии приняты колоколообразные формы на кубическом или многогранном основании. Такие ступы именуют прангами (тайск. pranga — " башня" ). Они увенчанышпилем, на котором находятся " зонтики" — дискообразные формы, их именуют чха́ тра (в Тибете — чакра; зонтна Востоке — царский атрибут, символ знатности, почета). Кушанские ступы имеют кубическое основание, полусферический " купол", шпиль и " зонтики" (иногда их количество доходит досеми). В Шри-Ланке (о. Цейлон) ступы называют да́ гоба (" памятник, содержащий реликвию" ). Эти ступы имеют ниши или квадратные пристройки, ориентированные по четырем сторонам света, — вахалька́ ды. Они символизируют" четыре этапа жизни Будды" или " Врата во Вселенную". В Тибете и Монголии ступы со шпилем называют субурга́ н, в Таиланде — чеди, в Лаосе — тхат. Реликварная камера (от 50 см до 2—3 м) обычно находится глубоко в теле ступы близ ее основания. В ней могут храниться самые разные предметы: волосы или зубы Будды, части одежды, священные тексты, миниатюрные макеты знаменитых ступ и храмов, статуэтки Будд и Бодхисатв. Ступа символизирует творческое начало Вселенной, священную гору Меру — центр мира. " Зонт" на вершине шпиля — тень священного дерева Будды, а сам шпиль — ось мира. Навершия ступ имеют поэтические названия: " бутон банана", " бриллиантовый бутон". Кольца на теле ступы символизируют" уровни сознания". Ступы складывали из кирпича или камня(известны иглинобитныесооружения), покрывали штукатуркой и специальной шпаклевкой из древесной золы и лака, а затем наклеивали сусальное золото. Материалы перемещали самым примитивным способом, из рук в руки, по цепочке, в течение нескольких месяцев тысячи непрерывно работающих людей. Создавали и миниатюрные ступы из золота или серебра, которые устанавливали в храмах. Отсюда более сложная символика: ступа и алтарь храма означают две половинки мирового яйца (" анда" ), на которые раскололась Вселенная. Ступа — это небо, " золотая скорлупа", алтарь — земля. Аналогичные ступе пирамидальные навершия индуистских храмов называют амала́ ка (" плод лотоса" ), в буддийских святилищах Южной Индии — " ступика" . Наиболее известной полусферической ступой является сооружение в Санчи, в Центральной Индии (II—I вв. до н. э.). Ступа помещена на небольшом возвышении внутри ограды, с четырьмя воротами — торана, ориентированными на четыре части света. Ступы помещали и внутри пещерных храмов. Разнообразие форм ступ объясняют также фаллической символикой. Некоторые построены в виде женской груди как символ зарождения жизни. Одна из самых грандиозных — сплошь вызолоченная ступа Шведагон (" Золотой дагон"; бирманск. dagon — " ступа" ) — находится в Рангуне, Бирма. Ее высота — 100 м. В Таиланде возводили ступы вформе перевернутого колокола (по одной из версий, они изображают перевернутый горшок для подаяний буддийского монаха). Самую знаменитую из таиландских ступ (" чеди" ) в 58 км к западу от Бангкока, Нак Хон Патом, строили с V в. К началу XX в. ее высоту довели до 127 м.

А́ СУРЫ (инд. asura — " обладающие жизненной силой" ) — в индуистской мифологии — демоны, враги богов и людей (второе толкование имени: a-sura — " не боги" ). В традиционном искусстве Индииизображаются битвы богов и асур, захвативших власть на небесах. В конечном итоге асуры низвергаются под землю и на дно океана. Поэтомускульптурные изображения демонов часто выполняли функцию опор в храмах Индии и Индокитая. В буддийском искусстве изображается мифическое дерево Читтапатали, его корни находятся во владении асур, но плоды созревают на небесах. Согласно другим легендам, асуры обитают в пещерах горы Меру, на вершине которой живут боги. В буддийской скульптуре асуры изображаются четырехликими и многорукими юношами, они считаются " защитниками буддизма". В композициях, изображающих битвы богов с асурами, можно видеть и Вишну, принявшего облик молодой женщины.

" ДРЕ́ ВО СОБРА́ НИЯ ТРЁХСО́ Т ИЗОБРАЖЕ́ НИЙ" — иконографический канон персонажей буддизма, расположенных в строгом иерархическом порядке, согласно символике " кроны священного дерева". Сборник ксилографов (текстов иизображений, гравированныхна дереве), созданный в конце XVII в. и изданный буддийским просветителем Дж. Р. Дорже в середине XVIII в. Другое название Цогшин (бурятск. Tshogzhin — " Древо собрания" ). Этот уникальный ксилограф издан в 1903 г. вПетербурге под редакцией С. Ф. Ольденбурга под названием " Сборник изображений трехсот бурханов по альбому Азиатского музея" (бурятск. burchan — " божество" ).Оригинал представляет собой альбом из 110 листов, на которых с двух сторон отпечатаныкрасной краской тексты мантр и изображениябудд, бодхисатв, архатов, защитников и хранителей с их атрибутами. Сборник является важнейшим образцом и пособием для художников буддийского искусства. Факсимильно переиздан в 1997 г.

" КОЛЕСО́ САНСА́ РЫ" (санск. sansara — " блуждание, круговорот, переход" ) — в древних индуистских верованиях колесосимволизирует жизненные циклы природы, а также бег времени, судьбу человека — " кама" (инд. kama — " желание, чувственное влечение" ). Круг, разделенный радиусами, означает цикличностьвоплощений. В учении буддизма " Колесо сансары" чаще именуют " Колесом закона" (санск. Dharmachakra), колесом истины, жизни, космоса, " колесом с тысячью спиц". В храмах Солнца Древней Индии (XIII в.) каменные рельефы, изображающие колесо, использовали в качестве гномона — солнечных часов. Изобретение " Колеса закона" приписывают самому Будде — во время беседы с учениками " Просветленный" выложил такое колесо на песке зернами риса. Восемьспиц колеса символизируютлучи истины, исходящие от Учителя. " Колесо сансары", или " Колесо закона", часто изображают в буддийском искусстве, иногда замещая образ самого Будды. Его стилизуют под цветок лотоса, другойатрибут Будды. В более сложных композициях в центре колеса изображают " три яда": свинью (невежество), петуха (похоть), змею (ненависть) —олицетворения плотских страстей, привязывающих человека к материальному миру. В средней части — шесть отделений: " Три погибели" и " Три блаженства". Слева к царству Блаженства поднимаются фигурки праведников и монахов, справа, вдоль по окружности колеса, сваливаются вниз грешники. На внешнем ободе — сцены жизненного цикла человека от рождения до смерти.

МА́ НДАЛА (др.инд. mandala — " круг, диск" ) — в индуизме, буддизме и ламаизме — священный знак, космограмма (ср.греч. kosmogramma — " знак, линия космоса, Вселенной" ) — " карта Вселенной" в виде круга, вписанного в квадрат; в центре круга находится система вписанных квадратов и треугольников. Символикамандалы основывается на свойствах чисел 3, 4, 8 и геометрии квадратуры круга. С геометрией мандалы связывают многие архитектурныеформы: зиккураты, пирамиды, октагоны (" Башня ветров" вАфинахпостроена в форме восьмигранника, " Храм небес" вПекинеимеет восемь колонн). В мистическойфилософии мандала является янтрой(инструментом, способом, предметом) медитации. Предполагается, что впервые подобные знаки появились в Индии в VIII в. до н. э., а затем были перенесены в Тибет, Монголию, Японию. В центре мандалы подразумевается присутствие вневременного и безличного божества, от которого расходятся радиусы — эманация духа в сотворенный мир. Одновременно мандала представляет собой и " карту" вхождения в высший мир, поэтому она также — символ слияния человека и божества. Мандалы на Востоке не только вычерчивают, но и строят в храмах и помещают в алтарной части. В объеме они выглядят наподобие ступенчатой пагоды. После священнодействия уничтожаются, поэтому архитектонические мандалы представляют собой редчайшие произведения искусства. Ни одна мандала не похожа на другую, потому что в каждом случае она отражает особенности состояния создателя, его " вхождения в идею мандалы" и является " выражением изменения, внесенного психическим содержанием в традиционную идею мандалы". Говорят также, что мандала " облекает круг в форму". Разного рисунка мандалы соотносятся с близкими символическими фигурами: " колесом сансары" , цветком лотоса, розой (ветров), лабиринтом, знаками зодиака, зеркалом. По сторонам мандалы могут изображаться различные символы божеств, духов стихий и их атрибуты. В центре — Будда Амита́ бха (санск., " Неизмеримый, бесконечный свет" ), его представляют краснокожим, восседающим на павлиньем троне. В руках у него чаша для сбора подаяний (означает сострадание и милосердие). В самом общем смысле, как привнесение порядка в хаос, знаки, напоминающие мандалу, встречаются в разных культурах и уходят в глубины времени вплоть до палеолита. Отсюда объяснение аналогий форм круга и квадрата, согласно концепции К. Г. Юнга, символикой архетипов в глубинах бессознательного. В символике алхимиков этот же знак называется imago mundi (лат., " образ мира" ). Монументальной мандалой считают композициюбуддийского храма Борободур в Индонезии (VIII—IX вв.). Многие индуистские храмы строили в формемандалы — их центр (Небесная дверь) и четыре входа, обращенные на четыре стороны света, символизируют " пять лиц Шивы" (соответствующих пяти буддам). Они обозначаются цветами: запад — белый, север — желтый, юг — черный, восток — красный, центр — зеленый (область, огражденная от вражеских влияний).

МЕ́ РУ (др.инд. Meru) — в мифологических представлениях индуизма и буддизма — золотая гора, центр мира, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и звезды. Находится где-то к северу от Гималаев, окружена семью горными хребтами и озерами. Вокруг Меру располагаются четыре континента, омываемые Мировым океаном. На священной горе Меру обитает высшее существо Бра́ хман и божества Брахма, Вишну, Шива, Индра, в пещерах горы обитают асуры. Символическое обозначение горы Меру присутствует в мандале и янтре. Образ горы положен в основу многих сооружений Древнего Востока. Считается также, что Меру имеет три вершины: из золота, серебра и железа.

Я́ НТРА (санск. jantra — " инструмент, способ, предмет" ) — в мистической философии Востока —инструмент и предмет медитации. Одна из практических модификаций мандалы. С VIII в. до н. э. в Южной Индии изготавливали амулеты с символами " восьми направлений". Такие амулеты носят на шнурке, на груди. Янтра представляет собойсимметричную графическую конструкцию из наложенных друг на другатреугольников вершиной вверх и вершиной вниз, вписанных в квадрат и окружность и геометризованное изображение цветка лотоса. Янтра воплощает бессознательный архетип внутренней гармонии души человека. В философиитантризма и различных методиках медитации центральная точка янтры " бинду" означает начало отсчета, " умственный центр". Круг символизирует целостностъ и полноту. В самой крупной янтре индуизма — шри-янтре (" благословенной янтре" ) в квадрат вписаны три круга и девять треугольников. Треугольники вершиной вниз символизируют йони, женское началоприроды (шакти), треугольники вершиной вверх — мужское начало (пуруша). Пересечение четырех мужских треугольников образуют 43 малых треугольника, все они, как и прочие производные фигуры, имеют свое символическое значение и собственную окраску. Внешний квадрат имеет четверо " ворот" —символ материального мира, который следует преодолеть силой медитации. Мысленное " преодоление" совершается от краев к центру, последовательным движением через все конструкции. Сосредоточение на точке означает слияние с Божеством. Всего известно около тысячи различных янтр. Их рисуют набумаге, картоне или дереве, вырезают из камня, горного хрусталя, гравир

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2882; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь