Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Театрально-музыкальная культура



Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр народной драмы, участниками которого были скоморохи – молодые люди, обладавшие природными художественными способностями, веселые «на миру». Репертуар фольклорных театров складывался из произведений героического, комического, сатирического характера. Спектакли не требовали сложной подготовки сцены и декораций, достаточно было специальных костюмов. Драма могла сочетать элементы трагедии и фарса, не чуждалась натуралистических деталей и условных приемов. Батлейка и в дальнейшем продолжала собирать благодарных зрителей (главным образом на периферии). Приближавшиеся к профессиональному уровню фольклорно-театральные труппы, как правило, действовали в больших городах.

Присоединение к России, изменение социально-политических и экономических отношений сказались на судьбе крепостных, частновладельческих театров, успевших за многие годы широко распространиться на территории Беларуси. Количество их неуклонно уменьшалось, но отдельные из них продолжали действовать и подчас по уровню мастерства не уступали официально организованным профессиональным труппам. По-прежнему славились театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, С. Зорича в Шклове.

В частновладельческих театрах ставились оперы, пьесы, балеты с европейским размахом. В них звучала музыка местных, а также итальянских, польских и французских композиторов. Хоры, оркестры, кордебалет формировались главным образом за счет талантливой, обученной музыкально-драматическому мастерству сельской молодежи. Без участия крепостных оркестров и капелл магнатско-помещичьих театров, как и прежде, не обходились театральные спектакли, религиозные службы, военные парады, балы. Некоторые оркестры (струнные и духовые) виртуозно исполняли сложные симфонические и хоровые полифонические произведения. Уровня высокого искусства достигли хоры, группы вокалистов, отдельные исполнители.

Одновременно вне крепостной системы появлялись ростки собственно профессионального театра и драматургии. Причем новый белорусский театр опирался на достижения национальной литературы. С годами репертуар расширялся, польский язык на сцене все чаще заменялся русским; театр все более переходил на коммерческую основу, укрепляемую знатными меценатами. В моду вошли театральные сезоны, ведущую роль стали играть постоянные городские театры. Наряду с профессиональным развивалось любительское театральное искусство. В городах и местечках шли представления небольших самоорганизующихся частных трупп. Не замедлила появиться и своя театральная критика (П. Шпилевский, Ф. Подобед и др.), пропагандировавшая обновлявшееся национальное искусство сцены.

В ряде крупных городов Беларуси работали постоянные театры, которые приобщали зрителей к достижениям мировой драматургии. Так, в Минске с конца 1830-х гг. свой театр держал одаренный актер и режиссер Я. Хелмиковский, а после него – В. Дроздовский. Подобралась сильная труппа, которая ставила постановки по произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.Н. Островского, В. Гюго. В 1847 г. минчанам было предложено 48 спектаклей, а через два сезона – 55. В 1846 г. возобновил работу городской театр в Гродно (С. Новоковского). Постоянные театральные труппы имелись в Витебске (Я. Чеховича), Могилеве (С. Богуша-Сестренцевича). В других городах и местечках театральные постановки носили эпизодический характер и ставились в основном гастрольными труппами.

Особую роль в развитии национального театра сыграл В. Дунин-Марцинкевич. С его именем связана знаменательная дата в истории белорусской сцены: 23 сентября 1841 г. состоялась премьера любительского спектакля – комической оперы «Рекрутский набор», либретто которой сочинил он сам, а музыку написали С. Монюшко и К. Кржижановский. Это был его театральный дебют. В 1850-е гг. действовала созданная им театральная труппа, по уровню близкая к профессиональной. Сначала спектакли давались в фольварке Люцинка (под Ивенцом), где жил в то время В. Дунин-Марцинкевич. Актерами становились сам драматург, его дети, местные школьники, знакомые, соседи, крестьяне. Этот народный театр, своими постановками преображавший традиции белорусского фольклора, являлся ярким очагом демократической культуры.

В театре В. Дунина-Марцинкевича в Минске 9 февраля 1852 г. состоялась премьера оперы «Сялянка» («Идылiя»). Позже она исполнялась в Бобруйске и Слуцке. Новое знакомство со спектаклем произошло почти через полтора века, в 1994 г., в Национальном Академическом театре им. Я. Купалы. Эта комическая опера в постановке Н. Пинигина пользуется популярностью у минских и московских зрителей.

Ужесточение политики царизма в 1860–1890-е гг. затруднило деятельность профессионального национального театра в Беларуси. На театральных сценах выступали чаще представители российских и украинских трупп. В 1890 г. в Минске был официально открыт стационарный городской театр, который способствовал развитию высокой культуры. Здесь ярко проявили себя известные актеры М. Савина, А. Яблочкина, Л. Собинов, К. Варламов.

С 1898 г. активную деятельность развернуло Минское товарищество любителей изящных искусств. В городах и местечках возникали любительские коллективы. В последующие годы в любительских кружках проводились «белорусские вечеринки» с выступлением хоров, танцоров, чтением белорусских стихов. На основе такого кружка артистом и режиссером Игнатом Буйницким (1861–1917) в Дисненском повете была создана Первая белорусская труппа. В 1910 г. она стала национальным профессиональным театром с хором, танцевальной и драматической группами. Театр действовал как гастрольный коллектив и до своего распада в 1913 г. побывал во многих городах и местечках Беларуси.

С 1911 г. в Вильно на любительских началах действовал Белорусский музыкально-драматический кружок, которым руководил А. Бурбис. 27 января 1912 г. он впервые поставил купаловскую «Паулiнку». Роль главной героини блестяще сыграла актриса Павлина Меделка.

Вскоре после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в Минске возникло Первое товарищество белорусской драмы и комедии, которое незадолго до смерти возглавил И. Буйницкий. Труппа гастролировала со спектаклями по произведениям Я. Купалы, К. Каганца, Э. Ожешки. Видным деятелем этого театра стал Владислав Голубок, впоследствии известный драматург, режиссер, актер, основатель самобытной национальной школы, сочетавшей стилизованный театральный фольклор с профессиональным драматическим искусством.

Музыкальное искусство. В XIX в. музыкальная жизнь в Беларуси развивалась главным образом в Минске, Бресте, Витебске, Могилеве, Гродно и других больших городах. Кроме того, как и ранее, она скрашивала быт некоторых панских усадеб. В частности, любители музыки собирались в Залесье (Сморгонский район) у М. Кл. Огиньского (далекого родственника М. Каз. Огиньского); в Городище под Минском у помещика Л. Ракитского, владельца профессионального оркестра; в имении Городец Могилевской области у композитора-любителя В. Костриет-Скандерюока, который держал крепостной квартет, считавшийся одним из лучших в России.

В организации концертных вечеров и музыкальном просвещении населения важную роль сыграли минские музыканты братья Доминик и Викентий Стефановичи, с 1803 г. на протяжении нескольких десятилетий дирижировавшие городским оркестром. Музыку таких оркестров можно было послушать в городском саду, она звучала и на площадях, в частных домах, парках, на музыкально-танцевальных вечерах в дворянском кругу и гимназиях. В Гродно, Витебске, Слуцке проходили концерты духовых оркестров. Концертировали как местные музыканты, так и известные европейские гастролеры: один из лучших скрипачей того времени испанец П. Эскудера, бельгийский скрипач Ш. Мёзер, юная скрипачка Т. Юзефович (ее называли шутливо «Паганини в юбке»), знаменитый ксилофонист М. Гузиков, скрипач-виртуоз М. Ельский, композитор и исполнитель Ф. Милодовский, первоклассный гитарист М. Соколовский.

Завоевал европейскую известность белорусско-польский композитор и музыкант, участник польского восстания 1794 г. Михаил Клеофас Огиньский (1765–1833). В 1802 г. он вернулся из эмиграции в свое имение Залесье. Именно здесь в 1823 г. перед отъездом в Италию композитор написал полонез «Прощание с Родиной». Менее известны сегодня его «Марш повстанцев» (1794), опера «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире». Среди современников были популярны многочисленные вальсы, мазурки, романсы, пьесы, марши М. Кл. Огиньского. Он – также автор трактата «Письма о музыке» (1828), мемуаров о Польше и поляках.

Значительный вклад в развитие отечественного музыкального искусства, в первую очередь камерного, оперного и симфонического, внес белорусско-польский композитор, дирижер и педагог Станислав Монюшко (1819–1872). Он родился под Минском, жил в Минске, Вильно, а с 1858 г. – в Варшаве. Многие песни он писал, вдохновившись образами белорусской природы («Вилия», «К реке Неман»); сюжет его лучшей оперы «Галька» (1847) связан с минским периодом жизни (в Минске она была поставлена только в 1856 г.). Белорусские и польские музыкальные мотивы переплелись в 12 сборниках «Домашние песенники». Весьма плодотворным в 1840-е гг. было его сотрудничество с В. Дуниным-Марцинкевичем (оперы «Рекрутский набор», «Соревнование музыкантов», «Волшебная вода», «Сялянка»). С. Монюшко и его единомышленники, композиторы Н. Орда, А. Абрамович, М. Карлович, изучали и использовали в своем творчестве народные мотивы.

Большой интерес представляют основанные на белорусском фольклоре произведения композитора и пианиста Антона Абрамовича. Он обогатил народными мотивами свою музыкальную поэму «Белорусская свадьба» в 8 частях (в 1846 г. ее опубликовал издатель и литературный критик Р. Подберезский), пьесы «Весна», «Девичье лето», «Осень». А. Абрамович написал музыку к стихотворениям Я. Борщевского «Дзеванька» и «Гарэльца»; он – автор пьесы «Белорусская мелодия», множества маршей, вальсов, полонезов, фантазий для фортепиано, мазурок.

В Беларуси жили и творили другие видные деятели музыкальной культуры: А.К. Радзивилл, первым создавший оперу «Фауст» (Гете написал либретто); пианист, композитор и педагог Флориан Милодовский, написавший оперетту «Конкуренты» (в Минске поставлена в 1861 г.); пианистка М. Шимановская; скрипач и композитор К. Липинский; композитор и скрипач К. Кржижановский. В начале XX в. собирал полные залы оперный певец В. Селех-Качанский.

В 60–90-е гг. XIX – начале XX в. музыкальная жизнь на территории Беларуси становилась все более богатой и разнообразной. Так, в Минске открылась фортепианная фабрика, начал работать магазин по продаже нот и музыкальных инструментов, было основано Минское музыкальное общество (1886), действовал городской музыкальный кружок (1896), конкурировали между собой частные музыкальные школы. Местные газеты едва поспевали печатать хронику богатой музыкальной жизни. В 1871 г. в Минске при костеле Святого Роха было создано музыкальное училище органистов, в то время единственное в Беларуси. В семинариях и гимназиях музыкальной подготовке уделялось серьезное внимание.

Развивались связи представителей белорусской и российской музыкальной культур. С большим успехом на территории Беларуси выступали прославленный русский хор Д. Славинского, гремел знаменитый бас Ф. Шаляпина, пели кумиры публики Н. Фигнер, А. Мазини, давала представления русская оперная труппа под руководством И. Шумана, концертировали пианисты и композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, А. И. Зилоти. Мотивы белорусской национальной музыки звучали в произведениях Н.А. Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова, С.И. Танеева и других известных русских музыкантов. Создавалась благоприятная творческая атмосфера для написания белорусскими композиторами новых произведений. Ф. Милодовский сочинил пленивший публику «Полонез» для фортепиано. Композитор А. Роговский написал музыку к стихотворению Я. Купалы «А хто там щзе? ». Он же – автор «Сюиты белорусской» в шести частях. Развивалась отечественная музыкальная критика и мемуаристика. Композитор и скрипач М. Ельский выпустил мемуары о накопленном в отечестве за текущее столетие музыкальном наследии. Среди других изданий увидели свет фольклорные сборники «Белорусские песни Минской губернии» Н. Янчука, «Песни белорусские» А. Черни, «Малороссийские и белорусские песни» П. Сокольского.

В популяризации белорусской музыки и возрождаемого театра активное участие принимал клуб «Беларуская хатка» (1916–1921), объединявший несколько творческих коллективов.

Следует отметить, что в начале XX в. в крупных городах получило распространение кино – для Беларуси новый вид искусства. До начала Первой мировой войны в Минске работали кинотеатры «Модерн», «Эден», «Гигант», «Люкс», «Иллюзион». Всего в начале XX в. на территории Беларуси действовали 58 кинотеатров. Первые кинофильмы, как известно, были немыми, но с весьма выразительным музыкальным сопровождением, прояснявшим занимательные сюжеты.

Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, связанные с отсутствием собственной базисной цивилизации, белорусская культура динамично развивалась в тесном взаимодействии и взаимопересечении с другими национальными культурами, приобретая все более ярко выраженный демократический характер и колоритный национальный стиль; все отчетливей проявлялись ее самобытность и самостоятельность. В середине – второй половине XIX в. поднялась новая волна белорусского возрождения, дополнительный импульс которой придали бурные события в России, ознаменовавшие начало нового столетия.

Не порывая с историческими традициями, белорусская культура продолжала оставаться оплотом острой борьбы с регрессивными консервативными силами, выступавшими против национального самоопределения белорусов.

Этап национального возрождения отмечен появлением новых художественных стилей, направлений, тенденций, идей, имен, произведений. Белорусская культура развивалась в тесном контакте с соседними культурами Польши, России, Украины, оказывая на эти культуры влияние и испытывая ощутимые обратные воздействия.

В XIX – начале XX в. происходило возрастание роли передовой интеллигенции как идеолога национально-демократического движения и авангарда белорусского возрождения. В интеллектуальной среде росли антикрепостнические, свободолюбивые настроения. Представители гуманитарной интеллигенции своей общественной деятельностью, художественным творчеством и научными исследованиями способствовали утверждению представления о белорусах как самостоятельном этносе, превращавшемся в титульную нацию с развитой культурой. Соседние народы узнали историческую правду о Беларуси.

В рассматриваемый период в связи с новыми социально-экономическими процессами значительно возросла потребность в специализированных знаниях, научно-практической информации. Это обусловило проведение двух крупных реформ образования, значительно увеличивших его социальную базу.

Возросла социокультурная и политическая активность гражданского общества, множились формы хозяйственно-экономической инициативы и предпринимательской деятельности. Одновременно происходило ускорение научно-технического и промышленного прогресса. На волне общего творческого подъема появилась новая генерация молодых ученых, художников, литераторов, музыкантов, артистов, обогативших отечественную культуру большими достижениями. В Беларуси обновлялись музыкальные традиции, создавались национальные театральные коллективы, рождались новые стили, течения и школы в изобразительном и других видах искусства, развивались художественные ремесла, фольклорные жанры и виды декоративно-прикладного творчества.

Значительно активизировалась деятельность архитекторов, основавших новые направления в городском зодчестве. Началась плановая застройка населенных пунктов, совершенствовались строительные технологии, появились новые материалы.

В отечественной архитектуре происходила смена, трансформация и частичное смешение стилей. В конечном итоге неоклассицизм и романтизм уступили место модерну и зарождавшемуся модернизму.

На развитие культуры мощное воздействие оказали капиталистические отношения, происходившие социальные и политические столкновения, подъем национально-демократического движения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь