Понятие художественного стиля. Общая классификация стилей. Большой стиль.
Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие стиль : стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера.
Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении, художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни.
Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, несущие определенное содержание. В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют " большими художественными стилями эпохи", и они проявляются во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства рассматривают как последовательную смену больших стилей.
Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. При этом в каждую эпоху одновременно, как правило, сосуществовало несколько стилей: предшествующий, господствующий в данный момент и элементы формирующегося будущего стиля. В каждой стране существовала своя динамика эволюции художественных стилей, связанная с уровнем развития культуры, политическим и социально-экономическим развитием, степенью взаимодействия с культурой других стран.
Так в XV в. в Италии - расцвет культуры Ренессанса, во Франции - " поздняя готика", а в Германии, особенно в архитектуре, " готика" преобладала в плоть до второй половины XVI в. Кроме того, внутри большого стиля могут развиваться микростили. Так, в пределах стиля " рококо" в 1730-1750-х гг. существовали микростили " шинуазри" (китайщина) и " тюркери" (турецкий стиль), в стиле " модерн" (" ар нуво", " либерти" ) в 1890-1900-е гг. можно выделить " неоготику", " неорусский" стиль и другие, в стиле " ар деко" (1920-е гг.) - " русский", " африканский", " геометрический" стили и т.д. Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена больших художественных стилей. Ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов. Уже в XIX в. появились стили, основанные на использовании стилей прошлого и их смешении (" историзм", " эклектика" ). Эклектизм стал и одной из важнейших характеристик культуры XX в., особенно его последней трети - культуры " постмодерна" (эклектика - смешение различных стилей, сосуществование одновременно нескольких стилей), что оказало влияние и на моду, и на костюм. Последним " большим художественным стилем" можно считать, наверное, стиль " модерн". В XX в. на смену " большим стилям" пришли новые концепции и методы, связанные прежде всего с инновационной сущностью искусства авангарда: " абстракционизм", " функционализм", " сюрреализм", " поп-арт" и т.д., отражающие мировоззрение человека XX в. И речь может идти не о большом стиле, а скорее о модном стиле (когда стиль становится модным, теряя при этом устойчивость в течение достаточно длительного времени, которой обладали " большие стили эпохи" ). В моде XX в. в каждое десятилетие были актуальны свои микростили в костюме, последовательно сменявшие друг друга: в 1910-е гг. - " восточный стиль" и " нео-грек"; в 1920-е гг. - " ар деко" (" русский", " египетский", " латиноамериканский", " африканский), " геометрический"; в 1930-е гг. - " неоклассицизм", " историзм", " латиноамериканский", " альпийский", " сюрреализм"; в 1940-е гг. - в США появились в модном костюме стили " кантри" и " вестерн", " латиноамериканский"; в 1950-е гг. - " нъю лук", стиль " Шанель"; в 1960-е гг. - " космический"; в 1970-е гг. - " романтический", " ретро", " фольклорный", " этнический", " спортивный", " джинсовый", " диффузный", " военизированный" (" милитари" ), " бельевой", " диско", " сафари", " панк-стиль"; в 1980-е гг. - " экологический", стиль " новых пиратов", " неоклассика", " нео-барокко", " секси", " корсетный", " этнический", " спортивный"; в 1990-е гг. - " гранж", " этнический", " экологический", " гламур", " историзм", " нео-панк", " кибер-панк", " неохиппи", " минимализм", " милитари" и т.д. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер одежды стремится создать свой стиль. Но впечатляющее многообразие стилей в современной моде вовсе не означает, что они появляются произвольно. Актуальным становится стиль, в котором находят отклик политические события, социальные проблемы, волнующие людей, их увлечения и ценности. В модных стилях отражаются изменения образа жизни и образа человека каждого времени, представления о его I месте и роли в современном мире. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их обработки.
Среди множества стилей можно выделить те, которые называют " классическими " - это стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени. Классическими становятся стили, обладающие определенными качествами, которые и позволяют им надолго " задержаться", пережив множество разнообразных " мод" и модных стилей: универсальность, многофункциональность, целостность и простота форм, соответствие потребностям человека и долговременным тенденциям образа жизни. Классическими можно считать такие стили, как " английский" " джинсовый". Помимо больших художественных стилей и микростилей существует такие понятия, как " стиль автора " -совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера, проявляющихся в типичных для него темах, идеях, в своеобразии выразительных средств и художественных приемов. Своим стилем отличалось творчество крупнейших кутюрье и дизайнеров одежды - с полным правом можно говорить о стиле " Шанель", стиле " Диора", стиле " Баленсиага", стиле " Куррежа", стиле " Версаче", стиле " Лакруа" и т.д. С понятием " стиль" связано понятие " стилизация" - художественный прием при создании новых произведений искусства. Стилизация - намеренное использование формальных признаков и образной системы того или иного стиля (характерного для определенной эпохи, направления, автора) в новом, необычном для него художественном контексте. Стилизация предполагает свободное обращение с прототипами, в частности, трансформацию форм, но при сохранении связи с исходным стилем - творческий источник всегда узнаваем. В отдельные эпохи подражание стилям классического искусства (искусства античности) было господствующим принципом, приемом стилизации пользовались в эпохи классицизма, неоклассицизма, ампира. Стилизация как художественный прием служила источником появления новых форм и образов в искусстве модерна. В современном дизайне стилизация сохраняет свое значение, особенно если речь идет о так называемом коммерческом дизайне (корпоративном дизайне), ориентированном на создание продукции для массового потребителя. Стилизация:
1) сознательное употребление признаков того или иного стиля при проектировании изделий (чаще употребляется в этом значении термин " стайлинг" );
2) прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в ее декор;
3) создание условной декоративной формы путем подражания внешним формам природы или характерных предметов. Стилизация широко применяется в моделировании одежды с целью создания новых форм и выразительных образов. Блестящими примерами стилизации являются коллекции Ива Сен-Лорана 1960- 1980-х гг.: " Африканки", " Русские балеты/оперы", " Китаянки", " Испанки", " Памяти Пикассо" и т.п. Художественно-пластическая однородность современной предметной среды получила определение " дизайн-стиль". Дизайн-стиль отражает результаты эстетического освоения технического прогресса, достижения промышленного овладения материалом. Дизайн-стиль связан с новейшими материалами и технологиями, которые способны изменить не только облик вещей, но и придать новые качества жизни человека, влияя на взаимодействие вещи и человека.
Популярное: