Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Колизей – амфитеатр Флавиев в Риме
Колизей или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Подобно другим римским амфитеатрам, Колизей представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также. Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere" извергать" ), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания (80 входов). Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров ; в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук. С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал.-травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. " Каркасная" структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов. 31. Творчество Джотто ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (1266 или 1267-1337), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320-25) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. Автор проекта колокольни собора во Флоренции. Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции. В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305-08) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Капеллы Барди и Перуцци.Дальнейшую эволюцию творчества Джотто представляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-25). Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем в капелле дель Арена. Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего и четко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятся более многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохи Джотто. В многофигурных сценах появляется больше подробностей и повествовательных моментов, наконец, Джотто интересуют сложные пространственные и оптические эффекты. Так, в росписях капеллы Перуцци, посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображает архитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа в капеллу. Другие работы. Влияние Единственная дошедшая до нас станковая работа Джотто — монументальный алтарный образ «Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти», Уффици, ок. 1310). Восходящая к 14 в. традиция связывала с именем Джотто обширный живописный цикл «История св. Франциска» в базилике Сан Франческо в Ассизи (ок.1297-99), однако многие современные исследователи отвергают авторство Джотто. Среди не дошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичную композицию «Навичелла» на фасаде римской раннехристианской базилики св. Петра, снесенной в начале 16 в., живописные циклы «Знаменитые люди», выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти. Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 в., прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело. 32. Античная статуя Афродиты (Венеры) из собрания Эрмитажа (по выбору студента) Венера Таврическая — мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная во II или III веке до н. э. по греческому оригиналу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Была найденная при раскопках в Риме в 1719 году. По преданию, скульптура была приобретена Петром I у папы Климента XI в 1719 году в обмен на мощи св. Бригитты. В действительности она была подарена Петру папой в знак благодарности за пропуск католических миссионеров в Китай и стала первой в России античной статуей нагой женщины. В 1720 году была установлена в Летнем саду Петербурга в Галерее на берегу Невы. В настоящее время находится в собрании Государственного Эрмитажа. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. 33. Творчество Симоне Мартини и Амброджо Лоренцетти 1. Симоне Мартини Симоне Мартини (итал. Simone Martini; ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон) — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи. По праву считается основателем школы европейской готики. О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации. Без сомнения, Симоне Мартини был учеником Дуччо. Первая достоверная работа Симоне — фреска «Маэста» (Величие Мадонны) в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) Сама композиция картины вполне традиционна для итальянского искусства того времени: Мария с младенцем на руках окружена святыми, но стиль ее написания весьма далек от тех канонов, которые соблюдали современники художника. Здесь можно говорить о широком пространстве, глубине картины, свободе и плавности линий. Эта большая и великолепная композиция отражает готическую сиенскую культуру и опирается на французские образцы. Группа ангелов и святых под чудесным балдахином вокруг драгоценного трона Богоматери производит впечатление скорее светской королевской церемонии, чем мистической литургии. Уже сам факт, что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени хорошей репутации. После фрески «Маэста» Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи, которые завершает в 1317 году. В начале 20-х годов начался творческий взлет художника. В это время меняется его стиль – в нем появляются готические черты, меняется палитра – она становится более яркой и красочной. Вторую половину 20-х годов художник провел в капелле Сан-Мартино, которую он украшал фресками. Тематику для фресок Симоне Мартинивыбрал сам – это была жизнь французского святого Мартина Турского. Выбор был неслучайным: художник тяготел к французской культуре, да и тот факт, что данный святой был почитаем рыцарями позволил изобразить ему рыцарский быт. В 1333 году появляется его главная работа – «Благовещение». Сразу же после создания этой картины художник переезжает в Авиньон. Переезд во французский городок был весьма предсказуем – это своего рода логическое завершение духовных поисков художника, который на протяжении всей своей жизни тяготел в культуре Франции. Творческий стиль художника ( Симоне Мартини первый художник, который писал пейзажи) Творчество художника относят к Сиенской школе. Характерными чертами этой школы считается смешение готических, византийских и ренессансных элементов. Так сквозь готический стиль, проявляющися в новых методах передачи объёма, причудливости линий, художник передаёт и черты будущего ренессанса, основанные на большем реализме. Готика смягчается более живым и нежным чувством реальности. Симоне Мартини особо тщательно, в отличие от авторов того времени, воспроизводит ландшафты, элементы городской атмосферы: крыши, окна, арки, интерьеры.Джорджо Тематика работ художника Средневековье наложило отпечаток на творчество Симоне Мартини, как и на творчество других художников того времени. Центром мироздания, мироощущения человека, центром мысли того времени был бог и всё, что с ним связано. Поэтому основная тематика картин и фресок автора – это библейские сюжеты: Благовещение, Мадонны, различные святые и чудеса. В этой области художник добивается потрясающих результатов. Но не менее важны и его портретные работы, в которых над средневековыми традициями начинают преобладать гуманистические идеалы новой эпохи. В портретах Мартини, на которых изображены святые и мадонны, впервые появляются еще не индивидуальные черты, но уже общечеловеческие. Художник старается придать лицам выражение, соответствующее изображенным обстоятельствам. Женские образы Мартини неотразимы для того времени: они одухотворены, объёмны, прекрасны и не имеют аналогов. Значение творчества Симоне Мартини в искусстве велико. Своим творчеством он оказал огромное влияние на учеников и почитателей, развитие живописи сиенской школы. Внёс вклад в становление идеалов Ренессанса. 2. Лоренцетти Амброджо Лоренцетти Амброджо (работал между 1319—1348) — итальянский живописец, представитель сиенской школы. Брат художника Пьетро Лоренцетти. Жил в Сиене и во Флоренции, входил в цех флорентийских живописцев. Амброджо -ученик и последователь своего брата- был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Единственный из сиенских мастеров, интересовавшийся античной культурой и завоеваниями флорентийского искусства, Амброджо занимался перспективой и за шестьдесят лет до Брунеллески открыл единую точку схода линий — правда, на плоскости, а не в живописно созданном пространстве. Первое подписанное и датированное произведение Лоренцетти Амброджо — “Мадонна с младенцем” (1319 г. ). В ней ощущается интерес Амброджо не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объемности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. В этой ранней работе художника заметно влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио. Амброджо Лоренцетти и в дальнейшем постоянно проявлял интерес к достижениям флорентийской школы. В 1330 году Амброджо пишет фреску “Маэста” ( разновидность изображения Богоматери ) в капелле Пикколомини церкви Сан Агостино в Сиене. В этот период творчества Амброджо уже освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная гармония в передаче объема и исполнении плавности и красоты линии. В картинах Лоренцетти гармонично соединились традиции сиенской живописи с ее лиризмом и свойственные искусству Джотто обобщенность форм и перспективность пространственного построения. Хотя художник использует религиозные и аллегорические сюжеты, в картинах явственно проступают черты современной ему жизни. Условный пейзаж, характерный для полотен мастеров XIV в., у Лоренцетти заменяется узнаваемыми тосканскими ландшафтами. Очень реалистично он пишет виноградники, поля, озера, морские гавани, окруженные неприступными скалами. Вызывает восхищение его Мадонна, одновременно величественная и по-матерински нежная («Мадонна делла латте», ок. 1340, Сиена). Прекрасный морской пейзаж предстает перед глазами зрителя на полотне «Чудо св. Николая Барийского» (Галерея Уффици, Флоренция). Художник использовал библейскую легенду о том, как св. Николай Барийский попросил византийских моряков помочь голодающему населению Миры, отдав часть запасов пшеницы, ссыпанной в трюмы их судов. Византийцы выполнили просьбу святого, но, вернувшись домой, обнаружили, что трюмы по-прежнему полны зерна. Несмотря на присутствие на картине ангелов со снопами, символизирующими воздаяние за добрые дела, композиция отличается реалистичностью. Большую часть полотна занимает изображение моря с плывущими по нему судами и лодками. Вершиной мастерства Лоренцетти стали фрески зала Девяти сиенской ратуши, которая являлась своего рода средоточием интереснейших и разных по своему характеру памятников сиенской живописи 14 столетия. Фрески посвящены мотивам доброго и злого правления (1338—1340, Палаццо Публико делла Синьория, Сиена). Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. Композиция «Аллегория доброго правления» воплощает идею мирного правления граждан, основанного на добродетели и согласии, тогда как в «Плодах злого правления» представлено дьявольское, несправедливое правление рыцарей. Одним из лучших произведений мастера является третья композиция зала — «Плоды доброго правления», с убедительной достоверностью изображающая улицы, площади Сиены и сельские окрестности с разворачивающимися на них сценами обыденной мирной жизни горожан и селян. Уникальность этих фресок Лоренцетти заключается в том, что в столь большой и политически важной аллегории он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию. Такая программа фрескового цикла для пропитанной христианским духом средневековой Сиены была абсолютным новшеством. Амброджо Лоренцетти в своей работе практически полностью основывается на реальной политической истории. Несмотря на довольно плохую сохранность, эти фрески дают нам представление о новых художественных замыслах сиенских мастеров, порывающих со средневековыми традициями. Замечательное искусство Лоренцетти сыграло большую роль в развитии итальянской живописи, оказало значительное влияние на представителей самых различных художественных школ. Наряду с Дуччо ди Буонинсенья и Симоне Мартини, он является крупнейшим итальянским художником первой половины 14 века. (На западной стене, напротив «Плодов доброго правления», для пущего контраста находится большая, но в основном утраченная фреска «Плоды дурного правления», в которой так же был изображен не только город, но и его пригороды. В центре композиции во всем своем ужасном могуществе восседает воплощение Тирана — на голове рога, во рту клыки, а у ног чёрный козёл. В левой руке он держит бокал с ядом. Над ним парят Жадность — старуха с денежными мешками в тисках, Гордость, торжественно показывающая ярмо, от которого она освободилась, и Тщеславие, любующееся собой в зеркало. Слева от Тирана изображена Жестокость, которая в одной руке держит младенца, а в другой змею; далее, Измена, держащая на руках ягненка с хвостом скорпиона, и Обман с крыльями летучей мыши, держащий в руках жезл. Справа от Тирана расположились Ярость — смесь кабана, кентавра и льва с кинжалом в руке, Раздор, в одежде с геральдическими цветами Сиены (чёрный и белый) — на одной стороне платья написано «да», на другой «нет», который пилой разделяет согласие, и Война со щитом и мечом в руках. У ног Тирана изображены сломанные весы и поверженное Правосудие. Слева от этой композиции можно видеть разграбленный город, в котором каждый день происходят убийства и грабежи, далее простирается обездоленная земля с горящими домами, разрушенными замками и толпами мародеров. И над этой внушающей ужас картиной парит зловещая фигура Страха, в руках которой меч). (В центре «Аллегории доброго правления» изображена большая фигура старца в украшенной драгоценными камнями одежде, сидящего на троне. В левой руке он держит щит с изображением городской печати, а в правой скипетр. Он спокоен и величественен. У его ног мифическая волчица — основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города. Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены. Над этим символом парят три аллегории добродетелей — Вера, Надежда, Любовь, а по сторонам от него расположились — Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие. Самой интересной фигурой в этом наборе несомненно является та, что олицетворяет Мир — она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке; от неё действительно исходит мирное спокойствие. Интересна и фигура Правосудия, находящаяся несколько особняком в левой части. На чашах весов правосудия разместились ангелы, один в красной одежде, коронующий человека с пальмовой ветвью в руке, и рубящий голову другому, и другой ангел в белой одежде, который протягивает коленопреклоненному человеку две меры длины и зерно.)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы