Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Смена философских акцентов в литературе позднего Просвещения. Сентиментализм.



Смена философских акцентов в культуре позднего Просвещения. Сентиментализм: культ добродетели и чувствительности сердца. Представления о взаимоотношениях чувства и разума. Отрицание примата разума и рассудочной логики в познании мира и человека. Усложнение просветительской концепции характера. Вопрос о способе изображения человеческой природы.

Английский сентиментализм. Религиозно-философская проблематика «кладбищенской» поэзии. «Ночные думы» Юнга. Романы Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»). Субъективное сознание как исходный пункт его творчества. Эмоциональная атмосфера романов. Изображение прихотливой смены настроений и психологических полутонов. Искусство скрытого намека. Чувствительность как предмет иронии (сентиментализм и «постсентиментализм»). Доброта и эгоизм героев. Значение индивидуального в человеке: «эстетика конька». «Чудаки» Стерна. Демонстративное отречение от всех литературных правил и норм. Смешение традиционных типов повествования. Обнажение всех художественных приемов. Возможность наблюдения за процессом написания романа. Фрагментарная форма изложения. Нарушение хронологии. Графическое изображение творческого метода автора в «Тристраме Шенди». Принцип ассоциации идей. Нарочитый беспорядок в структуре романа как воплощение логического замысла и как модель мыслительного процесса.

Французский сентиментализм. Руссо и руссоизм. Идея «естественного человека». Критика цивилизации с позиций культа природы. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как энциклопедия руссоизма в художественной форме. Метаморфоза чувств: торжество «жестокой добродетели» над любовью. Естественное и гражданское состояние человека. Противоречия в мировоззрении Руссо. «Случайная» смерть Юлии. История милорда Эдуарда. Психологизм «Исповеди» Руссо.

Альтернативное направление во французской литературе XVIII в.: выход за пределы просветительской идеологии. Творчество Прево («История Манон Леско»). Парадоксальный, «иррациональный» характер Манон: сочетание высокого и низменного, прекрасного и вульгарного. «Опасные связи» Ш. де Лакло.

 

Тема 3. Просвещение в немецкой культурной среде. Творчество Ф. Шиллера и И.В. Гете.

Специфика немецкой культурной среды в XVIII в. Тяготение к отвлеченным теоретическим проблемам. Лессинг: драматургия («Эмилия Галотти», «Натан Мудрый») и литературная критика («Лаокоон»). Движение «Бури и натиска». Бунтарский индивидуализм, культ чувства и природы. Ранее творчество Гете: любовная лирика, философские оды, драма «Гец фон Берлихинген». Символизм «предметной» поэзии Гете. Эпистолярный роман «Страдания юного Вертера»: немецкий вариант сентиментализма. Пафос страдания и жертвы. Кризис мятежного титанизма. Образы Гомера и Оссиана. Раннее творчество Шиллера: лирика, драмы «Разбойники», «Коварство и любовь». Лирика 1780-х гг.: «Ода к радости», «Боги Греции».

Веймарский классицизм – заключительный этап немецкого Просвещения. Содружество Гете и Шиллера. Отказ от индивидуального бунтарства, подчинение объективным законам. Обращение к принципам античного искусства («благородная простота и спокойное величие»). Влияние теории Винкельмана и философии истории Гердера. Творчество Шиллера веймарского периода: труды, посвященные проблемам эстетики, философская лирика, баллады, классические трагедии. Трилогия «Валленштейн». «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль». Характерные особенности драматургии Шиллера.

Творчество Гете после переезда в Веймар. Замысел романа «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Драмы веймарского периода: «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо». «Римские элегии», «Коринфская невеста» – защита языческого жизнеутверждающего начала. Воспитательный роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Изменение первоначального замысла: обращение героя от театральной деятельности к практической. Влияние воспитательного романа Гете на романтический роман. «Западно-восточный диван»: идейно-художественные особенности позднего поэтического сборника Гете.

Драматическая поэма «Фауст» как духовный центр творчества Гете и выражение глубинных основ европейской культуры. «Фаустовская душа» - обобщение поисков, обретений, утрат, надежд и разочарований новоевропейской мысли. Творческая история «Фауста». Народная легенда о докторе Фаусте и ее специфическая интерпретация у Гёте. Диалектика в раскрытии главных образов – Фауста и Мефистофеля. Сущность их договора. Композиция «Фауста». Принципиальная смысловая незавершенность и открытость поэмы. Аллегории и символы в «Фаусте». Универсальный, всеобъемлющий тип художественного мышления Гёте.

 

Тема 4. Феномен русского Просвещения и его отражение в литературе.

Русская литература XVIII в. Переходный характер литературы Петровского времени: движение от барокко к классицизму. Творчество Феофана Прокоповича. Литература 1730-50-х гг: формирование классицизма. Восприятие европейских традиций и национальное своеобразие. Формирование мировоззренческой платформы русского Просвещения. Социально-политическая и эстетическая программа просветителей. Теория просвещенного абсолютизма. Пафос государственного строительства и общественных преобразований. Тематика и жанровая система русского классицизма. Одическая и сатирическая поэзия. Интерес к событиям современности. Литературная деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова. Этапы реформы стихосложения. Упорядочение литературного языка. Теория трех языковых «штилей» (Ломоносов). Период 1760-х – начала 1770-х: журнальная сатира (Новиков), повесть (Чулков). Выдающиеся писатели конца XVIII в. Фонвизин и его роль в становлении русской национальной комедии. Комедия «Недоросль» как вершина русской драматургии XVIII в. Классицистические принципы и элементы гротеска. Поэзия Державина: начало дворянского периода отечественной литературы. Образы Петра и Фелицы в державинских одах. Монументальное видение России. Философские раздумья о Боге и человеке («Бог»). Образная система и особенности стиля Державина. Развитие русского сентиментализма. Радищев: «бунтовщик хуже Пугачева». «Путешествие из Петербурга в Москву»: философская, социальная, эстетическая проблематика. «Чувствительный путешественник» в российской культурной реальности. Эмоциональный строй произведения и тема чувствительности. Структура текста. Сентиментализм в творчестве Карамзина: повесть «Бедная Лиза». Писатель как «сердца наблюдатель по профессии». Чувство как главный двигатель творческого процесса. Стиль повести. Языковая реформа Карамзина: отрицание ломоносовского принципа «трех штилей», ориентация на «средний» слог. Крылов: новаторский характер басен и их глубокая связь с драматургией. Двуплановость смысла басен. Особенности стиха Крылова.

 

Тема 5. Философская и эстетическая платформа Романтизма. Литература немецкого Романтизма.

Романтизм как тип творчества, художественный метод и стиль в европейской культуре. Значение философии Фихте и Шеллинга для теории романтизма. Представления романтиков об интеллектуальной и творческой деятельности. Искусство как священная игра, отдаленно воспроизводящая бесконечную игру мироздания. Переоценка мировой литературной традиции. Отказ от художественных принципов классицизма. Формулировка оппозиции классического и романтического начал в культуре. Критика литературной нормативности как таковой. Интерес ко всему уникальному и неповторимому. «Категорический императив гениальности» (Ф.Шлегель). Конфликт «гения» и «толпы». Самоощущение романтиков: дух избранничества и пророческий тон. Конфронтация с действительностью. Ситуация двоемирия. Романтическая ирония – «настроение», которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая и «собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (Ф.Шлегель). Новое понимание природы языка. Интерес к мифологии, собирание и изучение фольклора. Идеализация Средневековья. Принцип историзма.

Философия романтизма – национальный вклад немецкой культуры в мировой художественный процесс. Формирование эстетической платформы нового искусства в рамках йенской школы. Романтическая повесть и роман (Вакенродер, Тик, Ф.Шлегель, Ж.-П. Рихтер и др.). Романтическая лирика (Брентано, Новалис) и ее герой: от органической цельности и слияния всех душевных сил до трагической разорванности, ощущения одиночества и бесцельности существования. Творчество Новалиса. Символика «Гимнов к ночи». «Ученики в Саисе» - «подлинно символический роман природы». Образ ребенка в романе. Мотив тайны и ее познания. Сказка о Розоцветик и Гиацинте. «Генрих фон Офтердинген»: апофеоз поэзии. «Голубой цветок» как символ творческого самораскрытия личности по внутреннему закону. «Биокомпозиция» произведений Новалиса.

Новое открытие греческого мифа в творчестве Гельдерлина: ощущение «варварских» истоков греческой красоты. Образ Эллады как прошлого, настоящего и будущего человечества. Лирический герой Гельдерлина: подвиг внутреннего освобождения. «Гиперион, или Греческий отшельник»: проблема миросозидающей, исторической и политической активности человека. Спор о целях и средствах изменения мира. Образ Диотимы. Идея «эксцентрического» пути. «Смерть Эмпедокла»: проблема взаимоотношений человека и природы, его исторической деятельности, непосредственности знания. Тема жертвы и вторичного рождения. Особенности лирики Гельдерлина.

Образы античной мифологии в драматургии Клейста («Пентесилея»). Патологическое и неестественное. Страсть к кровавым и отталкивающим подробностям.

Фантастический мир Гофмана. «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья» – вершина романтической новеллистики в Германии. Ирония над современным жалким состоянием человека. Антикосмическое существо уютного бюргерского быта и его фантасмагорическая изнанка. Гротеск у Гофмана. Мотив власти вещей над человеком. Образы, передающие жизнь, лишенную жизни: куклы и автоматы. Переплетение двух миров: проявление космической жизни в мертвых вещах быта. Иррациональные ужасы, разрушающие уютные филистерские представления о мире. Музыкальная стихия произведений Гофмана. Образ Иоганнеса Крейслера. «Житейские воззрения кота Мурра»: романтический образ мира и художественная структура романа. Атмосфера княжеского двора. Проблема любви и искусства. Тема гениальности и духовной свободы. Проблема душевного разлада. Романтическая ирония Гофмана.

Творчество Г.Гейне как явление переходного периода.

 

Тема 6. Литература английского Романтизма.

Литература английского предромантизма. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона. Переосмысление понятий прекрасного и возвышенного (Э.Бёрк). Зарождение и основные мотивы «готического» романа. «Замок Отранто» Г.Уолпола. Поэзия Блейка: «Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание рая и ада», «пророческие поэмы». Творчество Блейка в контексте традиции пророческой поэзии. Концепция Воображения и творчества. Романтический мифологизм («трансцендентальный реализм»), «эмблематические» персонажи. Представления Блейка о Добре и Зле и персонификации этих понятий в его поэзии.

Поэты «озерной школы»: литературные манифесты, стихотворения, поэмы. Теоретические размышления и поэзия Кольриджа: «Сказание о старом мореходе», «Кристабель», фрагмент «Кубла Хан». Байрон и байронизм: открытие одинокого, разочарованного, опустошенного героя-скитальца, но наделенного воинствующим вольнолюбием, духом противоречия, язвительности и презрения по отношению к «толпе» («Чайльд-Гарольд»). Титаническая («восточные поэмы») и демоническая («Манфред», «Каин») ипостаси байронической личности. Тотальный конфликт с миром и разлад с самим собой. Шелли: лирика, символическая драма «Освобожденный Прометей». Образ Прометея: проблема свободного жизнетворчества и переустройства мира. Китс: «Изабелла, или Горшок с базиликом», «Канун святой Агнесы», «Ода о греческой вазе», «Ода к соловью». Эстетическая проблематика поэзии Китса: «Гиперион», «Ламия». В.Скотт как создатель жанра исторического романа («Квентин Дорвард»).

 

Тема 7. Литература французского Романтизма.

Французский романтизм. Тесная связь с современностью, внимание к политическим вопросам. Идея рока: следование судьбе как сохранение целостности собственной личности. Романтическая фантастика: повести Нодье и Готье. Религиозная линия: Шатобриан, Ламартин, Виньи, Нерваль. Тема «мировой скорби».

Гюго: романтическая реформа театра в теории (предисловие к драме «Кромвель» как «скрижали романтизма») и на практике («Эрнани»). Отказ от классицистических канонов. Введение принципов контраста, гротеска, стилистической полифонии и романтической бунтарской проблематики. Лирика Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» как исторический роман нового типа («от Вальтера Скотта обратно к Гомеру»). Роман-мистерия: борьба гармонизирующих и разрушительных сил. Фейерверк романтических контрастов, образных метаморфоз, сюжетных перипетий (красота - уродство, верность - предательство, страстная любовь - равнодушие, обожание - ненависть, ангельская чистота - демонизм и т.п.). Причудливая панорама средневекового Парижа (от обитателей трущоб до королевского дворца). Собор как воплощение времени, истории, созидательной мощи народа. Любовь Квазимодо и Клода Фролло к Эсмеральде как идейно-композиционный стержень романа. Тема рока, объединяющая всю пестроту мира романа.

Тема «болезни века» в творчестве Мюссе: «Исповедь сына века». Романы Жорж Санд («Консуэло»). Искусство как высшая сфера действительности. Искусство и любовь: различные способы сосуществования мужской и женской души в творчестве.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь