Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Европейское и отечественное искусство XVIII века: основные тенденции.



Основное содержание исторического процесса Европы; национальная окрашенность и неравномерность развития конкретно-исторических форм. Обмен художественными идеями. Новое соотношение видов и жанров искусства. Основные достижения архитектуры, изобразительного искусства, музыки, театра, литературы; их сравнение с искусством XVII века. Периодизация искусства XVIII века. Многообразие стилевых тенденций.

 

Тема 2. Первый этап в развитии искусства XVIII века (до 1760-х гг.): содержание произведений искусства, художественные методы и приемы.

Национально-исторические границы первого этапа в развитии искусства XVIII века. Поздние формы стиля барокко, особенности их проявления в архитектуре и изобразительном искусстве. Барокко в Германии, Италии, Центральной Европе, России. Сложение принципов искусства рококо, их отличие от барокко. Рокайльная архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись. Эволюция рококо. Творчество А.Ватто. Реалистическое отображение жизни в искусстве первой половины XVIII века.

 

Тема 3. Второй этап в развитии искусства XVIII века: содержание произведений искусства, художественные методы и приемы.

Диалог классических и реалистических тенденций, его отражение в теоретических работах и художественной практике (У.Хограт, Дж.Рейнольдс). Основные положения доктрины классицизма в трудах И.И.Винкельмана. Классицизм XVII и XVIII веков: черты общности и различия. Формы классицизма XVIII века. Творчество Ж.Л.Давида. Революционный классицизм. Сентиментализм и предромантизм в искусстве. Национальные варианты стилей и стилевых течений XVIII века.

 

Тема 4. История истории искусства XIX века. Классификация искусств в XIX в. Различные подходы к современной классификации искусства XIX века. Типологическая характеристика искусства XIX века. История истории искусств в Европе и России. Знаточество, историческая, формальная и социологическая парадигмы в искусствознании (К.Фидлер, А.Гильдебранд, А. Ригль, Г. Вельфлин, П.П. Гнедич, барон Н.Н. Врангель и др.).

Тема 5. Классицизм в живописи, скульптуре и архитектуре XIX века. Дефиниция неоклассицизма как стиля в искусстве XIX в. Биография и творчество Ж.-Л. Давида. Ученики и последователи Давида. Неоклассицизм в Англии – Б. Уэст, Д.С. Копли, А. Кауфман. Творчество Ж.-А. Гудона и его последователей. А. Канова – биография и творчество. Творчество Б. Торвальдсена. Возрождение интереса к Палладио. Проекты Р.Адама. и Т.Джеферсона. Архитектурные проекты ампира в Париже. Петербургские зодчие. А.Д. Захаров. В.П. Стасов, А.Н.Воронихин. К.И. Росси. Тома де Томон. Московская классика - Д.И.Джильярди и А.Г.Григорьев.

Тема 6. Романтизм в искусстве Европы и США. Особенности отечественного искусства первой половины XIX века. Творчество Ф.Гойи. Романтизм во французской живописи - А.-Ж. Гро, Т. Жерико, Э.Делакруа. Ж.О.Д. Энгр и его «романтический классицизм». Д.-Г. Фюзели, У.Блейк и Д.Констебл – романтизм в контексте английской живописной школы. Творчество Д.М. Тернера. Романтизм в немецкой живописи – К.-Д.Фридрих, Ф.-О. Рунге. Романтизм в скульптуре: «Полина Бергезе в облике Венеры» (А.Канова). «Марсельеза» Ф.Рюда, творчество Ж.-Б. Карпо. Расцвет отечественной скульптуры: И.П.Матрос, Б.И. Орловский, Ф.П.Толстой, Ф.Ф.Щедрин, Н.С.Пименов, А.В. Логановский, И.П.Витали, С.И.Гальберг, П.А.Ставассер, П.К. Клодт. Историческая академическая живопись первой трети 19 в. – А.Егоров, В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни. Романтические тенденции в портретной живописи Ореста Кипренского и В.А.Тропинина, батальные зарисовки А.О.Орловского. Школа А.Г.Венецианова. (А.В.Тыранов и Г.В.Сорока). Карл Брюлов – «между идеалами классицизма и нововведениями романтизма». «Этический романтизм» в творчестве Александра Иванова. Пейзажи И.К.Айвазовского. Живопись С. Щедрина в России и Италии. Романтизм в музыке: основные достижения. Тво

Тема 7. Архитектура середины и второй половины XIX века. Эклектика и поиски национального романтизма в архитектуре. Здание парламента в Лондоне ( арх.Ч.Барри и У. Пэджин). Парижская опера Ш.Гарнье. «Неоготика» в России (арх. А.П.Брюллов, Н.Л. Бенуа). «Помпейская архитектура», неоренессанс и необарокко в архитектуре А.Штакеншнейдера. Новый Эрмитаж в Петербурге (арх. Л.Кленце). Эволюция стиля садово-парковых ансамблей. Из дворянской усадьбы в индустриальный город. Промышленная архитектура и доходные дома в Петербурге. Массовый историзм в застройке города. Псевдорусский стиль И.П.Петрова и А.М.Горностаева.

 

Тема 8. Европейское и отечественное изобразительное и музыкальное искусство середины XIX века. Творчество О. Домье. К. Коро и художники барбизонцы – между романтизмом и реализмом. Творчество Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаза в коллекции Эрмитажа. Пейзажная живопись К.Труайона и Ш.Жака. Судьба и творчество Розы Бонер. Реализм в живописи Г.Курбе и Ж.-Ф.Милле. Реалистический пейзаж Э.Будена. Я. Б. Йонгкинд (Голландия). Реализм в венгерской живописи (М. Мункачи и Л. Паал), Ю. Шерментовский (Польша), Н. Григореску (Румыния).Литографии 40-х-50х годов как предтеча реалистического направления в русской живописи (Н.М. Невахович, В.Ф. Тимм, А.А. Агин, Т.Г.Шевченко). Жанровая живопись П.А. Федотова.

 

Тема 9. Европейское и отечественное изобразительное и музыкальное искусство второй половины XIX века. Реализм в живописи В.Г.Перова, И.М.Прянишникова, Л.И.Соломаткина. Крах академического искусства в 70-е годы 19 века. Полвека движения передвижников в России («Товарищество передвижных выставок» ). Творчество И.Н. Крамского и Н.Н.Ге. Батальный жанр В.В.Верещагина. Пейзаж в отечественной живописной традиции 19-го века: А. П. Боголюбов А.К. Саврасов, И.И.Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Левитан. Творчество И.Е.Репина. Скульптура М.М.Антокольского. Поиск национального в исторической живописи В.И. Сурикова. Демократические тенденции в развитии европейской и российской музыки. Творчество композиторов «Могучей кучки». Новые жанры музыкального искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве. Эдуард Мане и его последователи. Живопись О.Ренуара и ее основные тенденции. Импрессионистская революция Клода Моне. Влияния японской культуры на европейскую живописную традицию. Реформа живописного арсенала художников. Коллекция Эдгара Дега в Эрмитаже. Творчество К.Писсарро и А.Сислея. Женская живопись как одно из течений импрессионизма – Б.Моризо, Е.Гонзалис. Влияние импрессионистов на становление американской школы живописи. Творчество М. Кэссет. Д.-Э.-М. Уистлера. Тенденции импрессионизма в Германии и Италии. Черты импрессионизма в творчестве О.Родена. Импрессионизм в музыке: К.Дебюсси, М.Равель. Теоретические основания живописи П. Сезанна. Творческий метод П. Сезанна и его влияние на развитие живописи. В. Ван Гог - судьба и творчество художника. Крупнейшие мировые коллекции искусства Ван Гога. Ван Гог и Гоген – компаративный анализ творчества. Влияние творчества П. Гогена на становление группы «Наби». История « Братства прерафаэлитов». Творчество У. Х. Ханта, Д. Г. Россетти и Д. Э. Миллеса как вызов академической доктрине.Эстетика повседневности в архитектурном и дизайнерском творчестве У. Морриса. Скульптора Т. Вулнера. Теоретическое наследие прерафаэлитов.

 

Тема 10. Европейское и отечественное изобразительное и музыкальное искусство рубежа XIX–ХХ вв. Постимпрессионизм как явление рубежа веков. Эсхатологичность культуры рубежа XIX–XX вв. Индивидуальные творческие системы представителей постимпрессионизма. Эстетическая программа и пластическая система прерафаэлитов. Стиль модерн в архитектуре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Символизм в искусстве второй пол. 19 в. Связь символизма с декадентским мироощущением. Экспрессивная живописность фовизма (группа «диких»). Набиты. Символизм в творчестве М. Дени. Художники П. Серюзье, Ж.- Э. Вюйяр, П. Боннар, П.- Э. Рансон. Портреты Ф. Валлоттона в собрании Эрмитажа. Прерафаэлиты и набиты – компаративный анализ творчества. Густав Моро – между романтизмом и символизмом. Музей Густава Моро в Париже. О. Редон как предвестник сюрреализма. Модерн, Югенстиль, Ар-Нуво, Ар-Деко, Сецессион. Пьер Пюви де Шаванн. А. Тулуз-Лотрек. Густав Климт. Фердинанд Ходлер. Джеймс Энсор. О. Бердслей. Неоимпрессионизм.Новая моделировка формы в творчестве Ж. Сера, П.Синьяка и А.-Э.Кросса. Торжество научного метода в искусстве. Техника дивизионизма и пуантилизма.

 

Дисциплина №3. «История литературы Нового времени»

Тема 1. Отражение просветительского сознания в литературном процессе. Литература раннего и зрелого Просвещения.

Просветительство как всеевропейское интеллектуальное движение. Программа обновления жизни на основании законов разума и справедливости. Отражение просветительской картины мира в литературе. Активная позиция художника. Интерес к личности в ее социальном бытии. Подчеркнутая концептуальность литературы. Дидактизм. Жанровая свобода. Преобладание прозаических жанров над поэтическими. Роман как форма, наиболее отвечающая просветительским задачам познания и адекватного изображения жизни. Многообразие типов романа. Интерес к полному и документально точному воспроизведению действительности. Принцип типизации. Противоречивость идейных установок просветителей.

Литература английского Просвещения. «Робинзон Крузо» Дефо: элементы романа-путешествия, автобиографического приключенческого романа, романа воспитания. Проблема формирования человеческой личности и формирующих ее условий. Человек и цивилизация. Жизненное кредо Робинзона. Роль описания бытовых мелочей в романе. Прославление созидательного труда. Сатирико-фантастический роман Свифта «Путешествие Гулливера» и идеи релятивизма в культуре Просвещения. Иная версия «робинзонады»: человек в мире безумия и нелепости. Композиция книги. Полемика с социально-историческим оптимизмом «Робинзона» Дефо. Критика человеческой природы как таковой. Самокритика разума в романе: образы йеху и гуигнгнмов.

Эпистолярные романы Ричардсона («Памела», «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона»). Расширение сферы романа: интерес к частной жизни, исследование человеческих чувств. Движение страсти по приказу добродетели.

Просветительский реализм Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша». Перипетии и ситуация узнавания. Вопрос о человеческой природе: поиск «средней линии» между концепциями Свифта и Ричардсона. Отказ от идеализации героя, полнокровность его характера. Металитературные элементы текста: открытый диалог автора с читателем, разрушение иллюзии реальности, обнажение художественной условности повествования. Концепция юмора в романе.

Французское Просвещение. «Персидские письма» Монтескье. Тема Востока как проявление интереса к иной цивилизации, к экзотике. Проблема свободы. Просветительский классицизм: традиции и новаторство. Трагедии Вольтера («Заира», «Магомет»). Проблема религии в драматургии Вольтера. «Заира»: открытие эпохи трагической чувствительности. Философские повести Вольтера («Кандид», «Простодушный» и др.): пародия на авантюрный роман греческого типа. Проблема мирового зла. Герои как «рупоры» идей. Столкновение различных концепций действительности. Испытание философских идей реальностью: познание посредством опыта. Полемика с Руссо: гибель «естественного» человека в борьбе с конкретным злом. Присутствие автора в тексте и управление судьбой героев. Язык и стиль повестей Вольтера.

Литературное творчество Дидро: «изнанка» просветительского сознания. «Племянник Рамо»: диалог Философа и Шута. Противоречивость образа Племянника Рамо и его победа в споре. Проблема искусства и таланта. «Жак-фаталист»: новизна художественного метода. Хаотичность действительности и текста. Сближение эпоса и драмы. Проблема фатализма. Отношения хозяина и слуги. Дидро как реформатор французской драматургии («мещанская драма»).

«Мемуары» и комедийный театр Бомарше.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь