Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Культурное своеобразие классического этапа в развитии Нового времени.



Культура Нового времени

 

______________________________________

(наименование модуля / дисциплины)

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА / МАГИСТРА по направлению

" 050100 - Педагогическое образование" (указываются код и наименование направления подготовки в соответствии с ФГОС)

профиль / магистерская программа [1] профиль " Культурологическое образование"

(наименование профиля в соответствии с ФГОС)

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

 

Утверждено на заседании кафедры теории и истории культуры (указывается полное наименование кафедры) Протокол № ____ от ______ 201 г. Зав. кафедрой Мосолова Л.М.   Утверждено на заседании Совета факультета философии человека (указывается полное наименование факультета, института) Протокол № ___ от _______ 201 г. Председатель Совета Летягин Л.Н.
     

 

Санкт-Петербург

2011 г.


МОДУЛЬ " КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ"

(указывается полное наименование модуля / дисциплины, с соответствии с утвержденным учебным планом)

Место модуля / дисциплины [†] в структуре ООП Б. 3 Профессиональный цикл В. 3 Вариативная часть В.3.6. Модуль: " Культура Нового времени"

(указывается цикл и часть, к которым относится модуль / дисциплина)

Трудоемкость и аттестация по модулю [‡]:

Дисциплина (учебные курсы[§]) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
История культуры Нового времени    
История искусства Нового времени    
История литературы Нового времени    
История мировой художественной культуры Нового времени    
Экзамен          

Цель и ожидаемые результаты изучения модуля / дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями [**] ОК – 3, 14, 15; ПК - 10, 11, ОПК - 2

(перечисляются компетенции в соответствии с формулировкой и кодом из ФГОС)

Содержание дисциплины [††] с указанием разделов (тем) [‡‡] и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

Дисциплина:

Темы дисциплины и виды занятий:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
I.1. Культурное своеобразие классического этапа в развитии Нового времени.  
I.2. Духовная культура Нового времени.  
I.3. Региональные варианты культуры Нового времени.  
I.4. Отечественная культура Нового времени.    
II.5. Европейское и отечественное искусство XVIII века: основные тенденции.  
II.6. Первый этап в развитии искусства XVIII века (до 1760-х гг.): содержание произведений искусства, художественные методы и приемы.  
II.7. Второй этап в развитии искусства XVIII века: содержание произведений искусства, художественные методы и приемы.  
II.8. История искусства XIX века.  
II.9. Классицизм в живописи, скульптуре и архитектуре XIX века.  
II.10 Романтизм в искусстве Европы и США. Особенности отечественного искусства первой половины XIX века.  
II.11 Архитектура середины и второй половины XIX века. Эклектика и поиски национального романтизма в архитектуре.  
II.12 Европейское и отечественное изобразительное и музыкальное искусство середины XIX века.  
II.14 Европейское и отечественное изобразительное и музыкальное искусство второй половины XIX века.  
II.15 Европейское и отечественное изобразительное и музыкальное искусство рубежа XIX–ХХ вв.  
III.16 Отражение просветительского сознания в литературном процессе. Литература раннего и зрелого Просвещения.    
III.17 Смена философских акцентов в литературе позднего Просвещения. Сентиментализм.  
III.18. Просвещение в немецкой культурной среде. Творчество Ф. Шиллера и И.В. Гете.    
III.19. Феномен русского Просвещения и его отражение в литературе.    
III.20. Философская и эстетическая платформа Романтизма. Литература немецкого Романтизма.    
III.21. Литература английского Романтизма.    
III.22. Литература французского Романтизма.    
III.23. Американский романтизм: становление национальной литературной традиции.  
III.24. Романтизм в России  
III.25. Реализм как художественный метод. Реализм во французской литературе первой половины XIX в.    
III.26. Реализм во французской литературе второй половины XIX в.    
III.27. Реализм в английской литературе.    
III.28. Реализм в русской литературе XIX в.    
III.29. У истоков Декаданса: творчество Ш.Бодлера.  
III.30. Поэзия западноевропейского символизма. Лирика Верлена, Рембо, Малларме.    
III.31. Литература английского эстетизма.    
III.32. Эпоха Просвещения как этап в истории художественной культуры Нового времени.    
IV.33. Духовно-содержательное измерение художественной культуры эпохи Просвещения.    
IV.34. Морфологическое измерение художественной культуры эпохи Просвещения.  
IV.35. Институциональное (функционально-организационное) измерение художественной культуры эпохи Просвещения.    
IV.36. Взаимодействие художественных культур эпохи Просвещения.    
IV.37. Национальные варианты художественной культуры эпохи Просвещения.    
IV.38. Художественная культура XIX века: типологическая характеристика.  
IV.39. Художественная культура эпохи Романтизма.    
IV.40. Национальные варианты художественной культуры Романтизма.    
IV.41. Художественная культура эпохи Позитивизма.    
IV.42. Национальные варианты художественной культуры Позитивизма.    
     
                       

Интерактивные формы занятий [§§]:

№ темы[***] Формы
1.4. дискуссия
1.3., 4 презентация
3.8 работа в группах
2. блиц-экспертиза
3.6, 3.9 кейс-метод

Содержание дисциплин модуля

Дисциплина №1. «История культуры Нового времени»

Тема 1. Культурное своеобразие классического этапа в развитии Нового времени.

Единство и противоречивость развития новоевропейской цивилизации в XVIII в. Концепция «длинного XVIII в.». Формирование концепции «просвещенности», Просвещения как формы европейской идентичности. Формирование политической теории и политической культуры. Социальная утопия эпохи Просвещения. Фаворитизм как социальное явление. Войны как деструктивный тип культуры. Идеи естественного права, естественного человека, «просвещенного абсолютизма», гражданского общества, географического детерминизма и т. д. Формирование теоретических оснований социально-экономической организации буржуазного общества: «богатство народов» и «невидимая рука рынка».

Буржуазные революции и их культурно-историческое значение. «Славная революция» в Англии (1688 г.) и Великая французская революция (1789 г.).

 

Дисциплина №2 «История искусства Нового времени»

 

Дисциплина №3. «История литературы Нового времени»

Тема 1. Отражение просветительского сознания в литературном процессе. Литература раннего и зрелого Просвещения.

Просветительство как всеевропейское интеллектуальное движение. Программа обновления жизни на основании законов разума и справедливости. Отражение просветительской картины мира в литературе. Активная позиция художника. Интерес к личности в ее социальном бытии. Подчеркнутая концептуальность литературы. Дидактизм. Жанровая свобода. Преобладание прозаических жанров над поэтическими. Роман как форма, наиболее отвечающая просветительским задачам познания и адекватного изображения жизни. Многообразие типов романа. Интерес к полному и документально точному воспроизведению действительности. Принцип типизации. Противоречивость идейных установок просветителей.

Литература английского Просвещения. «Робинзон Крузо» Дефо: элементы романа-путешествия, автобиографического приключенческого романа, романа воспитания. Проблема формирования человеческой личности и формирующих ее условий. Человек и цивилизация. Жизненное кредо Робинзона. Роль описания бытовых мелочей в романе. Прославление созидательного труда. Сатирико-фантастический роман Свифта «Путешествие Гулливера» и идеи релятивизма в культуре Просвещения. Иная версия «робинзонады»: человек в мире безумия и нелепости. Композиция книги. Полемика с социально-историческим оптимизмом «Робинзона» Дефо. Критика человеческой природы как таковой. Самокритика разума в романе: образы йеху и гуигнгнмов.

Эпистолярные романы Ричардсона («Памела», «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона»). Расширение сферы романа: интерес к частной жизни, исследование человеческих чувств. Движение страсти по приказу добродетели.

Просветительский реализм Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша». Перипетии и ситуация узнавания. Вопрос о человеческой природе: поиск «средней линии» между концепциями Свифта и Ричардсона. Отказ от идеализации героя, полнокровность его характера. Металитературные элементы текста: открытый диалог автора с читателем, разрушение иллюзии реальности, обнажение художественной условности повествования. Концепция юмора в романе.

Французское Просвещение. «Персидские письма» Монтескье. Тема Востока как проявление интереса к иной цивилизации, к экзотике. Проблема свободы. Просветительский классицизм: традиции и новаторство. Трагедии Вольтера («Заира», «Магомет»). Проблема религии в драматургии Вольтера. «Заира»: открытие эпохи трагической чувствительности. Философские повести Вольтера («Кандид», «Простодушный» и др.): пародия на авантюрный роман греческого типа. Проблема мирового зла. Герои как «рупоры» идей. Столкновение различных концепций действительности. Испытание философских идей реальностью: познание посредством опыта. Полемика с Руссо: гибель «естественного» человека в борьбе с конкретным злом. Присутствие автора в тексте и управление судьбой героев. Язык и стиль повестей Вольтера.

Литературное творчество Дидро: «изнанка» просветительского сознания. «Племянник Рамо»: диалог Философа и Шута. Противоречивость образа Племянника Рамо и его победа в споре. Проблема искусства и таланта. «Жак-фаталист»: новизна художественного метода. Хаотичность действительности и текста. Сближение эпоса и драмы. Проблема фатализма. Отношения хозяина и слуги. Дидро как реформатор французской драматургии («мещанская драма»).

«Мемуары» и комедийный театр Бомарше.

Тема 5. Философская и эстетическая платформа Романтизма. Литература немецкого Романтизма.

Романтизм как тип творчества, художественный метод и стиль в европейской культуре. Значение философии Фихте и Шеллинга для теории романтизма. Представления романтиков об интеллектуальной и творческой деятельности. Искусство как священная игра, отдаленно воспроизводящая бесконечную игру мироздания. Переоценка мировой литературной традиции. Отказ от художественных принципов классицизма. Формулировка оппозиции классического и романтического начал в культуре. Критика литературной нормативности как таковой. Интерес ко всему уникальному и неповторимому. «Категорический императив гениальности» (Ф.Шлегель). Конфликт «гения» и «толпы». Самоощущение романтиков: дух избранничества и пророческий тон. Конфронтация с действительностью. Ситуация двоемирия. Романтическая ирония – «настроение», которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая и «собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (Ф.Шлегель). Новое понимание природы языка. Интерес к мифологии, собирание и изучение фольклора. Идеализация Средневековья. Принцип историзма.

Философия романтизма – национальный вклад немецкой культуры в мировой художественный процесс. Формирование эстетической платформы нового искусства в рамках йенской школы. Романтическая повесть и роман (Вакенродер, Тик, Ф.Шлегель, Ж.-П. Рихтер и др.). Романтическая лирика (Брентано, Новалис) и ее герой: от органической цельности и слияния всех душевных сил до трагической разорванности, ощущения одиночества и бесцельности существования. Творчество Новалиса. Символика «Гимнов к ночи». «Ученики в Саисе» - «подлинно символический роман природы». Образ ребенка в романе. Мотив тайны и ее познания. Сказка о Розоцветик и Гиацинте. «Генрих фон Офтердинген»: апофеоз поэзии. «Голубой цветок» как символ творческого самораскрытия личности по внутреннему закону. «Биокомпозиция» произведений Новалиса.

Новое открытие греческого мифа в творчестве Гельдерлина: ощущение «варварских» истоков греческой красоты. Образ Эллады как прошлого, настоящего и будущего человечества. Лирический герой Гельдерлина: подвиг внутреннего освобождения. «Гиперион, или Греческий отшельник»: проблема миросозидающей, исторической и политической активности человека. Спор о целях и средствах изменения мира. Образ Диотимы. Идея «эксцентрического» пути. «Смерть Эмпедокла»: проблема взаимоотношений человека и природы, его исторической деятельности, непосредственности знания. Тема жертвы и вторичного рождения. Особенности лирики Гельдерлина.

Образы античной мифологии в драматургии Клейста («Пентесилея»). Патологическое и неестественное. Страсть к кровавым и отталкивающим подробностям.

Фантастический мир Гофмана. «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья» – вершина романтической новеллистики в Германии. Ирония над современным жалким состоянием человека. Антикосмическое существо уютного бюргерского быта и его фантасмагорическая изнанка. Гротеск у Гофмана. Мотив власти вещей над человеком. Образы, передающие жизнь, лишенную жизни: куклы и автоматы. Переплетение двух миров: проявление космической жизни в мертвых вещах быта. Иррациональные ужасы, разрушающие уютные филистерские представления о мире. Музыкальная стихия произведений Гофмана. Образ Иоганнеса Крейслера. «Житейские воззрения кота Мурра»: романтический образ мира и художественная структура романа. Атмосфера княжеского двора. Проблема любви и искусства. Тема гениальности и духовной свободы. Проблема душевного разлада. Романтическая ирония Гофмана.

Творчество Г.Гейне как явление переходного периода.

 

Тема 6. Литература английского Романтизма.

Литература английского предромантизма. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона. Переосмысление понятий прекрасного и возвышенного (Э.Бёрк). Зарождение и основные мотивы «готического» романа. «Замок Отранто» Г.Уолпола. Поэзия Блейка: «Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание рая и ада», «пророческие поэмы». Творчество Блейка в контексте традиции пророческой поэзии. Концепция Воображения и творчества. Романтический мифологизм («трансцендентальный реализм»), «эмблематические» персонажи. Представления Блейка о Добре и Зле и персонификации этих понятий в его поэзии.

Поэты «озерной школы»: литературные манифесты, стихотворения, поэмы. Теоретические размышления и поэзия Кольриджа: «Сказание о старом мореходе», «Кристабель», фрагмент «Кубла Хан». Байрон и байронизм: открытие одинокого, разочарованного, опустошенного героя-скитальца, но наделенного воинствующим вольнолюбием, духом противоречия, язвительности и презрения по отношению к «толпе» («Чайльд-Гарольд»). Титаническая («восточные поэмы») и демоническая («Манфред», «Каин») ипостаси байронической личности. Тотальный конфликт с миром и разлад с самим собой. Шелли: лирика, символическая драма «Освобожденный Прометей». Образ Прометея: проблема свободного жизнетворчества и переустройства мира. Китс: «Изабелла, или Горшок с базиликом», «Канун святой Агнесы», «Ода о греческой вазе», «Ода к соловью». Эстетическая проблематика поэзии Китса: «Гиперион», «Ламия». В.Скотт как создатель жанра исторического романа («Квентин Дорвард»).

 

Тема 7. Литература французского Романтизма.

Французский романтизм. Тесная связь с современностью, внимание к политическим вопросам. Идея рока: следование судьбе как сохранение целостности собственной личности. Романтическая фантастика: повести Нодье и Готье. Религиозная линия: Шатобриан, Ламартин, Виньи, Нерваль. Тема «мировой скорби».

Гюго: романтическая реформа театра в теории (предисловие к драме «Кромвель» как «скрижали романтизма») и на практике («Эрнани»). Отказ от классицистических канонов. Введение принципов контраста, гротеска, стилистической полифонии и романтической бунтарской проблематики. Лирика Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» как исторический роман нового типа («от Вальтера Скотта обратно к Гомеру»). Роман-мистерия: борьба гармонизирующих и разрушительных сил. Фейерверк романтических контрастов, образных метаморфоз, сюжетных перипетий (красота - уродство, верность - предательство, страстная любовь - равнодушие, обожание - ненависть, ангельская чистота - демонизм и т.п.). Причудливая панорама средневекового Парижа (от обитателей трущоб до королевского дворца). Собор как воплощение времени, истории, созидательной мощи народа. Любовь Квазимодо и Клода Фролло к Эсмеральде как идейно-композиционный стержень романа. Тема рока, объединяющая всю пестроту мира романа.

Тема «болезни века» в творчестве Мюссе: «Исповедь сына века». Романы Жорж Санд («Консуэло»). Искусство как высшая сфера действительности. Искусство и любовь: различные способы сосуществования мужской и женской души в творчестве.

 

Тема 9. Романтизм в России.

Романтизм в России. Жанр романтической элегии. Развитие жанра баллады (Жуковский). Роль оригинального творчества и переводов Жуковского в истории русского романтизма. «Героическая» поэзия романтиков-декабристов (Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский). Русская романтическая поэма: Гнедич, Пушкин, Рылеев, Козлов, Баратынский, Подолинский, Лермонтов. Типический образ героя и структура конфликта: общая схема и варианты ее интерпретации. Роль романтического начала в творчестве Пушкина: «южные поэмы», романтическая лирика, «маленькие трагедии», «Дубровский», «Египетские ночи», «Пиковая дама». «Южные поэмы» Пушкина: темы романтического отчуждения, любви, свободы. «Цыганы» как «высшее и самое полное цветение русского романтизма» (Анненков). Ирония над романтическим сознанием в «Евгении Онегине». «Мцыри» и «Демон» Лермонтова как завершение развития жанра романтической поэмы. Образ романтического героя во вселенском масштабе. Романтизм в лирике и прозе Лермонтова. Русский байронизм. «Герой нашего времени»: романтические и реалистические элементы. Структура романа.

Романтизм Гоголя: оживление фольклорных традиций («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»). Осознание расколотости, раздвоения мира. Романтическая трактовка специфической петербургской темы («Петербургские повести»). Диссонансы петербургской жизни. Повесть «Портрет» в контексте эстетических раздумий Гоголя. Сатирическая манера в произведениях Гоголя: деформация обыденного мира, издевка над обывателями. Элементы романтизма в «Мертвых душах».

Русская романтическая повесть (Бестужев-Марлинский, Погодин, Полевой, Одоевский) и роман (Одоевский). «Русские ночи» Одоевского: композиция, философская проблематика, художественные особенности.

Тема 16. Литература английского эстетизма.

Художественная культура модерна. Сосуществование и взаимопроникновение реалистических и антиреалистических тенденций. Ощущение катастрофизма надвигающейся эпохи. Поиск новых, адекватных усложняющейся действительности художественных средств.

Эстетизм в литературе. О.Уайльд - постулирование превосходства искусства над жизнью и идея жизнетворчества, организации жизни по законам искусства. «Портрет Дориана Грея» как манифестация принципов эстетизма.

 

Дисциплина №4. «История мировой художественной культуры Нового времени»

Эпохи Позитивизма.

Англия. Относительная стабилизация экономики в 1850-1860 гг. (" мастерская мира" ). Чартизм. Колониальная политика. " Викторианство" как общественное и идеологическое явление и образ жизни.

Первая всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.) и " эстетический бунт" против техницизма. Эстетизация ремесленного труда; экологические идеи; проблема реставрации памятников искусства (Д. Рескин, У. Моррис). " Прерафаэлиты": идеализация средневековья; элементы мистики и натурализма в их художественной практике (поэзия, живопись, прикладное искусство, оформление книги).

Демократические и морализующие тенденции в литературе. Тема наемного рабочего (Д. Элиот, Д. Меридит); " Готические мотивы" в поэзии (Р. Браунинг) и " готическое возрождение" в архитектуре (Д. Стрит).

Кризис " викторианства" в 1870-х - 1880-х гг., обострение социальных противоречий. Публицистика и поэзия социалистического движения.

Натурализм в английской литературе (Д. Гиссинг, А. Моррис, Д. Мур). Нравственный спектр художественных идей: сострадание к униженным, поиск островков человечности в " расчеловеченном" мире (Ч. Диккенс), гедонизм и аморализм (О. Уайльд), культ сильной личности (Р. Киплинг).

Предчувствие " нового стиля": ретроспективные поиски архитекторов и мастеров прикладного искусства; эстетика промышленных материалов (У. Моррис, Ф. Уэбб, Д. Пакстон). Дизайнерская концепция У. Морриса и его художественные мастерские.

Своеобразие развития музыкальной культуры: отсутствие крупных имен композиторов и бурная концертная деятельность, пропаганда музыки; демократизация публики. Музыкальные общества и организация фестивалей (Генделевский фестиваль в Хрустальном дворце, Манчестерские концерты, " хоровое движение" и т.д.).

Лондон - как один из центров музыкальной жизни Европы.

Франция. Общественные настроения в стране между революцией 1848 г. и Парижской коммуной (1871 г.). Бурное развитие промышленности, банковского дела, торговли. Крымская и Итальянская войны, колониальные экспедиции, " вакханалия" двора Луи Бонапарта. Нарастание рабочего движения; борьба политических партий и идей социальной революции. Возникновение секций Интернационала.

Первая волна реализма в искусстве Франции: многослойность и глубина исследования " физиологии общества"; энциклопедическое описание всего разнообразия, всех " уголков" социального мира Франции (Бальзак, Флобер). Реминисценции романтизма в поэзии " парнасцев" (Леконг де Лилль). Неприятие действительности, тоска по гармонии и эстетизация зла (Ш. Бодлер).

Новый тип художника - политического деятеля и публициста (О. Домье, Г. Курбе).

Кризис академизма: " салонное" искусство. " Салон отвергнутых" 1863 г. Становление поэтики социального реализма (Прюдон). Реалистическая направленность пейзажной живописи " барбизонцев" (Руссо, Добиньи, Дюпре и др.); творчество Коро.

Поражение Франции в Прусской войне. Падение империи. Республика. Коммуна. Программа реформы художественной жизни: принцип невмешательства государства в дела искусства; эмансипация художников; бесплатное обучение искусству, охрана памятников культуры; массовые концерты в Париже; демократический репертуар театров.

Поражение Коммуны. Социально-психологическая ситуация 1870-х -1880-х гг. Изменение творческих ориентаций художников. Пограничность реализма и натурализма в литературе (братья Гонкуры, Золя, Мопассан). Импрессионизм и его открытия (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Дебюсси). Постимпрессионизм (Сезанн, Ван-Гог, Гоген). Жанровое сближение романа и драмы. Психологическая драма и комедия нравов (Э.Лабиш); школа " здравого смысла" в драматургии (А. Дюма, Э. Ожье, В. Сарду); теория " хорошо скроенной пьесы" (Скриб); натуралистические тенденции.

" Свободный театр" А. Антуана. Развитие оперного творчества: Гуно, Бизе. Роль Парижа в художественной жизни мира во второй половине XIX в.

Соединенные Штаты Америки. Гражданская война (1861-1865); демократизация страны. Нарастание реалистических тенденций в искусстве Америки. От поэтического реализма к острому неприятию буржуазного практицизма (У. Уитмен, М. Твен); от романтического конфликта личности и общества - к утверждению несовместимости творчества и буржуазной морали. Натурализм 1890-х гг.: " биологическая предопределенность" социального зла и классовых конфликтов (Х. Гарленд, Ф. Норрис); жестокость и правда Гражданской войны (С. Прейн), " разгребатели грязи" с их облечением коррупции, контрастов социальной жизни (А. Бирс, Дж. Стиффенсон и др. ). Становление негритянской художественной субкультуры на исходе XIX в.

Специфика американского реализма второй половины XIX в.

Своеобразие синтеза европейских и национальных традиций, значительность роли индейского и негритянского фольклора. Расовая дискриминация, полярность классовых различий и " американская мечта" как идеал. Развитие архитектуры от классицизма (Т. Джефферсон) ко все большей инженеризации архитектурных решений (небоскребы - Реблинг, Бернхам). Коммерциализация искусства, нарастающая к концу столетия. Рост влияния американской художественной культуры на мировой художественно-культурный процесс.

Россия. Запоздалое развитие капитализма и кризис крепостничества. Начало перехода от " традиционного" общества к индустриальному. Институт самодержавия, гипертрофия государственности как сдерживающие факторы модернизации России. Сословная разобщенность российского общества. Специфическая роль интеллигенции в условиях отсутствия третьего сословия. Декабристы, славянофилы, западники, революционные демократы, народники в спорах о месте России в мировой цивилизации и путях ее развития. " Крестьянский вопрос" и его воздействие на художественную культуру. " Русская идея" и социализм в России.

Публицистика. Роль журналов в идейной борьбе эпохи. Книгоиздательство и книготорговля. Публичные библиотеки. Реакционная роль цензуры. Развитие художественного рынка; новые формы организационно-художественной деятельности. Художественные объединения, многообразие их идейных позиций и организационных принципов. Организация театральной жизни, репертуарная политика. Собирательская деятельность и возникновение национальных музеев. Развитие художественного образования.

Особенности искусства критического реализма в России; его демократическая ориентация и связь с крестьянской идеологией; включение искусства в общекультурный процесс. Его просветительская, гражданская, нравственно-воспитывающая направленность.

Множественность социальных срезов в искусстве критического реализма. Гоголь, Федотов, Островский, Некрасов, Толстой, " передвижники". Сатирический взгляд на действительность с позиций нравственного идеала, " смех сквозь невидимые лицу слезы" (от Гоголя - к Салтыкову-Щедрину и Сухово-Кобылину).

Взаимосвязь героя и среды (Достоевский, Гончаров, Чехов). Народ как действующая сила истории, носитель нравственного начала, как совокупность личностей (Успенский, Толстой, Лесков, Мусоргский, Репин, Суриков).

Поэтическое осмысление природы, национальных характеров, народной жизни, народного самосознания (Тургенев, Тютчев, Фет, Саврасов, Левитан, Чайковский, Римский-Корсаков, Короленко, Чехов, Горький).

Теоретическое самосознание художественного процесса. Ведущая роль литературы и ее влияние на театр, живопись, музыку. Архитектура: поиски нового стиля. Отношение профессионального искусства к народному творчеству как к высокому нравственно-эстетическому образцу и основе для формирования национального стиля (Кольцов, Некрасов, " Могучая кучка", Суриков, Рябушкин, " неорусский стиль" в архитектуре и прикладном искусстве). Появление городского фольклора. Влияние передовой русской культуры на развитие культуры народов России. Общечеловеческое значение русской культуры второй половины XIX в.

 

_______________________________________________________________

(указывается информация для каждой дисциплины, входящей в модуль)

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины**:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Дисциплина №1. «История культуры Нового времени»

Обязательные виды самостоятельной работы

 

  1. Подготовка к лекциям и семинарским занятиям. Выполнение заданий преподавателя по подготовке к семинарам.

Минимальное для аттестации количество баллов – 20, максимальное количество баллов – 30.

 

  1. Подготовка к выступлению на заключительном коллоквиуме: формирование тематики, проблематики, составление библиографии, написание текста доклада.

Минимальное для аттестации количество баллов – 15, максимальное количество баллов – 20.

 

 

  1. Участие в виртуальном семинаре на специальном электронном ресурсе.

Минимальное для аттестации количество баллов – 10, максимальное количество баллов – 20.

Электронные презентации учебного материала.

Минимальное для аттестации количество баллов – 5, максимальное количество баллов – 10.

 

Дополнительные виды самостоятельной работы

 

  Электронные конспекты
  Пополнение виртуального кабинета историка культуры
  Электронная рассылка актуальной информации  
  Подбор иллюстративных материалов по темам курса
  Участие в научных студенческих конференциях
  Участие в работе СНО. Выступление с докладами.
  Участие в научно-методической жизни кафедры  

Дисциплина №2. «История искусства Нового времени»

Обязательные виды самостоятельной работы

 

Задание 1. Подготовка доклада/текста мини-экскурсии по теме семинарского занятия (по экспозиции Эрмитажа и Русского музея). Предпочтительной является форма экскурсии, поскольку предполагает работу с группой в залах музея. Выполнение задания предполагает овладение студентом конкретными навыками и методиками в проведении внеклассных, внеурочных, факультативных занятий художественно-эстетического цикла.

 

Алгоритм выполнения:

 

  1. Выбрать тему.
  2. Осмотреть памятник или группу памятников в экспозиции музея.
  3. Подобрать научную литературу по теме доклада (экскурсии).
  4. Продумать логику текста выступления и маршрут экскурсии.
  5. Составить текст доклада (экскурсии), заполнить таблицу.
  6. Апробировать (проговорить) экскурсию (выступление) с выходом на экспозицию, необходимо уложиться в 10 – 15 минут.
  7. Составить вопросы к слушателям.

 

Методические рекомендации:

 

Методическая разработка экскурсии должна состоять из следующих разделов:

1) Титульный лист: тема, ФИО автора экскурсии.

2) Вступление: актуальность, цель, задачи музейного занятия.

3) Схему маршрута:

 

Маршрут дви- жения по музею Объекты показа Подтемы, вопросы Методические указания Продолжительность
Этаж, зал (№, название) Детали интерьера музея и экспонаты, которые демон-стрируются на данном этапе занятия Подтема, которая раскрывается при показе данного объекта Конкретные детали объекта показа; последовательность их анализа; лучшая точка зрения; рекомендации по пользованию наглядными пособиями Время, необходимое для показов объектов на данной этапе

 

4) Текст занятия.

5) Список литературы и Интернет-ресурсов, использованных при подготовке проекта.

6) Комплект наглядных пособий, дополняющих и восстанавливающих недостающие звенья зрительного ряда занятия — при необходимости.

7) Карточки с цитатами — при необходимости.

Требования к оформлению:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь