Текущая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация проводится в течение семестра в форме заданий по темам курса, индивидуальных консультаций и совместного обсуждения актуальных проблем дисциплины. Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий на семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента.
Портфолио оформляется аккуратно, имеет сопроводительные заголовки и надписи. Обязательно указываются Ф.И.О. студента, название дисциплины, вкладывается заполненная технологическая карта, заполняются рубрики, выполненные задания в электронном и печатном виде. Рубрики формирует сам студент в соответствии с обязательными и выбранными заданиями.
Задание 5
Искусствоведческий анализ памятника в музее.
Алгоритм работы:
- Посетите экспозицию в Михайловском дворце (главное здание) ГРМ.
- Найдите на экспозиции два музейных экспоната, по той или иной причине привлекших Ваше внимание и относящихся к разным стилям искусства 19 в.
- ( Романтизм, Реализм, ) и к двум различным видам искусства (скульпура, живопись)
- Опишите каждый из выбранных объектов по схеме, указанной в методических рекомендациях:
Методические рекомендации:
a. Дайте формальную характеристику выбранных объектов (см. подпись на этикетке с указанием названия, автора, времени создания, материала и техники исполнения), обязательно укажите номер зала и номер самого экспоната.
b. Опишите этот объект как относящийся к тому или иному виду искусства, отметьте релевантные для скульптуры и живописи особенности. При выполнении этого задания опирайтесь на монографию Б.Виппера и ваши семинарские занятия, посвященные тому или иному виду искусства. Опишите этот объект как относящийся к определенной эпохе в истории искусства. Найдите в нем черты, отражающие особенности эпохи.
Требования к оформлению:
Описание памятника может быть оформлена в виде печатного текста или электронной презентации.
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов – 4, студент получает, если:
рецензия содержит отзыв на все основные темы, разделы сайта, проанализирована успешность оформления и подачи материала, количество и качество информации, текст рецензии составлен грамотно, без ошибок, без опечаток, подан в аккуратном виде, грамотно оформлены ссылки на сайты.
Минимальное кол-во баллов – 3, студент получает, если:
рецензия содержит отзыв на основные разделы сайта, проанализирована успешность оформления и подачи материала, текст рецензии составлен грамотно, с незначительными ошибками, подан в аккуратном виде, есть ссылки на сайты.
Дисциплина №3. «История литературы Нового времени»
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
|
|
1.
| Отражение просветительского сознания в литературном процессе. Литература раннего и зрелого Просвещения
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. Конспектирование теоретической литературы по теме.
3. «Читательский дневник».
4. Анализ литературного произведения (2).
|
|
2.
| Смена философских акцентов в литературе позднего Просвещения. Сентиментализм
| 1. Конспектирование практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения. (1)
|
|
| Просвещение в немецкой культурной среде. Творчество Ф. Шиллера и И.В. Гете
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературных произведений (2).
|
|
| Феномен русского Просвещения и его отражение в литературе
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературных произведений (1).
|
|
| Философская и эстетическая платформа Романтизма. Литература немецкого Романтизма
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. Конспектирование теоретической литературы по теме.
3. «Читательский дневник».
4. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Литература английского Романтизма
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Литература французского Романтизма
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Американский романтизм: становление национальной литературной традиции
| 1. Конспектирование практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Романтизм в России
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Реализм как художественный метод эпохи Позитивизма. Реализм во французской литературе первой половины XIX в.
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. Конспектирование теоретической литературы по теме.
3. «Читательский дневник».
4. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Реализм во французской литературе второй половины XIX в.
| 1. Конспектирование практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Реализм в английской литературе
| 1. Конспектирование практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Реализм в русской литературе XIX в.
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Литературные процессы в эпоху Декаданса. У истоков Декаданса: творчество Ш.Бодлера
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. Конспектирование теоретической литературы по теме.
3. «Читательский дневник».
4. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Поэзия западноевропейского символизма. Лирика Верлена, Рембо, Малларме
| 1. Конспектирование лекции и практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
| Литература английского эстетизма
| 1. Конспектирование практического занятия.
2. «Читательский дневник».
3. Анализ литературного произведения (1).
|
|
Итого:
|
|
Дисциплина №4. «История мировой художественной культуры Нового времени»
Содержание самостоятельной работы студентов
Задание 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
В процессе освоения учебного материала преподаватель фокусирует внимание студентов на ключевых понятиях курса. Студенты должны знать, что грамотный разговор о той или иной эпохе возможен только с опорой на соответствующую терминологию. Более того – каждый период в истории мировой художественной культуры может быть представлен связанными с ней терминами. Преподаватель предлагает перечень основных понятий (см.таблицу), которые студент должен освоить как в рамках лекционно-практических занятий, так и самостоятельно – с привлечением словарей по философии, эстетике, культурологии, искусствознанию. Особое внимание уделяется самостоятельному освоению новых терминов, с которыми студент сталкивается при подготовке к семинарским занятиям и в процессе анализа научных и художественных текстов. В течение семестра каждый студент составляет свой словарь терминов: 1) с которыми он впервые познакомился при изучении художественной культуры эпох Просвещения, Романтизма, Позитивизма; 2) которые встречались при изучении других периодов, но в указанные эпохи приобрели новое/уточненное смысловое наполнение. Студент должен уметь связать значение каждого термина с характером художественной культуры Просвещения, Романтизма, Позитивизма. Владение терминологией, умение видеть взаимосвязь между нею и характером эпохи проверяется во время выступлений на семинарских занятиях, а также в процессе написания итогового теста. При оценке словаря терминов учитывается знание как общих понятий, так и понятий, связанных с отдельными видами и жанрами искусства.
Некоторые обязательные для изучения понятия курса
Академия
Барокко
Внестилевое течение
Идеология
Импрессионизм
Классицизм
Метафизика
Неоромантизм
Постимпрессионизм
| Предромантизм
Рационализм
Реализм
Рококо
Романтизм
Светскость
Сентиментализм
Символизм
Эстетизм
|
Максимальное количество баллов для задания - 5
Задание 2. ТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Студентам предлагается самостоятельно освоить теоретические научные и научно-художественные произведения, в которых затрагивается основная проблематика изучаемого раздела истории мировой художественной культуры: духовно-содержательная, морфологическая, институциональная, региональная и др. Для изучения могут быть выбраны как произведения, рекомендуемые преподавателем, так и явившиеся результатом личного выбора студента.
Работы, рекомендуемые для самостоятельного изучения
(на материале эпохи Просвещения)
- Гете И.В. «Простое подражание природе. Манера. Стиль» (1789).
- Дидро Д. «О драматической поэзии» (1758).
- Дидро Д. «О манере и манерности» (1767).
- Дидро Д. «Опыт о живописи» (1765).
- Дидро Д. «Парадокс об актере» (1773-1778).
- Дидро Д. «Салоны» (1759-1781).
- Дидро Д. «Трактат о прекрасном» (1751).
- Кант И. «Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного» (1764).
- Карамзин Н.М. «Записки русского путешественника» (1793).
- Карамзин Н.М. «Нечто о науках, искусствах и просвещении» (1793).
- Карамзин Н.М. «О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметов художеств» (1802).
- Карамзин Н.М. «Что нужно автору» (1793).
- Карамзин Н.М. «Что нужно автору» (1793).
- Лессинг Г.Э. «Гамбургская драматургия» (1767-1769).
- Лессинг Г.Э. «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» (1766).
- Новиков Н.И. «Об эстетическом воспитании» (1784).
- Новиков Н.И. «Продолжение об эстетическом способе обучения» (1784).
- Поп А. «Опыт о критике» (1711).
- Руссо Ж.Ж. «Рассуждение, получившее премию Дижонской академии в 1750 г., на тему, предложенную этой академией: Способствовало ли развитие наук и искусств очищению нравов».
- Тредиаковский В.К. «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755).
- Тредиаковский В.К. «Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии» (1752)э
- Тредиаковский В.К. «Рассуждение о комедии вообще» (1752).
- Тредиаковский В.К. «Рассуждение об оде вообще» (1734).
- Хатчесон Ф. «Исследование происхождения наших идей красоты и добродетели» (1725).
- Хогарт У. «Анализ красоты» (1753).
- Шефтсбери А. «Вторичные признаки, или Язык форм» (могут быть взяты разные работы из издания: Шефтсбери А. Эстетические опыты. М., 1975.
- Шиллер И.Ф. «О возвышенном» (1795).
- Шиллер И.Ф. «О грации и достоинстве» (1793).
- Шиллер И.Ф. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-1796).
- Шиллер И.Ф. «О трагическом в искусстве» (1792).
- Шиллер И.Ф. «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795).
Максимальное количество баллов для задания - 10
Задание 3. ПЕРСОНОЛОГИЯ
Осваивая учебный курс, студенты изучают как основные характеристики эпох в истории культуры, так и конкретные имена и артефакты. К моменту сдачи зачета каждому студенту рекомендуется выбрать по определенному количеству имен художников, архитекторов, драматургов, композиторов и т.д., представляющих культуру Просвещения, Романтизма, Позитивизма разных стран. Преподаватель, таким образом, имеет возможность составить представление о том, творчество каких авторов вызвало у студента наибольший интерес; по каждой персоналии заполняется отдельная карточка, включающая следующую информацию: 1) краткие биографические данные, повлиявшие на характер творчества; 2) аннотации к произведениям (не менее 3-х для каждого автора); 3) вывод, в котором творчество данного автора связывается с характером эпохи Просвещения/Романтизма/Позитивизма (как в целом, так и с учетом региональных особенностей).
Страна
| Виды искусства
| Требования
|
Франция
| Театр, изобразительное искусство, литература, архитектура, музыка
| Углубленно освоить творчество авторов, представляющих перечисленные виды искусства (в общей сложности не менее 5 по каждой эпохе)
|
Англия
| Театр, литература, изобразительное искусство, архитектура
| Углубленно освоить творчество авторов, представляющих перечисленные виды искусства (в общей сложности не менее 5 по каждой эпохе)
|
Германия, Австрия
| Театр, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство
| Углубленно освоить творчество авторов, представляющих перечисленные виды искусства (в общей сложности не менее 4 имен по каждой эпохе)
|
Италия
| Театр, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство
| Углубленно освоить творчество авторов, представляющих перечисленные виды искусства (в общей сложности не менее 5 имен по каждой эпохе)
|
Россия
| Театр, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство
| Углубленно освоить творчество авторов, представляющих перечисленные виды искусства (в общей сложности не менее 5 имен по каждой эпохе)
|
Максимальное количество баллов для задания - 10
Задание 4. ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Студентам в течение семестра самостоятельно изучают произведения, представляющие культуру европейских стран эпох Просвещения, Романтизма, Позитивизма и относящиеся к разным видам искусства (театр, музыка, архитектура, изобразительное искусства). Основное требование – научиться правильно устанавливать содержательную и формальную связь произведения с характером указанных эпох. При этом важно правильно «атрибутировать» страну создания памятника. Ряд произведений выносится в отдельный список в качестве обязательного для изучения. Проверка знания памятников осуществляется в рамках специального теста, являющегося частью итогового тестового задания. При оценке учитывается полнота предоставленной информации (автор, название произведения, художественный стиль/стилевое течение/направление, страна).
Максимальное количество баллов для задания - 10
Задание 5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ, РОМАНТИЗМА, ПОЗИТИВИЗМА
Наряду со странами, традиционно представляющими художественную культуру эпох Просвещения, Романтизма, Позитивизма существуют и другие ее национально-региональные варианты. Студентам предлагается исследовать особенности художественной культуры таких «нетитульных» стран, как Голландия, Шотландия, Ирландия, Польша, США, Швеция, Швейцария и др., а также особенности художественных контактов между ними и другими странами. Результат данной работы – реферат, построенный в соответствии с логикой основного содержания курса, и презентация.
Максимальное количество баллов для задания - 10
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Дисциплина №1. История культуры Нового времени
1. Энциклопедизм как феномен культуры эпохи Просвещения
2. Британская энциклопедия - «королева энциклопедий»
3. Энциклопедия Дидро и Д’Аламбера в мировой культуре
- Идея истории в духовной культуре России эпохи Просвещения
5. Формы и жанры социального утопизма эпохи Просвещения
- Идея просвещенного монарха и идеального подданного
- Идея софиократии в русских утопиях эпохи Просвещения
- Эпистемологический утопизм эпохи Просвещения
- Воспитание «новой породы людей» в педагогический проектах И. Бецкого и Екатерины
- Герметическая философия в духовной культуре эпохи Просвещения Социальная символика костюма в эпоху в XVIII веке
- Эпохи «великих переодеваний» в России
- Культура Шотландии эпохи Просвещения
- Символы и эмблемы как языки культуры эпохи Просвещения
- Символы и эмблемы в культуре России эпохи Просвещения
- Дворянская усадьба как текст культуры
- Литературные кружки, клубы и дворянские салоны как формы культурного диалога
- Масонство в системе межкультурной коммуникации
- Дуэль как форма культурного ритуала
- Рецепция британских идей в русской культуре XVIII-XIX вв.
- Вольтерьянство как феномен российской культуры
- Голландский гуманизм и российское Просвещение (Юст Липсий, Эразм Роттердамский, Гуго Гроций и др)
- Экзотизмы в русской культуре эпохи Просвещения
- А.М.Белосельский-Белозерский и система интеллектуальной коммуникации эпохи Просвещения
- А.Т.Болотов: персонологические измерения российской культуры эпохи Просвещения
- И.И.Шувалов: фаворитизм как социальный институт
- «Микроистория культурологии». Екатерина II и российская культура
- Б.Франклин и Россия: культурные трансферы между Россией и Америкой в эпоху Просвещения
- Европейские революции эпохи Просвещения
- Академическая культура России эпохи Просвещения
30. Энциклопедии XIX века
31. Британская энциклопедия -- «королева энциклопедий»
- Историзм как феномен культуры
33. Социальный утопизм и утопический социализм
- Дворянская усадьба как текст культуры
- Литературные кружки, клубы и дворянские салоны как формы культурного диалога
- Масонство в системе межкультурной коммуникации
- Рецепция британских идей в русской культуре XVIII-XIX вв.
- Гегельянство как феномен российской культуры
- Социальные идеи в России XIX вв.
- Историческое воображение в Европе XIX века
- Россия и Америка в XIX веке
- Экзотизмы в русской культуре эпохи Просвещения
- Европейские революции XIX века
- Академическая культура России в XIX в.
- Судьбы европоцентризма и проблемы самосознания европейской культуры.
- Интеллигенция как феномен отечественной культуры.
- Интеллектуальные элиты в XIX в.
- Великие научные открытия XIX в.
- «Великий немой»: Первые фильмы братьев Люмьер.
- «Мир через объектив»: новые культурные модели.
- Мода как социальное явление.
- Фритьоф Нансен и постижение Севера.
- Столицы Европы в XIX в.
- Возникновение и распад картины мира Нового времени
- Миф в искусстве Нового времени.
- Особенности барокко XVIII в. (на материале музыки, архитектуры, живописи).
- Классицизм XVIII в. пространственных искусствах.
- Русский классицизм XVIII в.
- Оппозиция «романтизм-реализм» в искусстве XIX в.
- Место синтеза искусств в культуре романтизма.
- Западноевропейская музыка эпохи Романтизма.
- Западноевропейская литература эпохи Романтизма.
- Западноевропейская романтическая живопись.
- Русская живопись сентиментализма и романтизма.
- Русская литература эпохи Романтизма.
- Становление русской композиторской школы.
- Западноевропейский реализм в литературе.
- Западноевропейский реализм в живописи.
- Русский литературный реализм.
- Русская живопись второй половины XIX в.
- Русская музыка второй половины XIX в.
- Основные тенденции западноевропейского искусства на рубеже XIX–XX вв.: стили и направления.
- Возникновение кино как жанра искусства.
- Основные тенденции русского искусства на рубеже XIX–XX вв.: стили и направления.
- Модернизм в искусстве.
Дисциплина №2. «История искусства Нового времени»
1. Искусство Неоклассицизма (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративн-прикладное искусство).
2. Искусство Романтизма (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство).
3. Искусство Реализма ( скульптура, живопись, графика).
4. Искусство Импрессионизма (жанры, техника живописи, графика, скульптура).
Искусство Символизма (архитектура, скульптура, виды монументальной живописи, декоративно-прикладное искусство, промышленный дизайн)
Дисциплина №3. «История литературы Нового времени»
1. Литература раннего и зрелого Просвещения во Франции (Монтескье, Вольтер, Дидро).
2. Литература раннего и зрелого Просвещения в Англии (Дефо, Свифт, Филдинг).
3. Литература английского и французского сентиментализма.
4. Литература немецкого Просвещения.
5. Творчество Гете.
6. Литература русского Просвещения.
7. Романтизм в немецкой литературе.
8. Литература английского романтизма.
9. Литература французского романтизма.
10. Литература американского романтизма.
11. Романтизм в русской литературе.
12. Реализм во французской литературе первой половины XIX в.
13. Реализм во французской литературе второй половины XIX в.
14. Реализм в английской литературе.
15. Реализм в русской литературе XIX в.
16. Поэзия Бодлера.
17. Лирика Верлена, Рембо, Малларме.
18. Английский эстетизм.
Дисциплина №4. «История мировой художественной культуры Нового времени»
- Взаимодействие искусств в художественной культуре Польши эпохи Просвещения.
- Художественная культура Соединенных Штатов Америки эпохи Романтизма: духовно-содержательный аспект.
- Просветительские идеи в художественной культуре Скандинавии (на материале Швеции).
- Взаимодействие художественной культуры Англии и Шотландии в эпоху Романтизма.
- США и Франция эпохи Просвещения: проблема взаимодействия художественных культур.
- Художественная культура Голландии эпохи Просвещения: морфологический аспект.
- Художественная культура Польши и России эпохи Позитивизма: сравнительный анализ.
Литература
Дисциплина №1. «История культуры Нового времени»
Основная
1. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему.Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. Учебное пособие. Гриф УМО. СПб, Изд-во «Алетейя», 2005. 495 с.
2. История мировой культуры. Учебное пособие. Под редакцией Г. В. Драча. Гриф МО РФ Серия: Высшее образование Издательство: Феникс, 2008 г. 312 с.
3. Липперт Ю. История культуры Издательство: Либроком, 2010 г. 292 с.
4. Мир Просвещения. Исторический словарь. Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша. М. Памятники исторической мысли, 2003. 668 с.
5. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 томах. Том 2. Историческая культурология. СПб: Алетейя, 2008 г. 361 с.
Дополнительная
Популярное: