Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Документ «№ 3. В.В.Путин. Из статьи, опубликованной в «Независимой газете» 23.01 2012.



«Россию в настоящее время пытаются разрушить теми же " рецептами", которыми разрушили СССР. … стержень, скрепляющий уникальную российскую цивилизацию, – русский народ и русская культура.

Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России – под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о " расовой чистоте", о необходимости " завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сидящую на шее у русского народа. Чтобы в конечном счете заставить людей своими руками уничтожать собственную Родину. Я убежден, что попытки проповедовать идеи построения русского " национального", моноэтнического государства противоречат тысячелетней истории страны.

Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. Да и любой дееспособной, суверенной государственности на нашей земле".

Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. В ответ на такую модель поведения растет ксенофобия среди коренного населения, при этом набирают вес крайние силы, всерьез претендуя на государственную власть, и предлагается вести речь о принуждении к ассимиляции – на фоне " закрытости" и резкого ужесточения миграционных режимов.

В России ситуация при внешней схожести иная. Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР. С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах – и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве. Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Но это, конечно, не означает, что проблема снята.

России необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Я рассчитываю, что в выработке нацполитики будут активно участвовать представители традиционных религий России, так как, что в основе православия, ислама, буддизма, иудаизма лежат общие духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда.

Необходимо повысить роль русского языка, литературы и истории России в образовании. Этот культурный код пытались и пытаются взломать и его надо укреплять и беречь. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур".

Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это дает колоссальные возможности для развития, но, когда общество поражают " бациллы национализма", оно теряет силу и прочность. Он отмечает, что русский народ является государствообразующим и великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. …Языком, культурой, " всемирной отзывчивостью", по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар... Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет " нацменов", а принцип распознания " свой-чужой" определяется общей культурой и общими ценностями", – подчеркивает глава правительства.»

 

Документ «№ 4. Блохина Л.В. член Общественной палаты Российской Федерации,

Президент Международного общественно-экономического союза. Из доклада «Национальные культуры народов России; проблемы и перспективы»,

Кандидат социологических наук

Российская культура: ее уникальность и значимость

В прошлом и настоящем

Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.

Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А.Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении – около 9 тысяч километров, в меридиальном – от 2, 5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В Канаде, к примеру, на широте российского Нечерноземья сельского хозяйства вообще нет. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.

Нельзя забывать, что российская государственность возникла и развивалась в непрерывных войнах за свое существование и выживание самого народа. Практически более половины каждого столетия приходилось на войны. История того же XX в. – это сплошные войны, чередовавшиеся с короткими мирными передышками: 2-мировые; 2 – с японцами, гражданская война, ряд предвоенных конфликтов, финская война, война в Афганистане; " холодная война" и ядерный шантаж США. Именно поэтому идеи Родины и Государства, идеи Патриотизма выступают как высшие ценности в нашей культуре. Отсюда крылатое выражение: «Прежде думай о Родине, а потом о себе! ».

А разве не вызывает удивления тот уникальный опыт в сфере материальной и духовной культуры, который накопили народы России на тернистом пути от первобытной общины до современного индустриального общества. Ведь им пришлось освоить такое невероятное множество социально-экономических укладов. Только за 150 последних лет Россия прошла через феодализм, капитализм, военный коммунизм, нэп, государственно-бюрократический социализм, радикальный либерально-криминальный капитализм… А, сколько у нас было за это время типов государственного устройства: самодержавие, конституционная монархия, буржуазная парламентская республика, советская власть, олигархическая президентская республика…

Следует подчеркнуть, что, пройдя через все исторические катаклизмы и принеся многочисленные жертвы, российская культура и российский народ продемонстрировали удивительную жизнестойкость и верность своим основным нравственным ценностям, ведущим среди которых является обостренное чувство Правды и Социальной справедливости. Воистину - «пока жива наша культура, жив и российский человек! »…

Конечно же, такой колоссальный и неповторимый опыт поучителен и ценен, как для нынешнего, так и последующих поколений людей всего мира. И он уже был многократно востребован и успешно использован многими странами и на Западе и на Востоке.

И, наконец, нельзя не сказать об уникальной полиэтничности и многоконфессиональности российской культуры. Российская Империя, Советский Союз, как универсальное объединение народов, принципиально отличались от других подобных имперских образований. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов и их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен. Известный русский религиозный философ И.А.Ильин говорил: «Сколько малых племен Россия получила в истории, столько и соблюла… Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась».

Напротив, в результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: «Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты». Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый " блок" протестантских течений.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многокофессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.

Особое значение все это приобретает сегодня, когда руководством страны заявлена задача инновационного развития и выхода России в число мировых технологических лидеров. Речь, по сути дела, идет о масштабном цивилизационном проекте, результатом которого должно стать построение на основе достижений современной информационной и научно-технической революции нового интенсивного постиндустриального общества, обеспечивающего конкурентоспособность России в глобальном мире.

 

При этом руководители государства неоднократно подчеркивали, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека сегодня, и в долгосрочной перспективе было заявлено, как абсолютный национальный приоритет.

 

Очевидно, что при определяющей важности политических, экономических и социальных аспектов заявленного модернизационного проекта, его реализация невозможна без придания мощного импульса развитию всей отечественной культуры в ее самом широком смысле и органично связанной с ней инновационной культуре.

 

Ведь обеспечить динамичное инновационное социально-экономическое развитие России, основанное на знании и интеллекте, сможет только новое гуманитарное, инженерно-техническое и управленческое поколение, восприимчивое к новым идеям, готовое и способное поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.

Но возможно ли формирование этого поколения без достижения качественно нового уровня науки и образования, вне богатства великой российской культуры, литературы и искусства? Ответ содержится в одном из Посланий Президента России Федеральному Собранию: «Для нас с вами важно, чтобы эта работа строилась на нашей традиционной многонациональной культуре, если мы не хотим утратить своего своеобразия и идентичности в глобальном мире, в условиях глобализации».

 

Здесь хотелось бы сделать одно важное, на мой взгляд, замечание… Культурная самобытность России особенно ярко проявляется в таком сложном и противоречивом феномене, как определенные несоответствия между её культурной зрелостью и ещё недостаточной цивилизованностью – экономической, политической, хозяйственно-производственной, да и просто бытовой. И, если в этом она еще отстает от развитых стран Запада, то в культурном отношении, во многом их превосходит. А это позволяет рассматривать нашу традиционную многонациональную российскую культуру, как важнейший и уникальный ресурс опережающего социально-экономического развития России, наше громадное общенациональное преимущество при реализации масштабных модернизационных планов.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь