Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2. Тенденции в европейской архитектуре раннего XX века.
Развитие рационализма как главной тенденции времени, в оппозиции к историзму, ар-нуво, экспрессионизму. 5 принципов рационализма. Формы его реализации: - Основание Немецкого Веркбунда (1907, Мюнхен) – цели и задачи. Тенденции в его деятельности: расхождение со взглядами движения «Искусство и ремесла» по вопросу ручного и машинного труда, ориентация архитектуры на индустриальное развитие, смена концепций формотворчества, применение и эстетическое осмысление новых материалов, формирование принципов «индустриальной эстетики». Противоречия и разногласия между участниками. Деятельность Германна Мутезиуса (1861-1927). Изучение архитектуры и дизайна Англии, труды, посвященные современной британской архитектуре. Дом Крамера в Берлине. Первая выставка Веркбунда в Кельне: строительство Театра Веркбунда А. Ван де Вельде, модели фабричного здания Вальтера Гропиуса (1883-1969) и стеклянного павильона Бруно Таута (1880-1038); развитие и цели выставочной деятельности. Эволюция творчества П. Беренса: Турбинный цех АЭГ, Фабричный комплекс АЭГ, посольство Германии в Санкт-Петербурге. Начало творчества В. Гропиуса – здание фабрики «Фагус» (совместно с А. Мейером). Социальная направленность архитектуры, идея дешевого жилища и новые взгляды на градостроительство. Поселок Вайсенхоф в Штутгарте (1927), поселки в Бреслау и Вене, их влияние. Проблема преемственности между Веркбундом и Баухаузом, вклад Веркбунда в современную архитектуру. - Хендрик Петрус Берлаге (1856-1934) – связь формотворческих принципов с идеей рационализма. Биржа в Амстердаме. - Линия рационализма во Франции: ее истоки в творчестве Виолле ле Дюка и Огюста Шуази. Огюст Перре (1874-1954): начало преодоления декоративизма в оформлении экстерьера дома на ул. Франклин в Париже. Гараж на ул. Де Понтиё – уход от декоративных эффектов, геометризация структуры стены. Театр на Шан-з-Елизе. Церковь Нотр Дам в Ле Ранси, близ Парижа. - Развитие рационализма в творчестве Адольфа Лооса (1870-1933). Пребывание в США и влияние Чикагской школы. От книги Салливана «Орнамент в архитектуре» (1892) к работе Лооса «Орнамент и преступление» (1908). Статьи против творчества Климта, Ольбриха, Хоффманна. Основание Свободной школы архитектуры в Вене (1906). Этапы творчества: вилла Карма в Кларенсе, близ Монтрё, Кернтнер бар в Вене, дом Штайнера в Вене; поселок Хойберг в Вене, дом Тристана Тцары в Париже; дом Кюнера в Пейербахе, дом Моллера в Вене, дом Мюллера в Праге. Неоклассицизм начала XX века. Влияние американского неоклассицизма («Белый город» на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго, 1893). Его особенности и отличия от европейского в типологии общественных зданий (Бостонская публичная библиотека, 1888-92, библиотека Пьерпонт Морган, 1903, Пенсильванский вокзал, 1906-10, в Нью-Йорке). Обращение к неоклассицизму XIX века для преодоления декоративизма ар-нуво и продвижения к рационализму (Беренс, Перре. Гарние, Гропиус, М. Ван дер Рое). Изменение стиля Беренса и Ольбриха (1900-1904), появление черт неоклассицизма в их последующих произведениях (павильон фабрики линолеума для выставки в Дрездене 1906 г., посольство Германии в Санкт Петербурге Беренса, универсальный магазин Титца, 1906, и дом фабриканта Финхальса в Дюссельдорфе, 1908 Ольбриха). Книга Зигфрида Гидиона «Позднебарочный и романтический классицизм» (1922). - эклектика. Архитектура эпохи Вильгельма II в Берлине и условия сохранения позиций эклектики. Идея Вильгельма II о символическом выражении имперского могущества в архитектуре. Строительство Берлинского собора, Церкви памяти Вильгельма I на Курфюрстендамм, Рейхстага, Пергамон-музеум. Активное обращение к неоготике в общественных и культовых сооружениях. Тема 3. Истоки современной скульптуры. Сравнительная характеристика живописи и скульптуры на рубеже XIX-XX веков. Объективные предпосылки стадиального разрыва в их развитии: специфика выразительных и технических возможностей скульптуры, господство антропоморфной формы, при отсутствии необходимой степени деформации и условности изображения человеческой фигуры, автономность и различия в восприятии пространства – условное двухмерное живописное и реальное пространство пластической формы. Влияние Родена на скульптуру рубежа веков. Творчество Аристида Майоля (1861-1944). Значение античной скульптуры для формирования его пластического мышления, проблема выбора образца в ареале античной пластики. Эволюция антропоморфной формы и материала в его творчестве. Особенности портретного начала. Ландшафтная скульптура и проблема взаимодействия пластической формы с окружающей природной средой. Творчество Эмиля Антуана Бурделя (1861-1929). Специфика его «диалога» с античной скульптурой, предпочтения и освоение образца в ареале античной пластики. Основные темы и их развитие. Принцип серийности как художественный способ развития темы – образ Бетховена. Особенности трактовки пластической формы. Экспрессионистические тенденции в его искусстве. Бурдель - монументалист. Скульптура рубежа веков и раннего XX века вне Франции. Творчество Вильгельма Лембрука (1881-1919). Влияние Родена, Майоля, готической скульптуры. Развитие пластической формы от подражания греческой классике к экспрессионистической трактовке. Новые средства стилизации и выразительности. Ландшафтная скульптура – соотношение фигуры и пространства. Творчество Георга Кольбе (1877-1947) – влияние Родена и Майоля. Особенности индивидуальной трактовки классической пластической формы. Портрет, ландшафтная скульптура. Тема 4. Фовизм. Встреча будущих фовистов в мастерской Г. Моро. Осенний салон 1905 года в Париже и начало истории фовизма. Появление термина. Черты фовизма, характеризующие его как первое направление современного искусства: новая концепция живописного пространства, разрушение классического понимания композиции и колорита (специфика живописной техники, тенденция к плоскостности пространственного построения, к максимальной активизации чистого, плоского цвета, роль контура, живописного мазка, фактуры живописи, деформации и упрощения форм). Причины предпочтения жанров пейзажа, портрета, натюрморта, связанные с целями и задачами фовизма. Сложение нового живописного формального языка на основе переработки и упрощения постимпрессионистических новшеств. Неклассические истоки фовистической манеры: искусство примитива, африканское и первобытное искусство, детский рисунок, постимпрессионизм (Гоген, Ван Гог), творчество Наби. Смысл программного отречения фовистов от классического, «музейного» искусства и профессионального обучения. Начало переосмысления профессионального статуса художника, обусловленное требованиями творческой свободы, деструкции академических норм и правил. Ведущая роль Анри Матисса (1869-1954) в формировании концепций искусства и стилистики фовизма. Творчество Мориса де Вламинка (1876-1958), Альбера Марке (1875-1947), Рауля Дюфи (1877-1953), Андре Дерена (1880-1954), Киса ван Донгена. Жорж Руо (1871-1958) – путь от фовизма к экспрессионизму. Эволюция творческой манеры, экспрессионистический характер сюжетов. Религиозная тема в его живописи. Период позднего фовизма в творчестве Матисса. Панно «Танец» и «Музыка» – их место в искусстве раннего XX века. Скульптура Матисса. Тема 5. Экспрессионизм. Зарождение экспрессионизма в Германии. Истоки и предшественники немецкого экспрессионизма: готическое искусство, экспрессионистическая линия в живописи немецкого Возрождения, искусство романтизма и символизма; значение творчества Ван Гога, Дж. Энсора, Э. Мунка, Ф. Ходлера для формирования стилистики экспрессионистической живописи. Философско-теоретическая интерпретация экспрессионизма: концепция о перманентном присутствии и развитии экспрессионистской линии в искусстве; теория В. Воррингера о фундаментальных различиях в этнопсихологии, психологии творчества и принципах формообразования между народами Севера и Юга. Фовизм и немецкий экспрессионизм - сравнительная характеристика. Распространение экспрессионизма в архитектуре, скульптуре, литературе, драматургии. Журнальная и станковая графика. Этапы развития экспрессионизма: 1. Образование группы «Мост», ее эстетико-теоретическая и художественная платформа. Экзистенциальная направленность и психологическая напряженность творчества. Темы жизни и смерти, человеческих взаимоотношений, большого города и «маленького человека». Мотивы обнаженной натуры, одно- и многофигурной композиции, тип пейзажа и портрета – концептуальные и формальные отличия по сравнению с постимпрессионизмом и фовизмом. Живописные и графические средства экспрессионистического выражения смысла. Концепция цвета. Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938). Эрих Хеккель (1883-1970), Отто Мюллер (1874-1930), Макс Пехштейн (1881-1953), Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976). Эмиль Нольде (1967-1956) – эволюция творчества. Религиозная тема, развитие пейзажа. Экспрессионизм в Австрии: Эгон Шилле (1890-1918) и Оскар Кокошка (1886-1980). 2. Учеба и деятельность Василия Кандинского (1866-1944) в Мюнхене. Объединения, предшествующие группе «Синий всадник». Образование «Синего всадника», его цели и задачи. Искусство В. Кандинского, влияние его эстетико-теоретических взглядов, возникновение первых форм абстрактной живописи. Творчество Франца Марка (1880-1916), Августа Макке (1887-1914), Алексея фон Явленского (1864-1941), Лионеля Файнингера (1871-1956). Пауль Клее (1879-1940): точки соприкосновения с абстрактным экспрессионизмом. Эволюция «Синего всадника» в сторону чистой абстракции. Расширение экспрессионизма за рамки Германии. Выставочная деятельность участников «Синего всадника», их тесные контакты с ведущими мастерами и современными направлениями в европейской живописи. Итоги выставочной и практической деятельности группы, становление Германии в качестве второго центра европейского искусства, наряду с Парижем. Развитие фигуративной линии, идущей от группы «Мост», после распада обоих объединений. «Новая вещественность», «Октябрьская группа» и др. – социальная направленность искусства, мастера и произведения. Скульптура экспрессионизма. Творчество Эрнста Барлаха (1870-1938). Средства экспрессивной деформации пластической формы. Европейский архитектурный экспрессионизм 1910 – 1925. Влияние Стеклянного павильона Б. Таута. «Стеклянная цепь» в немецкой архитектуре и утопические идеи, связанные с ней. Реализация идеи «короны города» в Большом театре в Берлине (1918-19) Ганса Пёльцига (1869-1936). Творчество Эриха Мендельсона (1887-1953). Пластическая экспрессия Башни Эйнштейна (Обсерватория и астрофизическая лаборатория в Потсдаме, 1917-21). Переход к более конструктивистским решениям в фабричном здании в Лукенвальде и магазине в Бреслау. Комплекс на Курфюрстендамм в Берлине (1926-31). Сооружения, выполненные в эмиграции (госпиталь в Хайфе, здания университета в Иерусалиме). Тема 6. Кубизм. Творчество Пабло Пикассо (1881-1973) до кубизма – период обучения. Приезды в Париж и значение знакомства с искусством европейского авангарда для формирования стиля. «Голубой» и «розовый» периоды, основные произведения, их соотнесенность с современным искусством. Становление кубизма: этапы развития и периодизация. Ранний, протокубистический период у Пикассо и Жоржа Брака (1882-1963). Живопись Сезанна и формулировка основных идей кубизма. Феномен анонимности на первых стадиях развития кубизма и его причины. Определение и развитие основных целей и задач на каждой стадии развития кубизма. Аналитический кубизм. Синтетический кубизм. Споры об их хронологических границах в связи с определением главных задач каждого периода. Новизна пространственного построения, распада и синтеза формы, точек зрения и восприятия произведения, роли цвета на разных этапах эволюции кубизма. Аналитический и синтетический кубизм в творчестве Пикассо и Брака. Появление техник коллажа и папье-колле. Значение негритянской скульптуры для развития пространственных экспериментов, выстраивания новых отношений между реальным и условным пространством, для выработки принципиально новой семантической характеристики знака в кубистическом произведении. Этапы осмысления и понимания самой сути негритянской скульптуры: морфологический, структурно-семантический. Применение новых материалов, изобретение новых художественных практик и значение этих процессов, радикально изменивших суть искусства и характер творческого акта, для искусства всего XX века. Начало глубинной трансформации классических для европейской культуры отношений между произведением искусства и окружающей его реальности и роль этой тенденции в культуре XX века. Направления и художники кубизма и их произведения. Хуан Гри (1887-1927), Альбер Глез (1881-1953), Жан Метценже (1883-1956), Фернан Леже (1881-1955). Концепция орфизма и творчество Робера Делоне (1885-1941). Теоретическое осмысление и самоанализ кубизма, параллельно с сложением его принципов и взглядов: труды Г. Аполлинера, Глеза и Метценже, Канвайлера. Мера возможного приближения к абстракции и принципиальная невозможность перехода «порога изобразительности». Распространение и влияние кубизма, определение его места в развитии авангарда. Тема 7. Скульптура кубизма. Истоки кубистической скульптуры в экспериментах Пикассо и Брака с элементами трехмерного пространства в живописной среде. Скульптура кубизма - поворотный этап в общей эволюции скульптуры, обозначивший разрыв с пластической традицией античности и Нового времени. Преодоление классического антропоморфизма, сложение новых представлений об изобразительности и выразительности пластической формы, новых концепций формотворчества. Ландшафтная скульптура кубизма – новые выразительные функции и взаимоотношения с окружающим пространством. Сравнительная характеристика скульптуры и живописи кубизма. Начало стирания граней между видами искусства, дальнейшее развитие новых принципов взаимодействия с реальной средой. Применение новых материалов. Появление ключевого для культуры XX столетия феномена в типологическом ряду произведений искусства – объекта. П. Пикассо как скульптор. Творчество Александра Архипенко (1887-1964), Реймона Дюшан-Виллона (1876-1918), Жака Липшица (1891-1973), Осипа Цадкина 1890-1966). Влияние кубизма на формирование новых принципов формального мышления в архитектуре и дизайне. Тема 8. Футуризм. История возникновения футуристического движения. Выражение эстетико-теоретических и художественных концепций футуризма в его манифестах. Единство взглядов футуристов в литературе и живописи. Отношение футуристов к классическому наследию, к формам бытования и трансляции классической культуры и его причины. Анархизм и крайний радикализм в художественной политике футуризма, полное отрицание преемственности в искусстве. Черты «искусства будущего» с точки зрения футуристов. Культурно-историческая ситуация, обусловившая их взгляды. Смысл попытки футуристов «модернизировать» искусство, привести его в соответствие с мироощущением современного человека, дать визуальное выражение ценностям современной цивилизации и техники. Подчинение этой цели всех трансформаций художественных средств, предпринятых футуристами в разных видах искусства. Техника футуристической живописи, влияние неоимпрессионизма и кубизма на ее складывание. Станковая картина футуризма, ее специфика, роль в дальнейшей эволюции изобразительного искусства XX века. особенности композиционного построения и колористического решения, их подчинение задачи прямого изображения движения. Специфика выбора сюжетов и мотивов. Мастера футуризма, характеристика их творчества: Джакомо Балла (1871-1958), Джино Северини (1883-1966), Карло Карра (1881-1966), Умберто Боччиони (1882-1916) и др. Распространение футуризма вне Италии. Пластические опыты У. Боччиони – проблемы динамического развития объема в пространстве, преодоления противоречия между дискретностью объекта и бесконечностью пространства. Антонио Сант’Элиа (1888-1966) и футуризм в архитектуре. Влияние его утопических проектов на градостроительные концепции и архитектуру постмодернизма. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы