Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

ПРОГРАММА КУРСА

ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Для специальности 031501 Искусствоведение

Москва, 2009

 

 

Составитель: канд. искусствоведения К. Л. ЛУКИЧЕВА

Программа утверждена на заседании кафедры

Всеобщей истории искусств 20.01.2009 протокол №1

 

Российский Государственный

Гуманитарный Университет

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Зарубежное искусство XIX-XX веков» предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 020900 Искусствоведение. Он является общепрофессиональной дисциплиной и завершает изучение истории зарубежного искусства.

Предмет курса – история изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы и Америки Новейшего времени. Хронологически охватывает период с 90-х годов XVIII столетия до 90-х годов XX века. Тематически включает художественные явления от неоклассицизма и романтизма до постмодернизма. Центральной проблемой становится характеристика основных этапов распада парадигмы новоевропейской культуры и процессов с этим связанных, причин, приведших к радикальным переменам в формах, целях, функциях искусства, а также - отражение влияния крупнейших мастеров XIX - XX на те или иные итоги художественной жизни.

В истории изучаемого периода не раз имел место фундаментальный пересмотр самой сущности искусства: и в эпоху романтизма, и на рубеже XIX - XX веков, (что привело к возникновению многоликих форм искусства модернизма), и в 70-е годы прошлого столетия, в рамках принципиально новой культурной ситуации, наиболее определенно выразившей себя в постмодернизме. Изучение конкретных исторических феноменов, в которых обрели форму эти процессы и тенденции, анализ ключевых художественных явлений - задача этого курса.

Изучение зарубежного искусства XIX-XX ставит перед исследователями много остро дискуссионных проблем. Среди ученых нет единого мнения о хронологических рамках и внутренней периодизации этой эпохи, о его типологической характеристике и соотнесенности с исторически предшествующими периодами, о качественной оценке явлений, с ним связанных. Феномен современного искусства, составляющий содержание и смысл эпохи, как и полстолетия назад остается семантически достаточно неопределенным. Споры вызывают содержание таких терминов как «авангард» и «модернизм», необходимость провести четкую смысловую грань между понятиями “contemporary art” и “modern art”, переводимых на русский язык одним и тем же термином, вопрос о том, с какого художественного явления начинать отсчет развития современного искусства. В науке практически отсутствует достаточно общепринятая, хорошо аргументированная точка зрения о судьбах эпохи постмодернизма.

Суть этих проблем, перечень которых может быть легко продолжен, лежит в методологической области. Развитие художественной культуры Новейшего времени опрокинуло многие научные стереотипы, сложившиеся на основе изучения более ранних художественных эпох. Разрушенными оказались категории и критерии, позволяющие до сих пор интерпретировать смысл и направленность исторического художественного процесса. Прежде всего это касается понятия стиля, с помощью которого искусствознание не только упорядочивало историю европейской художественной культуры, но и экстраполировало выведенные на этом основании закономерности на культуры, типологически принципиально от нее отличающиеся. В частности европоцентризм в представлениях научной истории искусства основывался во многом именно на этой процедуре. Точно также были опровергнуты доминанта эстетических критериев в оценках произведений искусства, а также тезис о подражании форм природы как ключевой фактор формотворчества.

Возникла острая необходимость пересмотра методологических позиций искусствоведения, выработки новых эффективных и адекватных методологических процедур, принципиального расширения междисциплинарных контактов истории искусства с другими гуманитарными дисциплинами, обогащения и углубления теоретических представлений в изучении и интерпретации феноменов искусства.

Все эти обстоятельства осложняют изучение современного искусства. Работая с этим материалом, преподаватель должен постоянно опираться на знаниях студентов в области методологии и теории искусства, на их владении современными методами интерпретации. Важнейшей предпосылкой понимания современного искусства является также четкое представление о типологических характеристиках и теоретических основаниях художественных культур прошлого, изучаемых в рамках всеобщей истории искусства.

В итоге, в конце обучения студенты должны составить представление о коренных отличиях между искусством Нового времени и художественной жизнью и художественной деятельностью XIX - XX веков, об основных тенденциях в развитии искусства указанного периода:

- отсутствие в нем четко выраженных стилевых характеристик;

- перемещение ценностных акцентов с категории изобразительности на категорию выразительности;

- стремление к максимальному раскрепощению и освобождению специфических выразительных возможностей изобразительного искусства;

- желание дойти до максимальных пределов самовыражения, которое стимулировало появление целого ряда новых направлений и доминировало в творчестве многих выдающихся мастеров;

- поиски новых способов познания и раскрытия подлинного смысла действительности средствами искусства, попытка встать в гносеологической сфере вровень или даже выше науки, благодаря потенциально заложенным в творчестве познавательным возможностям;

- поиск новых форм самого искусства;

- и в итоге - эксперимент с художественной формой, по масштабам, новизне и смелости немыслимый ранее в истории искусства Нового времени.

Студенты должны знать и понимать варианты периодизации современного искусства и их научное обоснование, основные художественные стили, направления, группировки, характеристику принципиальных художественных феноменов, творчество ведущих мастеров архитектуры, живописи, скульптуры, графики, визуально помнить и узнавать ключевые, выдающиеся произведения зодчества и изобразительного искусства.

 

 

ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ КУРСА:

 

Раздел I. Вводный.

Тема 1. Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.

Смена онтологических оснований европейской культуры от Нового к Новейшему времени. Формирование новой культурной парадигмы в истории западноевропейской цивилизации и ее основные параметры: типологическая характеристика. Неклассическая европейская философия и эстетическая традиция, связанная с ней. Основные эстетические направления и их влияние на художественный процесс. Разрушение аксиологических принципов и критериев новоевропейской культуры и складывание новой системы ценностей в сфере искусства. Визуализация трансформации аксиологических и онтологических аспектов культуры в творческом акте и художественном произведении.

Место художественной культуры новейшего времени в историческом развитии искусства.

Тема 2. Периодизация современного искусства.

Дискуссия в науке о хронологических рамках, о начале и конце современного искусства. Разрушение классических для европейского искусства критериев и принципов периодизации (прежде всего стилевых) и поиск новых. Теоретические и методологические проблемы замены одной парадигмы развития искусства (эволюционной, однолинейной) другой, для которой характерно сосуществование разнонаправленных движений.

Локальные периодизации в некоторых национальных школах как пример коррелятивных связей между художественными и социально-политическими процессами: Франция: (искусство эпохи Директории, Консульства, Империи, Реставрации, Июльской монархии, Второй республики и Второй Империи, Третьей республики); Англия (искусство георгианской эпохи, викторианской эпохи), Германия (бидермайер, грюндерцайт). Отражение этих периодизаций в историографии искусства XIX века.

Тема 6. Романтизм в Англии.

Параллельное развитие романтизма в английской литературе и изобразительном искусстве. Значение творчества Байрона для всех национальных школ, отражение в живописи и графике его тем и образов. Английская романтическая поэзия и ее вклад в формирование культуры романтической эпохи: творчество Шелли, Китса, «Озерной школы».

Пейзаж – ведущий жанр английского романтизма. Два направления развития пейзажной живописи: 1) в искусстве Джона Констебля (1776-1837). Тип английского национального пейзажа. Образ «естественной природы» и его корни в английской культуре XVIII столетия. Возникновение проблемы плэнерной живописи как творческого метода. Передача атмосферных эффектов и проблема живописной техники. Значение этюдов. Точность в детализации. Влияние творчества Констебля на современное ему искусство и, особенно, импрессионистический пейзаж. 2) в искусстве Уиляма Тернера (1775-1851). Эволюция творчества и живописной техники. Проблема света и цвета, передача смыслообразующих функций этим важнейшим категориям. Точность в воссоздании общего визуального впечатления на холсте. Место натурного наблюдения и тип натурного этюда в его художественном методе. Теоретические исследования в области цвета. Провидческий характер творчества Тернера, его влияние на современников.

Прерафаэлиты – вариант христианского романтизма с религиозно-этическим уклоном. Продолжение традиций назарейцев. Проблемы позднего романтизма и смыкания с символизмом и ар-нуво. Д.Г. Россетти (1828-1882), У.Х. Хант (1827-1910), Д. Э. Миллес (1826-1896), Ф. М. Браун (1821-1893).

Барбизонская школа и феномен национального пейзажа во французском искусстве. Место натурных наблюдений и пленэрной живописи в искусстве художников барбизонской школы. Творчество Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), Д. де ля Пенья (1807-1876), Ш. Добиньи (1817-1878). Значение пейзажа и художественной практики барбизонской школы для становления импрессионизма.

Крестьянская тема в творчестве Ж.Ф. Милле (1814-1875). Г. Курбе (1819-1877) – этапы формирования стиля. Жанровая картина в творчестве Курбе и ее место в развитии реализма и в контексте эволюции станковизма в XIX веке. «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане»: тема и сюжет, особенности композиционного решения. «Реальная аллегория» и манифест реализма. Пейзаж в творчестве Курбе. Живописная техника. Курбе и импрессионизм. Курбе и постимпрессионизм.

Творчество О. Домье (1808-1879).

Тема 4. Группа «Наби»

Понт-авенская школа и влияние Гогена на молодых художников. Гоген и Эмиль Бернар (1868-1941). Гоген и Поль Серюзье (1863-1927). Группа Наби между типом сообществ художников, характерных для XIX века (назарейцы, прерафаэлиты) и группировками, отразившими в своей деятельности особенности культуры раннего XX (фовисты, футуристы, сюрреалисты).

Концепция искусства, сформулированная в теоретической и практической деятельности группы. Точки соприкосновения с символизмом и ар-нуво. Направления в Наби: а) представленное в творчестве Поля Серюзьеи Мориса Дени (1870-1943); б) представленное в творчестве Пьера Боннара (1867-1947) и Эдуара Вьюйара (1868-1940). Место и значение искусства Наби на переходном этапе между двумя столетиями.

Позднее творчество Боннара и Вьюйара.

Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.

Общие и специфические черты архитектуры модерна в разных странах. Ведущие мастера. Великобритания: Деятельность Уильяма Морриса (1834-1896) и движение «Искусство и ремесла» у истоков стиля. Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928) и школа Глазгоу (Здания Школы искусств, Библиотеки Школы искусств в Глазгоу). Чарльз Френсис Войси (1857-1941) - тип загородного учадебного дома и его интерьера, созданный им. Чарльз Роберт Эшби (1863-1942), частные дома в Лондоне. Бельгия: Виктор Орта (1861-1947) (Дом Тасселя, Дом Сольвей, Дом Винссингера, Дом Эетвельде, Дом Обекка, Народный Дом в Брюсселе), Анри ван де Вельде (1863-1957) (собственный дом «Блюменверф» в Уккле, недалеко от Брюсселя, оформление интерьеров магазина «Ар-нуво» Сэмюеля Бинга и «Современного дома», основанного Ю. Мейер-Грефе в Париже, интерьер Фолкванг музеум в Хагене, Школа искусств и ремесел в Веймаре, театр на выставке Веркбунда в Кельне). Австрия: Отто Вагнер (1841-1918), основатель Венской школы (Й. Хоффманн, Й. Ольбрих, А. Лоос), (первая собственная вилла в Хюттельдорфе, план перестройки Вены и станция метро на Карлсплатц, здания телеграфного агентства «Ди Цайт», Кайзербадской плотины, Почтового офиса Сберегательного банка, Майоликовый дом в Вене, вторая собственная вилла в Хюттельдорфе, ), Йозеф Мария Ольбрих (1867-1908), (здание венского Сецессиона, дом великого герцога Эрнста Людвига, Свадебная башня и Выставочный зал в Дармштадте), Йозеф Хоффманн (1870-1956), (дома Мозера, Молля, Хеннеберга, Шпитцера, санаторий в Пуркерсдорфе, дворец Стоклет в Брюсселе, австрийский павильон на выставке немецкого Веркбунда в Кельне 1914 г. и для Венецианского биеннале 1934 г.). Германия: Август Энделл (1871-1925) (фотоателье Эльвира в Мюнхене, декорация Бунтес Театра в Берлине), Петер Беренс (1868-1940), (собственный дом в Дармштадте). «Тевтонский стиль» в Берлине. Испания: Антонио Гауди (1852-1926), (дворец Гюэль, дом Висенс, собор Саграда Фамилиа, дом Батло, дом Мила, парк Гюэль, капелла для колонии Гюэль в Санта Колома де Сервелло, близ Барселоны). Франция: Эктор Гимар. (1867-1942) и «стиль Гимар» (Кастель Беранже, станции парижского метро).

Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.

Доминанта прикладного характера изобразительного искусства ар-нуво как элемента архитектурного ансамбля. Развитие монументальных форм, возрождение мозаики. Второстепенное значение станковой картины в рамках стиля и его причины. Тяготение станковой картины к формам и функциям панно. Специфика символики и иконографии форм и их истоков в изобразительном искусстве. Живопись Г. Климта.

Творчество Ф. фон Штука, Ф. Ходлера, Э. Мунка в контексте символизма и ар-нуво.

Расцвет графики и книжной иллюстрации в ар-нуво. О. Бердсли.

Осенний салон 1905 года в Париже и начало истории фовизма. Появление термина. Черты фовизма, характеризующие его как первое направление современного искусства: новая концепция живописного пространства, разрушение классического понимания композиции и колорита (специфика живописной техники, тенденция к плоскостности пространственного построения, к максимальной активизации чистого, плоского цвета, роль контура, живописного мазка, фактуры живописи, деформации и упрощения форм). Причины предпочтения жанров пейзажа, портрета, натюрморта, связанные с целями и задачами фовизма. Сложение нового живописного формального языка на основе переработки и упрощения постимпрессионистических новшеств.

Неклассические истоки фовистической манеры: искусство примитива, африканское и первобытное искусство, детский рисунок, постимпрессионизм (Гоген, Ван Гог), творчество Наби.

Смысл программного отречения фовистов от классического, «музейного» искусства и профессионального обучения. Начало переосмысления профессионального статуса художника, обусловленное требованиями творческой свободы, деструкции академических норм и правил.

Ведущая роль Анри Матисса (1869-1954) в формировании концепций искусства и стилистики фовизма. Творчество Мориса де Вламинка (1876-1958), Альбера Марке (1875-1947), Рауля Дюфи (1877-1953), Андре Дерена (1880-1954), Киса ван Донгена. Жорж Руо (1871-1958) – путь от фовизма к экспрессионизму. Эволюция творческой манеры, экспрессионистический характер сюжетов. Религиозная тема в его живописи.

Период позднего фовизма в творчестве Матисса. Панно «Танец» и «Музыка» – их место в искусстве раннего XX века. Скульптура Матисса.

Тема 5. Экспрессионизм.

Зарождение экспрессионизма в Германии. Истоки и предшественники немецкого экспрессионизма: готическое искусство, экспрессионистическая линия в живописи немецкого Возрождения, искусство романтизма и символизма; значение творчества Ван Гога, Дж. Энсора, Э. Мунка, Ф. Ходлера для формирования стилистики экспрессионистической живописи.

Философско-теоретическая интерпретация экспрессионизма: концепция о перманентном присутствии и развитии экспрессионистской линии в искусстве; теория В. Воррингера о фундаментальных различиях в этнопсихологии, психологии творчества и принципах формообразования между народами Севера и Юга. Фовизм и немецкий экспрессионизм - сравнительная характеристика. Распространение экспрессионизма в архитектуре, скульптуре, литературе, драматургии. Журнальная и станковая графика.

Этапы развития экспрессионизма:

1. Образование группы «Мост», ее эстетико-теоретическая и художественная платформа. Экзистенциальная направленность и психологическая напряженность творчества. Темы жизни и смерти, человеческих взаимоотношений, большого города и «маленького человека». Мотивы обнаженной натуры, одно- и многофигурной композиции, тип пейзажа и портрета – концептуальные и формальные отличия по сравнению с постимпрессионизмом и фовизмом. Живописные и графические средства экспрессионистического выражения смысла. Концепция цвета. Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938). Эрих Хеккель (1883-1970), Отто Мюллер (1874-1930), Макс Пехштейн (1881-1953), Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976). Эмиль Нольде (1967-1956) – эволюция творчества. Религиозная тема, развитие пейзажа. Экспрессионизм в Австрии: Эгон Шилле (1890-1918) и Оскар Кокошка (1886-1980).

2. Учеба и деятельность Василия Кандинского (1866-1944) в Мюнхене. Объединения, предшествующие группе «Синий всадник». Образование «Синего всадника», его цели и задачи. Искусство В. Кандинского, влияние его эстетико-теоретических взглядов, возникновение первых форм абстрактной живописи. Творчество Франца Марка (1880-1916), Августа Макке (1887-1914), Алексея фон Явленского (1864-1941), Лионеля Файнингера (1871-1956). Пауль Клее (1879-1940): точки соприкосновения с абстрактным экспрессионизмом. Эволюция «Синего всадника» в сторону чистой абстракции.

Расширение экспрессионизма за рамки Германии. Выставочная деятельность участников «Синего всадника», их тесные контакты с ведущими мастерами и современными направлениями в европейской живописи. Итоги выставочной и практической деятельности группы, становление Германии в качестве второго центра европейского искусства, наряду с Парижем.

Развитие фигуративной линии, идущей от группы «Мост», после распада обоих объединений. «Новая вещественность», «Октябрьская группа» и др. – социальная направленность искусства, мастера и произведения.

Скульптура экспрессионизма. Творчество Эрнста Барлаха (1870-1938). Средства экспрессивной деформации пластической формы.

Европейский архитектурный экспрессионизм 1910 – 1925. Влияние Стеклянного павильона Б. Таута. «Стеклянная цепь» в немецкой архитектуре и утопические идеи, связанные с ней. Реализация идеи «короны города» в Большом театре в Берлине (1918-19) Ганса Пёльцига (1869-1936). Творчество Эриха Мендельсона (1887-1953). Пластическая экспрессия Башни Эйнштейна (Обсерватория и астрофизическая лаборатория в Потсдаме, 1917-21). Переход к более конструктивистским решениям в фабричном здании в Лукенвальде и магазине в Бреслау. Комплекс на Курфюрстендамм в Берлине (1926-31). Сооружения, выполненные в эмиграции (госпиталь в Хайфе, здания университета в Иерусалиме).

Тема 6. Кубизм.

Творчество Пабло Пикассо (1881-1973) до кубизма – период обучения. Приезды в Париж и значение знакомства с искусством европейского авангарда для формирования стиля. «Голубой» и «розовый» периоды, основные произведения, их соотнесенность с современным искусством.

Становление кубизма: этапы развития и периодизация. Ранний, протокубистический период у Пикассо и Жоржа Брака (1882-1963). Живопись Сезанна и формулировка основных идей кубизма. Феномен анонимности на первых стадиях развития кубизма и его причины. Определение и развитие основных целей и задач на каждой стадии развития кубизма. Аналитический кубизм. Синтетический кубизм. Споры об их хронологических границах в связи с определением главных задач каждого периода. Новизна пространственного построения, распада и синтеза формы, точек зрения и восприятия произведения, роли цвета на разных этапах эволюции кубизма. Аналитический и синтетический кубизм в творчестве Пикассо и Брака. Появление техник коллажа и папье-колле.

Значение негритянской скульптуры для развития пространственных экспериментов, выстраивания новых отношений между реальным и условным пространством, для выработки принципиально новой семантической характеристики знака в кубистическом произведении. Этапы осмысления и понимания самой сути негритянской скульптуры: морфологический, структурно-семантический.

Применение новых материалов, изобретение новых художественных практик и значение этих процессов, радикально изменивших суть искусства и характер творческого акта, для искусства всего XX века. Начало глубинной трансформации классических для европейской культуры отношений между произведением искусства и окружающей его реальности и роль этой тенденции в культуре XX века.

Направления и художники кубизма и их произведения. Хуан Гри (1887-1927), Альбер Глез (1881-1953), Жан Метценже (1883-1956), Фернан Леже (1881-1955). Концепция орфизма и творчество Робера Делоне (1885-1941).

Теоретическое осмысление и самоанализ кубизма, параллельно с сложением его принципов и взглядов: труды Г. Аполлинера, Глеза и Метценже, Канвайлера.

Мера возможного приближения к абстракции и принципиальная невозможность перехода «порога изобразительности». Распространение и влияние кубизма, определение его места в развитии авангарда.

Тема 7. Скульптура кубизма.

Истоки кубистической скульптуры в экспериментах Пикассо и Брака с элементами трехмерного пространства в живописной среде. Скульптура кубизма - поворотный этап в общей эволюции скульптуры, обозначивший разрыв с пластической традицией античности и Нового времени. Преодоление классического антропоморфизма, сложение новых представлений об изобразительности и выразительности пластической формы, новых концепций формотворчества. Ландшафтная скульптура кубизма – новые выразительные функции и взаимоотношения с окружающим пространством.

Сравнительная характеристика скульптуры и живописи кубизма. Начало стирания граней между видами искусства, дальнейшее развитие новых принципов взаимодействия с реальной средой. Применение новых материалов. Появление ключевого для культуры XX столетия феномена в типологическом ряду произведений искусства – объекта.

П. Пикассо как скульптор. Творчество Александра Архипенко (1887-1964), Реймона Дюшан-Виллона (1876-1918), Жака Липшица (1891-1973), Осипа Цадкина 1890-1966).

Влияние кубизма на формирование новых принципов формального мышления в архитектуре и дизайне.

Тема 8. Футуризм.

История возникновения футуристического движения. Выражение эстетико-теоретических и художественных концепций футуризма в его манифестах. Единство взглядов футуристов в литературе и живописи.

Отношение футуристов к классическому наследию, к формам бытования и трансляции классической культуры и его причины. Анархизм и крайний радикализм в художественной политике футуризма, полное отрицание преемственности в искусстве.

Черты «искусства будущего» с точки зрения футуристов. Культурно-историческая ситуация, обусловившая их взгляды. Смысл попытки футуристов «модернизировать» искусство, привести его в соответствие с мироощущением современного человека, дать визуальное выражение ценностям современной цивилизации и техники. Подчинение этой цели всех трансформаций художественных средств, предпринятых футуристами в разных видах искусства.

Техника футуристической живописи, влияние неоимпрессионизма и кубизма на ее складывание. Станковая картина футуризма, ее специфика, роль в дальнейшей эволюции изобразительного искусства XX века. особенности композиционного построения и колористического решения, их подчинение задачи прямого изображения движения. Специфика выбора сюжетов и мотивов. Мастера футуризма, характеристика их творчества: Джакомо Балла (1871-1958), Джино Северини (1883-1966), Карло Карра (1881-1966), Умберто Боччиони (1882-1916) и др. Распространение футуризма вне Италии.

Пластические опыты У. Боччиони – проблемы динамического развития объема в пространстве, преодоления противоречия между дискретностью объекта и бесконечностью пространства.

Антонио Сант’Элиа (1888-1966) и футуризм в архитектуре. Влияние его утопических проектов на градостроительные концепции и архитектуру постмодернизма.

Источники

Ван Гог В. Письма. Л.-М., 1966.

Гоген П. Письма. Ноа-Ноа. Л., 1972.

Дневник Делакруа. Т. 1-2. М., 1961.

Жерико о себе и современники о нем. М., 1962.

Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л., 1969.

Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников. М., 1970.

Эдуард Мане. Жизнь, Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965.

Уильям Моррис. Искусство и жизнь. М., 1973.

Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.

Сера Ж., Синьяк П. Письма. Дневники, Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.

Энгр об искусстве. М., 1959.

Литература

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1995.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

3. Вальтер А. Каспар Давид Фридрих. Берлин, 1989.

4. Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1968.

5. Горюнов В., Тубли М. Архитектура эпохи модерна. М., 1992.

6. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998.

7. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.

8. Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994.

9. Европейское искусство XIX века. 1789-1871. М., 1975.

10. Кидсон П., Мюррей П., Томпсон П. История английской архитектуры. Издательство: Центрполиграф, 2003 г., 382 стр.

11. Кожина Е. Романтическая битва. Л., 1969.

12. Кочик О. Мир Гогена. М.,. 1991. 284 с.

13. Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1996. 265 с

14. Михайлов А.В. Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха.// Советское искусствознание ’77. Первый выпуск. М., 1078.

15. Мурина Е.Б. Ван Гог. М., 1978.

16. Некрасова Е.А. Романтизм в английской живописи. М., 1976.

17. Некрасова Е.А. Уильям Блейк. М., 1960.

18. Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986.

19. Прокофьев В.Н. Жак-Луи Давид. М., 1960.

20. Прокофьев В.Н. «Капричос» Гойи. М., 1970.

21. Раздольская В. Искусство Франции второй половины 19 века. Л., 1981.

22. Ревалд. Дж. История импрессионизма. М., 1996.

23. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М., 1998.

24. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед критикой и публикой. М., 1974.

25. Турчин В.С. Теодор Жерико. М., 1982.


26. Турчин В. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. Издательство: Жираф, 2007 г., 480 стр. I

27. Федотова Е.Д.. Канова. Художник и его эпоха. Издательство: Республика, 2002 г., 528 стр.

28. Чегодаев А.Д. Констебль. М., 1968.

29. Чегодаев А.Д. Эдуард Мане. М., 1985.

30. Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962.

 

Дополнительная:

Источники:

Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. Серия История эстетики в памятниках и документах. М., 1977.

Литературные тексты западноевропейских романтиков. Общ. ред. проф. А.С. Дмитриева. М., 1980.

Мастера архитектуры об архитектуре.

Мастера искусства об искусстве. Т. 1-5. М., 1967.

Сэмюель Тэйлор Кольридж. Избранные труды. Серия История эстетики в памятниках и документах. М., 1987.

Шатобриан де Ф.-Р. Гений христианства. // Эстетика раннего французского романтизма. Серия История эстетики в памятниках и документах. М., 1982, с. 94-220.

 

Литература:

1. Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.

2. Даниэльсон Б. Гоген в Полинезии. М., 1973.

3. Замятина А.Н. Милле. М., 1959.

4. Изергина А.Н. Творчество Т. Руссо и проблема французского реалистического пейзажа 19 века. Л., 1968.

5. Калитина. Эпоха реализма во французской живописи. М., 1963.

6. Кассу Ж. Энциклопедия символизма. М., 1998.

7. Колпинский Ю.Д. Франсиско Гойя. М., 1965.

8. Либман М.Я. Акварели К.Д. Фридриха в собрании Гос. Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. М., 1958.

9. Марченко Е.И. Адольф Менцель. М., 1965.

10. От Делакруа до Матисса. Л., 1988.

11. Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1966.

12. Перрющо А. Жизнь Сера. М., 1992.

13. Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979.

14. Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.

15. Прокофьев В.Н. Теодор Жерико. М., 1965.

16. Роден О. Сборник статей о творчестве. М.. 1960.

17. Шульц Г. Новалис, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал LTD, 1998.

18. Яворская Н.В. Романтизм и реализм во Франции. М., 1967.

 

Литература на иностранных языках

Каталоги выставок:

Bretell R., and Schaefer S. A Day in the Country: Impressionism and the French Landscape. Los Angeles, 1985.

Dabrowski M. The Symbolist Aesthetic. NY., 1980.

Herbert R.L. Neo-Impressionism. NY., 1968.

Lieberman W.S., ed. Modern Masters: Manet to Matisse. NY., 1975.

Pevsner N. Art Nouveau in Britain. London, 1965.

Selz P., and Constantine M., eds. Art Nouveau: Art and Design at the Turn of the Century. NY., 1959.

 

Источники:

Duret T. Histoire des peintres impressionistes. Paris, 1906.

Lettres a Odilon Redon (de Gauguin, Gide, Huysmans, Jammes, Mallarme etc.). Paris, 1960.

Lettres d’Odilon Redon. 1978-1916. Paris, Brussels, 1923.

Redon O. A soi-meme. Journal 1867-1915. Notes sur la vie, l’art et les artistes. Paris, 1961.

Signac P. D’Eugene Delacroix au neo-impressionisme. Paris, 1899.

Venturi L. Les Archives de l’impressionisme (Lettres de Renoir, Monet, Pissarro, Sisley et autres. Memoires de Paul Durand-Ruel. Documents). 2 vols. Paris and NY., 1939.

 

Общие труды:

Holt E.G., ed. From the Classicists to the Impressionists: Art and Architecture in the Nineteenth Century, vol. 3. NY, 1966.

Vogt A.M. Art in the Nineteenth Century. NY, 1973.

 

 

Архитектура:

Middleton R., Watkin D. Architecture du XIX siecle. Paris, 1975.

 

Живопись и скульптура:

Amaya M. Art Nouveau. London, 1966.

Bacou R. Odilon Redon. 2 vols. Geneve, 1956.

Cassou J., Langui E., Pevsner N. Gateway to the Twentieth Century. NY., 1962.

Chasse C. Les Nabis et leurs temps. Lausanne et Paris, 1960.

Clarc T.J. The Painting of Modern Life: Paris in the Art of Manet and His Followers. NY., 1985.

Druick Douglas W., ed. Odilon Redon. London, 1994.

- // - Odilon Redon. The Prince of Dreams. London, 1993.

Focillon H. La peinture au XIXe siecle: le retour a l’antique. Le romantisme. Paris,

- // - La peinture aux XIXe et XXe siecles: du realisme a nos jours. Paris,

Gerhardus M. and D. Symbolism and Art Nouveau. Oxford, 1979.

Gibson M. Symbolism. Cologne, 1995.

Goldwater R. Symbolism. NY., 1979.

Humbert A. Les Nabis et leurs epoque, 1888-1900.

Janson H.W. Nineteenth-Century Sculpture. NY., 1985.

Madsen S.T. Sources of Art Nouveau. NY., 1956.

Novotny F. Painting and Sculpture in Europe: 1780-1880. Baltimore, 1960.

Rheims M. L’Objet 1900. Paris, 1964.

Rosenblum R., and Janson H.W. Nineteenth-Century Art. Englewood Cliffs, NJ., 1984.

Shone R. The Post-Impressionists. London, 1980.

Venturi L. Impressionists and Symbolists. NY., 1950.

Wildenstein A. Odilon Redon. Catalogue raisonne de l’oeuvre peint et dessine. Vol. 1, 2. Paris, 1992, 1994.

Искусство XX века:

Обязательная:

Источники:

1. Бурдель Э.-А. Искусство скульптуры. М., 1972.

2. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1972.

3. Дени М. От Гогена и Ван Гога к классицизму. // «Золотое руно» № 5, 1909.

4. Дали С. Дневник. М., 1992.

5. Дали С. Триумфальные скандалы. М., 1993.

6. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1991.

7. Лё Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977.

Литература:

1. Архитектура Запада. Сб. статей. М., 1972. 276 с.

2. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. М., 1987.

3. Бобринская Е. Футуризм. М., 2000

4. Вирмо А. и О. Мэтры сюрреализма. Спб., 1996. 279 с.

5. Горюнов В., Тубли М., Архитектура эпохи модерна. М., 1992. 350 с.

6. Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 242 с.

7. Полевой В. XX век. М., 1989. 350 с.

8. Рожин А. Сальвадор Дали. М.,. 1992. 203 с.

9. Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 1989. 284 с.

10. Светлов И. Немецкий и австрийский символизм. Этюды. М., 2008, 184 стр.

11. Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с.

12. Турчин В.С. Образ двадцатого… В прошлом и настоящем. М., 2003, 648 стр.

13. Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990. 488 с.

14. Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.

Дополнительная:

Каталоги выставок

1. КоБрА. Каталог выставки. М. 1998.

2. Морозов и Щукин - русские коллекционеры. От Моне до Пикассо. Каталог выставки. М., 1993.

3. Мондриан П. Каталог выставки. М., 1997.

4. Мур Генри. Человеческое измерение. Каталог выставки. М., 1991.

Литература

1. Гидион З.. Пространство, время, архитектура, М., 1975

2. Гозак А. Алвар Аалто. М., 1976

3. Гордон Е. Изобразительное искусство США 1960-х годов. // «Советское искусствознание», № 25. М., 1989.

4. Графика Пикассо. Сборник. М.,. 1967.

5. Дмитриева Н. Пикассо. М., 1971.

6. Иконников А. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.

7. Иконников А. Художественный язык архитектуры. М., 1985.

8. Кантор-Гуговская А. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л.-М., 1965.

9. Кислова Н. К. К проблеме исторического сознания в современном западном искусстве. // «Советское искусствознание», № 25. М., 1989.

10. Костеневич А. Французское искусство XIX - начала XX веков в Эрмитаже. Л., 1984.

11. Модернизм. Сб. статей. М., 1987.

12. Стародубова В. Бурдель. М., 1970.

13. Тугендхольд Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М., 1987.

14. Шагал М. Возвращение мастера. М., 1988.

15. Эколье Р. Матисс. М., 1979.

Литература на иностранных языках:

Каталоги выставок:

Drexler A. Transformation in Modern Architecture. NY, 1979.

Hitchcock H.-R. Latin American Architecture Since 1945. NY., 1955.

- // - and Drexler A. Built in U.S.A.: Post-War Architecture. NY., 1952.

Le fauvisme francais et les debuts de l’expressionnisme allemand. Paris, 1966.

Rewald J. Les Fauves. NY., 1952.

Ritchie A.C. Sculpture of the Twentieth Century. NY., 1952.

Rubin W., ed. “Primitivism” in 20th – Century Art: Affinity of the Tribal and the Modern. 2 vols. NY, 1984.

Rudofsky B. Architecture Without Architects. NY., 1964.

Источники:

1. Apollinaire G. Les peintres cubistes; meditations esthetiques. Paris, 1913.

Общие труды:

Barr Jr.A.H. Defining Modern Art: Selected Writings of Alfred H. Barr. NY, 1986.

Bowness A. Modern European Art. NY, 1972.

Butler R. Western Sculpture: Definitions of Man. NY, 1975.

Caws M.A. The Eye in the Text: Essays on Perception, Mannerist to Modern. Princeton, 1981.

Cone M. The Roots and Routes of Art in the 20th Century. NY, 1975.

Danto A. The Transfiguration of the Commonplace: A Philosophy of Art. Cambridge, Mass., 1981.

Golgwater R. Primitivism in Modern Art. NY, 1967.

Greenberg C. Art and Culture. Boston, 1961.

Hartt F. Art: A History of Painting, Sculpture, Architecture. NY, 1985.

Hofmann W. Turning Points in Twentieth-Century Art. NY, 1969.

Johnson E.E. Modern Art and the Object. NY, 1976.

Kramer H. The Age of the Avant-Garde. NY, 1976.

Kuspit D.B. The Critic as Artist: The Intentionality of Art. Ann Arbor, 1984.

Langer S. Reflections on Art. NY, 1961.

Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde. Cambridge, Mass., 1968.

Read H. The Philosophy of Modern Art. London, 1952.

- // - Art Now. NY, 1960.

Rosenberg H. The Tradition of the New. NY, 1959.

Rosenblum R. Modern Painting and the Northern Romantic Tradition: Friedrich to Rothko. NY, 1975.

Архитектура:

Bacon E.N. Guide to Modern Architecture. Princeton, NJ., 1963.

Banham R. Theory and Design in the First Machine Age. Cambridge, Mass., 1980.

- // - The New Brutalism. NY., 1966.

Blake P. The Master Builders. NY., 1960.

Brooks H.A. The Prairie School. Toronto, 1972.

Curtis W.J.R. Modern Architecture Since 1900. Oxford, 1982.

Fletcher B. A History of Architecture on the Comparative Method. London, 1963.

Frampton K. And Futagawa. Modern Architecture 1851-1945. NY., 1983.

Giedion S. Space, Time, and Architecture. Cambridge, Mass., 1963.

Hamlin T.F. Forms and Functions of Twentieth Century Architecture. 4 vols. NY., 1952.

Hitchcock H.-R. Architecture: Nineteenth and Twentieth Centuries. Baltimore, 1977.

- // - and Johnson P. The International Style. NY., 1966.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.191 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь