Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Питер Брейгель Старший (Мужицкий).



(Около 1525-1569)

Брейгель начал как график, жил и учился в Антверпе-

не у Питера Кука ван Алста, затем создавал рисунки для

издателя гравюр Иеронимуса Кока. В 1551-1552 совершил

путешествие в Италию, после жил в Антверпене, затем в

Брюсселе.

Уже в ранних работах Брейгель проявил себя как

новатор пейзажа. Запечатлевая с высокой точки зрения

цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки,

он достигает впечатления космической грандиозности,

демонстрируя огромную протяженность пространства,

ландшафтного величия окружающего мироздания.

Шестнадцатый век принес новое отношение к миру.

Под воздействием естественнонаучных теорий Коперника

и великих географических открытий впервые возникло

представление о необъятности вселенной; вместе с тем

родилось сознание ничтожества человека на фоне этих

грандиозных пространств.

- Ранние живописные произведения:

-«Падение Икара»,

 

Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося

к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом; Брейгель

изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара,

канувшего в море. В центре внимания - пронизанный

солнечным светом, исполненный величия морской пей-

заж и сцены мирного сельского труда на переднем плане.

В этом произведении закладываются основы миропони-

мания, которое получает развитие в дальнейшем творче-

стве Брейгеля. Только в согласии с природой, постигая ее

могучий мировой ритм, может добиться успеха человек

- иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеслав-

ного Икара, символика связанная с алхимией

Много картин Брейгеля посвящено изображению

природы, деревни и ее жителей; безликие представители

сельских низов становятся главными героями его работ.

Искусство того времени обычно представляло крестьян

тупицами, обжорами и пьяницами, склонным к насилию.

Брейгель же показывает, что природное, неокультуренное

начало является неотъемлемой частью человека.

 

«Игры детей»

Изображена городская площадь. Дети не улыбаются:

стремление представить бессмысленность и механич-

ность происходящего

«Битва Масленицы и Поста»

В картину, где запечатлен народный праздник на

улицах фламандского городка, он включает множество

конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпи-

зодов. Скученная, суетящаяся толпа - ряженые, нищие,

торговцы, музыканты, игроки, пьяные, гуляки, монахи,

зрители - пульсирует массой разнообразных действий, за

праздничной пестротой чувствуется мудрая философская

ирония художника. Брейгель видит не только забавное,

но и грубо гротескное, причем оба эти начала органиче-

ски сосуществуют. Высоко поднимая горизонт, расширяя

таким образом угол зрения, он показывает события с

далекого расстояния и тем самым достигает большей

всеохватности рассказа, объединения людей в народную

массу. Пост – худощавый человек, протягивающий на

лопатке селедку (символ Поста)

Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и

народным пословицам, Брейгель философски переосмыс-

ляет их.

«Фламандские пословицы», 1559.

Различные пороки - скупость, себялюбие, чревоуго-

дие, любострастие и т. д.- воплощаются в образах живых

людей, их конкретных поступках.

Характерен метод Брейгеля: он не навязывает зрителю

своих выводов, не выделяя фигуры носителей порока из

общего течения деревенской жизни. На тему пороков и

добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557,

1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах.

Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое

или трагическое звучание, всегда претворяются у него в

богатое, красочное зрелище. Полные света и воздуха пей-

зажи Брейгеля - как и у его духовного наставника Босха

- контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур,

охарактеризованных остро схваченной позой, живым по-

воротом фигуры, социально типичной одеждой.

Ренессансное представление о важности человеческой

личности не вписывалось в художественные концепции

Брейгеля. На своих рисунках и картинах он зачастую во-

обще скрывает лица, лишая фигуры всякой индивидуаль-

ности.

 

-Произведения, созданные в начале 1560х годов:

-«Триумф смерти»,

- «Безумная Грета»,

- В центре панорамы ада в картине - не Смерть или

Дьявол, Владыка Зла, но будничный человеческий порок:

гротескная фигура маркитанки в солдатских обносках,

с узлом ворованных вещей, и озлобленные деревенские

бабы, которые грабят брошенный хозяевами дом. Ад на-

чинается в человеческом сердце. Его источник - эгоисти-

ческое сознание или безумие.

Годы творческой зрелости Брейгеля проходят, в усло-

виях нарастающей революционной ситуации. В 1561-1562

годах Брейгелем создаются картины, объединенные пред-

чувствием надвигающихся исторических катаклизмов:

«Триумф смерти» «Падение мятежных ангелов», «Без-

умная Грета», «Битва израильтян с филистимлянами».

Его героем становится крестьянин-труженик, органи-

чески связанный своей деятельностью с жизнью при-

роды. Коренастые фигуры его поселян, их сгорбленные

спины, тяжеловесная поступь, грубые одежды, про-

стодушные лица не лишены черт гротеска. Но Брейгель

видит в народе главное - энергию, трудолюбие, цельность

мировосприятия.

- «Падение ангелов» и другие.

-Значение творчества художника в развитии бытового жанра в живописи:

-«Крестьянский танец»,

Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодви-

жений и мимики. Очерченные обобщенными контурами

фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальне-

му пространству, выдвигаясь к переднему плану. Картина

захватывает бурным весельем, безудержной пляской,

энергией и мощным темпераментом крестьян. Цветовые

пятна зеленого, черного, красного и белого акцентиру-

ют пульсирующий ритм танца, усиливая впечатление

головокружительного вихря. Народное веселье предстает

не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобща-

ющим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в

глубине крестьянских масс.

В течение своей жизни Брейгель являлся жителем двух

очень богатых городов - сначала Антверпена, а позже

Брюсселя.

-«Крестьянская свадьба» и другие.

-Картины:

- «Слепые»,

евангельская притча использована для воплощения

идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе

и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Вожак, воз-

главляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные,

спотыкаясь, неудержимо следуют за ним. Однако по-

прежнему контрастной альтернативой человеческой суете

предстает безмятежно гармоническая природа заднего

плана, своим идиллическим покоем словно подсказываю-

щая выход из трагического тупика.

Тот же контраст убогости переднего плана и пейзаж-

ной идиллии вдали предопределяет основной образный

лейтмотив «Калек» (1568).

«Сорока на виселице» (1568)

Брейгель заявляет о своей привязанности и родстве со

всем, что живет и умирает. Опять зритель словно сверху

обозревает леса, луга, скалы, реку, впадающую в море

чуть ниже линии горизонта.

Как и ранее в произведениях художника, все про-

странство холста заполнено маленькими фигурками

людей - танцующих, играющих на инструментах, гуляю-

щих, болтающих, чувствующих себя в полной безопасно-

сти в необъятном пространстве пейзажа, изображенного

художником.

Творчество Питера Брейгеля Старшего - величествен-

ный итог эволюции нидерландского искусства 15-16 ве-

ков, одна из высочайших вершин европейской культуры

Позднего Возрождения. Брейгель был чутким свидетелем

и бурного экономического расцвета своей страны и той

напряженнейшей борьбы, которую она вела против ис-

панского владычества, феодального и церковного гнета.

Продолжая традиции Босха, Брейгель необычайно

расширил тематику жанровой живописи, ярко раскрыв в

своих произведениях единство человека природы, нахо-

дящейся в бесконечном движении и обновлении, показал

современную жизнь, воплотил национальное своеобразие

крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неисто-

щимую жизнелюбивую энергию. Героем его картин стала

не отдельная личность, а коллектив, народные массы.

Своим искусством Брейгель блистательно завершил

противоречивые искания нидерландского Возрождения,

объединил сокровищницу ранненидерландских художе-

ственных традиций мироощущением Позднего Ренессан-

са.

-цикл пейзажей «Времена года»,

-«Страна лентяев»,

-«Сорока на виселице»,

(1568)

Брейгель заявляет о своей привязанности и родстве со

всем, что живет и умирает. Опять зритель словно сверху

обозревает леса, луга, скалы, реку, впадающую в море

чуть ниже линии горизонта.

Как и ранее в произведениях художника, все про-

странство холста заполнено маленькими фигурками

людей - танцующих, играющих на инструментах, гуляю-

щих, болтающих, чувствующих себя в полной безопасно-

сти в необъятном пространстве пейзажа, изображенного

художником.

Творчество Питера Брейгеля Старшего - величествен-

ный итог эволюции нидерландского искусства 15-16 ве-

ков, одна из высочайших вершин европейской культуры

Позднего Возрождения. Брейгель был чутким свидетелем

и бурного экономического расцвета своей страны и той

напряженнейшей борьбы, которую она вела против ис-

панского владычества, феодального и церковного гнета.

Продолжая традиции Босха, Брейгель необычайно

расширил тематику жанровой живописи, ярко раскрыв в

своих произведениях единство человека природы, нахо-

дящейся в бесконечном движении и обновлении, показал

современную жизнь, воплотил национальное своеобразие

крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неисто-

щимую жизнелюбивую энергию. Героем его картин стала

не отдельная личность, а коллектив, народные массы.

Своим искусством Брейгель блистательно завершил

противоречивые искания нидерландского Возрождения,

объединил сокровищницу ранненидерландских художе-

ственных традиций мироощущением Позднего Ренессан-

са.

-«Пляска под виселицей».

- Философская направленность произведений художников нидерландской школы живописи в период ренессанса.

«Вавилонская башню»

писал по крайней мере три раза. Сохранились Вави-

лонская башня (1563) и «Малая» Вавилонская башня

(ок.1563). Уникальность Брейгеля как художника за-

ключается в том, что он совмещает приемы панорамной

живописи и миниатюры. Гармоничность его картин вы-

текает из уравновешенности целого и его частей.

К уступам башни и ее галереям успели прилепиться,

подобно птичьим гнездам, деревни. Башня была гигант-

ским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно

исчезнет. Вся эта конструкция из камня, такая прочная и

так умело построенная, когда-нибудь уподобиться песку

на морском дне.

В поздних произведениях Брейгеля углубляются на-

строения пессимистического раздумья.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь