Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Главные идеи и ценности итальянского Возрождения. Периодизация.
Возрожде́ ние, или Ренесса́ нс (итал. Rinascimento; от «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе появился гуманизм — общественно-философское движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Человек –мера всех вещей в мире. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений. Изобретение в серединеXV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Периоды эпохи итальянского Возрождения Итальянское Возрождение делят на 5 этапов: Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) 2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века) 3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) 4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века) Северное Возрождение — XVI век Проторенессанс Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора. Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века. Высокое Возрождение Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. Позднее Возрождение Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности Северное Возрождение Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту.Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Собор Парижской Богоматери Собо́ р Пари́ жской Богома́ тери ( Нотр-Дам-де-Пари; Notre Dame de Paris) В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м,
История Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год. В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году. Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции. Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме.В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари. Архитектура Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа.В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ). Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю. Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9, 6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия. В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая. Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.) Галерея Королей Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке и изображают царей из Ветхого Завета. Раньше на этом месте находились средневековые статуи французских королей. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены. В 1977 году при проведении работ под одним из домов, часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.
4 билет. Биянова Римский скульптурный портрет- один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н.э. — IV в. н.э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров. Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, ни одного имени римского портретиста не сохранилось. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтарявместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines. Как принято считать исторической наукой, маски раскрашивались и соединялись в виде родословного древа. Первоначально маски изображали лишь тех из предков, которые занимали курульные должности, однако впоследствии стали изображаться и другие родственники, в том числе жёны и предки по женской линии. Надпись под каждой из масок сообщала имя и сан умершего. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. “Портрет римлянина с бюстами предков” (I в. до н.э.) изображает главу семейства, который держит две восковые маски. Портрет четко передает индивидуальные черты как самого старика, так и его сородичей.
Леона́ рдо ди сер Пье́ ро да Ви́ нчи — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городкаВинчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи» Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Леонардо да Винчи Мона Лиза крещение креста
Билет 5 (Камышникова) РИМСКИЙ ФОРУМ Первоначально словом «форум» обозначали рыночную площадь, которая находилась в центре римского города. Эту традицию градостроительства римляне переняли у греков, которые оставляли в центре города агору - свободное от застройки пространство, вокруг которого располагались все важнейшие учреждения: дом собраний, храмы, театры и гимнасий. Здесь же собиралось и народное собрание жителей города. Римский Форум был также центром политической и культурной жизни города. На нем созывали народное собрание, судили преступников, а также устраивали различные церемонии. Первоначально римский Форум располагался между холмами Капитолий, Палатин и Эсквилин.
Центром римского Форума стал храм Цезаря, вокруг которого и располагались все остальные постройки. От римского Форума начинался счет всех расстояний по дорогам империи. Неподалеку от храма было возведено специальное здание для табулария, то есть архива, где хранились тексты законов и важнейшие документы. После падения Римской империи Форум потерял свое значение и некоторое время служил каменоломней. Любопытно, что после разборки основных построек место, где находился Форум, стали называть Campo Vaccino, to есть коровье пастбище. Только в конце XIX века археологи начали на этом месте систематические раскопки, в результате которых и стало ясно, как выглядел римский Форум в далеком прошлом. Любопытно, что эта традиция сохранилась и в христианской Европе. Поскольку многие города возникли в местах наиболее интенсивной торговли, их центром также являлась рыночная площадь. На ней располагались лавки торговцев, а по периметру возводились все важнейшие учреждения. Самым высоким из них был собор с колокольней, видимой со всех концов города. От рыночной площади также начинались все дороги.
ФОРУМ ТРАЯНА 1 января 112 года в Риме произошло знаменательное событие. В этот день был открыт последний из серии имперских форумов - Форум Траяна. Очередное творение Аполлодория занимало площадь 185 на 300 метров - почти столько же, сколько все остальные форумы вместе взятые. Ничего подобного римляне не видели ни до, ни после эпохи Траяна - настолько прекрасным получился этот комплекс. В него входили собственно Форум (FORVM TRAIANI), Базилика Ульпия (BASILICA VLPIA), Имперская Библиотека Траяна (BIBLIOTHECA VLPIA) и, наконец, Колонна (COLVMNA).Позднее, уже после смерти императора, комплекс был дополнен Храмом Божественного Траяна (TEMPLVM DIVI TRAIANI). На схеме справа хорошо видно, что Форум Траяна располагался между форумами Юлия Цезаря и Августа с юга комплексом Atrium Libertatis с севера. С востока он подпирался рынком Траяна (MERCATVS TRAIANI) - еще одним знаменательным сооружением древнего Рима. Группа зданий вытянулась вдоль линии, почти соосной направлению юг-север. По замыслу архитектора и самого Траяна, комплекс должен был в концентрированной форме представлять достижения эпохи Траяна. Прежде всего, сюда входит покорение в двух войнах упрямой Дакии и устранение угрозы вторжения варваров из-за Дуная. Во-вторых, сооружение служило цели усиления культа личности Траяна - здесь были представленны его родители, соратники, выдающиеся полководцы дакийской кампании. Нашлось место и проигравшим - по замыслу Аполлодория все кариатиды были представленны фигурами даков и их союзников. В третьих, было организовано хранилище для архива Траяна. За время войн и активной государственной деятельности накопилось множество документов, которые имело смысл выделить в отдельное хранилище, подчеркивая таким образом значимость времени правления Траяна для всего римского мира. После смерти Императора Форум стал его последним прибежищем, то есть комплекс выполнял роль и мавзолея.
2.Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются различные территориальные школы, пролагающие пути реалистическому методу. Ведущим центром гуманистической культуры и реалистического искусства остается Флоренция. Во Флоренции в 1439 г. учреждается Платоновская академия, основывается Лауренцианская библиотека. Семейство Медичи собирает значительную художественную коллекцию, при дворе работают писатели, поэты, гуманисты, ученые. Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии, линейной перспективы. Архитектура Брунеллески. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419—1444) на площади Аннунциаты — первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2915; Нарушение авторского права страницы