Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тенденции в культурном пространстве россии



Россия располагает особым геополитическим положением в мире и благодаря своей истории, природным ресурсам, культурным достижениям должна занять достойное место в мировом сообществе XXI века. Россия должна иметь уверенность в перспективном развитии и реализации своих творческих потенциалов Для осуществления этих стремлений важную роль играет общность культурного пространства.

В современных условиях идет интенсивный процесс преобразования культурного пространства России. Не все здесь оценивается однозначно. Сокращение территории, губительные военные конфликты и столкновения, распад экономических, политических и культурных связей, традиционно сложившихся между регионами, отсутствие общей идеи, поддерживающей настроение людей и веру в будущее- все это тяжело переживается нашими соотечественниками, вызывая ностальгию о прошлом, высвечивая в нем только позитивные черты и вытесняя из сознания утраты, потери, боль и несправедливость прошлых лет.

Но было бы неверным не замечать новых позитивных тенденций в культурном пространстве России. К ним следует отнести расширение мировых культурных контактов, возможность свободного посещения разных стран, знакомство с памятниками культуры, получение образования во всемирно известных университетах. Достаточно вспомнить, что совсем еще недавно для многих это было возможно только благодаря телевизионной передаче “Клуба кинопутешествий”. Не буду сейчас называть цифры, но даже посмотрев на свое окружение, каждый найдет этому подтверждение.

Но важно другое. Эти контакты изменили ментальность современника, показали доступность благополучной жизни, из сознания постепенно исчезает “образ врага”, возникло стремление к пониманию и толерантности в отношении других культур и народов. И это немалые сдвиги в общественном и индивидуальном сознании и поведении людей.

Необходимо отметить также такую особенность культурного пространства России как освобождение от запретов идеологической цензуры. В результате возник колоссальный “вал” литературы по различным отраслям гуманитарного знания.

Среди этой литературы есть разные книги по интеллектуальному достоинству, много откровенной пошлости. Но к нам с опозданием почти в столетие пришли труды философов, культурологов, историков, психологов, экономистов, которые давно приобрели всемирное признание, а мы узнавали об их взглядах “из вторых рук”, и то не всегда профессионально честных. Если бы не было столь жесткой цензуры в прошлом, это духовное наследие значительно раньше обогатило бы российскую гуманитарную науку.

Особую роль в становлении национального самосознания имела публикация научных трудов, публицистики, прозы и поэзии, дневников и воспоминаний деятелей культуры Русского Зарубежья. Они донесли до нас “Эхо Серебряного века”, преданность российским духовным ценностям, сохранение богатого русского языка, умение выстоять перед опасностью и сберечь любовь к отечеству.

Соединение двух потоков значительно обогатило культурное пространство России. В течение многих десятилетий целый пласт русской культуры был изолирован от соотечественников. Ныне времена изменились, “оковы пали” и открылись новые перспективы в освоении философских, культурологических, религиозных трудов, произведений литературы и искусства. Создание в Москве Национальной библиотеки Русского зарубежья, в которой сосредоточены публикации, архивы, письма, дневники и другие документы способствует включению этого потока в культурное пространство. Следует отметить также издание энциклопедического биографического словаря “Золотая книга эмиграции” (1997), в которой представлены имена выдающихся деятелей русской культуры первой трети XX века.

Исследователям еще предстоит изучить взаимовлияние этих потоков на культурное пространство, включить это духовное наследие в реальный культурный процесс, в систему образования и научной деятельности.

Процесс возрождения культуры оказал значительное влияние на изменение отношения к православию и другим конфессиям. Восстановление храмов, открытые праздничные богослужения, проповеди и выступления священнослужителей по телевидению, каналы передач по радио, свободно издаваемая религиозная литература- все это приметы нового времени. Отношение к вероисповеданию становится глубоко личным делом. Стало стыдно и больно видеть храмы, разрушенные не войной, а человеческим варварством. И тем более отрадно получать истинное наслаждение от восстановленной красоты, которой так не хватало в культурном пространстве.

Постепенно меняется и облик городов. Более бережно стали относиться к историческому центру, сохраняя в нем прежний облик, подчеркивающий неповторимость и уникальность его архитектурного стиля и образа жизни.

Радуют глаз восстановленное кружево решеток, козырьков над дверьми, защищенные от непогоды крытые остановки городского транспорта, искусные зеленые насаждения, детские площадки, ухоженные дворы и здания, витрины магазинов, ресторанов, отелей, светящиеся в зареве реклам.

Особенно красива в Санкт- Петербурге подсветка памятников архитектуры - Эрмитажа, Русского музея, Смольного, Исаакиевского и других соборов, дивных мостов над Невой, Невского проспекта.

В каждом городе можно обнаружить новые перемены в культуре. Появилось немало театральных премьер и новых коллективов, оркестров и гастрольных концертов, юбилейных торжеств и конкурсов, новых кумиров, выставок и картинных галерей.

Мне могут возразить, что все это лишь “отдельные черты”. Но и они радуют, ибо свидетельствуют о необратимости перемен. Кроме того, ведь ничего не происходит “вдруг”, особенно если это касается возрождения и обновления. Поэтому так важно отмечать каждое продвижение вперед как праздничное событие, радоваться и гордиться переменами.

Конечно, еще предстоит сделать очень много. Необходимо восстановить нарушенные культурные связи и контакты между бывшими республиками, а ныне самостоятельными государствами. Участие в конференциях и праздниках, совместные научные проекты и публикации, подготовка специалистов и деятелей науки, проведение художественных конкурсов и фестивалей— все это и многое другое было традицией, утрата которой значительно сократила возможности межнационального общения и развития. Уменьшились масштабы туризма внутри страны, а это означает, что целые поколения лишились прекрасной возможности увидеть “воочию” памятники отечественной культуры. Но постепенно восстанавливается и эта очень важная сфера культурного пространства.

4.2 Культурное пространство как “Дом”

 

Культурное пространство страны— это “Дом”, среда повседневного обитания людей. В нем они живут, общаются между собой, учат детей и работают, ходят за покупками, посещают храмы и театры, отдыхают и занимаются спортом.

Люди любят дом прочный и безопасный, надежный и открытый, добрый и теплый, красивый и интересный.

Культурное пространство как “Дом” выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддержку. Эта атмосфера соучастия и сочувствия особенно необходима человеку. Недаром так хорошо отзываются о приветливости петербуржцев-ленинградцев, которая стала знаком городской культуры.

Культурное пространство- это не только родные просторы и памятники культуры, но и чувство “ родственной” близости, населяющих его людей. Образы культурного пространства как “семейного гнезда”, спасительного ковчега прочно укоренились в народном самосознании.

Духовная оторванность от дома, утрата связи и близости, даже при сохранении места обитания, порождает чувство “бездомности”.

В Петербургском журнале “Ступени”, опубликованы “материалы Круглого стола”, посвященного проблеме “Дома”. В выступлениях обсуждались несколько моделей для описания специфики организации жизни в культурном пространстве. Приведем некоторые из них.

“ Дом- очаг». Это наше маленькое солнце, его лучи связывают нас невидимыми нитями. В таком доме нет места бездействию и лени, так как очаг нужно постоянно поддерживать, заботиться о нем. Он дает человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой.

Идея культурного пространства как домашнего очага есть у всех народов мира. И сейчас эта идея близка многим: построить “Дом” как универсальное здание нашего микро -и- макрокосмоса.

“Дом-очаг”- пока далекий идеал, но его достижение возможно, хотя бы в пределах родного дома, края или города как “малой родины”.

Другую модель представляет “Дом-крепость”. Его главным назначением является охрана культурного пространства от внешних влияний и посягательств. В его основе заложен архетип врага, который может нарушить покой, нанести вред, унизить достоинство. Поэтому главной заботой его обитателей является возведение крепостных стен, сторожевых постов, смотровых башен и пограничных полос. Идея “железного занавеса” тоже выражает архетип “Дома- крепости”.

Еще более отчужденную модель культурного пространства представляет “Дом-тюрьма”. Его двери плотно заперты и все обитатели живут в “запечатанном пространстве”. Жизнь в таком пространстве заторможена, резкие перемены опасны, труд бессмыслен, очаг не греет. Иерархия и диктат силы сторожей удерживают всех вместе. В таком пространстве все подвержены страху, постоянно ожидают коварства и предательства. Главный враг тот, кто покушается на эти нерушимые порядки и пытается стереть с себя клеймо раба.

Модель “Дома- кладбища” также безрадостна. Из него ушла жизнь “отлетела” душа, погас очаг. Всюду тьма, грязь, разруха, запустение. Человек в таком пространстве чувствует бессмысленность своего существования, он одинок и бессилен. Тоска и уныние парализовали его волю и желание действовать.

Покой и лень порождают равнодушие ко всему, человек влачит существование, находясь между жизнью и смертью.

“Дом-вокзал”- выражает отношение к культурному пространству как к временному пристанищу, укрытию во время скитаний.

Это “казенный дом”, где лишь пользуются услугами, не внося ничего своего. В нем человек пребывает, а не живет полноценной жизнью. Он подчиняется заранее установленному порядку, зная, что его нарушение приведет к расплате. Ожидание перемен и желание покинуть временный приют определяют душевное состояние человека.

“Сумасшедший дом”- такой тип культурного пространства тоже заслуживает внимания. В нем есть относительный порядок, но его отличительной особенностью будет замкнутое одиночество. В таком доме каждый слышит только сам себя и не способен к диалогу и общению. В нем угасает очаг, дающий тепло, потому что никто не заботится об общем благе.

“Дом- келья”-тоже своеобразное одиночество и заточение. Созданное пространство намеренно отгорожено от внешнего мира. Довольствуясь малым, все помыслы направлены на служение идее личного духовного совершенствования, творчества, но его мало трогают бури и невзгоды за пределами укрытия. Больше всего ценится покой и возможность погружаться в привычные занятия и размышления.

“Дом-чаша”- воплощает стремление людей к максимальному насыщению пространства многочисленными полезными и бесполезными вещами. Накопительство, стремление не отстать от других, “быть как все”, но при этом не проявляя заботы о духовном благополучии тоже способно сделать дом холодным и временным пристанищем.

“Дом как любовь” является наиболее точным отражением самого главного назначения культурного пространства. Важен не только тот материал из которого строится дом, а те духовно-душевные отношения, дающие возможность ощутить радость бытия. Такой дом начинают строить “с крыши”, с тех духовных ценностей, которые обеспечивают взаимное притяжение люде

“Дом как любовь” определяет весь спектр человеческих отношений: к природе и материальному обустройству жизни, к детям и старикам, к историческим традициям и современному новаторству. Он выявляет духовные потенциалы человека и способствует их реализации. Культурное пространство должно быть “овеяно” любовным отношением, только тогда оно становится желанным.

Культурное пространство это своеобразное зеркало, которое отражает множественные модели Дома. Некоторые из них весьма прочно укоренились в жизни, другие мелькают пунктиром, третьи - вообще призрачные тени прошлого.

“Дом” может быть богатым и бедным, ухоженным и запущенным, желанным и нелюбимым, добрым и злым, теплым и холодным, открытым и закрытым. Важно иметь в виду как насыщенность культурного пространства ценностями, так и динамику перемен.

Поверхностный прагматизм и вульгарный материализм нанесли большой ущерб культурному пространству России, вызвав распространение примитивизма и варварства. Разрушение городских и сельских храмов, осквернение исторических памятников, опрощение и засорение русского языка, беспорядочность и захламленность застройки, загубленные водоемы и мертвые ландшафты, уничтожение старинных жилых кварталов, пренебрежение к русским национальным истокам и традициям народной культуры— все это нанесло колоссальный ущерб культурному пространству России. Потребуется немало сил и времени для его восстановления.

Важно понять, что культурное пространство - национальное достояние России и каждый несет ответственность за его сохранение и развитие. Преодоление социально-политических барьеров, усиление культурных контактов может стать основой процесса интеграции. Культура обладает колоссальной притягательной энергией и силой сплочения людей. Оно дает радость личного общения, постижения культурных ценностей как необходимого условия человеческого существования.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь