Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гуманизм, милосердие, религия



 

Теперь обратимся к более подробному описанию культурологической концепции Гердера, изложенной в труде “Идеи к философии истории человечества”. Это произведение состоит из 4 частей и 20 книг, в каждой из которых рассматривается место Человека и его культура на планете Земля. Гердер ставит задачу проследить историческую судьбу человечества как части Вселенной, понять смысл его существования на Земле. Философия истории человеческого рода должна начаться “с небес”, поскольку Дом наш - Земля, которая не сама по себе наделена способностью создавать и сохранять органические существа, а получает их от сил, пронизывающих нашу Вселенную. Поэтому и Землю нельзя рассматривать отдельно, а лишь в хоре миров, куда она помещена. Незримые, вечные узы привязывают ее к Солнцу, от которого на Земле свет, тепло, жизнь и цветение. Таково начало культурологической концепции Гердера. Он не противопоставляет культуру и природу, но видит их единство и взаимозависимость.

Этот космологический подход был близок идеям Канта, изложенным во “Всеобщей естественной истории и теории неба” в 1755 г., и впоследствии нашел подтверждение и развитие в концепциях русских космистов - В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, Н.Ф. Федорова. Гердер допускает возможность существования Сестер Земли, населенных, возможно, куда более великолепными существами; но на Земле живут те, кто может жить на ней, и этого довольно. Все наши чувства созданы этим строением Земли, соответственно действуют и все душевные силы. “Мироздание строем своим во веки веков бережет внутреннее мое существо, внутреннюю жизнь”[40].

Наши мысли, силы и способности коренятся в строении нашей Земли, мы должны пользоваться созидательными силами Природы. Но при этом в далеком будущем, пишет Гердер, мы сможем путешествовать не по одной звезде, общаться со всеми достигшими зрелости живыми творениями многочисленных братских миров, и тогда откроется небывалая перспектива - идти вместе, по пути добра и красоты, сообщая друг другу свои чувства и жизненный опыт. А пока мы должны помнить, что наш рассудок - земной, и он постепенно сложился на основе чувственных впечатлений от нашего земного окружения. Если Вселенную можно сравнить с радугой, то в этой цветной палитре красок, Земля - лишь один цвет в гармонии звезд.

Человек - это микрокосм, он сын всех стихий и веществ, последнее любимое дитя, рожденное в лоне природы. В природе совершались различные катаклизмы - наводнения, извержения - и древнейшая письменная и устная традиция народов сохранила воспоминания в своей культуре об этих потрясениях и бедствиях. Но из всех катастроф Земля выходила обновленной, словно Феникс, восставая из пепла. Среди всех существ - Человек самое восприимчивое, вся Земля создана для него, он для всей Земли. Он может приспособиться и жить на Земле в самых различных условиях. Это происходит потому, что его главной собственностью является Земля. Так же как сила тяжести обеспечивает нам устойчивость, так и жизненная привычка дает постоянство. И перелетные птицы гнездятся там, где родились, и самое неблагодарное и суровое отечество обладает притягательной силой для племени людского, привыкшего к своей стране. Итак, если мы спросим: “Где отечество людей? ”, то повсюду нам ответ: “Здесь! ” Везде, где могут жить люди, они и живут, а жить они могут почти повсюду. От Природы зависит и длительность человеческой жизни, и мера наших сил, и смена возрастов, и перемены занятий и мыслей. Земля - это сцена, на которой разворачивается человеческая История и Культура. Человек должен научиться пользоваться Домом, в котором он живет, с благоговением относиться к Природе.

Человеческая жизнь разделяет судьбу флоры. Человек рождается из семени, нуждается в теплой материнской оболочке, растет, цветет, отцветает, умирает. Человек не только подобен растению, но и нуждается в нем. Пища, целебные средства, одежда, жилище, посуда и многое другое тесно связаны с растительным миром.

История человечества будет неполной, если ее рассматривать вне связи с миром животных. История культуры наполнена различными сюжетами приручения животных, близости с ними, использования для своей жизни.

Человек является высшим творением, он замкнул цепь земных созданий. Он - первый “вольноотпущенник”, наделенный разумом, гуманным духом и особым образом жизни. Призвание человека заключается в том, чтобы учиться всему. В зависимости от этого разум человека может быть скуден или изобилен, здрав или болезнен, уродлив или строен. Его высокое предназначение состоит в том, чтобы развивать свой разум, действующую в нем “богоподобную силу”. Результатом всего земного творения, - пишет Гердер, - и было это подобие Богу. “Бог уже не мог подняться выше, действуя на этой жизненной сцене, но он и не остановился прежде, чем поднялся до высшей точки”[41].

Интересно, что в русской культурологии XIX - XX вв. эти идеи “богоподобия” человека развивались В. Соловьевым, Н. Бердяевым. На Земле человек не может перейти ни в какой иной органический строй, но в его существовании обнаруживается противоречие. Как животное он служит Земле и привязан к ней, как к своему родному жилищу. Но человек заключает в себе семена бессмертия и потому “должен расти в другом саду”5[42]. Он одновременно представляет два мира, и отсюда явная двойственность его существа. В нем заложена лишь способность человечности, но ее нужно воспитывать усердием и трудами. Животное в человеке всю жизнь жаждет управлять им, тянет его к земле и только дух возносит его, но этот венец трудно завоевать. Потому человек представляет собой “среднюю породу”, переход от одной стихии к другой. Удержаться в равновесии - немалый труд и именно эта цель возложена на культуру. “Исследовать дух гуманности - вот подлинная задача человеческой философии, она являет себя и в общении людей, и в государственных делах, и в науках, и в искусствах”[43].

Благородные обязанности человека состоят в сохранении жизни и участии в жизни других, в общении с ними. И первая черта человечности - миролюбие. Природа наделила человека способностью переноситься в чувствах во всякое живое существо, переживать вместе с ним радости и тревоги. Участливость, сочувствие - необходимые черты гуманности. Она проявляется в дружеском общении, любви, семейных отношениях. Но при этом важно опираться на правило справедливости и истины. Без соблюдения справедливости, без правды немыслимы ни разум, ни человечность.

Высшая гуманность проявляется в религии, в ней заключен самый возвышенный дух человечности. Все народы, на какой бы стадии культуры они ни находились, веровали в более могущественные силы, нежели они сами. Религия - это упражнение сердца в нравственном совершенствовании. “Религия, - пишет Гердер, - наставница человечества, подающая людям совет, утешающая их в темной жизни с ее опасными лабиринтами. Все пороки и все чаяния нашего рода человеческого религия слила в веру и венок бессмертия свила для человечности”[44].

Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности. Все нужно воспитывать, разумная способность должна стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечения - благородной свободой и красотой, побудительные силы - человеколюбием.

Но приходится признать, пишет Гердер, что лишь у немногих богоподобный дух гуманности становится подлинным стремлением всей жизни. Разум целых народов пленен их звериным духом, истину ищут на самых нелепых путях, красота и прямодушие подвержены порче от гнусности и небрежения. Достижима ли гуманность? Или творец ошибся, направив человека к этой цели? Богоподобная гуманность - это бутон, скрывающий внутри себя истинный облик человечества. Но пока человек лишь в начале пути, ибо, усваивая дух гуманности, он вместе с семенами добродетели наследует и дурные нравы; жизненный путь благородных людей нередко менее привлекателен для подражания, чем путь преступников.

Гуманность - это надежда на подлинность человеческого существования, это цель истории человечества, его высшее предназначение. “И человек - пока только человекоподобный - станет человеком, и расцветет бутон гуманности, застывающий от холода и засыхающий от зноя, он расцветет и явит подлинный облик человека, его настоящую, его полную красоту”[45].

В каких бы условиях ни существовал человек, в каком бы обществе ни жил, в уме его всегда была только гуманность, и возделывать он мог лишь дух гуманности. Ради этой цели объединяются мужчина и женщина, ради этого природа установила возрасты, чтобы детство длилось дольше и путем воспитания человек усваивал дух гуманности. Ради этой цели учреждены все возможные образы жизни, все виды человеческого общества. Человек учился находить средства пропитания, строить жилища, изготовлять одежду и превращать ее в украшение для своего тела, вести домашнее хозяйство.

Он придумал много разнообразных законов и форм правления, цель у которых одна: каждый человек свободно, ни с чьей стороны не встречая вражды, должен упражнять свои силы, чтобы обрести более прекрасную и свободную жизнь. Для этого была обеспечена сохранность собственности, и труд, искусство, торговля, сношения между людьми были облегчены, назначены кары за преступления и награды лучшим гражданам, установлено много различных обычаев для каждого сословия, для общественной и домашней жизни, включая и религию. Но для этих же целей велись войны, заключались договоры, возникали различные союзы, обеспечивающие гостеприимство и облегчающие торговлю, чтобы за пределами своего отечества человек встречал бережное обращение и принимался по заслугам. Итак, все хорошее делалось в истории ради гуманности, а все нелепое, порочное и омерзительное, что тоже появлялось в истории, было преступлением против духа гуманности. В этом смысле вся история предстает как соперничество, соревнование народов, спорящих о прекраснейшем венце гуманности и человеческого достоинства.

В истории человечества народы-созидатели оставляют о себе гораздо более прочную и добрую память, нежели народы-разрушители. Рассмотрев Землю как местожительство человеческого рода, Гердер переходит к описанию природных условий жизни различных народов. Он исследует особенности обитания народов вблизи Северного полюса и на горных хребтах Азии, на островах теплых морей, в Африке, Индии, на берегах Каспия, Средиземного и Черного морей, в Америке.

С удивительной наблюдательностью и добрым взглядом Гердер создает живые картины, эскизы народностей и различных племен, закладывая “основы естествоведения и физиогномики человечества”9. Он призывает исследователей продолжить этот труд и создать в будущем антропологическую карту Земли.

Гердер отмечает, что, несмотря на многообразие народов, везде обнаруживается единство: “весь человеческий род на Земле - это только одна и та же порода людей”[46]. Все люди обладают разумом, испытывают чувства, передают поколениям культуру, наследуют образ жизни. Но у каждого народа своя история, своя судьба, своя культура. Гердер пишет о народах Китая и Японии, Тибета и Индостана, Вавилона и Ассирии, Египта и Греции. Его интересует жизнь и национальный характер многих народов Европы.

Особую главу он посвящает славянам. Гердер с большой симпатией пишет о славянских народах. Он отмечает их миролюбивый характер, милосердие, гостеприимство до расточительства, послушание и покорность, любовь к свободе. Везде, где они поселялись, земля становилась обработанной и цветущей, их спокойное, бесшумное существование было благодатным. Они занимались земледелием, разводили скот и выращивали хлеб, знали многие домашние ремесла и повсюду открывали полезную торговлю изделиями своей страны, произведениями своего искусства, умели плавить металл, изливать его в формы, варить соль, изготовлять полотно и, как того требовал их характер, вели веселую музыкальную жизнь. На Днепре они построили Киев, на Волхове - Новгород, и оба эти города вскоре стали цветущими торговыми центрами. Но история славянских народов не была безмятежной. Они подвергались нападениям и много натерпелись от различных нашествий. Это изменило их характер, внеся черты коварства и жестокой лености раба. Однако, пишет Гердер, колесо истории движется, и в будущем славянские народы “пробудятся от своего долгого тяжелого сна, сбросят с себя цепи рабства, станут возделывать принадлежащие им прекрасные области земли - от Адриатического моря до Карпат и от Дона до Мульды. Они отпразднуют на них свои древние торжества спокойного трудолюбия и торговли”[47]. Гердер призывает ученых описать исчезающие остатки обычаев, песен и сказаний славян, чтобы была создана целостная история этого племени, чего настоятельно требует общая картина человечества.

Уделяя особое внимание связи человека с природой, Гердер подчеркивает, что человек становится таковым лишь благодаря воспитанию. Человек - это искусно построенная машина, наделенная генетической предрасположенностью и полнотой жизни. Но даже самому способному человеку надо научиться играть. Все человеческое связано с обстоятельствами его жизни, родителями, учителями, друзьями, с народами и с целой цепью всего рода.

Воспитание опирается на традицию и органические силы, ибо человек должен быть способен к восприятию. Этот процесс созидания человека можно назвать культурой, или возделыванием, а можно вспомнить образ света и назвать просвещением. Различие между народами просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными - не качественное, а только количественное, - заключает Гердер. Если человек живет среди людей, он уже не может отрешиться от культуры. Она придает ему форму, ведет к совершенству или уродует. “Какова культура, насколько податлив материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет он”[48].

История человечества напоминает лабиринт, в котором на пути встречаются ложные ходы и тупики, пороки и заблуждения и только едва заметные следы ведут к скрытой в глубине цели. Но что это за цель? - спрашивает Гердер. Счастье и человечность, какие возможны на этом месте, в этой степени, в этом звене цепи, охватывающем весь человеческий род, - таков его ответ. Достичь счастья и гуманности достаточно сложно, ибо на этом пути человека подстерегают немалые трудности. Но гений человечности вечно обновляет свой облик, вечно расцветает и вновь возрождается в народах, поколениях, племенах. Гердер справедливо возражает против понятия счастья как “конечной цели огромных человеческих общежитий”. Такая цель практически недостижима.

Счастье - это внутреннее состояние самого человека, его мера заключена в груди каждого существа. Здоровье и благополучие всех душевных и телесных сил, радость жизни и доброжелательность к себе и другим определяют необходимые предпосылки человеческого счастья. Таково предназначение человека. Поэтому крайне неразумным было бы считать, что человек создан ради бесконечного умножения своих знаний или чувств, или богатств, или труда, или для бесконечного расширения своего влияния. Еще более чудовищным кажется Гердеру утверждение, будто человек создан для государства, что государство - конечная цель человеческого рода, что все поколения людей существуют только ради последнего поколения, которое воссядет на престоле посреди разбитого счастья всех предшествующих родов.

Мы счастливы лишь благодаря естественным отношениям, заботой о семье, близких, друзьях, ибо мы любим других как часть самого себя.

Просвещение и воспитание

Особое значение придает Гердер языку как средству воспитания людей. Именно язык превратил человека в человека, сдержал, как дамба, чудовищный поток аффектов, поставил им разумные памятники в словах. Благодаря языку люди объединились, установили правила жизни и законы, стали передавать из поколения в поколение умения и навыки. Язык - это печать нашего разума. Но у разных народов языки различаются между собой не только строением речи, но и физиогномическим образом. У некоторых народов существуют различия в языке мужчин и женщин, особый язык есть у сословий, по-разному выражаются чувства. Гердер предлагает создать всеобщую физиогномическую характеристику народов по языкам на основе лингвистических трудов, записок путешественников и других наблюдений. Итогом такого труда может стать архитектоника человеческих понятий, наилучшая логика и метафизика здравого рассудка. Сопоставление различных культурных языков, пережитых ими катастроф воспроизводит переменчивую картину поступательного движения человеческого духа, влияния народов друг на друга.

Но если язык служит средством общения и воспитания человечности, то письменность - способ развития учености, образованности.

Приобщение к письменности увековечило мысли, придало определенность духу и речи, хотя при этом наложило искусные путы, связав рассудок с буквой, когда мысли умолкают, погребенные в мертвых буквах письма. Вместе со знаками письма угасали постепенно живые акценты, живая речь, сокращалось число диалектов, наречий разных народов и племен. Но именно письменная традиция скрепила человеческий род, усилила возможности памяти и наследования культуры. Тот, кто изобрел письменность, связав быстротечный дух не только узами слова, но и узами буквы, “был словно богом среди людей”[49], - заключает Гердер. Язык и письмо дали импульс для развития наук и искусств, форм правления, законов и предписаний. История изобретений и история искусств свидетельствуют о том, что благодаря языку стало возможным “бракосочетание Идеи и Языка”[50].

Разум, человечность и религия - три Грации, которым служит воспитание. Традиция, передаваемая поколениями - мать языка и начатков культуры, религии и священных ритуалов. Культура и наука первоначально были просто особой религиозной традицией. На языке религии совершаются ритуалы, в нем отразилась память о древних временах, мерцающий свет знаний. Число и счет дней, знание тайн и искусство предсказания, медицина и умиротворение усопших, письменность и искусство, история и этика, государственное устройство и семейные обычаи идут из глубины религиозной традиции. Всеобщая вера людей в жизнь души после смерти - это пирамида религии, присущая всем народам, именно в ней заключены первые семена культуры.

История человечества убеждает в том, что дорога культуры вовсе не прямая линия, это дорога с поворотами, резкими углами, обрывами и уступами; человеческие страсти обращают течение культуры в водопад. Злоумышленные преступления, кровавые войны, деспотизм и рабство, унижение достоинства человека, заблуждения и ошибки постоянно расшатывали культуру. Но она обладает запасом прочности, и под каким бы углом ни поворачивал поток, он не уйдет в песок, не истощится и не исчезнет на своем пути. Таково поступательное движение культуры народов и всего человечества.

Подобно законам природы существуют и законы истории, нарушение которых жестокой карой обрушивается на человека, и он горько расплачивается за свою вину. Сам человек вынужден стараться исправить положение вещей или же исчезнет внутренняя опора его существования. За всякой ошибкой следовало возмездие, а леность, глупость, злость, неразумие и несправедливость сами наказывали себя. Детям приходилось расплачиваться за грехи родителей, народам - за неразумие своих вождей, потомству - за леность своих предков. Не умея, а иной раз не желая исправить зло, люди столетиями страдали от него. Государства и их правители не так скоро расплачиваются за все содеянные злодеяния, а страдает отдельный человек с его нищетой и подавленностью.

Несмотря на все повороты, культура человечества Провидением наделена мудростью и гуманностью. В их осуществлении - закон истории человечества.

Во всей мировой истории нет ничего более радостного, чем вид доброго и разумного человека, который остается таким во всех своих творениях, несмотря на перемены судьбы. Все люди должны учиться разуму и справедливости, поддерживая дух гуманности, соблюдая соразмерность сил, на гармонии которых покоится все наше мироздание. Роду человеческому, - пишет Гердер, - суждено пройти через несколько ступеней культуры и претерпеть различные перемены, но прочное благосостояние людей основано исключительно на разуме и справедливости. Даже если вывести культуру из присущего ей состояния истины, блага и красоты, то побуждаемая внутренними силами, совершая колебания, она вновь вернется к гармонии, ибо вне этого она лишена устойчивости и постоянства.

Таковы общие контуры культурологической концепции Гердера. Она проникнута идеями гуманизма и просвещения, исторического оптимизма и равноценности культур всех народов. Многие его мысли удивительно современны, несмотря на то, что они были высказаны почти 200 лет назад. Изучение теоретического наследия Гердера еще ждет своих исследователей. Многие его предложения о создании истории культуры человечества всех времен и народов необычайно заманчивы, но до сих пор не существует такой энциклопедии культуры. Возможно, эта идея будет интересной для нового поколения ученых.

Основные идеи эволюционизма

В середине XIX в. в европейской науке широко распространяются идеи эволюционизма. Вначале они охватывают исследования в биологии, этнографии, антропологии, истории культуры. Эволюция как всеобщий термин означает развитие, развертывание (от лат. evolutio), плавное накопление изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных или иных системах. Этот восходящий путь развития может чередоваться с нисходящим, когда прогресс замедляется, тормозится различными обстоятельствами. Такое положение приводит к регрессу, но само это состояние временное, оно отражает лишь ступень в эволюционном развитии.

Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказались очень привлекательными, ибо дали возможность восстановить “связь времен”, опровергнуть мнение о том, что “прошлое должно быть оставлено в прошлом”, показать зависимость современности от истории культуры. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов, эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь необходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты использовали дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различные страны мира, применяя при анализе истории культуры сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Это делало их сочинения увлекательным чтением не только для специалистов.

Весьма привлекательными были и теоретические идеи эволюционистов: единство человечества создает основу для всеобщности его культуры. При всем многообразии и самобытности культуры разных народов понятны людям, ибо состоят из единообразных элементов. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколение легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы.

Все это составляет культуру, которая имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия. Всеобщность культурных форм человечества как субъекта культуры, деятельного и творческого ее создателя, стала самой популярной идеей эволюционистов. Куда бы ни направлялись экспедиции, всюду они находили подтверждение этой идее. Народы обнаруживают несходство культур лишь в самобытных, но не главных чертах. Поэтому все культуры не только равноправны, но и равноценны, нет среди них высоких или низких, достойных или презренных - каждая ценна и уникальна.

Этот вывод звучал весьма гуманно и благородно. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы могут находиться на разных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь в прошлое, можно воспроизвести путь культурных изменений, обнаруживая в настоящем многие связующие нити.

В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбрасывается полностью. Культура напоминает своеобразную “пористую” систему, сквозь фильтры которой то поднимаются, то исчезают различные элементы. Более того, культура современников находит “питание” многим идеям: народные методы врачевания подталкивают медиков к поиску местных лекарственных снадобий; способы ведения счета пригодны для обучения детей математике; знакомство с мифами и легендами обогащает духовную жизнь.

Появилось огромное число исследователей культур разных народов, которые посвящали свои работы эволюции религии, эволюции семьи, эволюции собственности, эволюции морали и права.

Сам термин “эволюция” употребляется многократно, и его подтверждение в истории культуры вызывало восторг и восхищение. Все это объясняет необычайную популярность эволюционизма, ибо он придал новый импульс развитию всех гуманитарных наук. Важно подчеркнуть, что новое научное направление складывалось преимущественно на основе этнологии и антропологии.

Сам термин “этнология” (впоследствии замененный этнографией), был предложен французским физиком А.-М. Ампером, который в 1830 г. разработал схему классификации антропологических и гуманитарных наук. В рамках этнологии начинает свое стремительное развитие культурология на основе изучения истории культуры народов и этносов. В XIX в. популярность эволюционизма сопровождается организацией научных обществ, изданием журналов и монографий. В Русском Географическом обществе создается специальное отделение по изучению культурной жизни народов России, проводятся этнографические экспедиции. Книги европейских ученых переводятся на русский язык через два-три года после их издания. Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Л.Я. Штернберг и многие другие.

Конечно, не стоило бы идеализировать значение эволюционизма. К концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось много критических суждений по поводу прогресса в истории культуры, движения от простого к сложному. Но все это не могло заслонить и умалить достоинств эволюционизма в его обосновании истории культуры.

Его идеи приобрели особую актуальность и интерес в наше время, когда возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, преодолении духовного кризиса, необходимость поиска истоков культурных явлений, ценности культур разных народов. Этим объясняется переиздание книг Г.Спенсера. Э. Тайлора, Д. Фрэзера, до недавнего времени они были библиографической редкостью.

Эволюционизм привлекал многих ученых. Наиболее известными сторонниками являются: в Англии - Герберт Спенсер (1820-1903), автор книг “Основы социологии” и “Система синтетической философии”. Джон Мак - Леннан (1827-1881), известный своими трудами “Первобытный брак” и “О почитании животных и растений”. Джон Леббок (1834-1913), изложивший свои идеи в книгах “Доисторические времена, или первобытная эпоха человечества” и “Начало цивилизации”. Эдвард Тайлор (1832-1917), получивший широкую известность как классик эволюционизма своими работами “Первобытная культура” и “Антропология”. Джеймс Фрэзер (1854-1941), шотландский ученый, автор многочисленных книг по истории религии: “Фольклор в Ветхом Завете”, “Золотая ветвь”, “Мифы о происхождении огня”, “Культ природы”, “Вера в бессмертие и культ умерших” и многих других.

Названия многих книг свидетельствуют о преимущественных интересах ученых. Для английских эволюционистов характерно установление единства в развитии многих форм культурной жизни, особое внимание уделяется истории брака, семьи, религии.

Весьма близок по своим взглядам к концепции эволюционистов американский ученый Льюис Морган, написавший книги “Древнее общество”, “Системы родства и свойства в человеческой семье”, “Дома и домашняя жизнь американских туземцев”. Почти 40 лет жизни он посвятил изучению индейских племен, изучая самобытный культурный уклад, собрал огромный и очень ценный исторический материал. Он внес значительный вклад в периодизацию истории культуры, раскрыл историю семейных отношений и родства как всеобщей формы организации жизни, способствовавшей объединению людей, созданию необходимых первичных, но весьма фундаментальных связей. Идеи Л. Моргана очень быстро приобрели популярность, оказали большое влияние на многих исследователей.

Известно, что книгу Л. Моргана “Древнее общество”, изданную в США в 1877 г., К. Маркс получил от своего русского друга социолога М. Ковалевского в 1881 г. Почти год - до начала 1882 г. - К. Маркс изучал ее. Об этом свидетельствует сохранившийся подробный конспект книги. Очевидно, у него возник замысел написания самостоятельного исследования по истории общества, но это намерение не было выполнено. Ф. Энгельс после его смерти осуществил этот замысел в книге “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В 1891 г. при выходе 4-го издания книги Ф. Энгельс дополнил ее новыми данными, опираясь на исследования М. Ковалевского. Такова судьба истории идей и книг. Во Франции идеи эволюционизма приобрели широкую известность благодаря трудам Шарля Летурно (1831-1902). Свои основные идеи по истории культуры он изложил в книге “Социология по данным этнографии”. Вслед за ней вышли работы, посвященные эволюции различных форм культуры народов и их общественной организации. Среди них - “Эволюция морали”, “Эволюция брака и семьи”, “Эволюция собственности”, “Политическая эволюция”, “Юридическая эволюция у различных человеческих рас”, “Религиозная эволюция”, “Эволюция рабства” и ряд других. Почти все эти книги были переведены на русский язык, были известны российской интеллигенции.

В Германии эволюционизм развивался в трудах Адольфа Бастиана (1826-1905), создателя Берлинского музея народоведения, автора трехтомного сочинения “Человек в истории”, в котором представлена история человеческого духа, умственного прогресса и психологического обоснования распространения новых идей, побуждающих народ к действию.

Теодор Вайц (1821-1864) сосредоточил внимание на разработке “Антропологии примитивных народов”, считал особенно важным исследование не столько физических особенностей народов, сколько психологии, морали, интеллекта.

Несомненный интерес имеют труды Юлиуса Липперта (1839-1909) - “Всеобщая история жречества”, “Христианство, народные верования и народные обычаи”, “Культ душ в его отношении к древнееврейской религии”. Наибольшую известность имела его книга “История культуры”, в которой представлено систематическое изложение эволюции культуры, где главной идеей выступает забота о поддержании жизни и благотворный труд на благо человечества.

Завершая краткий обзор трудов представителей эволюционизма в разных странах, необходимо рекомендовать книги С.А.Токарева “История зарубежной этнографии” (М., 1978) и И.Зельнова “Эволюционизм” (М., 1988).

Более подробно концепция эволюционизма в культурологии разработана в книге Э.Тайлора “Первобытная культура”, а его творческий путь и основные идеи будут рассмотрены специально.

Вехи творческой биографии

Эдвард Бернет Тайлор(1832-1917) - всемирно признанный классик эволюционной теории в истории культуры. Это талантливый ученый, обладающий поразительно богатой эрудицией, неутомимый путешественник, немало сделавший для организации науки. Его жизненный и творческий путь свидетельствует об огромной энергетической силе таланта.

Он родился в 1832 г. в семье промышленника, начало жизни провел в предместье Лондона и был предназначен для продолжения традиционных занятий коммерцией. Он получил среднее образование в квакерской школе, и ничто не предвещало отклонений от намеченного семьей пути.

Случай определил изменения в его судьбе. Во время путешествия на Кубу он познакомился с любителем археологии и истории культуры, меценатом и банкиром Г. Кристи, который оказал влияние на интересы Э. Тайлора, приобщил его к миру археологии и этнографии. Увлечение оказалось столь сильным, что изменило его намерения. Когда Э. Тайлор через два года в возрасте 25 лет вернулся в Англию, то он усиленно занялся самообразованием, изучал языки, историю и этнографию. Первая его работа вышла в 1861 г. и была итогом его экспедиций по Мексике. Затем он публикует книгу “Исследования в области древней истории человечества”, в которой излагает основные идеи эволюционизма в истории культуры.

В 1871 г. издается фундаментальный труд Э. Тайлора “Первобытная культура”, который принес ему всемирную известность. Интересна судьба этой монографии в России. Первое русское издание появилось уже в 1872 г., хотя и со значительными купюрами цензоров из-за расхождения трактовки происхождения религиозного сознания. В 1939 г. книга Э. Тайлора переиздается, но под одним названием объединяются главы двух книг, неравноценные по своему научному значению.

Наконец, в 1989 г. публикуется новое издание книги, наиболее полное, по сравнению с предыдущим, хотя и в нем отсутствуют две главы “Эмоциональный и подражательный язык” и “Искусство счисления”.

“Первобытная культура” написана необычайно интересно, увлекательно, великолепным литературным стилем, доступным для любого читателя. Она насыщена огромным этнографическим материалом по истории культуры. Объяснение происхождения мифологии, тайноведения, астрологии, переселения душ, почитания различных животных и растений, жертвоприношений, спиритизма, вампиров, колдовства, привидений, фетишизма, идолопоклонства, получивших неожиданную для цивилизованного мира популярность в наши дни, - все это делает книгу Э. Тайлора необычайно современной. Рассмотрение самой книги, ее идей еще предстоит, а сейчас вернемся к его биографии.

Успех книги “Первобытная культура” был столь значительным, что Э. Тайлор был избран членом Британской Академии наук - Королевского общества, а несколько лет спустя он получил дворянство, стал сэром Эдвардом Тайлором. Учитывая его весьма обычное происхождение, это было высокой наградой.

Он продолжал научную работу, был автором более 250 статей. В 1881 г. вышла его последняя книга “Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)”. В этом труде Э. Тайлор сосредоточил внимание на эволюции человека и культуры, особенностях его физического, социального и духовного облика, значении языка, форм общественной жизни. Его авторитет повлиял на дальнейшее развитие этой отрасли знания.

Он вместе со своими коллегами подготовил создание кафедры антропологии в Оксфордском университете, стал в 1896 г. ее первым профессором. Э. Тайлор избирался Президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии, был создателем и хранителем Этнографического музея, собирателем богатых коллекций народов мира.

Тяжелая болезнь прервала его научную деятельность еще в 1907 г., а в 1917 году в возрасте 85 лет он скончался.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь