Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция № 4. Культура и религия
Религия - сложное общественное явление, состоящее из различных типов и форм. Наиболее распространенные - мировые религии: 1. буддизм (VI в. до н. э.), 2. христианство (1 в. н.э.), 3. ислам (VII в. н. э.). Термин «религия» от лат. religare, что означает «связь» с высшим существом, Абсолютом, а в обыденном сознании - с Богом, вера в это Высшее Существо (Бога), в бессмертие души, в потусторонний мир, в спасение души, рай и ад. Это иррациональное, психическое, индивидуальное отражение действительности, определяющее различные состояния души. В первобытной культуре религия представляла собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, и была слита с первобытным искусством и моралью. Все вместе они являлись художественным отражением природы, трудовой деятельности человека - охоты, собирательства, земледелия. Большоое влияние оказала религия на греческую античную мифологию. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, об общественной жизни и быте греков. Гомеровский эпос («Илиада» и «Одиссея») важный источник для изучения древнейшего периода истории Греции. Древнегреческие мифы положили начало античному театру. Из празднеств в честь бога Диониса возникла греческая трагедия, из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками - комедия. Храм - это не только место богослужения, это - крепость, эмблема силы и независимости государства или города, исторический памятник. Они имели и культурное значение; в них воплотились история страны, традиции и художественные вкусы народа. Буддизм, христианство и ислам - дали миру три великие книги - Трипитаку, Библию и Коран. Буддизм («Учение Просветлённого») (VI век до н. э.) —- религиозно- философское учение о духовном пробуждении, возникло в Древней Индии. Основатель учения - Сиддхартха Гаутама Будда Шакьямуни. Трипитака— свод буддийских священных текстов. «Трипитака» означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайяпитака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь буддийской монашеской общины, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине. В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам, также включены джатаки, повествующие о жизни Будды. Абхидхарма-питака? - сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды. Трипитака передавалась устно, но около 80 г до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, тибетскую, монгольскую. Библия ( греч. «библос» - книга) состоит из двух частей. Первая из них - Ветхий 'Завет является богослужебной книгой иудаизма (под названием « Тора»). Она была записана в 1-ом тысячелетии до н.э. и является памятником древнееврейской литературы. Ветхий Завет - это история иудейского народа и его воззрения на Вселенную и месте человека в нем.
Новый Завет, или Евангелие, вторая часть Библии, в которой повествуется о земной жизни Иисуса Христа, его смерти и воскресении, о чудеса, совершенных им, о деяниях его учеников. Иисус Христос считается основателем христианства. Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Коран (VII в. н. э.) - излагает представления мусульман о судьбах мира и человека, содержит обрядовые и юридические установления, назидательные рассказы и притчи, древнеарабские обычаи, поэзию, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка. Основатель ислама - пророк Мохаммед. Кроме мировых существуют также и национально-государственные религии. Это иудаизм - религия древних иудеев и современных евреев (основатели - Авраам и Моисей); даосизм - религия китайцев (основатель - Лао Цзы), наряду с даосизмом в Китае распространено конфуцианство (основатель - Конфуций). Даосизм содержит в себе онтологический принцип познания природы, а основной принцип конфуцианства - законы развития общества и морали. Л.Фейербах (XIX в.) делит религии на «духовные» - иудаизм, буддизм, христианство, ислам - и «естественные»: все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях «Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственное существо человека», а в «естественных» - «отличный от человека бог есть не что иное, как природа или существо природы». В духовных религиях человек поклоняется как божеству своим же лучшим качествам, в естественных - поражающим его природным явлениям. В марксистской гипотезе религия представляется как неверное отражение в умах людей материальных условий их существования. Религия является продуктом социально-экономических, географических и других внешних причин. Однако буддизм, христианство, ислам, возникнув в одних общественно-исторических условиях, продолжают существовать и сегодня, что противоречит марксистской теории. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Русскую литературу, например, можно считать христианской, Особенно это проявилось в XIX у писателей с мировым признанием - у Достоевского («Идиот», «Братья Карамазовы), у Толстого - (Платох. Каратаев в «Войне и мире»), у Блока (поэма «Двенадцать»), у Булгакова («Мастер и Маргарита»), у Пастернака («Доктор Живаго»), у Айтматова («Плаха»). http: //www. gumfak. ru/kult_ html/lecture/lect 16. Shtml Лекция № 5. Культурологические направления Лекция № 6. АЛМАЕВ Г. Н КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА Мысль о философии техники была впервые высказана в работе И. Бекмана «Руководство по технологии или Познание ремёсел, фабрик и мануфактур» (1777), но это не получило отражение в культурной жизни общества. Через 100 лет, в 1877 году, в работе Э. Каппа «Основные черты философии техники» об этом было сказано более красноречиво, что следует из названия работы. У Э. Каппа феномен техники имел базой «органопроекцию, т. е. развивался из природы. Машина - это проекция органов человека на природный материал. Ф. Дессауэр считал, что техника не является простым применением законов природы человеком. Человек не рождает технические идеи, а улавливает их из Универсума, потому что технические идеи – идеи Бога. Технические идеи двояки: материальны и «возможны». У М. Хайдеггера техника - это способ самореализации человека, первооснова, его корневое начало. Техника, по его мнению, позволяет выявить сокрытое, что должно быть угадано и представлено в подлинном виде. Важно определить истинную перспективу техники в культуре. При рассмотрении техники проявляются две тенденции: а/ культурпессимистическая – техника подчиняет себе бытие человека. Техническая предопределённость содержит заданность мышления, поведения, а, следовательно, конституирует сознание. б/ позитивная тенденция – универсальная ценность, важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия человека. «Технэ» (греч.) – деятельность, умение, мастерство, но и Искусство! Техника – действия знающего человека для взаимодействия с природой. Природа меняется под воздействием техники. Создание орудий труда связано с идеей преобразования природы. Животное находит данную среду, с которой он связан неосознанно, и живёт в ней. Жизнь в среде, созданной самим человеком, является признаком самой сущности человека. Однако техническая деятельность человека таит в себе определённую опасность – человек отрывается от природы и может «задохнуться» во «второй природе». «Техницистские концепции» - слепая дань высокому уровню техники, фетишизм техники. Техника - это способность делать и обладать но не созидать и творить. Принцип техники должен быть использован для реализации назначения человека. Ясперс определяет два вида техники: а) производящая энергию; б) производящая продукты. Через технику человек совершил открытия, которые без неё были бы невозможны, например, книгопечатание, музыкальные инструменты, технический транспорт и т. п. Техника существовала во все времена исторической памяти человечества. С XVIII века она совершила резкий качественный скачок в своём развитии: машинерия – паровой двигатель (1776), электромотор (1867), динамо-машина и др. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы