Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 5. А. Тойнби о постижении мировой истории и культуры
О жизни и творческой деятельности Имя Арнольда Тойнби (1889-1975) - английского исследователя философии истории - приобрело широкую известность в гуманитарной науке XX века. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников генезиса, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами в пространстве и времени. Идеи А. Тойнби представляют несомненный интерес для современности, ибо удивительно точно воспроизводят тревоги о перспективах развития общества, поиски выхода из кризиса. Главный труд А. Тойнби - 12-томное “Постижение истории” (A study of History). Первые 6 томов вышли в 1934-1939 гг., остальные - за период до 1961 г. На русском языке публиковались лишь отдельные главы или статьи, а в 1991 г. был впервые издан сборник, включающий наиболее важные главы его трудов, позволяющие достаточно полно понять концепцию А. Тойнби. В отечественной историографии его произведение традиционно называлось “Исследование истории”, хотя современный перевод - “Постижение истории” более точен и, очевидно раскрывает общий смысл его теоретической конструкции. Следует с благодарностью отнестись к данному изданию, позволившему, пусть и с большим опозданием, прочитать в подлиннике, а не только в критическом изложении, суждения А. Тойнби о процессе исторического развития культуры. А теперь несколько штрихов о его жизненном и творческом пути. Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне в 1889 г., в семье с глубокими гуманитарными традициями, что оказало влияние на его научные интересы. Он изучал античную историю в Баллиальском колледже в Оксфорде, в Британской археологической школе в Афинах, участвовал в экспедициях по Греции и островам Эгейского моря. Греко-римская цивилизация казалась ему особенно привлекательной и послужила исходной моделью в его культурологической концепции. В годы I и II мировых войн он работал в Информационном департаменте Британского Министерства иностранных дел научным консультантом по проблемам Ближнего Востока. Приобщение к внешней политике значительно расширило его кругозор, в течение 32 лет (1924-1956) он был постоянным автором ежегодных “Обзоров международных отношений” Королевского института международных проблем. Но главным занятием всей его жизни было изучение истории. Он был профессором византийской и греческой истории в Лондонском университете, а с 1925 по 1956 г. профессором-исследователем по международной истории в Лондонской школе экономики. Свою работу он продолжал до конца дней. Он умер в 1975 г. в возрасте 86 лет. А.Тойнби - автор более 30 книг, кроме 12-томного “Исследования истории”, сотен научных статей, публицистических выступлений. Его работы отличаются глубоким интересом ко многим проблемам современности. В переписке с историком, востоковедом Н.И. Конрадом, он называл себя историческим оптимистом, преисполненным веры в победу разума над силами зла, в предотвращение угрозы атомной войны, в слияние народов во всеохватывающую цивилизацию, единое человеческое сообщество с универсальным государством. Особенно он предостерегал от утраты духовности, пренебрежения к вере, идеалам и ценностям. А. Тойнби критиковал марксизм за чрезмерность материалистической интерпретации истории, игнорирование личности, ее духовных возможностей. “Марксизм, - считал А. Тойнби, - должен потерпеть поражение потому, что он лишил себя духовной силы”[107]. Такая критика считалась в те годы непростительной, и допуск к изданию его трудов был практически закрыт. В мировой науке и высшей школе его идеи обсуждаются на конференциях, опубликованы десятки книг о его творчестве, читаются специальные курсы. В отечественной науке его труды анализировали Е.Б. Рашковский, Ю.Н. Семенов, Э.А. Араб-Оглы, Э.С. Маркарян и другие ученые. Обращаясь к собственному опыту, хочу вспомнить свой реферат-перевод 10-го тома “Исследования истории”, который еще в аспирантские 60-е годы дал мне возможность не только узнать мысли А. Тойнби, но и увлечься проблемами человеческой судьбы в истории культуры. Как бы ни уникальны были культуры разных народов, в них действует общий закон исторической преемственности, который связывает эпохи. Обращение читателя к самостоятельному пониманию смысла истории культуры откроет множество оттенков богатой культурологической концепции А. Тойнби, и эта внутренняя работа мысли - необходимое условие постижения истории. Любое краткое описание может быть лишь подобием путеводителя по сложной и многомерной культурологической концепции. При этом следует иметь в виду, что теоретические позиции А. Тойнби основывает на огромном историческом материале. Только научный комментарий, дающий пояснения к русскому изданию “Постижения истории”, занимает 73 страницы. К сожалению, в данном изложении конкретные факты приходится опустить. Но необходимо отметить, что книги А. Тойнби - памятник человеческому трудолюбию, верности теме, которую он определил еще в молодые годы. Научные идеи изложены им столь увлекательно и интересно, хорошим литературным стилем, далеким от сухого академизма, что это делает труды А. Тойнби понятными широкому кругу читателей. Кроме того, в его позиции всегда виден наш современник, поэтому в рассуждениях о прошлом его больше интересует возможность использования исторического опыта в преодолении кризисов, “отката назад”, потери ритма движения. И в этих намерениях постижения истории А. Тойнби весьма поучителен, а нередко выступает как пророк.
Постижение смысла истории Центральная тема культурологии А. Тойнби основана на постижении смысла Истории. Эта проблема волновала многих - Б. Кроче, А. Бергсона, П. Тейяр де Шардена, Н. Данилевского, О. Шпенглера, Х. Ортега-и-Гассета, Р. Коллингвуда, К. Ясперса, П. Тиллиха, Н. Бердяева, П. Сорокина и многих других ученых. А. Тойнби настаивает на рассмотрении истории отдельных цивилизаций как части универсума, в котором оригинальное и самобытное существует наряду с всеобщим, а история предстает в единстве пространства и времени, длительности и непрерывности. Главным деятелем Истории выступает Человек, его способность отвечать на Вызов, делать свой выбор среди возможных альтернатив принятия решений, откликаться на возникающие обстоятельства повседневной жизни. Подлинный предмет изучения истории - исследование человеческих отношений, ибо процесс исторического развития всегда персонифицирован, в нем действуют люди, наделенные различными стремлениями, мотивами, склонностями, симпатиями и антипатиями, отношениями родства, вражды, господства и повиновения. Такое “сгущение” социальных эмоций нередко игнорировалось историками из-за боязни быть обвиненными в субъективизме. Тойнби возражает против “индустриализации” исторического мышления, ибо обращение с людьми как с предметами может иметь катастрофические последствия. Он сравнивает деятельность историка с диалогом, в котором “живые учатся говорить живое слово о живых”[108]. История культуры разворачивается как драма идей, столкновение мнений, влекущих за собой триумф или поражение, фарс или трагедию. Непрерывность истории нельзя представить в виде скучной, монотонной и однообразной схемы линейного движения, даже если оно идет по относительно восходящему направлению. Напротив, понятие непрерывности истории имеет значение лишь как символический образ, на котором мы вычерчиваем контуры реального многообразия жизни. В вечно бегущем потоке надо увидеть изгибы живых струй, пороги и тихие заводи, вздыбленные гребни волн и мирную гладь отлива, сверкающие кристаллами торосы и причудливые наплывы льда, когда мириадами форм вода застывает в расщелинах ледников. Это поэтическое сравнение подчеркивает сложность труда историка, призванного воспроизвести необычайно разноликую картину реального мира культуры человечества. И еще одно предупреждение высказывает А. Тойнби. Он опровергает европоцентризм, обвиняет в ложности концепцию “единства истории” на базе лишь западного общества, предписывающую всем цивилизациям повторение пути развития, пройденного Европой. А. Тойнби сравнивает представление о прямолинейности движения народов с простейшим образом волшебного бобового стебелька из сказки, который пробил землю и растет вверх, не давая отростков и не ломаясь под тяжестью собственного веса, пока не ударится головой о небосвод. В действительности происходит иное. Даже представители одного и того же вида обществ, оказавшись в одинаковых условиях, совершенно по-разному реагируют на испытания - Вызов истории. Одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после этого уже ни на что не способны; третьи столь удачно противостоят вызову, что выходят не только не ослабленными, но даже создают более благоприятные условия для преодоления грядущих испытаний. Есть и такие, кто следует за первопроходцами, как овцы за своим вожаком. Так непросто складывалась судьба цивилизаций в истории, но многое может быть применено к описанию и современной ситуации. Истоки европоцентризма, который А. Тойнби называет заблуждением историков, он видит в экономической и политической экспансии западной цивилизации, в результате которой около 60-70 государств оказались членами единой мировой системы. Но если это в некоторой степени допустимо по отношению к экономике и политическим аспектам социальной жизни, то никак не может быть распространено на культуру, которая не только глубже первых двух слоев, но и фундаментальнее. “Вестернизация” затронула, несомненно, первые две сферы, но “культурная карта” по-прежнему остается уникальной и самобытной, считает А. Тойнби. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы