Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовной культуры и ее основополагающие институты



 

План:

 

1. Миф как способ осмысления и форма освоения мира первобытного человека. Миф в трактовке 3. Фрейда, К. Юнга, К. Леви-Строса и др. Мифы XX века в науке, политике, искусстве.

2. Мифология и религия. Культурологический подход к сущности религии. Особенности религиозного отношения к миру. Религия и культура.

3. Религия и наука. Этапы становления научной картины мира и ее отличие от религиозной. Наука и культура.

4. Искусство как сфера художественной деятельности и его отличие от религии и науки. Религиозное искусство. Роль искусства в культуре.

Методические рекомендации

 

Восприятие человеком мира может происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры как вера, искусство, наука.

Исторически первой формой области духовной жизни была мифология. Она представляла основной способ понимания мира в первобытном обществе. В чем специфика мифологического восприятия и освоения мира? Какую функцию играл миф в жизни архаического человека? Как отличается отношение к мифу современного человека?

Общепринятой теории мифа до сих пор нет, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. В XX веке наметился отход от представлений о мифе как ошибочном способе объяснения

явлений. Выделяется психологическая школа (Л. Леви-Брюль, 3. Фрейд, К. Юнг), представители которой считали, что в основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека.

Большой вклад в изучение сущности мифотворчества внес структурализм (Б. Малиновский, К. Леви-Строс).

Познакомившись с этими теориями, сделайте выводы о своеобразии и роли мифа.

Мифология как специфический способ мышления доминировал в архаических культурах, но его черты характерны и для других культур.

Мифы используются различными религиозными системами, в области политической идеологии, массовом сознании и искусстве. В чем вы видите силу и слабость мифологического восприятия мира? Почему мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления продолжают существовать во всякой культуре? В чем преимущество мифологии перед религией и наукой?

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом, но все более выступает уже как автономная область культуры. Религия не может быть ни противопоставлена, ни отождествлена с мифологией, потому что различны источники мифа и религии. Необходимо прежде всего уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставлении с научным и соотношении сакрального и светского. Каковы отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры? Религиозного и светского в культуре?

Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: " вся культура из храма" (Дж. Фрэзер), и религия возникает " лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности". (Л. Фейербах).

Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует прежде всего уяснить, чем отличается искусство от других форм культуры (религии, науки) и ее особую роль в культуре. Для понимания последнего следует познакомиться с функциями и характерными чертами искусства. В чем отличие художественного восприятия мира от научного?

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменении всей культуры, оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?

Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство-самодостаточный феномен?

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.

Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука, следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:

- предмет и методы изучения;

- специфику научного познания и особенности научного знания;

- социальную функцию науки и ее социокультурные ориентиры;

- особенности науки как культурного явления;

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

- ценности науки и культуры, суть их противоречия;

- влияние науки на духовное развитие человека;

- идея прогресса и место человека в нем;

- особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизации;
совпадает ли вектор этого влияния?

- соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.

Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему?

В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

 

Список литературы

1. Кармин А.С. Культурология. – СПб. 2001. С.319-341, 346-351(2 вопр.); С.390-394, 401-424, 441-443(3 вопр.); С.607-608, 635-643(3 вопр.).

2. Культурология: курс лекций / под ред. проф. Радугина А.А. - М.: " Центр", 2007. С.65-69(4 вопр.).

3. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. -Гл. 9-11.

4. Культурология: учебник для студентов технических вузов / под ред. Багдасарьян Н.Г. -М.: Высшая школа, 2006. С.158-159, 170-174(4 вопр.); С.178-192(3 вопр.).

5. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С. 55-59 (2 вопр.), 63-73 (4 вопр.).

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учебное пособие для вузов. -М., 2001. С.167-169, 171-172(2 вопр.); С.183-186(3 вопр.); С.189-192(4 вопр.).

 

Дополнительная

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. С. 15-18(3 вопр.).

2. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Е. Попова.

- М., -1996. С.89-95(1 вопр.).

3. Гуревич П.С. Мифология наших дней // Свободная мысль. 1992. № 11

(1 вопр.).

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1997. С.157-164(1 вопр.);

С.164-179(2 вопр.); С.192-196(3 вопр.); С. 189-192(4 вопр.).

5. Культура, нравственность, религия. Материалы круглого стола // Вопросы

философии.-1989.-№ 11.

6. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. / под ред. С.А. Токраева. - М.,

1991-1992. (Статьи «Мифология» - Т. I. С. 11-20 и «Религия и мифология»

- Т. II. С. 376-378).

7. Наука, техника, культура: проблема гуманизации и социальной

ответственности // Вопросы философии.-1989.-№ 1.

8. Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. - М., 1994. С. 49-54, 63-

67(2 вопр.).

9. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологи: учебное пособие для

учащихся 10-11 кл.-Гл. 7, 9, 10.

10. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1998. С. 67-73(1 вопр.).

11. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 109-115(1 вопр.).

12. Романов Ю.И. Культурология. — СПб., 2007. – Гл.11 (4 вопр.)

 

Ресурсы в Интернете

1. http: //www.countries.ru/library/mif/ (1 вопр.)

 

2. http: //www.countries.ru/library/mif/mifobr.htm (2 вопр.)

 

3. http: //www.countries.ru/library/religio/relcult.htm (2 вопр.)

 

4. http: //vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/RSL/RSL_6.HTM (3 вопр.)

 

5. http: //www.countries.ru/library/science/index.htm (3 вопр.)

 

6. http: //www.countries.ru/library/theory/art.htm (4 вопр.)

Вопросы для самопроверки

1. Чем являлся миф для архаического человека?

2. Как действует мифологическое сознание?

3. Какова специфика культурологического изучения религии и науки?

4. Может ли культура обойтись без мифологии?

5. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением и возрастанием научного знания.

6. Как соотносятся искусство и мифология?

7. В чем специфика художественной картины мира?

8. Сопоставьте художественное и научное познание?

9. Что такое религиозное искусство?

10.Что общего и каковы различия художественного образа и научной идеи?

11.Можно ли говорить о прогрессе в искусстве?

12. Каковы этапы становления научной картины мира?

13. Какова роль наук в развитии культуры?

14. Что для общества имеет большее значение: торжество истины или

добро?

15. Почему французский ученый Мерсье считает современную науку

агрессивной?

16. Почему Н. Бор предлагал «взвешивать истину на весах человечности»?

17. Какие теории возникновения искусства вы знаете?

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь