Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Массовая и элитарная формы культуры
Бурные изменения культуры XX в. выражаются и в разделении художественной культуры. Если до середины XIX в. она была уделом почти исключительно свободных и обеспеченных высших слоев общества, а народ довольствовался культурой «фольклорной», то с быстрым ростом «среднего класса» ситуация кардинально меняется. Утверждение массовой культуры произошло в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Средства массовой информации не только сделали доступной любую информацию достоянием всех людей, но они одновременно формировали общие стандарты потребления, объединяли людей, стирали различия между ними. В силу этого массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации. Между тем до сегодняшнего дня как в обществе, так и в гуманитарном знании, в том числе в культурологии, остаются непроясненными существенные моменты теоретического и практического плана. Нет единого мнения относительно того, что считать массовой культурой и как определять ее временные границы: присутствовала ли она во всех исторических типах культуры или в их большинстве, выступая субкультурным или контркультурным образованием, либо это признак только нашей эпохи? Мы будем исходить из того, что есть предыстория массовой культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже ХIХ-ХХ веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция—культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру». Для рубежа ХIХ-ХХ веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде сочинений XX века. В середине 90-х гг. XIX в. вышла вызвавшая много шума работа французского психолога, антрополога и археолога, автора трудов по теоретическому и экспериментальному естествознанию Г. Лебона «Психология народов и масс». По его мнению, масса изменяет человека следующим образом: 1) объединяясь в некое множество, люди чувствуют прилив необыкновенной мощи; силы, обычно обуздываемые, раскрепощаются, человек не в силах устоять от соблазна их выплеснуть; 2) человек в массе мгновенно заражается общей эмоцией, причем нередко в жертву общему приносится личный интерес; 3) человек в массе становится удивительно внушаемым, лишается своей «суверенной воли». Вердикт, выносимый Лебоном массе, отрицателен и прежде всего потому, что масса оппозиционна индивиду. 3. Фрейд в свой статье «Психология масс и анализ человеческого Я» пришел к неутешительному выводу о том, что утрата индивидуальности, возвращение в доиндивидуальное состояние является актуализацией архаических пластов психики, свойственной всем людям. Анализу характерных черт такого человека посвящена вышедшая в 1930 г. работа испанского мыслителя X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Он выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Масса — это средний человек. У него чисто количественное определение «многие» переходит в «качественное». «Масса — это посредственность». Самое же неприятное состоит в том, что в наше время, по мнению философа, именно такие «заурядные души» доминируют. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип». В книге Д. Белла «Конец идеологии» (1960 г.) особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»: 1. Масса как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию «класс»). 2. Масса как синоним невежественности. 3. Массы — механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники). 4. Массы как бюрократизированное общество (т.е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности). 5. Массы как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе — это варвар. И Д. Белл делает вывод: массы есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. Научно-технический прогресс способствовал высвобождению большого количества времени у значительной части населения западного мира и возникновению потребности в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу. Спрос рождает предложение, и на смену свободному духовному творчеству приходит так называемое духовное производство, живущее по законам рынка. Его главная цель, как и любого другого бизнеса, – получение прибыли.* Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио, т.к. кинематограф — фундамент эстетических принципов массовой культуры. Он выработал способы привлечения зрителей, главным стало культивирование иллюзий. Особое качество массовой культуры — способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию. Исходя из этого, можно сделать вывод, что основными признаками массовой культуры являются: • серийный характер предметов ее потребления; • примитивные стандарты жизни и отношений между людьми; • развлекательность, забавность, сентиментальность; • натуралистическое изображение определенных сцен в произведениях художественной культуры; • культ сильной личности, культ жизненного успеха. В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, рассказ, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, излишнее образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Негативные стороны массовой культуры – ориентация массовой культуры на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства, ориентация его на потребление, а не на творчество. Определенная доля истины в этих утверждениях есть. Но нельзя забывать и о том положительном, что несет с собой массовая культура. Ее главным достижением является распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большому числу людей. Нельзя забывать и о роли массовой культуры в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. Не следует также противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. В последнее время массовая культура стала все больше ориентироваться на так называемый мидкульт — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются многие классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры все время возрастает. Можно заметить и тенденцию к этизации массовой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня. Общедоступная культура не отражает духовные поиски или изысканные вкусы человека. Она обладает меньшей художественной ценностью, но ей свойственна самая большая аудитория и она является авторской. Массовой культуре противопоставлена элитарная культура. Она рассчитана, так сказать, на «внутреннее» употребление и часто принципиально стремится усложнить свой язык, сделать его недоступным для большинства людей, воспринимаемым только избранными. Так рождается художественный авангард, характерный крайним индивидуализмом, смелым поиском новых форм и идей, отказом от традиций. Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентацией в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллектуальности. Потребителями элитарного искусства являются либо сами его творцы, либо представители политической и экономической элиты, стремящиеся показать свою возвышенность над толпой. Теория элиты — логическое завершение тех процессов, которые происходили в художественной практике западной культуры во второй половине XIX – середине XX вв.: распад реализма и переход к принципиально новым направлениям в искусстве и литературе — импрессионизму, от него постимпрессионизму и кубизму; трансформации традиционного романа с его повествовательным сюжетом в «поток сознания» в творчестве М.Пруста и Дж.Джойса, в цветистый символизм в поэзии А.Блока и А.Белого. Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Элита — это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Наиболее цельно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах X. Ортеги-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название «Дегуманизация искусства». В ней он дал философскую оценку авангардному искусству XX в., которая сводилась к утверждению, что импрессионисты, футуристы, сюрреалисты, абстракционисты раскалывают почитателей искусства на тех, кто понимает, и тех, кто не понимает новое искусство, то есть на «художественную элиту и широкую публику». Элита, в концепции Ортеги, это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу, и именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, «...чтобы «лучшие» познали самих себя, ...учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством». Итак, элитарная культура (от франц. elite — лучшее, избранное, отборное) — это понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую особой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии. Культура, адресованная элите, может характеризоваться экспериментальной направленностью, некой замкнутостью, закрытостью, малой доступностью, кастовостью. Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались с точки зрения ее противоположности массовой культуре. Унифицированности и тривиальности массовой элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только ею создаются новые культурные формы и определяются пути развития культуры. Определение культуры через элитарное или массовое качество тесным образом связано с нормами эстетического вкуса. Следует помнить, что элитарное и массовое в культуре — образования изменчивые, подвижные, это две стороны одной медали, они существуют в общественной жизни в единстве и не должны противопоставляться друг другу, отрываться одно от другого. Позитивные и негативные оценки в равной степени возможны по отношению к той и другой культуре. Проблема доступности элитарной культуры — это проблема временная. Когда-то в начале XX в. художественный авангард был ярким примером элитарной культуры, но прошли годы, и он превратился в часть культуры традиционной, его стали почитать как классический образец.
Выводы 1. Миф — выдающееся достояние человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. В традиционном понимании миф – явление природы или культуры – предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. В новейших истолкованиях под мифом подразумевает некритически воспринятое воззрение. Миф оценивают, наконец, как универсальный способ человеческого мирочувствования. 2. Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом, но все более выступает уже как автономная область культуры. В отличие от мифа здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека – дух с его свободой и творчеством. Она во все времена была носителем культурных и нравственных ценностей. Постепенно религиозное мировоззрение вытесняется научно-рационалистическим; от религиозной культуры отпочковывается светская культура. 3. Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения сущностных закономерностей; неразрывно связана с философией, выступающей в качестве методологии научного познания; позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни. Влияние науки на людей сложное и неоднозначное. 4. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Специфика искусства в отличие от науки в том, что оно отражает действительность в форме художественных образов, а наука - в форме абстрактных понятий. Наука никогда не может заменить искусство. 5. Индустриализация и урбанизация формирует человека-массы, который ориентируется на общепринятые жизненные ценности. В этих условиях человек оказывается невелированным, утрачивает свою личность, свое «я», Наиболее ярко омассовление культуры проявляется в индустрии развлечений, досуга и удовольствий. С другой стороны, недооценка позитивных сторон массовой культуры чревата ослаблением демократизма и культурным расслоением общества. В последнее время наблюдается рост уровня массовой культуры. 6. Элитарная (высокая) культура создается и потребляется элитой, которая представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Формулой элитарной культуры является «искусство для искусства» и практика «чистого искусства». Она отличается новизной, неординарностью, авангардизмом. Некоторые ее достижения впоследствии могут войти в общекультурное достояние.
Вопросы для повторения
1. Что такое миф, мифологическое сознание? Может ли культура обойтись без мифологии? 2. Дайте определение религии. Какова ее роль в культуре? Как изменялось ее место на различных этапах развития мировой культуры и в различных типах цивилизаций? 3. Какова роль науки в развитии культуры? Объясните причины того, что мифология и религия не исчезают с появлением и возрастанием научного знания. 4. Назовите отличительные особенности искусства как одного из способов восприятия мира. Что общего между художественным образом и научной идеей? И каковы их различия? 5. Что понимается под элитарной культурой? Чем вызвано появление элитарной культуры? 6. Что такое массовая культура? Приведите примеры ее проявления в литературе, музыке, кино, театре, живописи.
Глава 7. Генезис культуры Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы