Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.
АККУЛЬТУРАЦИЯ – (англ. acculturation; от лат. ad - cultura – образование, развитие) – процесс взаимовлияния, как правило, различных по уровню развития культур. Выражается в том, что менее развитая культура полностью или частично воспринимает другую, более развитую. Термин возник в 30-х гг. XX столетия в США и используется при рассмотрении многообразия процессов ассимиляции и этнической консолидации. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИСТОЛКОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»– два сосуществующих подхода, в основе которых лежит вопрос об объеме понятия «культура»: включает ли оно только положительные моменты или же и положительные и отрицательные. Согласно первому (ценностному) подходу, под культурой можно понимать лишь такую небиологическую активность человека, которая приводит к положительным результатам; согласно второму подходу, понятие «культура» распространяется на любую (и положительную и отрицательную) небиологическую деятельность человека, а также ее результаты. Сторонники аксиологического подхода истолкования понятия «культура» считают, что оно связано лишь с «истинной человечностью», направлено на духовное совершенствование человека. При этом в сторону отбрасывается большинство созданий человека, которые нельзя отметить знаком плюс (бомба, нацеленная на разрушение, военное искусство, вандализм и т.п.). Это приводит к сужению содержания понятия «культура», нежеланию признания амбивалентности действий людей, субъективности (поскольку для разных людей критерии ценностей различны). Кроме того, при подобном подходе одни и те же создания людей в зависимости от ситуации могут выступать и как «культура», и как «некультура»: так, например, топор, который используют при строительстве храма, следует относить к понятию «культура»; а тот же топор, которым станут что-либо разрушать или кого-либо убивать, уже нельзя будет отнести к понятию «культура». Сторонники антропологического подхода истолкования понятия «культура» исходят из того, что оно вбирает в себя все виды небиологической деятельности человека, а также ее результаты (как со знаком плюс, так и со знаком минус). Культура – это все, что создано и создается людьми. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ– культуры, противостоящие традиционной, господствующей в обществе культуре и пытающиеся выступать в качестве более перспективной, «спасительной» альтернативы. Это так называемые «новые культуры». В число альтернативных культур входит большая часть молодежных субкультур. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – (от греч. amphi – вокруг, около, с обеих сторон - лат. valentia – сила) – двойственность; признание наличия в действиях, феноменах и т.п. как плюсов, так и минусов. АНДЕГРАУНД – (от англ. Under – под - ground – земля, подземка, подполье) – подпольное, нелегальное (неодобряемое или преследуемое официальными властями) движение в искусстве, представляющее собой неортодоксальное, неангажированное направление, например рок-музыка андеграунда. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 40-х гг. для обозначения некоммерческих фильмов, создаваемых для домашнего просмотра начинающими режиссерами на собственные деньги на узкоформатной пленке. АНИМИЗМ – (от лат. anima – душа) – одна из форм первобытных верований. Вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, а также наличие независимой души у людей, животных, растений. Термин введен в научный оборот Э. Б. Тайлором (в работе «Первобытная культура»), считавшим анимизм древнейшей основой религии. Анимизм сохранился до наших дней, являясь обязательным элементом всякой религии. Античность – (восходит к лат. antiquitas – древность) исторический период, протекавший в VIII в. до н.э. – V в. н.э. на территории Средиземноморья. Эпоха появления и развития классической философии, антропоцентрического мировоззрения. АНТРОПОГЕННЫЙ – (от лат. antropos – человек - греч. genes – рождающий, рожденный) – то, что сделано людьми, искусственное. Антропоцентризм – (греч. anthropos — человек и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, человек есть главный субъект и объект культуры. Является ключевым основанием для понимания культурологической мысли античности. В латинское понятие «культура» человек был включен благодаря трудам оратора и философа периода Римской республики Марка Туллия Цицерона, обосновавшего цель философии как «возделывание» гражданина. Антропоцентризм античных культурологических представлений сменился теоцентризмом в Средние века. Человек вновь стал основой культуры в эпоху гуманизма, начало которой связано с творчеством Данте Алигьери и влиянием его «Божественной комедии». «АПОЛЛОНОВСКОЕ» И «ДИОНИСИЙСКОЕ» – понятия, предложенные немецкими романтиками, а также Шиллером, Шеллингом и др. и впоследствии развитые Ф. Ницше (в работе «Рождение трагедии из духа музыки») для метафорического обозначения двух начал бытия и художественного творчества, олицетворение которых последний видел в двух богах греческого пантеона, представляющих противоположные символические типы: Аполлоне и Дионисе. «Аполлоновское» начало – светлое, созерцательное, рациональное; «дионисийское» – буйное, темное, хаотическое, иррациональное. Именно с этими двумя началами, согласно Ницше, связано поступательное движение культуры. Достижение идеала, шедевра (в частности, в искусстве) возможно только при условии равновесия, гармонии этих двух начал. АРТЕФАКТ – (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект (напр., предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, художественная утварь, жилище, дороги и т.д., созданные людьми). АРХЕТИП – (от грсч. Аrсhе – начало - typos – образ) – изначальная первичная форма, прообраз, образец, запечатленный в душе человека. В психоаналитической концепции К. Юнга понятие архетипа соотносится с бессознательной деятельностью людей. Согласно Юнгу, архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества. Они скрыты в коллективном, бессознательном, общем для всего человечества и являются совокупностью врожденных форм человеческого воображения. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественного творчества. АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ – (от лат. aspectus – взгляд, вид) – точки зрения, с которых рассматривают культуру. В культурологии выделяют следующие пять аспектов культуры: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксеологический; 4) нормативный; 5) социологический. АССИМИЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ – (от лат. assimilatio – уподобление, сходство) – механическое усвоение новых ценностей, поглощение (полное или частичное) одной культуры другой (как правило, более слабая культура растворяется в более сильной). Процессу культурной ассимиляции способствуют завоевания, порабощения, целенаправленная культурная политика, смешанные браки и т.п. Полная культурная ассимиляция заканчивается утратой языка и гибелью более слабой культуры. БУДДИЗМ – одна из мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается индийский принц Сидхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.), впоследствии прозванный Будда, т.е. просветленный. Распространился в Центральной и Юго-Восточной Азии. Согласно буддизму все в мире преходяще, непостоянно, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Каждое отдельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые в соответствии с вечными законами возникают, взаимодействуют и исчезают (дхармы). Буддизм антропоцентричен: согласно его учению человек – самое совершенное существо. Только он может достичь высшего состояния нирваны, т.е. достигнуть высшего духовного развития. Вместе с нирваной человек достигает бессмертия, прекращения вечного круговорота страданий (сансара). В центре буддизма «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и высшего существа. ВАРИАНТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» – варианты, утвердившиеся во второй половине XVIII – начале XIX в. и сохраняющие свою актуальность в наше время: локально-исторический, в котором цивилизации рассматриваются как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования; историко-стадиальный, в котором цивилизации рассматриваются как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого; и всемирно-исторический (унитарный), в котором цивилизация рассматривается как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. Возрождение (Ренессанс) – историческая эпоха в Европе в XIV-XVI вв., хронологически располагавшаяся между средневековьем и Новым временем. Характеризуется возрождением античных гуманистических идей, идеалов художественной культуры. ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ (УНИТАРНАЯ) ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» – вариант, представители которого полагают, что на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и, согласно отдельным исследователям, начинается процесс становления экуменической цивилизации (К. Ясперс, Л. Васильев, А. Тойнби). ГЕДОНИЗМ – (от греч. hedone – наслаждение, веселье, удовольствие) – направление в этике, согласно которому высшей целью жизни и основным мотивом поведения человека являются наслаждение, удовольствия. Отличительной чертой битничества, хиппизма и ряда других молодежных субкультур является именно гедонистское отношение к миру. ГЕНЕЗИС – (от греч. genesis – происхождение) – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» – подход, представленный сторонниками географического детерминизма, согласно которому географическая среда существования того или иного народа оказывает решающее воздействие на характер цивилизации. Так, согласно Л. Мечникову, географическая среда влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу. ГЕРМЕНЕВТИКА – (от греч. hermeneutike (techne) – истолковательное (искусство)) – традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних, напр., Библии и др.), искусство объяснения и перевода. ГЕШТАЛЬТ – (от нем. Geschtalt – образ, форма) – гештальтпсихология – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам («целое раньше части»). ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – современные проблемы цивилизации, от решения которых зависит выживание человечества в целом (напр., предотвращение мировой термоядерной войны, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах, прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.). Впервые сформулированы и проанализированы в рамках деятельности Римского клуба. Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) – мировоззрение, определяющее человека, как высшую ценность. Характерно для античного представления о культуре. Возвращение и распространение идей гуманизма в позднем средневековье (XIV в.) ознаменовало начало эпохи Возрождения (так называемый Ренессансный гуманизм). ДЕВИАНТНЫЙ – (от лат. deviatio – отклонение) – отклоняющийся от общепризнанных норм. Например, «девиантное поведение» – отклоняющееся от нормы поведение. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ – (от лат. de – приставка, обозначающая отделение, удаление, - humanus – человечный) – утрата обществом духовных и нравственных ценностей; отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, индивидуальным качествам человека. ДЕНОТАТ – (от лат. denotare – отмечать, обозначать) – объект, имеющий в языке знаковое выражение. ДИАХРОНИЯ – (от греч. dia – через, сквозь - chronos – время) – историческое развитие во времени явлений или процессов. ДИАХРОНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КУЛЬТУРЫ – (от греч. dia – через, сквозь - chronos – время) – исследовательский подход, главным требованием которого является изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности. Цель Д. П. – изучение смены состояний культуры во времени. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ – (от греч. dinamikos – относящийся к силе, сильный) – изменение культуры, описание культуры в движении; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – изучение процессов порождения культурного объекта, его становления, изменений, происходящих с ним, вплоть до его разрушения. ДИФФУЗИОНИЗМ – (от лат. diffusio – разлитие, просачивание) – культурологическая школа, долгие годы выступавшая альтернативой эволюционизму. Основные представители: Франция – Г. Тард (1843-1904); США – Ф. Боас (1858-1942); Германия – Ф. Гребнер (1877-1934). Согласно диффузионизму в основе культурного развития лежат процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Такой подход позволил обратиться к изучению взаимодействия между культурами, раскрыть механизм освоения достижений других народов, дающий возможность обществу не проходить положенные стадии развития (как в эволюционизме). Среди средств распространения культуры в диффузионизме признавались завоевание, торговля, колонизация, миграция, добровольное подражание, а также внутрисистемные факторы развития. ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ – распространение свойств и особенностей данной исторической культуры на другие культуры. «ЗАКОНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ» – введены Н. Я. Данилевским в работе «Россия и Европа» (1861): 1. «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, – составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества; 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью; 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств; 5. Ход развития культурно-исторического типа всего ближе уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу» (Данилевский Н. Я. «Россия и Европа»). ЗНАК – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). ЗОРОАСТРИЗМ – религия, получившая название по имени пророка Зороастра (в Иране – Заратуштра). Была широко распространена в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Приверженцев зороастризма сейчас можно найти на Востоке, к примеру в Иране, Индии. Основными принципами зороастризма являются: противопоставление двух начал – добра и зла, света и тьмы; вера в победу добра. Главную роль в ритуале играет огонь. ИГРОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ КУЛЬТУРЫ – направление, в основе которого лежит трактовка игры как главнейшего феномена человеческого бытия и истока культуры. Исходные положения были заложены в работах И. Канта и В. Шиллера. Основные представители: Нидерланды – Й. Хёйзинга (1872-1945); Испания – X. Ортега-и-Гассет (1883-1955); Германия – Е. Финк (1905-1975), Г. Гадамер (1900-2002). ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – термин, введенный в научный обиход П. Сорокиным для обозначения переходного типа в динамической модели культуры (от идеационального к чувственному или наоборот). Являясь суперсистемой, идеалистический тип культуры характеризуется гармоническим сочетанием двух основных типов, в котором признается значение и идей, и чувственно осязаемых предметов. Основная посылка идеалистического типа культуры состоит в признании, что «объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственные и сверхрациональные аспекты плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия» (Сорокин П. «Кризис нашего времени»). Ценности идеалистического типа культуры принадлежат как Небу, так и Земле. Мир идеалистического типа культуры как сверхчувственный, так и чувственный (но чувственность самых возвышенных проявлений). Образцами идеалистического типа культуры являются Золотой век Древней Греции (примерно с V по IV в. до Рождества Христова), эпоха европейского Возрождения. ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – понятие, введенное немецким социологом Максом Вебером (1864-1920). Идеальный тип – это теоретическая конструкция, получаемая в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в различных культурах; некое упрощение, образ-схема, а не объективно существующая (существовавшая) социокультурная реальность, поскольку она не имеет прямого аналога в реальной истории культуры. Примером идеального типа из других областей знания может служить такая абстрактная теоретическая конструкция, как «идеальный газ» в физике, т.е. газ, характеризуемый определенными идеальными параметрами, газ, который в действительности не существует. Под идеальными типами имеются в виду важные научные абстракции, делающие возможным исследование множества феноменов реальных культур на количественной основе. Методология идеальной типизации позволяет упорядочить эмпирический материал. Использовалась М. Вебером для исследования причин и характера отклонения реальных культурных типов от идеальных. ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – тип культуры, способный к формированию и восприятию идей. Понятие введено в научный обиход П. Сорокиным («Кризис нашего времени»). Основой идеационального типа культуры является Абсолют, принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. В идеациональном типе культуры, согласно Сорокину, «господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям». К идеациональному типу культуры Сорокин относит европейскую культуру средневековья, культуру Брахманской Индии, буддийскую и лаоистскую культуры, греческую культуру с VIII по конец VI в. до н.э. Стиль идеационального типа культуры символичен, искусство религиозно, его герои – боги, ангелы, святые, грешники; мало внимания уделяется личности, его цель – приблизить верующего к Богу. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ– вхождение в культуру; процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. ИННОВАЦИЯ – (от лат. innovatio – обновление, innovare – обновлять) – появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры; модернизация; реформа. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования. ИСКУССТВО – процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира. Различными формами искусства являются литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В основе искусства лежит способность человека к формированию образов. ИСЛАМ, МУСУЛЬМАНСТВО – одна из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим посланником, пророком. Основу учения ислама составляет строгий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха). Согласно исламу Аллах един, всемогущ, он создатель вселенной; Коран – вечная, несотворенная священная книга; надо верить в воскрешение мертвых и в конец света, соблюдать молитвы, пост и другие обряды. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо; не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства. ИСТОРИКО-СТАДИАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» – вариант, в рамках которого выделяют устные, письменные, книжные и экранные; космогенные, техногенные и антропогенные; традиционные и современные (либеральные); эволюционные и инновационные типы цивилизаций. В технократической разновидности данного варианта выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации. КАНОН – (от греч. капоп – правило, норма, мерило) – нормативный образец; в изобразительном искусстве совокупность художественных приемов и правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху (нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения). КАТАРСИС– (от греч. katharsis – очищение) – духовное очищение и внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика» для обозначения возвышенного удовлетворения и просветления, которые испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него. КИЧ, КИТЧ – (от нем. kitsch – халтура, безвкусица) – дешевая, халтурная картина, литературная поделка, безвкусный фильм. Специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями. Термин возник в начале XX в. в кругах мюнхенских художников. КОД КУЛЬТУРЫ– (от франц. Code) – совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – общечеловеческие прообразы-архетипы (напр., образ матери-земли, мудрого старца, демона и проч.). Архетипы выражаются в мифах, сказках, магии, алхимии и т.д. Термин введен в научный обиход немецким психологом К. Юнгом (1875-1961). КОННОТАЦИЯ– (от connotare – (со)означать) – индивидуальная смысловая окрашенность исходных, словарных значений слов. Так как каждый говорящий имеет свой собственный, отличный от других опыт контакта с вещами, явлениями, то каждому словарному значению он придает собственную окрашенность. КОНТЕКСТ – (от лат. contextus – соединение, согласование, связь) – общий смысл, социально-исторические и культурные условия, дающие возможность уточнить смысловое значение результатов творческой деятельности человека. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – (от англ. content analysis, content – содержание, суть - analysis – анализ) – метод выявления и оценки специфических характеристик носителей информации, текстов. В культурологии с помощью машинной обработки на больших массивах текстов выясняется частота употребления какого-либо понятия на протяжении длительного временного периода, в результате чего выявляется тенденция развития темы. КОНТРКУЛЬТУРА– (от греч. contra – против) – направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов», получившая распространение среди части американской молодежи в 60-х – начале 70-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежат установки на респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие. Термин «контркультура» создал Теодор Рожак во время студенческой революции 60-х гг. в США. Единственный положительный лозунг той революции – «Создание контркультуры» – предполагал три основных момента: 1) воспитание нового типа личности с новыми формами сознания и действия; 2) формирование новых отношений между людьми; 3) формирование и принятие новых ценностей, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Одним из способов создания и отработки положений контркультуры было коммунитаристское движение (создание коммун). Составные элементы контркультуры – наркокультура и сексуальная революция. Для классической контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежит установка на респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие. Отказ, как правило, выражался в негативизме по отношению к культурным достижениям человечества и экстравагантной манере мышления, чувствования, общения. Культ разума и науки заменялся культом бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души, пуританская мораль – открытостью интимных связей, труд – массовыми оргиями, наркоманией и т.п. Протест против «массового общества» и массовой культуры получил практическое завершение в организации различных коммун, в которых должно было осуществляться проявление истинно гуманного отношения человека к миру, другим людям и к самому себе. Контркультура объединяет концепции, представлявшие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, вульгаризированного марксизма, руссоизма, анархизма, цинизма, восточной философии и религии. В настоящее время под контркультурой, кроме формы выражения духовного протеста против современной буржуазной культуры, получившей распространение среди части молодежи Запада в 60-70-х гг., стали понимать любые культурные формы отклоняющегося поведения. КОНФОРМИЗМ– (от позднелат. conformis – подобный, сходный, сообразный) – социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, приспособленчество, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. КОНФОРМНОСТЬ – добровольное согласие индивида избрать поведение, полностью соответствующее социальным общепринятым нормам, эталонам, принципам, ценностям, взглядам или требованиям других членов сообщества; готовность человека уступить реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в том, что он принимает первоначально не разделяемую им позицию большинства. КРЕАЦИОНИЗМ – теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ – применяемый в рамках социальной и культурной антропологии сравнительный метод исследования культур. Зародился в рамках классического эволюционизма, утверждавшего, что все общества и культуры проходят одни и те же стадии прогрессивного развития. Кросс-культурный анализ опирается на положение о существовании универсальных культурных моделей (паттернов). При этом применяющие данный анализ исходят из того, что сходства и различия в культурных моделях можно выявить, сравнив их статистические данные. Кросс-культурные аналитики придерживаются точки зрения, что, во-первых, невозможно действительно понять культуру, не сравнивая ее с другой, и, во-вторых, любые теории и гипотезы должны быть проверены. Основные ученые, применявшие кросс-культурный анализ: Э. Б. Тайлор, Дж. П. Мёрдок, А. Л. Кребер и др. КУЛЬТ – (от лат. cultus – уход, почитание) – совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Возникает в традиционной культуре. Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Центр отправления культа – храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). Кроме того, культ – это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо. КУЛЬТУРА– (от лат. – cultura) – открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, «представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения». КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ – специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для ее функционирования. «КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗМ» – культурологическая школа, рассматривающая общество и культуру как организм, в котором социальные институты уподобляются органам и частям тела, а социокультурные процессы – физиологическим процессам. Так, к примеру, Г. Спенсер, говоривший: «Общество есть организм. Культура есть организм», – выделял в обществе три системы: «питательную» (производство), «распределительную» (торговля) и «регулятивную» (государственный аппарат). Понимание культуры и общества как организма было обусловлено тем, что, во-первых, социальные и культурные институты взаимосвязаны между собой подобно органам тела, а их обновление аналогично обновлению клеток в организме; и, во-вторых, тем, что возможно провести аналогию между общественным разделением труда и специализацией функций различных органов живого организма. При этом органицисты отмечали, что в отличие от организмов культуры не размножаются, а их структуры и функции не столь тесно связаны. Значение данной культурологической школы состоит в том, что она позволила понять культуру как целостную систему. Основные представители: Англия – Г. Спенсер (1820-1903); Германия – В. Ф. Оствальд (1853-1932). КУЛЬТУРНАЯ ГОМОГЕННОСТЬ – однородность по составу культуры. КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЛЕСЛИ УАЙТА – концепция американского культурантрополога, автора термина «культурология», являющаяся одной из разновидностей современного материалистического подхода в исследовании культуры. Для Л. Уайта всевозрастающая сложность и интеграция как основное направление эволюции была не самоцелью, а средством достижения действительной цели эволюции: максимально возможного и наиболее эффективного использования энергии. Он рассматривал культуру в качестве специфического «термодинамического» механизма аккумуляции, хранения, передачи и преобразования энергии общества. Уайт доказывал, что использование энергии было универсальной мерой культурной эволюции, и выразил это формулой: Энергия × Технология → Культура, где под энергией понимается совокупность богатств, природных ресурсов и факторов, человеческой энергии и т.д. Уайт делил культуру на 4 подсистемы: · главную: технологическую (орудия производства, средства существования, средства для защиты и нападения, материалы для постройки жилищ и т.п.); · и 3 производные: социальную (включающую в себя отношения между людьми, политическую, экономическую системы, системы равенства и т.п.); · идеологическую (идеи, верования, знания); · поведенческую (охватывающую, типы коллективного и индивидуального поведения). В понимании Л. Уайта культура – способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Большое влияние на взгляды Уайта оказал марксизм, поэтому главную роль в его концепции среди многообразных составляющих играет материально-техническая культура. Она – основа любой культуры, которая определяет и духовный, и интеллектуальный, и социальный уровни. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА – направление в западной этнографии, археологии, антропологии начала XX в., возникшее как альтернатива эволюционизму. Ее сторонники (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.) считали, что каждое явление культуры возникает однажды и в одном месте; тот факт, что мы находим одно и то же явление у разных народов, они объясняли распространением его из одного центра. На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов культуры и конституируется «культурный круг». Согласно их концепции, вся история сводится к перемещению и напластованию «культурных кругов», оторванных от конкретных создателей культуры. Сторонники культурно-исторической школы придерживались диффузионистских взглядов по вопросу динамики культуры. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА – исторический отрезок времени, в течение которого людей объединяет определенная культурная общность, например, античность, средневековье, Возрождение и т.п. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ – целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях. Концепцию культурно-исторических типов впервые сформулировал Н. Я. Данилевский в работе «Россия и Европа». Согласно его концепции, результатом положительной деятельности того или иного народа выступает создание своеобразного, обособленного, локального культурно-исторического типа. Данилевский выделяет в хронологическом порядке десять культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Это такие типы, как: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) аравийский, 10) германо-романский, или европейский. К этим типам автор добавляет еще два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Каждый из десяти типов проявил себя как яркая индивидуальность. Все 10 - 2 народа реализовали себя в культурной, а не в разрушительной деятельности и не в качестве этнографического материала. КУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ – системы культур высших рангов. Понятие введено в научный обиход П. Сорокиным (работа «Кризис нашего времени»). Согласно Сорокину, в ходе своего развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития данной тенденции образуются культурные суперсистемы. Каждая из таких культурных суперсистем, согласно Сорокину, «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным т< Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы