Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ
Цели семинарского занятия: 1. Сформировать представления о формах и механизмах приобщения к культурным ценностям. 2. Раскрыть содержание процесса социализации на всех его этапах и во всех формах. 3. Показать роль родительства в процессе социализации человека. План: 1. Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); 2. Фазы социализации, агенты, институты социализации; 3. Родительство как элемент первичной социализации; 4. Десоциализация и ресоциализация, 5. Аккультурация, ассимиляция; 6. Культурные заимствования, культурная диффузия; 7. Культурная динамика (культурные процессы).
Входные компетенции: Студент из курса «социология» должен знать: 1. Примеры основных институтов и агентов социализации; 2. Общее определение категорий «родительство», «семья», «материнство», «отцовство» 3. Основные культурные процессы.
Основные понятия и положения темы: «Адаптация культурная» – процесс приспособления индивида или социальной группы к социальной среде, включая усвоение норм и ценностей данной срдеы в ходе социализации «Аккультурация» – процесс взаимовлияния как правило различных по уровню развития культур; «Ассимиляция» – механическое усвоение новых ценностей, процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социально группы, с которой они находятся в непосредственном контакте; «Инкультурация» – процесс приобщения человека к культуре, усвоение им ценностей и норм поведения характерных для данной культуры «Культурная диффузия» – пространственное распространение проникновение культурных достижений одних обществ в другие, заимствование достижений одних обществ другими. «Культурная маргинальность» – понятие, характеризующее особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями но не в одной из них они не интегрированы полностью; «Социализаци я» – процесс освоения и воспроизведения человеком определенной системы ценностей, норм, знаний, образцов поведения, обычаев, традиций. Выделяют первичную и вторичную социализацию; Регламент занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №7 – 4 академических часа
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое аккультурация? 2. В чем заключается разница между процессами ассимиляции и транскультурации? 3. Какие факторы и как могут способствовать процессам взаимопроникновения и взаимообогащения культур и тормозить их? 4. Как протекают процессы взаимопроникновения и взаимообогащения в разных сферах культуры? Семинарское занятие № 8. НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ Цели семинарского занятия: 1. Сформировать представления об эволюции и многообразии культурных норм у народов мира. 2. Раскрыть содержание базовых культурных норм и показать их значение в современной жизни. План: 1. Основные виды культурных норм и их классификация; 2. Культурные нормы и культурные ценности – соотношение категорий. 3. Функции культурных норм; 4. Этикет как культурная норма. Входные компетенции: Студент должен знать из дисциплин «социология», «история» и «философия»: 1. Основные типы культурных норм в современном обществе. 2. Основы христианской морали. 3. Общие представления о многообразии культурных норм различных народов мира.
Основные понятия и положения темы: «Аморализм» (от греч. а - отриц. частица и лат. moralis – нравственный) – безразличие к требованиям морали и общественным нормам поведения в обществе, аморальность. «Архетип» (греч. arche — начало, первопричина, typos — образ) — праобраз, первичная форма, образец, структурный комплекс коллективного бессознательного, первичная модель мышления, древнейший образ. С его помощью сознание осваивает устойчивые связи реальности и ориентируется в ней. Эквивалентный российский термин, обозначающий архетип - устои. «Грех» — отступление, с различной степенью общности и глубины, от норм, принципов, идеалов добродетельной жизни. «Девиация» – отклонение от общепризнанных норм. «Добро и зло» — «сквозные», характерные для всей человеческой деятельности ценности/антиценности с позитивной или негативной ориентацией; их объективные основания — в конкретно-исторической степени зрелости субъектов культуры/цивилизации, творческой самореализации как добра, и препятствиях ей как зла. «Добродетель» — деятельность сознания и воли, направленная на практическое творение добра. «Идеал» (фр. ideal) — «образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений; идеализировать — значит мысленно освобождать действительность от её несовершенства, уподоблять её идеалу, формировать нечто сообразно идее. Идеальный — образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему» (А. Лосев). Идеал — это мудрость и искусство возможного приближения к совершенству, непрестаннного расширения пределов возможного. «Манихейство» — учение персидского мыслителя Мани (лат. Manicheus). Согласно ему, свет и тьма — это двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения, как и человек и его душа, и между светом и тьмой происходит постоянная борьба. «Норма» (лат. norma — правило, образец) — образец поведения, мера его оценки и предписание к действию. Нормальное — соответствующее норме, подчиняющееся правилу. В противоположность этому анормальным является отклонение от нормы. Нормативный — создающий нормы, устанавливающий правила. «Сакральное» — перевод понятий sacer (посвященный Богу) и sanktus (достойный уважения, возвышенный, величественный); священный (не обязательно религиозный) феномен, наделенный высшим смыслом. «Табу» - запреты, удерживающие субъектов культуры/цивилизации в пределах определенных норм. «Универсалии» (лат. universalis — общий) — предельно общие понятия, которые в символических формах выражают невидимые и неощутимые, но реальные и фундаментальные смысловые связи и приоритетные ценности прошлого, настоящего и будущего человеческой деятельности. «Обычаи» – привычные, мало подвергаемые сознанию целостные образцы поведения, одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. «Ценность» – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и кчему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением.
Регламент занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №8 – 4 академических часа
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое духовные ценности и по каким признакам они могут классифицироваться? 2. В чем заключаются особенности и различия научных, нравственных и художественных ценностей? 3. Чем отличаются и как соотносятся общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные и индивидуально-личностные ценности? 4. Что следует понимать под подвижностью и относительностью культурных ценностей?
Семинарское занятие № 9. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы