Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Список работ для рецензирования
Для написания рецензии необходимо выбрать одну из предложенных научных работ по культурологи: 1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб, 1993 2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л. 1990. 3. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. — М., 2003. 4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1995. 5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 6. Бенедикт Р. Модели культуры. М., 1995. 7. Бенедикт Р. Хризантема и меч. М. 2004 8. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 9. Бердяев Н. А. О назначении человека: опыт парадоксальной этики. М., 1993. 10. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и нач. XX в. М., 1990. 11. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990. 12. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М, 1994. 13. Бердяев Н. А. Эрос и личность. М., 1989. 14. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев НА Смысл истории. - М., 1990. С.6-82. 15. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1994. 16. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. 17. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. М., 1989. 18. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1992. 19. Бердяев Н.И. Философия свободы: смысл творчества. М., 1989. 20. Бестужев-Лада И. В. В лабиринтах эмансипации: Женщина как социальная проблема. М., 2000. 21. Биллингтон Дж. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001. 22. Биллингтон Дж. Страдание, надежда и созидание в русской культуре. М., 2001. 23. Бицилли П. Трагедия русской культуры. М., 2000. 24. Блюм Д. Психоаналитические теории личностей. М., 1999. 25. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. М. 2004 26. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1998. 27. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1994. 28. Вовченко О. М. Гендерное равенство как социально-философская проблема. М., 2000. 29. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. 30. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993. 31. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М., 2001. 32. Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 2000. 33. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. 34. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М, 1992. 35. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984. 36. Гуревич АЯ. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 37. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1995. 38. Каган М.С. Философия культуры СПб, 1996 39. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; 40. Кнабе Г.С. Материалы по общей теории культуры М., 1993 41. Кон И.С. Введение в сексологию. 2-е изд. М. 1989 42. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М. 1988 43. Коновалова Ж. Д. Миф в советской истории и культуре. СПб., 1998. 44. Котенев А. А. Архетипы власти. М., 2000. 45. Леви-Брюль Л. Сверхестесственное в первобытном мышлении. М. 1994 46. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1996. и др. издания (Первобытный менталитет СПб, 2002) 47. Леви-Строс К. Путь масок. М. 2000 48. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. и др. издания 49. Лорен С. Женщины и красота. М., 2000. 50. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. 51. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. В 2 т. М., 1999. 52. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998 53. Марез Т. Мужское и женское: в поисках мужественности. М., 2000. 54. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. 55. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983. 56. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1997. 57. Маркузе Г. Человек в постиндустриальном мире. М., 1993. 58. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2002. 59. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М. 1988 60. Мизес Л. Теория и история. М., 2001. 61. Морган Л.Г. Древнее общество. М., 1935 (и другие издания). 62. Моррис Д. Голая женщина. М. ЭКСМО. 2009. 63. Моррис Д. Голый мужчина. М. ЭКСМО. 2009. 64. Моррис Д. Голая обезьяна. М. ЭКСМО. 2009. 65. Моррис Д. Основной инстинкт. М. ЭКСМО. 2009. 66. Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб, 2000 67. Наговицын А.Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах. М. МПСИ: Флинта, 2005. 440 с. 68. Пальмер Дж., Пальмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 384 с. 69. Поздняков Э.А. Философия культуры. М. Интурреклама, 1999, 576 с. 70. Пушкарева Н. Русская женщина: история и современность. История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. М., 2002. 71. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992. 72. Тайлор Э. Первобытная культура. М. 1989. 73. Тейар де Шарден П. Божественная среда. М., 1992. 74. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. 75. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. 76. Тойнби А. Дж. Постижение истории: избранное. М., 2002. 77. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 2002. 78. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифо-поэтического. М., 1995. 79. ТоффлерА. Футурошок. СПб., 1997. 80. Уайт Л. Избранное: эволюция культуры. М., 2004 81. Феномен пола в культуре. М., 1998. 82. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М. 1980 83. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. 84. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. 85. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 86. Фромм Э. Иметь или быть. Психоанализ и религия. М., 1990 87. Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998. 88. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 89. Фромм Э. Человек для себя. Мн., 1992. 90. Холл К., Линдсей Г. Теория личности. М., 1999. 91. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. 92. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. 93. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М, 1993. 94. Шпенглер О. Закат Европы. Т 1. Образ и действительность. Новосибирск, Наука, 1993. Т. 2 Всемирно-исторические перспективы. Минск, Попурри. 1999. и др. издания 95. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М. 2004 96. Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. М.1999 97. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза, Киев, 1998 98. Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. М., 1987. 99. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.1999 100. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 101. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001. 102. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. 103. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. 104. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. 105. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М., 1994. НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА Требования к написанию реферата по «Культурологии»
Для выполнения реферата по культурологии необходимо выбрать тему, самостоятельно подобрать литературу (не менее 7-ти источников, включая учебники, монографии, статьи из журналов и др.), проанализировать собранный материал и изложить в письменной форме.
Основной текст реферата создается в электронном виде (на компьютере) в файловой форме (общий объем реферата примерно 40 тысяч знаков). Кроме основного текста студент подготавливает презентацию реферата (для устного доклада на семинарском занятии) в виде печатаного текста объемом 5 – 7 страниц с изложением основных положений реферата.
Требования к содержанию реферата: 1. Соответствие заданной структуре реферата. 2. Полнота (всесторонность) рассмотрения темы. 3. Логичность изложения. 4. Обоснованность выводов. 5. Грамотность написания текста.
Оформление электронной формы (файла) реферата. Электронный вариант должен полностью соответствовать текстовому. Файл с текстом представляется в формате doc, редактируемый в MS Word. Иллюстрации могут быть включены в текст, но объем файла в таком случае не должен превышать 2 Мб. В случае превышения, иллюстрации оформляются отдельным файлом в формате jpg, в тексте дается ссылка на номер рисунок. Объем каждой иллюстрации не должен превышать 2 Мб. Файлы с электронным вариантом реферата не должны архивироваться.
Структура реферата: Титульный лист. План (содержание). Введение а) обоснование (актуальность) темы; б) цель работы; в) задачи; г) источники (краткое описание источников, используемых в реферате). Основная часть, состоящая из 3 или 4 вопросов, раскрывающих тему (внутри текста эти вопросы должны быть выделены, как отдельные главы). 1.... 2… 3… Заключение (краткие выводы по всей работе). Приложения (таблицы, схемы, карты, иллюстрации, если это необходимо по реферату). Список использованных источников и литературы. Оформление сносок в реферате: Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами: 1. Постранично, когда все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами, а в конце страницы указывается, соответствующий номеру сноски, источник; Например: Текст. «Цитата». 1 Текст. Текст… Текст. Текст. «Цитата» 2 Текст… Текст. Текст. Текст… __________________________________________ 1. ФИО автора, название работы, место и время публикации, страница (с.) 1-ой цитаты. 2. ФИО автора, название работы, место и время публикации, страница (с.) 2-ой цитаты.
С опорой на список литературы, то есть после цитаты в квадратных скобках указывается номер наименования в общем списке литературы и цитируемая страница. Например: Текст. Текст. «» [4, с. 25]. Цифра 4 соответствует номеру литературы в общем списке.
Оформление списка использованной литературы к реферату: Список должен состоять, как минимум, из пяти наименований использованной литературы. Список литературы составляется в алфавитном порядке авторов. Следует соблюдать требования к оформлению списка литературы: сначала указывается фамилия автора, затем - инициалы, название работы, место издательство, год публикации, кол-во страниц (в статьях первую и последнюю страницу, в монографиях – общее количество страниц). Например: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: Мысль, 1990 Агеева О.Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой // «Отечественная история», 2006 г., № 2, с. 2-14. Две косые линии (//) означают, что данная статья взята из журнала, название которого, год издания, № и страницы указываются после //. В качестве дополнительной литературы, для написания рецензии, можно использовать литературу, указанную в списках к семинарским занятиям. Требования к презентации реферата по «Культурологии» Оформление презентации реферата (электронный вариант): Презентация реферата выполняется в программе «Презентация Microsoft PowerPoint». В ней обязательно должны быть отражены следующие слайды: 1. Наименование ВУЗа, название кафедры, дисциплина, тема реферата, Ф.И.О. студента, факультет, № группы; Ф.И.О. преподавателя. 2. Содержание (план). 3. Введение а) обоснование (актуальность) темы; б) цель работы; в) задачи; г) источники (краткое описание источников, используемых в реферате). Основная часть (в кратком изложении) Заключение (краткие выводы по работе). В слайдах можно использовать как текст, так и иллюстрации. Оформление презентации реферата (печатный вариант): 1. Титульный лист. Наименование ВУЗа, название кафедры, дисциплина, тема реферата, Ф.И.О. студента, факультет, № группы; Ф.И.О. преподавателя. 2. Содержание (план). 3. Введение а) обоснование (актуальность) темы; б) цель работы; в) задачи; г) источники (краткое описание источников, используемых в реферате). Основная часть (в кратком изложении) Заключение (краткие выводы по работе). Объем презентации реферата на бумажном носителе – 5-7 страниц «машинописного текста». Бумага – формат А 4, поля – 2 см, печатать на одной стороне. Шрифт – Times New Roman размером 14. Межстрочный интервал – полуторный. Страницы нумеровать.
Примерный перечень тем рефератов по «Культурологи»
1. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье. 2. Культурологические идеи И.Г. Гердера. 3. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо. 4. Понимание культуры в философии марксизма. 5. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. 6. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. 7. Представления о культуре К.Г. Юнга 8. Философия культуры О. Шпенглера. 9. Культурологическая концепция Н. Бердяева. 10. Философия культуры А. Тойнби. 11. Культурологическая концепция П. Сорокина. 12. Культура и этногенез в представлениях Л.Н. Гумилева. 13. Функции культуры. Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая. 14. Общие свойства культур. Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость; Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм 15. Нормативная система культуры. Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма. 16. Учение о ноосфере В.И. Вернадского; 17. Экологическое сознание Востока и Запада (опыт культурологического сравнения); Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологии.Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; 18. Массовая и популярная культура. Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура 19. Молодежная субкультура. Психофизиологические особенности тинейджеров; биологический и социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения 20. Формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; 21. Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы) 22. Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Индустриально-городская культура.
Написание реферата по культурологии является обязательным. Тема реферата может быть выбрана студентом из предложенного списка или самостоятельно, по его желанию. Выбранная тема реферата обязательно обсуждается с преподавателем. Оригинальная работа, выполненная самостоятельно, может быть оформлена в виде доклада на студенческую научную конференцию или принять участие в конкурсе на лучшую студенческую работу.
3.4. Примерные тестовые задания по культурологии
Объектом культурологических исследований является ______ система, включающая культуру: А. социальная Б. метахудожественная В. социокультурная Г. образовательная Культурология является наряду с: А. филологией и искусствоведением – наукой о знаковых и иконических формах выражения смысла Б. социологией и психологией – наиболее интегративной наукой среди других социогуманитарных наук В. этнографией и этнологией – наукой о народах и фольклоре в доиндустриальной и индустриальной эпохах Г. историей и политологией – наукой о социальных процессах волнообразного и прогрессивного характера Группы разделов культурологии – это (два варианта ответа): -: философия культуры и психология культуры -: теория культуры и история культурологической мысли -: культурная и социальная антропология -: прикладная и историческая культурология Компаративный метод (сравнительно-исторический) культурологического исследования заключается в: -: сравнительном анализе двух и более культур -: моделировании функционирования культурного явления -: построении типологии культур -: обнаружении историко-культурной закономерности В культурологи под культурой понимается ______ и ______ (два варианта ответа): -: система человеческой деятельности -: выдающиеся достижения человечества -: художественные шедевры и вкусы -: все созданное людьми Плоды и способы человеческой деятельности по превращению природы в культуру называются _____________ культурой: -: художественной -: бытовой -: профессиональной -: материально-технической Ценность выражает словосочетание: -: будь честным -: не укради -: жизнь человека -: не прелюбодействуй Определяющее значение имела система «естественных знаков» в эпоху: -: современную -: средневековую -: возрождения -: первобытную Под воспроизводством культуры понимают: -: усвоение культурного опыта -: трансляцию культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения -: процесс адаптации способов обмена информацией к новым условиям -: изменчивость культурных явлений Аспектами традиционной социокультурной системы являются (два варианта ответа): -: низкая социальная мобильность -: равенство возможностей -: сакрализованность ценностей -: всеобщее базовое образование Культура, основанная на территориальном единстве, единстве политики, идеологии и экономики, называется: -: кровнородственной -: популярной -: этнической -: национальной Особенности, характеризующие развитие общества и государства в западном типе культуры, - это (два варианта ответа): -: политический плюрализм -: разделение властей -: подавляющая роль государства -: деспотический характер власти Установите соответствие между типом культуры и её характеристикой: 2. современная 3. традиционная А. ориентация на религиозные ценности Б. ориентация на науку В. стандартизация культурных ценностей Характерными чертами русской духовной культуры являются (два варианта ответа): -: идея равенства -: дух соперничества -: антропоцентризм -: соборность В понятие культура не входит: -: упорядоченная система, достигшая предела устойчивости и сбалансированности -: «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности -: мир символических обозначений явлений и понятий, созданный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимых знаний, представлений, опыта -: социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств Установите соответствие между блоками культуры и ее специализированными областями: 2: культура познания мира и человека 3: культура трансляции информации 4: культура репродукции и рекреации человека А: религия, искусство Б: спорт, санатории В: экономика, политика Г: библиотеки, реклама Процесс _____________, противоположный по смыслу глобализации культуры, наблюдается в современном мире: -: монополизаци -: интеграции -: этнизации -: ассимиляции Характерными чертами этнической культуры являются (два варианта ответа: -: самобытность -: альтернативность -: консерватизм -: стандартность Нацеленность человека на познание и активное воздействие на внешний мир, самодеятельность отражают мировоззренческие установки _______ культуры: -: западной -: массовой -: восточной -: национальной А.С. Хомяков, не отрицая многих негативных черт русской культуры, был: -: поклонником католицизма и сторонником П.Я. Чаадаева -: критиком католицизма и защитником П.Я. Чаадаева -: критиком православия и сторонником П.Я. Чаадаева -: поклонником православия и критиком П.Я. Чаадаева При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенными критериями являются: -: достижения в области образования, науки, искусства -: тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность -: генетический «код», антропометрия, IQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека) -: средняя продолжительность жизни Структура современного культурологического знания включает… -: цивилиографию, историю европейской и отечественной культуры -: онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры -: философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию -: историю культуры, социологию культуры, историческую и прикладную культурологию Объяснительной функцией культурологии является: -: воспроизведение культурной системы изнутри -: включение объекта в контекст или общее поле культуры -: сравнение различных объектов культуры -: сведение к понятному Для терминов «историческая культурология» и «история культуры» справедливо утверждение о том, что: -: это тождественные понятия: историческая культурология, как и история культуры изучает историю материальной и духовной культуры -: это нетождественные понятия: историческая культурология объединяет культурологические подходы к истории культуры, она более теоретична -: существует только история культуры, «историческая культурология» – некорректный термин, ведь «неисторической» культурологии не существует -: существует только «историческая культурология» Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является: -: социализация личности -: исполнение нормативных актов -: установление коммуникативных связей -: приспособление личности к окружающей среде Установите соответствие между сферой культуры и ее характеристикой: 1: Усвоение основных знаний на уровне общего воспитания 2: Усвоение знаний в результате профессионального образования А: специализированная культура Б: обыденная культура Термин «культурогенез» означает: -: период упадка в процессе культурного развития -: период стагнации культурного развития -: процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры -: процесс возникновения, становления культуры К биологическим аспектам человеческого существования не относится: -: атмосфера -: солнечное излучение -: вода -: символ Установите соответствие между основными семиотическими аспектами культурных явлений и их определениями. 1: синтактический 2: прагматический 3: семантический А: отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка(а) Б: отношения между элементами языка и правилами их образования и сочетания(в) В: отношения между знаками и значениями и правилами означения и понимания(с) К тенденциям современного мирового социокультурного развития не относится: -: усиление социально-психологического начала в отношениях между людьми -: сведение массового среднего образования к уровню освоения элементарной картины мира -: формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня -: формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя» является _________культура.: -: потребительская -: массовая -: популярная -: коммерческая Основанием китайской государственности являлась семья, которая не могла придерживаться соблюдения следующего устоя: -: старшие братья должны питать к младшим дружеское расположение, младшие к старшим – уважение -: долг сына – почитать родителей -: праведный суд, защита «убогих» и «вдовиц» от чинимых им притеснений -: отец должен следовать Долгу и Справедливости, мать источать милосердие Культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами, – это ___________культура: -: локальная -: массовая -: глобальная -: корпоративная Славянофилы приписывали русскому народу особую историческую миссию, так как: -: он не затронут влиянием революционных идей -: российское самодержавие – идеальная политическая модель -: православие обеспечивает единство чувства, ума и воли для достижения истины -: он превосходит другие народы Цивилизацию как последний этап развития культуры, стадию ее гибели, рассматривал: -: О. Шпенглер -: И. Кант -: А. Тойнби -: Н. Бердяев Под морфологией культуры понимают: -: внутреннюю структуру культуры, её организационно-функциональное строение -: процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры -: период стагнации культурного развития -: детерминированное поведение человека Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т. п., выраженных в знаковой форме, – это: -: тезаурус -: культурный текст -: культурная схема -: литературный текст Сущность культурогенеза заключается в: -: символизации среды обитания -: процесс постоянного самообновления культуры -: усвоении культурного опыта -: осмыслении культурных явлений Символом восточной культуры является человек: -: бог -: кузнец своего счастья -: борец -: в лодке без весел Отличительными чертами субкультур являются «стили». Стиль характеризует глубину вхождения в субкультуру. Основным элементом стиля не является: -: манера поведения -: образование -: образ -: сленг Для русской культуры характерна: -: ориентация на прошлое -: вера в технический прогресс -: ориентация на сильную, свободную личность -: вера в эволюцию Раздел 4. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЛИТЕРАТУРА БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ. Античность ПЛАТОН (428 (427)-348 (347) до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель объективного идеализма. В своих произведениях изложил оригинальные идеи по онтологии, гносеологии, душе, политике и культуре. Автор многочисленных диалогов, среди которых выделяются «Апология Сократа», «Государство», «Протагор», «Горигий», в которых рассматриваются политико-правовые вопросы и нравственные проблемы. Платон утверждал дуализм бессмертной души и тела. Выделил три начала души: разумное, яростное, страстное. Двойственный человек, согласно Платону, обладает возможностью и стремлением к познанию, что является отличием людей от животных. Вопросы блага занимают в философии Платона особое место. При этом, благо рассматривается им и как то, что приносит пользу и как абсолютная мораль. В ряде диалогов Платона аскетически рассматривает этику. Человеку необходимо очищение души, отход от низменных удовольствий, чувственной радости. Платон показывает постоянность стремления к высшей красоте, наполнению Бытия. Для обозначения цели и идеала воспитания человека (пайдейи) Платон использует термин калокагатия. ПЛОТИН (204/205-270) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Продолжил и упорядочил учение Платона о воплощении триады в Природе и Космосе. В качестве непознаваемой первосущности определил Божество. В своих трактатах «Эннеады» обеспечил начало средневековым теоцентричным представлениям о культуре, связав политеизм античности и распространяющийся монотеизм. Цель человеческой жизни, по Плотину, заключается в восхождении к первоединому. Достигается она посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т.ч. познавательных. На высшей, экстатической ступени восхождения душа воссоединяется с богом. В учении Плотина налицо мистическая диалектика: усмотрение противоположностей и их единства, обусловливающих в мире благо и красоту гармонии, зло и безобразие. ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106-43 гг. до н. э.) – древнеримский мыслитель, политический деятель. Цицерон – последовательный сторонник республиканского устройства Римского государства. В «Тускуланских беседах» Цицерон излагает оригинальный взгляд на культуру. Термин, который до него употреблялся по отношению к земледелию, Цицерон использует по отношению к душе человека. Душу человека также необходимо «возделывать» («окультуривать»). Для этого существует философия. Культура души трактуется Цицероном как личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументирование отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых оратором тезисов. Смысл и историческое оправдание культуры Цицерон видел в выработке из индивида, жаждущего только «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового, не колеблясь, пожертвовать своим благополучием, имуществом и даже жизнью, если этого потребуют интересы государства. Главной проблемой культуры Цицерон считал достижение органического единства личности и общества, гражданина и полиса. Цель культурного процесса он видел в создании идеала человека, который по своим личностным характеристикам был бы тождественен идеалу гражданина. Цицерон, по сути, ставил знак равенства между «окультуренностью человека» и «civilis», обозначавшем степень включенности индивида в общественную жизнь, тесноту связи между ним и римской общиной. [Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 519с.]
Эпоха средневековья (V – ХV века) АВГУСТИН Аврелий (354-430) – христианский теолог, один из «отцов церкви». Родился в г. Тагасте (Северная Африка). В своем духовном развитии прошел несколько этапов. В течение 9 лет был приверженцем манихейства – религиозного учения, исходившего из принципа дуализма добра и зла, света и тьмы в мире, затем оказался под влиянием скептицизма. Решающую роль в развитии Августина сыграло его знакомство с неоплатонизмом. Для истории культурологической мысли важен трактат Августина «О граде Божьем». Это сочинение было написано им в 413—426 гг. под впечатлением разгрома Рима полчищами Алариха и по сути представляет собой теософию истории, где на фоне критики идеологических установок язычества и различных ересей дается изложение взглядов Августина на смысл и конечную цель существования человечества как рода. Историю, с точки зрения христианского идеолога, можно уподобить летящей стреле. Она имеет начало, конец и структурируется в соответствии с тем членением исторического процесса, который изложен в Библии. Периодов в истории человеческого рода, как это следует из 18 книги Августина, шесть, подобно тому как существует шесть возрастов жизни у каждого человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст и старость. Августин считает далеко не случайным совпадение количества дней, за которые Господь сотворил мир, и числа периодов исторического развития человечества, ибо в этом, по его мнению, проявляется провиденциализм верховного существа, руководствовавшегося в своей креативной деятельности единым планом. Первой исторической эпохой, пережитой человеческим родом, по мнению Августина, была эпоха, начавшаяся непосредственно от детей Адама и Евы и продолжавшаяся до потопа. Вторая совпадает с временным интервалом от потопа до патриарха Авраама. Третья — от Авраама до Исаака. Четвертая — от Иакова до выхода «племен израилевых» из Египта. Шестая, последняя историческая эпоха, утверждает Августин, началась с момента рождения Христа и будет длиться до его второго пришествия, когда свершится Страшный суд и каждый — от грешника до праведника — получит по заслугам. Августин, в отличие от многих других «отцов церкви», живших после него, был непримиримым противником сложившейся в период заката Римской империи системы экономических, политических и моральных отношений. В своих работах он неоднократно подчеркивал насильственный характер государственной власти. Государство Августин называл «великой разбойничьей организацией», римские города считал вертепами разврата, достойными участи Содома и Гоморры. Свое негативное отношение к цивилизации, являющейся формой сохранения и развития городской культуры, он обосновывал ссылками на то, что первый город был построен братоубийцей Каином точно так же, как братоубийцей Ромулом был основан Рим. Автор «Исповеди» и «О граде Божьем» осуждает ненасытное стремление к власти и богатству, эгоизм, чревоугодие, жажду чувственных наслаждений, корыстолюбие, отсутствие совести и стыда у тех, кто считает себя гражданами Великого города, носителями цивилизаторского начала. Им он противопоставляет тех, кто в поте лица своего добывает хлеб свой, кто молитвой, аскезой и добрыми делами доказывает свое право на вечную жизнь за гробом. «Вавилонской блуднице» (так неоднократно именует Августин Рим в своих трактатах) он противополагает град Божий, который в его понимании есть вселенская церковь, сообщество верующих во Христа людей, где отношения строятся между индивидами на основе любви, понимания, взаимной поддержки и уважения. [Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.] Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы