Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КУЛЬТУРА И ЭТНОС, КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Цели семинарского занятия: 1. Раскрыть содержание категорий «этнос», «нация», «цивилизация». Показать роль культурных факторов в этнической идентификации. 2. Рассмотреть современные процессы глобализации и их влияние на этнокультурную специфику отдельных регионов мира. 3. Определить общее и особенное в русской культуре в контексте мировых культурных процессов современности. План: 1. Роль культуры в этнической самоидентификации; 2. Этническая культура и национальная культура; 3. Мировая культура (культурный глобализм); 4. Индустриально-городская культура. 5. Русская культура: история и современность.
Входные компетенции: Из дисциплин «Отечественная история» и «обществознание» студент должен знать: 1. Основные признаки и характеристики этноса 2. Основные этапы истории и формы проявления русской культуры. 3. Основные черты индустриально-городской культуры.
Основные понятия и положения темы: «Архетип этнокультурный» — характерные и устойчиво воспроизводимые черты национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. «Вертикальная» глобализация — объективный процесс консолидации ее субъектов вокруг смыслообразующих интересов, ценностей и ориентиров «единого и неделимого мира» и вместе с тем — деформация этого процесса преимущественно в интересах субъектов, определяемых совокупным термином «золотой миллиард». «Вестернизация» — глобализация в соответствии с ценностями и установками мессианского западноцентризма, как выражения классической модели органической модернизации, и вместе с тем миссионерское навязывание «кальки» западных стандартов и технологий. «Глобализация» — процесс развёртывания качественно новых, уникальных в истории человечества противоречий, которые представляют непосредственную угрозу выживанию рода «Человек» и могут быть успешно решены лишь путём кардинальной смены ценностно-нормативного ядра современной цивилизации и объединёнными усилиями народов и государств. «Глобализация культур» — развёртывание процесса кардинальной перестройки культурной деятельности в соответствии с вызовом становления единой глобальной цивилизации, выработка творческой способности национальных культур к «самостоянию» И вместе с тем «цветущей сложности» (К. Леонтьев) в контексте общечеловеческих ценностей и смыслов. «Глобализация цивилизации» — становление единой и взаимосвязанной цивилизации на основе унификации материальных производительных сил, социально-политических отношений и структур. «Глокализация» — термин, который образован в результате сочетания понятий «глобализация» и «локализация» и означает глобальный контекст «малых пространств» — локальной культурно-цивилизационной идентичности отношений, структур и идей. «Горизонтальная» глобализация — объективный процесс перестройки отношений, структур и способов деятельности в соответствии с интересами всех субъектов, их отказа от доли аутсайдеров и самоорганизации с целью сохранения своей идентичности, поиска глобализации «с человеческим лицом». «Декаданс культурный» (фр. Decadance — упадок, разложение) — деградация традиционных культурных ценностей и смыслов, их системное несоответствие изменившейся социокультурной реальности и вместе с тем глубокая и плодотворная рефлексия о смысле и роли ценностей культуры/цивилизации и поиск их альтернатив. «Диаспора» — понятие, парное с метрополией; этническая группа в данном государстве, которая сориентирована на культурные ценности другого государства на основании этнической общности с ним. «Изменения (культурно-цивилизационные)» — аксиологически нейтральное понятие для обозначения различных состояний культуры и цивилизации в двух и более временных точках. «Информационный кризис» — совокупность таких многоликих феноменов, как отставание системы образования, трудовой деятельности и коммуникаций от императивов информационной революции, угроза выхода информационных потоков из-под контроля, информационная экспансия, проблема «искусственного интеллекта» и т.п.; в конечном счёте, кризис способности преобразования информации в знание о мире человека и человеке в мире. «Коммуникация » (лат. communicare — совещаться с кем-либо) — процесс, в котором индивидуальные и коллективные субъекты культуры/ цивилизации обретают идентичность и обогащаются в противоречивом процессе взаимопроникновения и обнаружения себя друг в друге. «Конфликт цивилизаций» — концепция американского политолога и культуролога С. Хантингтона, согласно которой взаимоотношения между западной, конфуцианской, японской, исламской, православно-славянской и африканской цивилизациями определяются несовместимостью их ценностно-смысловых оснований и поведенческих ориентиров. «Коренной этнос» — понятие, выражающее формирование и историю определенно этноса на данной территории. «Космополитизм» — принцип и практика отрицания реальности или плодотворности национального фактора, «беспочвенность», абсолютизация общечеловеческих интересов и ценностей. «Кризис культуры/цивилизации» — состояние обострения противоречий определённой культурно-цивилизационной модели, испытания жизненной силы её ценностей и смыслов. «Криптонациональность» (от лат. Kriptos — тайный) — этническое меньшинство определенного этноса в данном государстве, который является титульным в другом государстве. «Культурный шок » — концепт, введённый американским культурфутурологом А. Тоффлером для обозначения состояния индивидов, социальных групп, общностей людей в пограничной ситуации внезапного разрушения традиционных ценностных ориентиров и неспособности к адекватному истолкованию новых реалий и адаптации к ним. «Международный терроризм» — протест против «вертикальной» глобализации, тенденция к её подрыву в любой форме, усилению хаоса и дестабилизации международного порядка путём отрицания самоценности человеческой жизни и устрашения «авторитетом» нелегитимной силы. «Меньшинство этническое» — группа людей со специфическими этническими признаками, представляющая меньшинство населения страны. «Мир-система» — смыслообразующий концепт американского социолога П. Валлер-стайна, которым обозначается системная взаимосвязь мира на основе иерархии между «Центром» и «периферией» в международном разделении и кооперации деятельности. «Мультикультурализм» — феномен гетерогенного многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса. «Нациократия» — принцип и практика политического господства одних наций-государств над другими. «Национализм» — противоречивый принцип и практика самоопределения этноса, нации, выражение их интересов. «Национал-сепаратизм» — совокупность идей и действий, направленных на становление новой государственной структуры этнической общности как альтернативы государству на основании представлений о его несоответствии интересам этой общности. «Национальная идея» — выраженное в комплексе символических форм самосознание (самоидентификация) нации и одновременно — ее «послание миру» о бытии, интересах и ценностях этой общности людей. «Нация» — полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, нация-государство. «Патриотизм» — принцип и естественная ценность национального самосознания, любовь к своей Родине и деятельная сопричастность к ней. «Расизм» — принцип и практика превосходства одних рас над другими, которые в европейской традиции мотивируются мифологемами биопсихических преимуществ «арийской» расы или возможности «конструирования» такой расы. «Регионализация» — дифференциация «больших пространств», которые основаны на их территориально-культурной идентичности и вместе с тем несамодостаточности в глобальной структуре мира. «Ренессанс культурный» (фр. Renaissance — Возрождение) — процесс возрождения ранее утраченных или смещенных на периферию ценностей, который является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла; возникновение нового чувства жизни, родственного жизненному чувству античности и противоположного средневековому отношению к жизни как отрешению от неё, утверждение и обновление творческих сил человека. «Римский» национализм — возникший в Римской империи комплекс представлений, идентичный шовинизму и расизму. «Самоидентификация этническая» — самосознание этнической общности. «Системность глобальных проблем» — понятие для выражения их обусловленности не только специфической собственной природой — экологической, информационной и т. п., но главным образом способом взаимосвязи между ними. «Субэтнос» — этническая группа со специфическими признаками, не выходящими пределы более крупной этнической общности. «Суперэтнос» — крупномасштабная общность людей, сформировавшихся из различных этносов и достигших единства социокультурных признаков. «Титульный этнос» — этническая общность, этнонимом которой называется данное государство (напр. «русские» - «Россия»). «Трансформация» — внутренняя перестройка общества в соответствии с имманентно присущими ему законами; системное, преимущественно эволюционное преобразование культурно-цивилизационного комплекса; трансформационный процесс не сводится к реформам «сверху», охватывает все основные структуры, и его ход и исход в решающей степени зависят от действий больших социальных групп; отсюда — принципиальная неоднозначность, незаданность окончательного исхода процесса. «Тупик культуры/цивилизации» — системный и предкатастрофный кризис культуры/цивилизации, который обусловлен обесценением/исчерпанием творческого потенциала их ценностно-смыслового ядра и завершается его распадом. «Универсализм глобальный» — несводимый к концепции и практике «политического реализма» принцип «этической глобализации», «ответственного и честного глобализма», понимания национальных интересов в контексте глобализации мира и его универсалий. «Цивилизационное миссионерство» — основанная на идее превосходства и исключительности претензия «спасения мира» путем насильственной экспансии определенной культурно-цивилизационной модели. «Шовинизм» — принцип и практика превосходства определенного этноса или нации над другими, «национализм крупного рогатого скота» (Ф. Ницше). «Эволюция» (древнееер. Eva — жизнь) к./ц. — в узком смысле единство количественных и частнокачественных изменений культуры/цивилизации в пределах выработки и реализации исторически определённого ценностно-смыслового ядра культуры, в широком — синоним динамики культуры и цивилизации. «Эллинский» национализм — возникший в древнегреческом полисе комплекс представлений, идентичный патриотизму. «Этнократия» — принцип и практика узурпации государственной власти и монополии на нее определенного этноса. «Этнонациоренессанс» — противоречивый глобальный феномен активизации этнического или национального самосознания, который является одним из фундаментальных процессов современной культуры и цивилизации. «Этнос» — исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общности предков), биопсихических признаков, духовных ценностей, прежде всего языка, и самоидентификации. «Этноцентризм» — принцип и практика отношений определенного этноса с миром, подчиненных его эгоцентричным интересам. Регламент занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №9 – 4 академических часа
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое географический детерминизм и как он проявляется в развитии культуры? 2. Какие основные типы культурных общностей в пространстве вы можете назвать? 3. В чем заключаются особенности расово-этнических культурных общностей? 4. Какие моменты характеризуют понятие «национальная культура»? 5. Что вы можете сказать о дихотомии «Восток-Запад»? 6. Существует ли с вашей точки зрения, мировая культура и если да, то почему? Семинарское занятие № 10. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА Цели семинарского занятия: 1. Сформировать представления о различных экологических стратегиях у народов мира, показать историю их развития. 2. Раскрыть понятие «ноосферы», как одной из базовых категорий современной экологии. 3. Раскрыть историю и многообразие форм взаимоотношений полов в культурологическом аспекте. План: 1. Экологическое сознание Востока и Запада; 2. Учение о ноосфере В.И. Вернадского; 3. Соотношение природного и внеприродного в человеке; 4. Тело человека в культуре. 5. Взаимоотношение полов как проблема культурологии.
Входные компетенции: Из дисциплин «общая биология» и «история» студент должен знать: 1. Основные характеристики экологических доктрин «Востока» и «Запада» 2. Основные этапы развития жизни на Земле. 3. Основные этапы антропо- и социогенеза. 4. Основные формы современной семьи.
Основные понятия и положения темы: «Андроидный жир» – запасы жира в области живота, отложение которых стимулируется тестостероном; легко мобилизуются для энергетических нужд и расходуются при физической активности (по сравнению с гиноидным жиром). Браки «симпуа» - система браков по договоренности (например, в китайской культуре), когда будущая супруга переезжает жить к будущему мужу, когда оба они еще дети. «Внутриполовая конкуренция» – соперничество среди представителей одного пола за спаривание с противоположным полом; как правило, наиболее выражено у пола, вносящего меньший вклад в заботу о потомстве. Например, мужчины состязаются между собой за внимание и благосклонность женщины. «Выбор самкой полового партнера » – разновидность полового отбора. Ч. Дарвин выдвинул теорию, что предпочитаемые самками характеристики половых партнеров становятся более выраженными с ходом эволюции (сравните с соперничеством самец – самец). «Гендер» (gender) – пол в социокультурном плане (социальная роль); понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения. «Генетический детерминизм» – доктрина, утверждающая что поведение – явление врожденное и может быть предсказано генетическими исследованиями. «Гетеризм» – (от греч. Hetaira – подруга, любовница) – термин, утвердившийся для обозначения свободы добрачных в внебрачных отношений. «Гинекократия» – господство женщины в семье и обществе, то же, что и матриархат или материнское право. «Гиноидный жир» – запасы жира в области бедер и ягодиц, отложение которых стимулируются экстрогеном; очень устойчивый к мобилизации. Гиноидный жир возник как энергетический резерв на случай беременности и лактации (после рождения). (сравните с андроидным жиром). «Гиперогамия» – брак с лицом высшего статуса. «Гипогамия» – брак с лицом низшего статуса «Дислокальность» – раздельное поселение супругов. «Дуальная организация» – взаимобрачная организация двух родов или позднее фратрий. «Дуолокальность» – брачное поселение поочередно как в группе мужа, так и в группе жены, то же, что билокальность Индекс талии и бедер ( waist-hip ratio – WHR ) – показатель здоровья и фертильности женщины, высчитывается делением окружности талии на окружность бедер. Установлено, что WHR около 0, 7 у женщин предпочитаются мужчинами большинства культур мира. WHR свыше 0, 9 свидетельствует о повышенном риске различных заболеваний у женщин. «Конкубинат» (от лат. con – со и cubo – лежу) – допускавшееся древнеримским правом длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной. «Кросскузенныйбрак» (перекрестный брак) – брак с дочерью брата матери или дочерью сестры отца. «Левират» – брак с двумя или более братьями одновременно, а позднее с братом умершего мужа. «Матрилинейность» – счет родства по линии матери. «Матрилокальность» – брачное поселение супругов в группе жены. «Матронимия» – группа, именующая себя по общему матрилинейному предку. «Межполовой отбор» – селективность в выборе полового партнера противоположного пола; более выражен у представителей пола, заботящегося о потомстве, вынуждает их быть очень придирчивыми в выборе партнера из представителей пола, менее заботящегося о потомстве. «Моногамия» – единобрачие. В настоящее время, развитие форм семьи, прежде всего в европейском обществе, привело к условности этого термина и введению более точного термина - серийная моногамия, или, иначе говоря, диахронная полигамия. «Неолокальность» – брачное поселение супругов отдельно от родни мужа или жены. «Ноосфера» – область существования разума, разумных существ. «Ортокузенный брак» – (параллельно-кузенный брак) – брак с дочерью брата отца или сестры матери. «Полиандрия» – многомужество (разновидность полигамного брака). «Полигамия» – собирательное обозначении для полигинии и полиандрии. «Полигиния» - многоженство (разновидность полигамного брака) «Промискуитет» – ничем не ограниченная свобода отношений между полами. «Секс» (sex) - целенаправленно получаемое удовольствие от сочетания реализации человеком своего либидо с ритуализированной формой этой реализации, при явном, сознательном (полном или частичном) блокировании естественных последствий функции продолжения рода. «Сорорат» – брак с двумя или более сестрами одновременно, а позднее с сестрой умершей жены. «Социальный дарвинизм» – распространение учения Ч. Дарвина на социум; в частности, социологическая теория, согласно которой социокультурный прогресс – продукт межгруппового конфликта и соперничества, а социально элитные классы (те, кому принадлежат богатство и власть) обладают биологическим превосходством в борьбе за существование. «Социобиология» – сравнительное изучение социальной организации животных (и людей), уделяющая особое внимание генетическим основам и эволюционной теории. «Теория естественного отбора» – теория, согласно которой существует естественный процесс, приводящий к выживанию и успешному размножению индивидов или групп, наиболее хорошо адаптированных к окружающей среде. Естественный отбор ведет к закреплению наследственных качеств, наиболее подходящих к данной окружающей среде. «Тестостерон» – мужской половой гормон и один из наиболее активных андрогенов. Стимулирует развитие мужских половых органов (включая предстательную железу), вторичных половых признаков (например, бороды), рост костей и мышц. «Травестизм» (от фр. Travestir – переодеваться) – обычай демонстративной перемены пола. «Феромоны» – пахучий секрет желез самцов и самок, используемый для идентификации территорий или для обмена информацией. Особенно важен для выживаний вида, когда феромоны самки привлекают к ней самцов во время брачного периода. «Экзогамия» – запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или других групп. «Эндогамия» – вступление в брак внутри определенной общности. Может быть предписанной (нормативная эндогамия) или практикуемой в силу фактической частоты контактов женихов и невест (фактическая эндогамия) «Этология» – 1.Отрасль науки, занимающаяся поведением человека как биологического вида, его формированием и эволюцией. 2. Научное и объективное изучение поведения животных, особенно в естественных условиях.
Регламент занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №10 – 4 академических часа
Вопросы для самоконтроля: 1. Как менялись взгляды на взаимоотношения человека и природы в ходе исторического развития? 2. Что такое ноосфера и кто из ученых предложил и использовал это понятие? 3. Какие идеи отличают научно-технический оптимизм и экологический пессимизм? 4. Чем характеризуется деятельность Римского клуба? 5. Что лежит в основе понятия «экология»? 6. Как следует понимать выражения «экология души» и «экология культуры» и кто впервые ввел их в научный обиход? 7. В чем различия между экологическим сознанием Запада и Востока и какой фактор лежит в их основе? 8. Назовите и охарактеризуйте наиболее крупных представителей христианской экологической мысли. 9. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация», если их рассматривать в контексте экологии? 10. Какие основные формы семейно-брачных отношений существуют у народов мира? ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
1. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье. 2. Культурологические идеи И.Г. Гердера. 3. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо. 4. Понимание культуры в философии марксизма. 5. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. 6. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. 7. Представления о культуре К.Г. Юнга. 8. Философия культуры О. Шпенглера. 9. Культурологическая концепция Н. Бердяева. 10. Философия культуры А. Тойнби. 11. Культурологическая концепция П. Сорокина. 12. Функции культуры. Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая. 13. Общие свойства культур. Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость; Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм. 14. Нормативная система культуры. Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма. 15. Культура и природа. Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи. 16. Массовая и популярная культура. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура 17. Молодежная субкультура. Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения. 18. Формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы). 19. Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Индустриально-городская культура. 20. Массовая и популярная культура. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура. 21. Культура и природа. Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи Раздел 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ Самостоятельная работа студентов предусмотрена ГОС ВПО и рассматривается как обязательная форма обучения. Для эффективного освоения теоретического материала по курсу студенты обеспечены базовой учебной литературой и имеют возможность самостоятельно заниматься в методическом кабинете кафедры, который укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине, в гуманитарном зале библиотеки НГМУ, а также в других библиотеках города. Обязательной формой самостоятельной работы является изучение первоисточников, учебников, монографий, учебно-методических материалов и справочников по культурологии; конспектирование литературы, рекомендуемой к каждой теме; написание рефератов, подготовка сообщений и докладов к семинарскому занятию по выбранной теме. По курсу «Культурология» предусмотрены письменные работы в форме эссе, рецензий, аннотаций на журнальные статьи. К зачету практикуется написание реферата по теме, предложенной кафедрой. Это дает возможность студентам не только углублять знания по отдельным темам курса, но и, по желанию, заниматься в научном студенческом кружке в секции «культурология», итогом которого является участие в ежегодных научных сессиях студентов и молодых ученых НГМУ.
НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ Требования к написанию рецензии Работа над рецензией предназначена для того чтобы, во-первых, познакомить студента с примером научного культурологического текста, а во-вторых, привить навыки самостоятельного анализа культурологического текста, выработки собственного мнения по какому-либо вопросу культурологии. Рецензия пишется на одну из предложенных научных культурологических работ (статей). Объем рецензии примерно 25-30 страниц. В рецензии должна быть представлена структура анализируемого текста и по каждой единице структуры студент должен обозначить основную проблематику, позицию автора (в виде ключевой цитаты или ряда цитат) и собственную оценку этой позиции. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы