Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Цели семинарского занятия: 1. Узнать содержание общих тенденций в понимании культуры в эпоху Просвещения (Ф. Бэкон). 2. Узнать содержание культурологических концепций культурологов – «диссидентов» эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико) План: 1. Общая характеристика представлений о культуре в эпоху Просвещения. 2. Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона. 3. Культурологические идеи И.Г. Гердера. 4. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо. 5. Культурологические идеи Дж. Вико.
Входные компетенции: Студент из дисциплин «история» и «философия» должен знать: 1. Ключевые исторические события и социально-экономические процессы в Западной Европе эпохи Просвещения (ХVII – ХVIII вв.). 2. Основные философские течения Западной Европы эпохи Просвещения. Основные понятия и положения темы: «Антропоцентризм» – (греч. anthropos — человек и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, человек есть главный субъект и объект культуры. Является ключевым основанием для понимания культурологической мысли античности. В латинское понятие «культура» человек был включен благодаря трудам оратора и философа периода Римской республики Марка Туллия Цицерона, обосновавшего цель культуры как «возделывание» гражданина. Антропоцентризм античных культурологических представлений сменился в теоцентризмом в Средние века. Человек вновь стал основой культуры в эпоху гуманизма, начало которой связано с творчеством Данте Алигьери и распространением его «Божественной комедии». «Естественное — искусственное» — парное понятие, выражающее не столько противоположность природы и человека, сколько «естественный», т. е. соответствующий закономерностям мира, рациональный характер человеческой деятельности, её способности разумно творить свой искусственный мир. «Натура — культура» — парное понятие, имеющее общенаучный смысл различения человека — творца культуры и его природного мира — «натуры». В эпоху Возрождения это понятие приобрело антропоцентрический смысл противопоставления «натуры» и «культуры». «Деятельностно-гуманистический принцип» — исходная и генерализующая идея познания мира человека как процесса и результата его активно-преобразующей деятельности. «Космоцентризм» (лат. centrum — центр) — принцип рассмотрения человека с позиций его естественной, космологически понятой природы. «Логоцентризм» — принцип безраздельного доминирования разума как сущности человека. В теологической трактовке — человеческого разума как проекции Божественного. «Парадигма» (греч. paradeigma — пример, образец) — введенное Т. Куном понятие для обозначения «совокупности идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных проблем, принимаемых научным сообществом определённого направления или эпохи» «Секуляризация» — процесс освобождения общественного сознания от религиозности, обусловленный, с одной стороны, характерной для Нового времени рациона лизацией человеческой деятельности, с другой — обострением ценностно-смысловых противоречий церкви и её взаимоотношений с обществом. «Социоцентризм» — принцип определяющей роли общественных отношений, для конкретного человека — социальной среды, его редукции к «ролевику», функции этой среды. «Сциентизм» (лат. scientia — наука) — видение человека и его мира с позиций универсальных законов науки. «Теоцентризм» (греч. theos — Бог) — принцип осмысления человека и его мира с точки зрения их Божественного творения.
Регламент занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №2 – 4 академических часа
Вопросы для самоконтроля: 1. Кто из английских философов ХVII в. внес особый вклад в осознание феномена культуры и чем отличается этот вклад? 2. В чем видели главное содержание культуры французские просветители? Семинарское занятие № 3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХIХ ВЕКА
Цели семинарского занятия: 1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХIХ века. 2. Определить ключевые отличия культурологических концепций Европы и России ХIХ века. План: 1. Э. Тайлор, Л. Морган и идеи эволюционизма. 2. Понимание культуры в философии марксизма. 3. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.
Входные компетенции: Студен из дисциплин «истории» и «обществознание» должен знать: 1. Базовые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе и России в ХIХ в. 2. Основные философские течения Западной Европы и России в ХIХ в. Основные понятия и положения темы: «Анимизм» – вера в души и духов, лежащая в основе любой религии (по Э.Тайлору). «Класс» – историческая категория, соответствующая каждой общественно-экономической формации. Группа людей, в исторически определенной системе общественного производства, противопоставляющая себя экономически диаметральной группе по признаку собственности на средства производства. «Культурно-исторический тип» – целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях. «Марксизм» – целостное антропологическое учение в центре которого находится человек, как деятельно преобразующий, многомерный и динамичный субъект своей культуры и цивилизации «Общественно-экономическая формация» – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития; в основе лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют её сущность, охватывает и соответствующую надстройку (тип семьи, быт и т.д.) «Революция» – форма перехода общества от одного качественного состояния к другому, быстрые, радикальные изменения, скачок от одного способа производства к иному. «Цивилизация» – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. «Эволюционизм» – представление о едином для человечества пути постепенного развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.
Регламент занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №3 – 4 академических часа
Вопросы для самоконтроля: 1. Определите общее понятия «эволюции» и «революции». Соотнесите эти категории. 2. Выявите характерные черты эволюционизма как научного направления. 3. Соотнесите категории «Культурно-исторический тип» и «Цивилизация». Семинарское занятие № 4. «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХХ ВЕКА» Цели семинарского занятия: 1. Узнать содержание основных культурологических концепций ХХ века. 2. Определить базовые отличия культурологических концепций Европы и России ХХ века.
План: 1. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. 2. Представления о культуре К.Г. Юнга; 3. Философия культуры О. Шпенглера; 4. Культурологическая концепция Н. Бердяева; 5. Философия культуры А. Тойнби; 6. Культурологическая концепция П. Сорокина. 7. Игровая теория культуры И. Хейзинги
Входные компетенции: Студен из дисциплины «история» должен знать: 1. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в Западной Европе в ХХ в. 2. Ключевые социально-экономические процессы и исторические события в России и СССР в ХХ в. 3. Основные философские течения Западной Европы и России в ХХ в.
Основные понятия и положения темы: «Архетип» (от греч. Arche – начало и typos – образ) – изначальные, врожденные структуры, образы (мотивы), составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. «Религиозная этика» (моральная теология, нравственное богословие) – комплекс моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий. Отличительные черты – помимо отношений между людьми устанавливает также нормы отношений человека к Богу и интерпретирует этические нормы как божественные установления, имеющие абсолютное значение. «Репрессивная цивилизация» — фрейдовский концепт для выражения принудительной роли структур и механизмов цивилизации («Сверх-Я») в процессе культуротворческой сублимации энергии Эроса. « Социальная мобильность » - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). «Социальная стратификация» - структура общества и отдельных его слоев, система признаков социального расслоения «Суперсистемы» — базовый концепт П. Сорокина для обозначения масштаба культурно-цивилизационных комплексов в трех основных, господствующих в различных этапах или сосуществующих формах — «идеациональной» (иррацинальной, трансцендентной), «сенситивной» (чувственной, имманентной) и «идеалистической» (совмещающей оба начала). «Табу» (полинез. – запрет) – религиозно-магический запрет, объектами могут быть вещи, животные, слова, действия и т.п. «Экзистенция» - человеческое существование, как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Регламент занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №4 – 4 академических часа
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби? 2. Охарактеризуйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой». 3. Дайте определение категориям «коллективное бессознательное» и «культурные архетипы» К.Г. Юнга?
Семинарское занятие № 5. ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА КУЛЬТУРЫ Цели семинарского занятия: 1. Определить основные функции, дисфункции культуры. 2. Выявить общие свойства культуры.
План: 1. Функции культуры: А. Гуманистическая (социализирующая); Б. Трансляционная; В. Нормативная; Г. Гносеологическая; Д. Семиотическая. 2. Дисфункции культуры 3. Общие свойства культур: А. Стабильность, нестабильность; Б. Толерантность, интолерантность; В. Открытость, замкнутость; Г. Демократизм, элитарность; Д. Прогрессивность, регрессивность, консерватизм. Входные компетенции: Студент из дисциплины «история» должен знать: Ключевые социально-экономические процессы и исторические события ХХ в. Студент из дисциплин «философия» и «социология» должен знать: Ключевые представления об обществе, типах и этапах его развития. Основные понятия и положения темы: «Гносеология» – раздел философии, в котором изучается закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. «Гуманизм» (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. «Норма » (лат norma – руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй. «Регресс» (от лат. Regressus - обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. «Семиотика» (от греч. Semeion – знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие). «Толерантность» (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. «Трансляция культуры» - передача культуры из поколения в поколение
Регламент занятия: Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №5 – 4 академических часа
Вопросы для самоконтроля: 1. Определите устойчивые сочетания свойств культуры (например, открытость-толерантность и т.д.). Подтвердите свои утверждения конкретными историческими примерами. 2. Исходя из анализа нормативной функции культуры, выявите уровень взаимодействия категорий «культура», «общество», «государство».
Семинарское занятие № 6. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы