Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Европейская культура эпохи Средневековья.



Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрешения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институом.

Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла.

Сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим.

Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. История культуры Средневековья – история борьбы церкви и государства.

РАННИЙ ПЕРИОД. С конца 4 века началось великое переселение народов. Вандалы, готы вторгались в пределы Западной Римской империи.

Когда Западная римская империя распалась образовался ряд недолговечных государств. В Галлии и Западной Германии – франки, в Британии – англосаксы.

Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, романизация захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом – римское право, господствующей религией – христианство.

Однако следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров, усугубившийся привнесением их наивного мифологического мышления, поклонением стихийным силам природы.

Все это отразилось на культурном процессе раннего средневековья. В 9-10 веках европейские народы боролись против набегов мавров, венгров, норманнов.

Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры.

Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность.

Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины 17 века и неоклассицизм конца 18 – начала 19 веков.

Представителем академического классицизма в живописи Франции является Никола Пуссен. Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков.

Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга.

Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическим виде. Пейзаж Пуссена – это не реальная природа, а природа улучшенная, созданная художественным вымыслом живописца.

Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли замершими скульптурами. Образом для них послужила античная пластика и мир античных героев.

Клод Лоррен, в торжественных композициях которого идеальные пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 века.

Культура эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично- христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина " Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры. Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический. Понятие " Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его " язычеством", " антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как: — расцвет культуры; — переворот в культуре; — переходный культурный этап; — восстановление античности.Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры.

Культура Европы Нового времени.

Впервые в истории культуры Новое время отбрасывает все и всяческие преграды на пути к одной цели - прибыли, наживы. Деньги превращаются в самоцель развития общества и культуры.

Прибыль становится наиболее глубокой мотивацией культурной деятельности.

Цель общества определяет и создание адекватной технической и технологической базы - производства машин с помощью машин, промышленной культуры с её механизированными процессами.

Механическое производство пронизывает и материальную, и духовную культуру, последняя сама становится на поток, подвергается технологической обработке.

Типичным примером просветительской культуры в литературном творчестве может служить творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761), оказавшего значительное влияние и на последующие культурные эпохи.

Широкую известность получает творчество Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он начинал свою литературную деятельность с сентиментализма, но быстро эволюционирует, обращаясь к философским и политическим проблемам.

Не меньший успех выпадает на долю науки, второй сферы культуры, в которой требования рационализма сказались столь отчётливо и однозначно.

В период Просвещения в науке сложилось четыре самостоятельных научных программы.

Продолжала развиваться атомистическая программа, сложившаяся ещё в Античности. Кроме того, конституировались Картезианская, Ньютоновская, Лейбницева научные программы.

Но все они обладали общим убеждением в том, что все природные явления подчинены закону.

Наука Просвещения начинает длительный процесс очищения истинного знания от " ложного", " достоверного" от " гипотетического".

Истинное знание стало отождествляться с законом, объективной, существенной, повторяющейся, необходимой связью между явлениями. Закону подчиняются природа, общество, а значит, человек и культура, в том числе - идеология, религия, бог.

Изменилось и представление о материи. Для Античности, материя - что-то неопределённое, изменчивое, неупорядоченное.

Ей противостоит сознание, " дух", - закон, " нус", порядок. Следовательно, закон, порядок - свойство сознания, но не материи.

Для Возрождения, материя - что-то неизменное, постоянное, телесное. Просвещение в этом постоянстве усматривает движение, закон.

Отсюда проистекает кардинальное отличие культуры Просвещения от культуры предшествующих эпох.

Из неё выпадает целый пласт представителей. Дело в том, что в культуре Античной, Средневековой, да и Возрождения, природа - целесообразна. Эта цель вносится Творцом, Демиургом, Богом, Перводвигателем.

В культуре Просвещения происходит разделение: выделяется наука, система знаний, опирающаяся на закон.

Она лишена элемента целесообразности, поскольку цели в природе нет. Но в данном случае просветители не учитывали, что наука сама стремится к определённой цели - адекватному отражению природы, и поэтому наука - также и культура.

Вторым разделом является метафизика, то есть философия, богословие, в которых присутствует элемент целесообразности. Таким образом, Просвещение по сути разделило культуру на естественнонаучную и гуманитарную области знания, и это разделение сохраняется и в современности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь