Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музыкальная культура России второй половины XIX века – «Могучая кучка».
Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Название «могучая кучка» впервые встречается в статье В.В.Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционных идей и философии материализма, проникших к тому времени во все виды искусства. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин. В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Французский Ренессанс. Французский Ренессанс — термин используемый историками, культурологами и искусствоведами для описания достижений в культуре и искусстве Франции с конца XV до начала XVII века. Французский ренессанс связан с пан-европейским Ренессансом, зародившемся в Италии в XIV веке. Начало французского Возрождения относится к середине XV века, к началу французского вторжения в Италию в 1494 году во время правления Карла VIII до смерти Генриха IV в 1610 году. Правление Франциска I (1515-1547) и его сына Генриха II (1547-1559), как правило, считается вершиной французского Возрождения. После скоропостижной смерти Генриха II в рыцарском турнире, страной правила его вдова Екатерина Медичи и её сыновья Франциск II, Карл IX и Генрих III, и, хотя ренессанс продолжал развиваться, Франция страдала от религиозных войн между гугенотами и католиками. Для Франции в эпоху ренессанса были характерны начало абсолютизма, распространение гуманизма, исследование «нового мира», заимствование из Италии и развитие собственных новых методов в области печати, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, наук, народной литературы, а также разработка новых правил этикета и ораторского искусства.
Английский Ренессанс. С начала ХVI столетия в Европе снова просыпается интерес к классической культуре древней Греции и Рима. В рамках этого процесса — пробуждения или «возрождения», как его называют — английские ученые вновь открыли для себя труды древних авторов. Позднее, когда в стране возникнут школы латинской грамматики, с этими трудами познакомятся и учащиеся. Пришедшего к власти Генриха VIII называли «королем Ренессанса», имея в виду, что он сочетал в себе воинские добродетели и спортивные навыки с глубоким интересом к музыке, богословию и другим наукам. Начиная с Генриха VIII, все Тюдоры знали латынь и древнегреческий. Но именно эпоха царствования Елизаветы считается порой подлинного расцвета английского Ренессанса. Это период новых открытий и славных военных побед, но прежде всего — это время мира и процветания, которые способствовали подъему искусства. Образ самой Елизаветы вдохновил Эдмунда Спенсера (1552—1599) па создание поэмы «Королева фей». Появляется великое множество портретов Елизаветы как символа нации. Придворная знать покровительствует искусствам, заказывая собственные портреты известным живописцам — Гансу Гольбейну (1497—1543) и Николасу Хваларду (1547—1619). Стремление разбогатевших аристократов возводить новые роскошные дворцы дает импульс развитию архитектуры. В 1520-х годах начинается строительство дворца Хэмптон-Корт для Томаса Уолси. В нем были заложены первые черты нового стиля, который потом воплотился в величественной постройке елизаветинской эпохи — Лонглит-Хаусе в Уилтшире. Здесь впервые появляются большие окна, которые потом будут охотно копировать во многих зданиях — например, их можно увидеть в Хардвик-Холле, построенном в 1591—1597 годах в Дербишире. Но в то же время в начале 1600-х годов появлялись и менее величественные постройки — с небольшими окнами, из кирпича, а не из целиковых камней. Наиболее известное из них — Хэтфилд-Хаус в Хартфордшире. После перестройки, произведенной Робертом Сесилом, оно стало таким просторным, что при надобности могло вместить целый королёвский двор.
Гуманистическая культура Испании XVII века. В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального характера. И тем не менее XVI - первая половина XVII вв. отмечены взлетом испанской культуры, прежде всего вследствие завершения процесса реконкисты и объединения Кастилии и Арагона. В области литературного творчества получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547-1616), автор романа «Дон-Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру. Основоположником испанской национальной драмы был Лоне де Вега (1562-1635), автор огромного количества литературных произведений (свыше 2000; известны 500), среди которых не потерявшие своего значения и сегодня «Собака на сене», «Учитель танцев» и др. Живопись Испании эпохи Возрождения достигла значительных успехов в творчестве Эль Грека (1541-1614) и Диего Веласкеса (1599-1660). Творения Эль Грека отличаются повышенной одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом. Живопись Веласкеса отличается смелостью романтических наблюдений, умением проникнута в характер персонажа, обостренным чувством гармонии. Феномен культурного развития, названный Ренессансом, зародившись в Италии, охватил все западноевропейские страны. Это было ярчайшее время взлета творческих, духовных сил общества. Истоки, предпосылки этого качественного скачка во всех сферах духовной жизни Европы в сравнении со Средневековьем следует искать именно в предшествующем периоде. Несмотря на то, что каждая страна по-своему пережила время Ренессанса, все-таки можно говорить об объединяющих общих чертах культуры Возрождения для всех стран. Это прежде всего философия гуманизма как основополагающая доктрина эпохи, переоценка значения индивидуума в биосоциокультурном процессе. Основой же для распространения гуманистической доктрины Возрождения в Европе явились процессы становления рыночного хозяйства, субъекты которого остро нуждались в новом мировоззрении. Это мировоззрение рождалось в упорной борьбе с застывшей традиционной церковной схоластикой. Реформационное движение как неотъемлемая часть социокультурного процесса Возрождения также охватило большинство западноевропейских стран, подчас принимая крайние формы кровопролитных войн за новую церковь. Иными словами, феномен Возрождения нельзя рассматривать лишь в явно тесных для него рамках развития отдельных отраслей духовной культуры. Эпоха Возрождения заложила основы системы ценностей современной западноевропейской цивилизации, не оказав столь сильного влияния на народы восточной цивилизации.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы