Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зарождение представлений о культуре в античности.
Упоминание о культуре – о государственных институтах, законах, системе налогов, стихах, о сказаниях, мифах и т. д. – можно обнаружить уже в самых ранних дошедших до нас письменных источниках. Да и сама письменность – феномен человеческой культуры. Однако выработать достаточно общее понятие, абстракцию, в которой бы отразилась единая, общая природа таких разнородных, на первый взгляд, явлений, как труд и живопись, человек еще не мог. Впервые слово «культура» как нечто, достойное внимания, описания и изучения, появилось в цивилизации, а не у примитивных народов или варваров. В понятии «культура», корни которой идут от римской античности, обычно подчеркивают фиксируемое им отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Ведь изначально значение этого термина – обработка земли, возделывание, уход. Мы же воспринимаем «культуру» как нечто дополняющее и даже исправляющее человеческую природу, противостоящее ей. Культурный человек не мыслим без образования и воспитания; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющие культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой. Таким образом, «культура» - это то, что отличает человека образованного, воспитанного, от необразованного и необученного. В древности принято выделять две системы представления о культуре: афинскую и спартанскую. В афинской системе культуры основной упор делался на изучение философии, письма, музыки и т. д., а изучение воинского искусства было второстепенным. В спартанской системе культуры было все наоборот. Постепенно приходит совершенно иная система связи непосредственного производителя со своими орудиями труда – феодализм, распространяется иная социальная философия и идеологии. С падением Рима (476 г.) пала и античная цивилизация в ее классическом виде, наступила эпоха средневековья с господством христианской религии, изменяются и представления о культуре. Своеобразие понятия культуры в Средние века. Культура средневековья возникла примерно в V в.н.э. как синтез трех культур: христианской, античной и варварской. Распространено мнение, что средневековье – «темные века», и по отношению к раннему этапу (до IX в.) это справедливо. Но многие ценности, восринимаемые в наше время, как общечеловеческие, представления, которые мы считаем естественными, берут свое начало в средних веках. Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей. В это время единственным общественным институтом в котором сосредотачивалась духовная культура, стала церковь. Духовенство стало носителем христианства и средоточием его духовной сущности. Но если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, которым выступал « божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Ликвидируется пантеистическое признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. На смену космологизму приходит трансцендентизм и персонализм. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоления ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование. Христианство получило дополнительную форму существования на длительный срок, но не бесконечный. Новое время показывает, что на первый план выходит светская культура – «царство кесаря». Культура в новое время. В развитии культуры нового времени хронологически можно выделить два этапа: XVII – XVIII вв. – эпоха Просвещения (иногда XVII столетие называют эпохой абсолютизма, « галантным веком», а XVIIIв. – «веком Разума») и XIXв. – буржуазная эпоха, или период «промышленной революции». Однако с культурологической точки зрения подобна периодизация достаточно условна. Европейское Просвещение – исторически- конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Так, в сравнении с Возрождением Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей. В общественном сознании начинает прослеживаться интерес к феноменам, которые станут обозначать термином «культура». При этом последняя понимается как высшая стадия развития природы, для которой характерно наличие сложной искусственной среды существования, создаваемой человеком разумным. Но наполняется это понятие и более сложным содержанием – способностью человека к безграничному духовному совершенствованию. Таким образом, понятие культура трактуется весьма широко, определяя источником культурного развития взаимовлияние всех ее элементов. Далее культура начинает пониматься не только как определенный уровень социального развития человеческого рода, где происходит совершенствование интеллектуальных и моральных сил человека, но и как особый способ его бытия посредством реализации ценностных отношений в различных сторонах человеческой жизни. Так происходит усложнение ценностной картины мира нового времени, наполнению «личностным» содержанием и драматизмом. Новое время отвергает античную и средневековую культуру, существенно корректируя элитный гуманизм Возрождения. Одновременно беря ее за основу и подстраивая под свой нужды. Отныне в европейской культуре живет идея личности, с особыми неотъемлемыми правами и свободами, которые могут противоречить интересам общества, но не интересам морали.
Основные понятия культурологи Культурология как область научного знания предполагает ряд понятий, в которых раскрываются содержание и особенности исследуемых явлений культуры. Одни понятия и категории привнесены из других областей знания, другие являются специфическими, присущими только культурологии. Основной проблемойстановящейся культурологии остаётся сложность, многозначность фундаментальной категории «культура». Культура – это мир идей, образов, вещей. Культура – это традиции и нормы, интересы и потребности. Культура – это способы деятельности и соответствующие им системы учреждений и организаций. Культура – это определённый образ жизни людей. Культурология включает десятки базовых определений культуры. Некоторые исследователи насчитывают до пятисот вариантов толкования смыслов культуры. Поэтому рассмотрению сущности культуры и близкой ей категории «цивилизация» посвящена следующая глава книги. Специфической категорией собственно культурологии является артефакт культуры. Артефактом культуры называют любой созданный человеком предмет, имеющий знаковое или символическое содержание. Это вещи, техника, одежда, утварь, жилище и многое другое. К артефактам культуры относят и духовные явления: теории, фольклор, произведения искусства и литературы. Культурология исследует природу артефактов и отношения между людьми, складывающиеся в процессе создания артефактов культуры. Артефакт рассматривается в культурологии как элементарная единица при изучении культуры, выявляется его связь с активностью человека и коммуникацией в конкретном обществе. Артефакт позволяет проанализировать процесс замысла, создания и использования искусственных объектов, их главные характеристики и вкладываемый культурный смысл, который изменяется в процессе функционирования. Определённое значение имеет понятие образ жизни, в котором представляются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности малых и больших групп людей. Образ жизни синтетическое понятие, включающее более узкие, конкретизирующие стороны образа жизни: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни» и другие. Определённым типам культуры соответствует определённый образ жизни людей. Культурологи полагают, что образ жизни людей определяется природными условиями существования сообщества, системой социальных институтов, традициями и обычаями, уровнем и формами социокультурной активности людей данного сообщества. Понятие «образ жизни» раскрывает особенности распределения времени и энергии людей определённой культуры на жизнеобеспечение личности и сообщества, общение, развитие личности и отдых. С помощью категории образа жизни можно выяснить типичные способы самовыражения людей в разных культурах, понять их решения и поступки, раскрыть степень их удовлетворённости жизни, а значит прогнозировать варианты дальнейшего развития конкретной культуры. Понятием культурологии, используемым всем современным гуманитарно-социальным знанием, является социальная коммуникация. Слово коммуникация означает сообщать, связывать. Термином коммуникация обозначают, во-первых, средства сообщения, связи, во-вторых, основу типологии культур в концепции информационного общества. В культурологии, наряду с указанными значениями, термин коммуникация имеет употребление для обозначения контактов между людьми: общения в целом и обмена информацией. Культурологи, акцентирующие внимание на проблеме понимания в общении людей, коммуникацией называют процесс взаимопонимания, возникающий в процессе совместной жизнедеятельности (деятельности, общения) людей. Одним из самых распространённых понятий культурологии является символ (особый знак). Термином обозначают условный знак для членов определённого сообщества. Посредством символов - доступных по форме - выражается сложное содержание мира ценностей и норм данной культуры. Символами культуры могут выступать предметы, вещи, явления, идеи. По мнению многих культурологов, общение между людьми осуществляется посредством символов; символы регулируют общество и общение, замещая или дополняя непосредственное общение людей. Самыми распространёнными символами являются язык, власть, влияние. Некоторые культурологи считают, что символы – сущность культуры. К числу ведущих понятий культурологии, порой отождествляемых с культурой в целом, относится ценность (значимость). Посредством системы ценностей осуществляется оценка, регулирование взаимоотношений людей в определённой культуре. Безусловной ценностью культуры является должное поведение людей, то есть совокупность поступков и стиль деятельности, обеспечивающие сплочение людей в целях выживания сообщества и оптимального функционирования его институтов. Культурологи исследуют систему и субординацию ценностей конкретного сообщества; они называют ту или иную ценность в качестве основания системы культуры. Между учёными может быть различие в частностях, но культурологи едины в понимании того, что ценностей множество и они играют значительную роль в обеспечении согласия в обществе. Современная философия культуры предпочитает рассматривать истины науки и ценности как разные способы объяснения и освоения мира. Поскольку ценности обеспечивают выживание конкретного общества, то среди них можно выявить общечеловеческие и локальные. В настоящее время ведущей общечеловеческой ценностью называется выживание человечества. На основе ценностей формируются нормы одобряемого поведения, распространение которого в качестве типичного или обязательного для всех индивидуумов обеспечивается, в том числе, социальным контролем. Культурная норма (правило, образец), как понятие культурологии, тесно связана с ценностью. Многие культурологи связывают сущность культуры с нормативным отношением к миру и себе, складывающимся и регулируемым в конкретном сообществе. Так формируются привычки поведения и традиции определённого сообщества. В нормативной культуре особое значение имеет мораль, нравственность; как ведущая форма культуры, часто отождествляемая с понятием культуры, мораль посредством норм регулирует сознание и поведение индивидов, сообщества в целом. В сплочённом сообществе мораль - господствующая или единая - облегчает взаимоотношения между людьми, чем укрепляет его жизнеспособность. Современные средства производства, связи и управления, охватившие всю планету, выступают в качестве объективной вещественной основы, диктующей определённые нормы глобальной культуры. Следующее понятие культурологии, культурные традиции (порядок, обычай), представляют иную нормативность. К традициям относят такие нормы сознания и поведения, которые передаётся поколениями в семье главным образом устной культурой. Культурная традиция долгое время рассматривалась как обычай, заведённый и завещанный предками. Современная культурология обогатилась пониманием сути традиции, благодаря революционным достижениям психологии и философии в сфере бессознательного. Считается, что традиция связана с процессами в социальном сознании и подсознании; так называемое коллективное бессознательное есть общее для людей, наследуемое основание психики, на котором формируется индивидуальное сознание. Статика и динамика культуры Статикой И Динамикой. Они воплощают в себе противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, а также эволюцию различных элементов, свойств и отношений. Состояние неизменности культуры выражается понятием «статика». А те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются категорией «динамика». В период становления и зрелости индустриального общества объектом исследования преимущественно являлась статика культуры и общества: его структура, взаимодействие его элементов и взаимовлияние различных уровней. Однако и в этот период времени были попытки объяснения развития, динамики культуры. В настоящее время главное место занимает динамика культуры: теория культурных изменений, переходных процессов, их взаимовлияния, диагностики, предвидения кризисов и путей выхода из них. В современной культурологии различают следующие Типы культурных Изменений: Генезис; самообновление или развитие; стагнация или застой; деградация или упадок; катастрофы, культурные революции или преобразования культуры; гибель, возрождение или ренессанс. Источниками И Факторами Культурной динамики, по мнению известных специалистов, являются адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ, необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий, а также творческая инициатива деятелей культуры. Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою – состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения: нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество «консервируется», ограждаясь от внешних воздействий «китайской стеной» изоляционизма, а от внутренних изменений – при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов – государства, церкви, системы образования и т. д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого, так и длительного промежутка времени. Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния застоя. Динамика культуры – это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Его не следует путать с понятием «культурные изменения», которые предполагают любые трансформации в развитии социума. Динамика культуры может реализовываться в следующих основных видах: поступательно-линейном, циклическом и криволинейном. Циклические Изменения отличаются, например, от эволюционно-инвалюционных тем, что они во многом повторимы и сопоставимы. Динамика культуры внутри общества включает возникновение культурных явлений, их распространение и функционирование. Позитивные и негативные количественные и качественные изменения в культурной динамике получили название Прогресса И Регресса.
7) Историческая типология культуры Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы