Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Комплексный государственный экзамен



Пояснительная записка

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология (очная форма обучения) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования России от 25.03.2003 № 1155, а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»).

Целью итоговой государственной аттестации является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (включая федеральный и национально-региональный (вузовский) компоненты). Задачей итоговой государственной аттестации является определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.

Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности «Культурология» включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Комплексный государственный экзамен

1.1. Требования к уровню подготовки выпускника

 

Комплексный государственный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников по специальности и установления соответствия (или несоответствия) требованиям к уровню подготовки выпускника, предусмотренным Государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в соответствии с которымиспециалист должен

знать:

  • - основные разделы культурологии как науки её особенностей по отношению к другим наукам о культуре и другим подходам к её изучению;
  • основные понятия и категории культурологии,
  • методы и средства изучения культуры;
  • проблемы исторического развития культуры (теории культурно-исторического развития), основных школ и направлений культурологии;

уметь:

  • - представлять культуру как объективную данность и осуществлять ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека.
  • владеть основной тематикой культурологии,
  • выявлять доминирующие в той или иной культуре ценности и смыслы, определять свои действия на освоение культурных ценностей;
  • стремиться к духовному самообразованию и саморазвитию;

понимать современные тенденции культурной универсализации жизни (прогнозирование и глобальные проблемы современности);

владеть:

  • - технологиями, обеспечивающими достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, волевой и физической сторон личности
  • навыками реализовать свой потенциал и трансформировать его в успешную деятельность; выработка индивидуальной стратегии в достижении профессионализма.
  • навыками рефлексии и саморефлексии;
  • навыками критического восприятия информации и умение противостоять манипулированию сознанием.
  • разбираться в вопросах управления процессом становления культуры, (прикладной характер культурологии и его значение для будущей профессии в современном обществе);

Перечень дисциплин, по которым проводится государственный экзамен по специальности 050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология устанавливается Советом филологического факультета, и включает следующие дисциплины «Культурология», «История культурологической мысли», «Этика», «Эстетика», «История религии».

К сдаче государственного экзамена допускаются студенты, не имеющие академической задолженности.

Студенты должны быть обеспечены программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, для желающих должны проводиться консультации.

Программа итогового экзамена является элементом фонда контрольных заданий университета для оценки качества подготовки специалистов, позволяющего оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям ГОС ВПО и квалификационным требованиям. По каждой дисциплине, выносимой на итоговый государственный междисциплинарный экзамен, представлен перечень вопросов, отражающих основные требования ГОС к знаниям, умениям и навыкам выпускника. Каждый билет содержит три теоретических вопроса. В каждом билете обязательно присутствуют вопросы по дисциплине «Культурология», а второй вопрос – по другим дисциплинам (История культурологической мысли, социология культуры, История культур и цивилизаций, история мировых религий, этика, эстетика).

Структура билета.

 

Порядок проведения экзамена

Особенности проведения итогового государственного экзамена, его длительность, время подготовки к ответу определяются характером и количеством комплексных заданий, содержащихся в экзаменационном билете, избранной формой ответа (устная, письменная, презентация проекта и др.).

Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, темам), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее чем за полгода до проведения государственного экзамена.

Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной, методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.

 

Критерии оценивания

Критерии оценки, выставляемой по итогам сдачи государственного экзамена:

1. Оценка выставляется за ответ по каждому контрольному и дополнительному вопросу.

2. Итоговая оценка по билету подводится как средняя арифметическая по каждому ответу на вопросы

3. По каждому вопросу может быть выставлена оценка, в соответствии с полнотой ответа.

4. Полнота ответа содержит четыре уровня знаний:

«5» - студент демонстрирует глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, владеет понятийным аппаратом; умеет связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения; грамотно, логично излагает ответ;

«4» - студент вполне освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале осознанно применяет знания для решения практических задач грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;

«3» - студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;

«2» - студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

Порядок подготовки и сдачи экзамена:

1. подготовка к ответу студента - 1 академический час (45 минут);

2. ответ на вопросы по билету перед комиссией;

3. ответ на дополнительные вопросы членов комиссии.

 

1.4. Содержание экзамена по дисциплинам

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Вопрос 1. Культурология и науки о культуре.

Структура ответа

Предмет культурологии. Л.Уайт «Наука о культуре».

Статус культурологии и ее место среди других наук (философия культуры, культурная и социальная антропология, история культуры, социология культуры, этнография). Философия культуры: возникновение и эволюция. Человек как культурное существо (И.Г. Гердер, В. фон Гумбольдт). Теории прогресса культуры (Ж.А. Кондорсе, О. Конт и др.). Циклические теории (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин). Культура и цивилизация. Германская культурно-критическая традиция. З. Фрейд и психоанализ культуры. Социология культуры. Строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами, институтами и пр. Классические теории (Э.Д. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер). Социология культуры Альфреда Вебера. Новейшие теории в социологии культуры: Н. Элиас, Ю. Хабермас, П. Бурдье, Дж. Инглхард. Культурная антропология: возникновение антропологии как учения о многообразии человеческих культур и обществ. Культурный плюрализм. К. Леви-Строс и теория символических систем. Теоретические концепции: А. Радклиф-Браун, Б. Малиновский, Р. Бенедикт, С. Айзенштат, К. Гирц, М. Дуглас. Культурология и теория культуры. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Вопрос 2. Культура: слово, термин, понятие, типы определений

Структура ответа

Культура как предмет изучения. Появление культуры как объекта гуманитарного знания. Культура и природа. Проблема специфичности культуры. Сущностные характеристики культуры (культура как творчество, культура как способ реализации активности субъекта, предметность культурной деятельности – материальная и духовная культура, культура и цивилизация). Этимология понятия «культура». Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, немецкая классическая философия, марксистская философия. Основные подходы к определению культуры (антропологический, философский, социологический).

 

Вопрос 3. Функции культуры. Культура и цивилизация

Структура ответа

Функции культуры (адаптивная, знакавая, познавательная, функция накопления и хранения информации, коммуникативная, интегративная, нормативная (регулятивная), функция социализации и инкультурации)

Культура и цивилизация. Неднозначность толкования культуры вотечественной и зарубежной теоретической литературе (Кребер, Клакхон, М.С.Каган). Культура и природа.Культура и общество. Культура и человек.

Понятие цивилизации. Признаки цивилизации (радикальное изменение отношения человека к природе, отношения практического и духовного, общественное разделение труда и порожденный им рынок, политико-правовой способ организации общественной жизни).

Динамика соотношения культуры и цивилизации (первобытное состояние, традиционная культура, индустриальная цивилизация, постиндустриальное общество).

 

Вопрос 4. Типология знаковых систем культуры. Функции языка в культуре.

Структура ответа

Культура как мир социальной информации. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах (Ч.Пирс и Ф. де Соссюр). Культура как мир артефактов, культура как мир смыслов, культура как мир знаков. Язык и символы культуры. Культура как мир знаков и значений, «символическая Вселенная» (Э. Кассирер). Социальные функции языка. Основные типы знак и знаковых систем: естественные (вещи и явления природы), функциональные (знаки-признаки), иконические (знаки-образы), конвенциональные (искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение), вербальные (естественные знаки), знаковые системы записи. Понятие символа. Знак – символ – образ. Символ в науке и в искусстве. Определяющая роль символа в религиозных культурах. Культурные коды. Система кодирования культурной информации. Культура и философия. Культура и искусство. Культура и религия. Наука и культура. Право и культура. Политика и культура.

Ю.М. Лотман «Семиосфера»: тип культуры и способы кодирования и передачи информации. Два вида человеческого общения «Я-ОНО» и «Я-Я», основные характеристики. Семантические и синтаксические знаки Типы культурных кодов. Зависимость мышления от языка. Э. Кассирер: сущность культуры усматривает в символических формах, М. Хайдеггер: «Язык есть дом бытия». Связь культурного кода с определенным типом культуры.

 

Вопрос 5. Духовная культура: мифология, религия, искусство, философия.

Структура ответа

О смысле понятия «духовная культура». Основные формы духовной культуры: мифология, религия искусство, философия. Особенности духовной культуры (неутилитарность, свобода творчества).

Мифология. Сущность мифа. Характерные черты мифа ( отождествление фантазии с реальностью, объяснение действительности в наглядно-образной форме, эмоциональная насыщенность, связь с магией. Социокультурные функции мифа ( функции стереотипизации, компенсации, символизации). Современная мифология.

Мифология и религии. Основные элементы религии (вера в Бога, эмоциональное отношние к Богу, вероучение, религиозный культ). Религия и атеизм в современном мире.

О смысле слова «искусство».Дифференциация и интеграция видов искусства. Функции искусства (рекреативная, воспитательная, идеологическая, познавательная, эмотивная) Искусство – зеркало культуры.

Философия в контексте культуры. Философия и наука. Философия и искусство. Функции философии (мировоззренческая, социальная, методологическая). Философия как идеология. Философия как самостоятельный взгляд на жизнь.

Вопрос 6. История религии. Происхождение религии: основные гипотезы.

Структура ответа

Основные концепции происхождения религии. Идеалистические концепции религии. Социологические концепции религии. Психологические концепции религии. Материалистические концепции религии. Христианские (православные) концепции религии.

 

Вопрос 6. Социальная культура: нравственная культура, правовая культура, политическая культура.

Особенности социальной культуры ( регулятивы, ценности, идеалы).

Нравственная культура. Нравственность, мораль, этика. Нравственные ценности, нравственные регулятивы. Социокультурные функции морали (мотивационная, конститутивная, координационная). Типы морали (гедонизм, эгоизм, альтруизм, индивидуализм, коллективизм). Парадоксы нравственной культуры. Основные принципы современной нравственной культуры (моральная автономия личности, гуманизм).

Правовая культура. Право и мораль. Закон и правосознание. Развитие права в России. Функции правовой культуры. Культура Законодательства ( принцип справедливости, принцип равноправия, принцип охраны прав личности, принцип единства прав и обязанностей, принцип невиновности).Правовая культура власти.

Политическая культура. Семиотика политической культуры Функцмм политической кльтуры. Типы политической культуры (традиционная власть, харизматическая власть, легальная власть). Тоталитарная модель. Демократическая модель.

 

Вопрос 72. Материальная и технологическая культура. Наука и техника

Структура ответа.

Материальная культура (сфера материальной деятельности и ее результатов. Технология как культурный феномен. Становление и развитие технологической культуры. Особенности технологической культуры (создание ценностей и идеалов, утилитаризм, рационализм). Техника как ответ кльтуры на социальной заказ. Противоречивость технического прогресса (превращение человека в раба техники, разрушение природной основы человеческого бытия.

Наука. Особенности научного знания. Социокультурные ориентиры науки ( истина и польза, автономия и социальный контроль, нейтрализм и социальная ответственность). Отношение общества к науке.

 

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Вопрос 1. История религии. Религия: термин, понятие, типы определений.

Структура ответа.

Определение предмета истории религии: закономерность возникновения развития, функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры (показать на примере морали и искусства).

Краткая характеристика:

- философии религии (философские понятия и концепции религии). Основные персоналии: Спиноза, Гегель, Фейербах, Маркс.

- социологии религии (изучение общественных основ религии, закономерности её возникновения, развития, функционирования, структуру, место и роль в обществе.

- психологии религии (исследование психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религии. Персоналии: У. Джеймс, П. Леви-Брюль.

 

Вопрос 2. История религии. Функция и роль религии в современном обществе.

Структура ответа

Функции религии. а) мировоззренческая; б) компенсаторная; в) коммуникативная;

г) регулятивная; д) интегрирующее-дезинтерирущая; е) культуротранслирующая;

ж) легитимирующее-разлегитимирующая.

Роль религии в обществе.

а) санкционирование или осуждение других общественных отношений;

б) сакрализация или секуляризация общественных отношений;.

в) влияние на различные стороы общественной жизни (мораль, искусство, образование).

 

Вопрос 3. История религии. Буддизм: история и основы вероучения.

Структура ответа

Буддизм – древнейшая мировая религия. Возникновение и распространение буддизма. Историческая ситуация в Индии в момент возникновения буудизма (сер Ι тысяч. До н.э.). Легенда о Гаутаме – Шакьямуне-Будде – основателе буддизма. Хинаяна («узкий путь спасения»), махаяна («широкий путь спасения» – направление в буддизме; выход буддизма за пределы Индии, ламаизм – тибетская форма буддизма. Проникновение ламаизма в Россию в ХУШ в. (через Монголию).

Основы вероучения. «Типитака» - письменный источник буддийского вероучения. Идея тождества бытия и страдания – важнейшая идея буддизма; «четыре благородных истины» буддизма:

1) всякое существование – страдание;

2) причина страданий – желания;

3) избавление от желаний, деяний – путь прекращения страданий;

4) «благородный срединный восьмеричный путь»: - праведное воззрение; - праведное стремление; - праведная речь; - праведное поведение; - праведная жизнь;

- праведное учение; - праведное созерцание; - праведное самопогружение (медитация). - высшая цель буддиста – прекращение перерождений и достижений нирваны (небытия). -«Панча-шила» - пять заповедей буддиста (повседневная мораль):

1) отказ от убийства любого живого существа; 2) отказ от воровства; 3) отказ от лжи; 4) отказ от употребления алкоголя; 5) соблюдение супружеской верности.

Буддизм и современность. Распространение буддизма в Западной Европе в середине ХIХ в. (увлечение фундаментализмом); середина ХХ в., Западная Европа, США – движение контркультуры: разочарование молодежи, творческой интеллигенции в традиционных общественных ценностях, поиски новой религии, обращение к истории Востока. Дзэн-буддизм – западный вариант китайского чань-буддизма; мотивы дзэн-буддизма в произведениях Сэленджера.

 

Вопрос 4. История религии: Ислам: история и основы вероучения.

Структура ответа

Ислам – одна из трех мировых религии. Происхождение, основные идеи ислама. Коран – основной источник мусульманского вероучения. Основные понятия мусульманской религии – «ислам», «дин», «иман». Влияние ислама на культуру тех стран, где он получил развитие. Ортодоксальность ислама 18 в. (ваххабиты). Модернистская интерпретация ислама (панисламизм, фундаментализм, реформаторство).

ЭТИКА

Вопрос 1. Проблемы прикладной этики. Смертная казнь

Структура ответа

Наказание, его мера и цель. Различные возможные трактовки цели наказания: отмщение преступнику, угроза и назидание всем, исправление (воспита­ние) преступника. Критерий справедливости наказания. Анатомия наказания, по М.Фуко.

Смертная казнь как исключительная мера наказания. Этические аргументы " за" и " против" смертной казни.

 

 

Вопрос 2. Этика: термин и понятие. Учителя человечества и философы-моралисты о значении морали в жизни человека и человечества.

Структура ответа

Этимология слов «этика», «мораль», «нравственность»; широкие и специальные значения значения этих понятий. Семан­ти­ческая этимология соответствующих слов в древних и восточных языках. Значения понятия «этос». Предмет этики: возможные варианты предметизации этического рассуждения. М.Фуко о трех сто­ронах морали. Д. Фон Гильдебранд о трех «сферах морали». Б.Хюбнер об «морали», «этике» и «этосе». Предметизация этического на основе базовых нравственных принципов – золотого правила (Мф. 7: 12) и заповеди любви (Мф. 22: 39). Предмет философского понятия морали.

Великие моралисты: Конфуций: этика ритуала. Будда: Победить самого себя. Моисей: Десять заповедей. Иисус Христос: Любите врагов ваших. Муххамед: Нет Бога кроме Аллаха Сократ: Я знаю, что ничего не знаю. Эпикур: Живи незаметно. Л.Н. Толстой: непротивление зло насилием. А. Швейцер: Благоговение перед жизнью. Мораль и цивилизация

 

Вопрос 3. Мораль и нравственность как предметы этики. Золотое правило нравственности и заповедь любви. Запрет на насилие. Парадоксы моральной оценки и морального поведения.

Структура ответа

Происхождение нравственности. Многообразие философских взглядов на проблему происхождения морали. Этика как раздел философии. Этика в контексте культуры. От талиона к золотому правилу нравственности. Эволюция и этика. Функции этики (ценностно-ориентирующая, познавательная, регулятивная, воспитательная, коммуникативная).

Моральная оценка. Норма и оценка. Особенности моральной оценки (ценностное основание, формальная структура, рациональность, моральные суждения).

 

 

Вопрос 4. Этика И. Канта. Моральное поведение. Категорический императив. Добрая воля.

Структура ответа

Критика гетерономных и натуралистических систем этики. Мораль как априорный закон познающего разума. Понятие максимы поступка. Максима и императив. Потребность и интерес. Гипотетический императив. Императивность представлений сознания. Категорический императив: нормативный и аксиологический аспекты. Проблема долга и склонности. Понятие свободной воли. «Идея воли каждого разумного существа как воли, устанавливающий всеобщий закон. Понятие долга. Разновидности деяний в их отношении к долгу.

 

 

Вопрос 5. Общие и моральные понятия.

Структура ответа

Общие категории этики: благо, добро и зло (фиксируются наиболее общие критерии моральной оценки, распространяемые не только на собственно моральные явления (поведение и мотивы), но и на всю совокупность общественный явлений), справедливость и равенство, честь и достоинство, долг и совесть (характеризуют требования и мотивы, обусловливающие непосредственный выбор поведения), смысл жизни и счастье (затрагивают отношения человека к его коренным потребностям и интересам и освещают далеко идущие жизненные планы индивидов, составляют главный стержень в их ценностной ориентации).

Структурные категории – норма, принцип, оценка, идеал, взгляды, знания, убеждения, привычки, обычаи, поступок, отношения.

 

 

Вопрос6. Нравственный опыт и варианты моральной жизни (гедонизм, прагматизм, перфекционизм).

Структура ответа.

Гедонизм – этическое учение, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящее к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению – основное движущее начало человека. Аристипп: высшее благо в достижении чувственного удовольствия. Эпикур: критерий удовольствия – отсутствие страданий и безмятежное состояние духа.

Прагматизм – течение в американской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического пирнципа философии. Прагматическая этика У. Джеймса. Опыт в понимании прагматистов. Прагматизм и психология предпринимательства. Идея о многообразии мотивов человеческой деятельности.

Перфекционизм – этическая установка, утверждающая значимость совершенствования как отдельного человека, так и всех людей. Перфекционизм и теория справедливости Дж.Роулза. Теория «морального совершенства». Справедливость как феномен.

 

Вопрос 7. Проблемы прикладной этики. Разумный эгоизм.

Структура ответа.

Этические представления русских революционных демократов (социокультурные детерминанты творчества, эволюция взглядов, особенности этической позиции, проблема «разумного эгоизма», понимание морали и отдельных моральных феноменов, значение). Главные персоналии – В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен.

 

Вопрос 8. Проблемы прикладной этики. Благотворительность.

Структура ответа.

Благодеяние. Аристотель и Сенека о своеобразии благодеяния в сравнении с услугой, вложением, обменом. Предмет и формы благодеяния. Историческое изменение представления об адресате благодеяния. Универсальность благодеяния и его естественные пределы.

Благотворительность (филантропия). Специфика благотворительной деятельности. Милостыня и благотворительность. Критика благотворительности. Прагматические и этические критерии благотворительности.

 

 

Вопрос 9. Проблемы прикладной этики. Эвтаназия.

Структура ответа.

Эвтаназия. Этико-философские аспекты медицинского определения смерти. Виды эвтаназии. Этические аргументы " за" и " против" эвтаназии.

Аборт. Принципиальное отличие аборта от контрацептивов как средства планирования семьи. Этические аргументы " за" и " против" аборта. Эмбрион - субъект права на жизнь?

 

. Основная литература

1. Гуревич П.С. Этика: учебник для вузов: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 416 с. (Библиотека УлГПУ, Электронный ресурс.- Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/122653

2. Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособ. для [вузов]. - 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 350, [1] с. (Библиотека УлГПУ).

3. Канке В.А. Современная этика: учебник. - М.: Омега-Л, 2007. - 394 с.( Библиотека УлГПУ.

4. Кондрашов В.А. Этика ]: [учеб. пособие для вузов]; Эстетика: [учеб. пособие для вузов] / Е.А. Чичина. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 508, [1] с. (Библиотека УлГПУ)

5. Тарасов Ю.Н. Этика. Эстетика: учеб. пособие / Ю.Н. Тарасов; РАО; Мос. психолог.-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО " Модэк", 2006. - 270, [1] с ( Библиотека УлГПУ)

6. Этика: учеб. для филос. фак. вузов; под общ. ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - 493 с.(Библиотека УлГПУ)

Дополнительная литература

1. Антонова Л.Е. Этика и психология профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие для училищ культуры и искусств / Л. Е. Антонова. - М.: [Монастырская М. В.], 2005. - 206 с (Библиотека УлГПУ)

2. Бачинин В.А. Этика: энцикл. словарь / В. А. Бачини. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. - 287 с (Библиотека УлГПУ).

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: [учеб. пособие для вузов по экон. спец.] - М.: Финансы и статистика, 2004. - 203, [3] с. ( Библиотека УлГПУ).

4. Корпоративная этика: учеб. пособие / [авт.-сост. И. Н. Кузнецов]. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2003. - 479, [1] ( Библиотека УлГПУ).

5. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права [Текст]; РАН; Ин-т философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 415, [1] с ( Библиотека УлГПУ).

6. Спиноза Этика М., 1957. (Электронный ресурс - Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/50185

7. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: буржуаз. век: [пер. с нем.] / Э. Фукс. - М.: ТЕРРА: Республика, 1996. - 440, [1] с. (Библиотека УлГПУ)

8. Этика]: учеб. для филос. фак. вузов; под общ. ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. - М.: Гардарики, 2000. - 493 с.(Библиотека УлГПУ)

9. Этика: Энциклопедический словарь / Ин-т филолсофии РАН; под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 668, [2] с. (Библиотека УлГПУ).

10. Этика: хрестоматия / авт.-сост. Зеленкова И.Л. - Минск: ООО " Новое знание", 2003. - 238, [1] с (Библиотека УлГПУ)

 

 

ЭСТЕТИКА

Вопрос 1.Эстетика как наука: происхождение, предмет исследования, глобальные проблемы.

Структура ответа

Обоснование эстетики как научной дисциплины. Общие критерии научности: наличие собственного предмета исследования, наличие соответствующих характеру предмета исследовательских методов, связь с другими науками (естественными – физика, химия, физиология, кибернетика; гуманитарными – философия, культурология, науки об искусстве). Развитие и обогащение эстетического опыта в процессе эволюции общественно-исторической практики и изменение предмета эстетики как науки.

Эстетика как философская дисциплина. Общие принципы обоснования: по классу масштабности предмета изучения; по методологическим посылкам исследования проблематики (через призму основного вопроса философии); по гносеологической направленности (наука о специфической форме чувственного познания). Эстетика в системе современного научного знания.

Эстетика и философия искусства. Эстетика как теория среднего уровня: как сфера конкретизации методов общефилософской, социально-философской теории, с одной стороны, и общеметодологическая база для частных теорий искусства, с другой стороны. Методы исследования в эстетике. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и его роль в эстетике. Принцип историзма.

 

Вопрос 2. Эстетика. Основные эстетические категории.

Структура ответа

Основные эстетические категории. Эстетическое как всеобщая и универсальная категория эстетики. Основные модификации эстетического. Прекрасное в ряду основных эстетических категорий. Прекрасное и другие положительные ценности (полезное, доброе, приятное). Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеческой деятельности и её результатах, в человеке, в искусстве. Сущность возвышенного. Своеобразие эмоционального переживания возвышенного. Сущность трагического. Жизненные основы и сферы проявления трагического. Нравственно-воспитательное воздействие трагического. Сущность и социальная роль комического. Комическое несоответствие как эстетический способ выявления противоречий действительности. Чувство юмора и остроумие. Основные виды «критики смехом»: сатира, юмор, сарказм, ирония. Эвристическая функция юмора.

 

Пояснительная записка

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология (очная форма обучения) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования России от 25.03.2003 № 1155, а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»).

Целью итоговой государственной аттестации является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (включая федеральный и национально-региональный (вузовский) компоненты). Задачей итоговой государственной аттестации является определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.

Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности «Культурология» включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Комплексный государственный экзамен

1.1. Требования к уровню подготовки выпускника

 

Комплексный государственный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников по специальности и установления соответствия (или несоответствия) требованиям к уровню подготовки выпускника, предусмотренным Государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в соответствии с которымиспециалист должен

знать:

  • - основные разделы культурологии как науки её особенностей по отношению к другим наукам о культуре и другим подходам к её изучению;
  • основные понятия и категории культурологии,
  • методы и средства изучения культуры;
  • проблемы исторического развития культуры (теории культурно-исторического развития), основных школ и направлений культурологии;

уметь:

  • - представлять культуру как объективную данность и осуществлять ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека.
  • владеть основной тематикой культурологии,
  • выявлять доминирующие в той или иной культуре ценности и смыслы, определять свои действия на освоение культурных ценностей;
  • стремиться к духовному самообразованию и саморазвитию;

понимать современные тенденции культурной универсализации жизни (прогнозирование и глобальные проблемы современности);

владеть:

  • - технологиями, обеспечивающими достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, волевой и физической сторон личности
  • навыками реализовать свой потенциал и трансформировать его в успешную деятельность; выработка индивидуальной стратегии в достижении профессионализма.
  • навыками рефлексии и саморефлексии;
  • навыками критического восприятия информации и умение противостоять манипулированию сознанием.
  • разбираться в вопросах управления процессом становления культуры, (прикладной характер культурологии и его значение для будущей профессии в современном обществе);

Перечень дисциплин, по которым проводится государственный экзамен по специальности 050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология устанавливается Советом филологического факультета, и включает следующие дисциплины «Культурология», «История культурологической мысли», «Этика», «Эстетика», «История религии».

К сдаче государственного экзамена допускаются студенты, не имеющие академической задолженности.

Студенты должны быть обеспечены программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, для желающих должны проводиться консультации.

Программа итогового экзамена является элементом фонда контрольных заданий университета для оценки качества подготовки специалистов, позволяющего оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям ГОС ВПО и квалификационным требованиям. По каждой дисциплине, выносимой на итоговый государственный междисциплинарный экзамен, представлен перечень вопросов, отражающих основные требования ГОС к знаниям, умениям и навыкам выпускника. Каждый билет содержит три теоретических вопроса. В каждом билете обязательно присутствуют вопросы по дисциплине «Культурология», а второй вопрос – по другим дисциплинам (История культурологической мысли, социология культуры, История культур и цивилизаций, история мировых религий, этика, эстетика).

Структура билета.

 

Порядок проведения экзамена

Особенности проведения итогового государственного экзамена, его длительность, время подготовки к ответу определяются характером и количеством комплексных заданий, содержащихся в экзаменационном билете, избранной формой ответа (устная, письменная, презентация проекта и др.).

Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, темам), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее чем за полгода до проведения государственного экзамена.

Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной, методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.

 

Критерии оценивания

Критерии оценки, выставляемой по итогам сдачи государственного экзамена:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь