Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История культур и цивилизаций



Вопрос 1. История культуры. Первобытное общество: рождение человека и культуры.

 

Структура ответа

Проблемы антропогенеза (происхождение физического типа человека) и антропосоциогенеза (формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности). Периодизация первобытной культуры (каменный век: палеолит, мезолит, неолит; бронзовый век; железный век). Материальная культура и социальные отношения (добыча огня, переход человечества к земледелию и скотоводству, естественное разделение труда по признаку пола, родовая община, моногамия). Духовная клуьтура. Наскальная живопись. Возникновение мифологии, искусства и научных знаний. Формирование религиозных представлений (магия, тотемизм, анимизм).

.

 

Вопрос 2. История культуры. Древний восток как социокультурный и цивилизационный феномен.

 

Структура ответа.

Доосевые культуры Древнего Востока. Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связей. Раннее государство на Востоке. Мировосприятие и религиозные верования. Основные черты мифологической картины: синкретизм, авторитарность, связь мифа, культа, ритуала. Художественная культура (египетские пирамиды, древнеегипетские скульптуры, изобразительное искусства, создание библиотек и архивов).

Послеосевые культуры Древнего Востока. Особенности социокультурного развития Древней Индии. Исторические предпосылки и религиозные представления, определившие многослойность и разнообразие индийской культуры. Коренная дравидская культура городов долины Инда. Образы искусства Мохенджо Даро и Хараппы 3-1, 5 тыс. до н.э. Культура арийской цивилизации 1, 5 тыс..до н.э. Религиозные представления брахмаизма. Отображение в искусстве мифологии Вед, эпоса Махабхараты и Рамаяны. Буддийское искусство царства Маурьев. Учение Будды и его изображение в скульптуре и архитектурных памятниках: ступы, пещерные храмы - чайтьи и пещерные монастыри - вихары. Искусство индуизма.

Особенности культуры Древнего Китая XVII в д.н.э. - 3 в н.э. Классическое художественное творчество средневекового Китая периодов Сунн и Тан: пагоды и дворцы; буддийская скульптура; живопись жанров " горы и воды"; " цветы и птицы"; " люди"; декоративное искусство фарфора и лаков.

 

 

Вопрос 3. История культуры. Античность – основа европейской цивилизации

Структура ответа.

Древние свидетельства существования Эгейских цивилизаций: Крита, Трои, Микен, Киклад и Феры (Голир), археологические их открытия (Шлиман, Эванс). Природные условия и социальные факторы, вызвавшие к жизни Эгейские цивилизации. Минойская дворцовая культура пеласгов Крита, ее черты и особенности. Своеобразие ахейской - Микенской культуры. Значение эгейских цивилизаций для развития греческой культуры.

Истоки и предпосылки греческой культуры: возрождение культурных традиций Эгейского мира и расцвет дорийской культуры, появление греческой религии и мифологии; новый тип цивилизации: города - полисы; формирование новых гражданских и художественных идеалов. Воплощение новых общественных и эстетических идеалов в статуарной и рельефной скульптуре. Развитие искусства вазописи: геометрической, восточной, чернофигурной и краснофигурной, стили росписи керамики. Развитие храмовой архитектуры. Черты и особенности архаического искусства. Афинский Акрополь и образцы классического зодчества. Архитектоника и символика дорического, ионического и коринфского ордеров. Классическая скульптура. Творчество мастеров " старого стиля": Мирона, Поликлета, Фидия. Особенности творчества мастеров поздней классики: Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Характерные черты классического искусства. Особенности и значение эпохи и искусства эллинизма в античной культуре. Чудеса зодчества и пластического искусства Древней Греции.

 

 

Вопрос 4. История культуры. Общая характеристика культуры европейского Средневековья. Картина мира, система ценностей, идеалы человека

Структура ответа.

Двойственность средневековой культуры. Светская и церковная культуры. Феодально-рыцарская культура средневековья.

Искусство раннего Средневековья в поисках изобразительного языка и стиля: " звериный стиль" варварских королевств и начало их романтизации; " Королингское Возрождение" и его значение для овладения римско-христианской культурой, монастырское искусство книжной миниатюры. Возрождение городов и развитие городской культуры. Романскй стиль и его образы в архитектуре, живописи и скульптуре. Зарождение и распространение стиля готики. Образцы готической архитектуры, скульптуры, живописи.

Вхождение Руси в Византийский культурный круг. Искусство Киевской Руси и проявления в нем национальных особенностей. Многослойность русской средневековой культуры. Особенности восприятия Русью византийского православного искусства и этапы его " обрусения". Своеобразие Владимиро-Суздальской, Новгородской и Псковской школ зодчество и иконописи. Особенности " Русского Возрождения" на московской земле. Классика Московской школы зодчество и иконописи XV-XVI вв. " Московское барокко" - " нарышкинский стиль"; зодчество 90-х гг. XVII в. Вклад России в развитие мировой православной культуры.

 

Вопрос 5. История культуры. Общая характеристика культуры европейского Возрождения. Картина мира, системы ценностей, идеалы человека.

Структура ответа.

Смысл и значение культуры Возрождения. Возрожэдение как диалог двух культур: средневековой и античной. Гуманизм и антропоцентризм как основные черты культуры. Гуманистическое учение о человеке как основа ренессансной эстетики. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». Актуализация идеалов античности. Лоренцо Вала «Об истинном и ложном благе». М. Монтень «Об искусстве жить достойно».

Гуманизм эпохи Возрождения: самоценность личности, свобода выбора, установка на саморазвитие и самовыражение, оценка природных и общественных процессов с точки зрения блага человека.

Периодизация итальянского Возрождения.Художественные искания эпохи дученто и треченто. Открытие эпохи кватроченто. Особенности искусства раннего Возрождения. Творчество мастеров Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа, творчество Джорджони, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Позднее Возрождение. Итальянский маньеризм. Творчество Эль Греко и Испании.

Место и значение Возрождения в культурном развитии Европы.

 

Вопрос 6. История культуры. Картины мира и художественные стили Нового времени.

Структура ответа

Новоевропейская картина мира. Действие по своей воле - главный жизненный принцип. Исчезновение единых стилевых структур. Новизна как абсолютная ценность. Парадигмы новоевропейской культуры. Научно-философская революция (Бэкон, Декарт, Синоза). Роман как главная форма новоевропейской художественной культуры. Техника, личность и массы в новоевропейской литературе.

Противоречия художественной культуры 17 в. Стиль барокко. Классицизм. Реализм Роль национальных школ и творческих индивидуальностей в художественной культуре 17 в.

 

Вопрос 7. История культуры. Культурная жизнь современной России.

Структура ответа

Проблемы и перспектив развития русской культуры. Обращение к культуре русского зарубежья. Новая роль церкви в обществе

Сохранение традиционных установок в русской культуре и их отражение в современной России. Двойственность Российской культуры ( искусство официальное и дссидентское).Идеологический и культурный плюрализм. Вступление России в полосу новых реформ. Формирование рыночной экономики и гражданского общества. Трудности и противоречия. Массовое общество в России (экспансия визуальных форм и жанров, эффект срастания общественного сознании и средств массовой коммуникации, кризис социально-культурной идентичности, отсутствие внятного, общеджоступного символического кода). Новая стилистика монументального искусства (храм Христа Спасителя в Москве) и современного российского кино, своеобразная деловой «этика» новоявленных российских бизнесменов.

Эклектичность и брутальность символического языка современной российской культуры.

Основная литература:

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. М., 2008. М.: Высшее образование, 2011. - 495с.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. -327с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учеб.пособие для вузов по специальностям " Социология" и " Социальная антропология"; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Гаудеамус, 2009. - 494, [1] с.

4. Культурология: пособие для вузов / под ред. С.В. Лапиной.- 4-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2007.

5. Макарова А.Н. Культурология; история мировой культуры: учебное пособие.- Волтерс Клувер, 2009 г. (Электронный ресурс.- Режим доступа:

http: //www.knigafund.ru/books/38122).

 

Дополнительная литература:

1. Еникеева Д.И. Культурология: конспект лекций. Эксмо, 2008. Электронный ресурс.- Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/48453

2. Кребер А.Л. Избранное: природа культуры. М., 2004. -1008с. (Библиотека УлГПУ).

3. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учеб. пособие для вузов / [авт.: А.Н. Маркова, Е.М. Скворцова, С.Д. Бородина и др.]. - 2-е изд., стер. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 607 с. (Библиотека УлГПУ).

4. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. - 2-е изд., стер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 743 с. (Библиотека УлГПУ).

5. Культурология Учебник для вузов. Изд-во Оникс, 2007. Электронный ресурс.- Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/42462

6. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие. Изд-во Волтерс-Клувер, 2009. Электронный ресурс.- Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/38122

7. Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современ. общ-ве: [сборник] - М.: Политиздат, 1991. - 365, [1] с. (Библиотека УлГПУ).

8. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры.- 2-е изд., доп.-СПб.: Союз, 2003.-558, [1]с.(БиблиотекаУлГПУ).

9. Скрипник А.П. Культурология: учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. " Культурология". - М.: Гардарики, 2006. - 315 с. ( Библиотека УлГПУ).

10. Тайлор Э. Первобытная культура. Электронный ресурс.- Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/77627

11. ФлиерА.Я. Культурология для культурологов - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловаякнига, 2002.-458, [1]с. (Библиотека УлГПУ).

12. Шестаков В.И. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. М., 1999. (Библиотека УлГПУ).

 

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Вопрос 1. История религии. Религия: термин, понятие, типы определений.

Структура ответа.

Определение предмета истории религии: закономерность возникновения развития, функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры (показать на примере морали и искусства).

Краткая характеристика:

- философии религии (философские понятия и концепции религии). Основные персоналии: Спиноза, Гегель, Фейербах, Маркс.

- социологии религии (изучение общественных основ религии, закономерности её возникновения, развития, функционирования, структуру, место и роль в обществе.

- психологии религии (исследование психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религии. Персоналии: У. Джеймс, П. Леви-Брюль.

 

Вопрос 2. История религии. Функция и роль религии в современном обществе.

Структура ответа

Функции религии. а) мировоззренческая; б) компенсаторная; в) коммуникативная;

г) регулятивная; д) интегрирующее-дезинтерирущая; е) культуротранслирующая;

ж) легитимирующее-разлегитимирующая.

Роль религии в обществе.

а) санкционирование или осуждение других общественных отношений;

б) сакрализация или секуляризация общественных отношений;.

в) влияние на различные стороы общественной жизни (мораль, искусство, образование).

 

Вопрос 3. История религии. Буддизм: история и основы вероучения.

Структура ответа

Буддизм – древнейшая мировая религия. Возникновение и распространение буддизма. Историческая ситуация в Индии в момент возникновения буудизма (сер Ι тысяч. До н.э.). Легенда о Гаутаме – Шакьямуне-Будде – основателе буддизма. Хинаяна («узкий путь спасения»), махаяна («широкий путь спасения» – направление в буддизме; выход буддизма за пределы Индии, ламаизм – тибетская форма буддизма. Проникновение ламаизма в Россию в ХУШ в. (через Монголию).

Основы вероучения. «Типитака» - письменный источник буддийского вероучения. Идея тождества бытия и страдания – важнейшая идея буддизма; «четыре благородных истины» буддизма:

1) всякое существование – страдание;

2) причина страданий – желания;

3) избавление от желаний, деяний – путь прекращения страданий;

4) «благородный срединный восьмеричный путь»: - праведное воззрение; - праведное стремление; - праведная речь; - праведное поведение; - праведная жизнь;

- праведное учение; - праведное созерцание; - праведное самопогружение (медитация). - высшая цель буддиста – прекращение перерождений и достижений нирваны (небытия). -«Панча-шила» - пять заповедей буддиста (повседневная мораль):

1) отказ от убийства любого живого существа; 2) отказ от воровства; 3) отказ от лжи; 4) отказ от употребления алкоголя; 5) соблюдение супружеской верности.

Буддизм и современность. Распространение буддизма в Западной Европе в середине ХIХ в. (увлечение фундаментализмом); середина ХХ в., Западная Европа, США – движение контркультуры: разочарование молодежи, творческой интеллигенции в традиционных общественных ценностях, поиски новой религии, обращение к истории Востока. Дзэн-буддизм – западный вариант китайского чань-буддизма; мотивы дзэн-буддизма в произведениях Сэленджера.

 

Вопрос 4. История религии: Ислам: история и основы вероучения.

Структура ответа

Ислам – одна из трех мировых религии. Происхождение, основные идеи ислама. Коран – основной источник мусульманского вероучения. Основные понятия мусульманской религии – «ислам», «дин», «иман». Влияние ислама на культуру тех стран, где он получил развитие. Ортодоксальность ислама 18 в. (ваххабиты). Модернистская интерпретация ислама (панисламизм, фундаментализм, реформаторство).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь