Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 3. Эстетика. Основные эстетические категории. Вкус.



Структура ответа

Исторический подход к постановке проблемы вкуса. 18в.: вкус как критерий духовно-художественного аристократизма. Грасиан: вкус как одна из способностей человеческого познания, который ориентирован на постижение прекрасного и произведений искусства. Вольтер «Вкус» ( истинный и дурной вкус, изменчивость вкуса, вкус и мода). Юм « О норме вкуса». Э. Берк «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного». Проблема вкуса в работах И. Канта.

Эстетический вкус как личностная способность дифференцированного восприятия различных эстетических явлений, как субъективный критерий эстетической оценки. Эстетический и художественный вкус. Рефлексивный характер эстетического вкуса. Соотношение рационального и эмоционального, нравственно-нормативного и субъективного в эстетическом вкусе. Эстетический вкус и вопросы моды как социального явления. Значение эстетического вкуса в совершенствовании духовных потребностей человека.

 

Вопрос 4. Эстетика. Основные принципы искусства. Мимесис. Художественный образ. Канон. Стиль. Форма – содержание.

Структура ответа

Искусство как форма духовной человеческой деятельности. Интерпретация в искусстве. Проблема эстетической ценности и эстетической оценки в философии искусства.

Специфический объект и предмет искусства. Понятие художественного образа. Превращение предмета искусства в форму образности. Образ как структурообразующий компонент художественного произведения. Воспроизведение и оценка действительности, типизация и индивидуализация в художественном образе. Условность искусства и её художественные функции. Проблема художественной правды. Моделирующий и коммуникативный аспекты художественного образа. Структура художественного образа, многозначность и историческая изменяемость художественных образов.

Содержание и форма в искусстве.

 

 

Вопрос 5. Эстетика авангарда и его основные направления.

Структура ответа

«Авангард» - совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских, эпатажных, манифестарных движений и направлений в художественной культуре первой половины ХХ в. Характерные черты авангардных феноменов: осознанный заостренно экспериментальный характер, революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционный ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим, отказ от реалистически-натуралистического изображения действительности, безудержное стремление к созданию нового (формы, приемы и средства художественного выражения), декларативный и скандальный характер презентация.

Основные направления авангарда: фовизм, кубизм, абстрактное искусство, экспрессионизм, супрематизм, футуризм, дадаизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство, додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство.

Классификация авангарда по отношению к НТП, в отношении духовности, по отношению психологическим основам творчества и восприятия искусства, отношение к художественной традиции, отношение к политическим движениям, отношение к художественно-эстетической или общекультурной значимости созданных ими произведений.

Работа Х.Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства».

Персоналии: Кандинский, шагал, Малевич, Клее, Пикассо, Матисс, Модильяни, Дали, Джойс, Пруст, Кафка, Элиот, Камю, Ионеско, Беккет, Шенберг, Ле Корбюзье и т.д.

 

 

Вопрос 6.Эстетика. Основные эстетические категории. Прекрасное и безобразное.

Структура ответа

Прекрасное в ряду основных эстетических категорий. Прекрасное как гармонически совершенное, как совершенное в свом роде. Диалектика общего и особенного в историческом развитии представлений о красоте. Прекрасное и другие положительные ценности (полезное, доброе, приятное). Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеческой деятельности и её результатах, в человеке, в искусстве.

Прекрасное и безобразное. Эстетизация безобразного в эстетике и искусстве ХХ в. Безобразное, низменное, отвратительное, уродливое, ужасное. Эстетическая качественная специфика безобразного(раскрытие отрицательности того или иного явление, защита от его воздействия).

 

 

Вопрос 7.Эстетика. Основные эстетические категории. Комическое.

Структура ответа

Сущность и социальная роль комического. Комическое несоответствие как эстетический способ выявления противоречий действительности. Чувство юмора и остроумие. Основные виды «критики смехом»: сатира, юмор, сарказм, ирония. Эвристическая функция юмора. Смех как эстетическое отношение, как способ построения художественного образа, художественного жанра. Смех и гротескный реализм.

 

Вопрос 8. Эстетика. Основные эстетические категории. Трагическое.

 

Структура ответа

 

Сущность трагического. Трагическое как эстетическое выражение противоречия между исторической необходимостью и реальной возможностью ее осуществления. Основные типы трагических коллизий в обществе (трагедия нового, трагедия старого, трагедия заблуждения, трагедия запоздалого просветления, трагедия одиночества, трагедия отчуждения и т.д.) Жизненные основы и сферы проявления трагического. Нравственно-воспитательное воздействие трагического.

 

Вопрос 9. Эстетика модернизма и его основные направления.

 

Структура ответа

 

Понятие модернизма. Особенности модернизма: эстетическая стратегия автономии искусства, принципиальная независимость от каких-либо внехудожественных контекстов (социальных, политических, религиозных и т.п.), предельное затушевывание или полный отказ от миметического принципа в искусстве, акцент на художественной форме, абсолютизация визуальной презентации произведения в качестве принципиально нового кванта бытия, самобытного и самодостаточного. Символ ХХ в. П.Пикассо. Поп-арт. Р. Раушенберг, Э.Уорхолл. Мнимализм. Концептуализм.

 

Вопрос 10. Неклассическая и постнеклассическая эстетика. Абсурд. Симулякр. Деконструкция. Эклектика.

 

Структура ответа.

Эстетика постмодернизма. Критика теоретических принципов классической философско-эстетической науки. Сущность дискуссий о возможностях философского осмысления художественной реальности, методологической автономии и самодостаточности частных теорий искусства.

Основные черты постмодернизма: умышленное многообразие стилей, смешение художественных языков (все обновить, все переиначить), ироническое передергивание, принципиальное отвержение всяких правил, отсутствие всякого канона, запретное становится доступным. Эклектизм как сочетание несочетаемых явлений, понятий, черт. Растворение идеала общезначимости и общеобязательности, эклектика и смешанность – норма личной жизни, мышление и поведения, размывание строгих критериев выбора решения. Моделирование действительности с помощью видеоклипов, компьютерных игр, аттракционов. Понятие «ризома». Возникновение множественности, движение, не имеющее преобладающего направления. Ж.Делез, Ж.Ф.Лиотар., Ж.Деррида. Деконструкция.

Симулякр как муляж, видимость, имитация образа, символа, знака, за которой не стоит никакой обозначаемой действительности, принципиальное присутствие отсуствия реальности.

 

Основная литература:

7. Бычков В.В. Эстетика Учебник для гуманит. направлений и спец. вузов.-М.: Гардарики, 2006. - 556 с. (Библиотека УлГПУ).

8. Гуревич П.С. Эстетика: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 303 с. (Библиотека УлГПУ, Электронный ресурс. -Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/122652)

9. Золкин А.Л. Эстетика: учеб. для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 447 с. ( Библиотека УлГПУ).

10. Кривцун О.А. Эстетика: учеб. для вузов по специальностям " Культурология", " Философия", " Искусствознание", " Музыковедение", " Филология" / О.А. Кривцун. - 2-е изд., доп. - М.: Аспект-пресс, 2003. - 447 с. ( Библиотке УлГПУ)

11. Яковлев Е.Г. Эстетика: [учеб. для студентов вузов] - М.: Гардарики, 2004. - 463 с. – (Библиотека УлГПУ)

Дополнительная литература

11. Адорно Т. Эстетическая теория; [пер. с нем. А.В. Дранова]. - М.: Республика, 2001. - 526, [1] с. (Библиотека УлГПУ).

12. Бажанова В.А. Эстетика. Вкус. Мода]: [учеб. пособие по курсу " История мировой культуры" ]; Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. - Казань: КГТУ, 2003. - 72, [1] с.( Библиотека УлГПУ).

13. Бореев Ю.Б. Эстетика: [учеб. для студентов вузов]. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с. - Библиогр.: с. 468-493 ( Библиотека УлГПУ).

14. БычковВ.В. Эстетика: Учебник для гуманит. направлений и спец. вузов. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с. –(Библиотека УлГПУ)

15. Гегель Г.В.Лекции по эстетике: : [в 2 т.]. Т. 1: [пер. с нем. Б.Г. Столпнера] [вступ. ст., с. 5-78, Ю.В. Перова]. - СПб. Наука, 2001.-621с.( Библиотека УлГПУ)

16. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. - М.: Прогресс, 2000. - 646, [1] с. (Библиотека УлГПУ)

17. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т. М., 1973. ( Библиотека УлГПУ).

18. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика / А. Ф. Лосев. - М.: АСТ, 2000. (Библиотека УлГПУ)

19. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки [Текст] М.: Детская литература, 1973.-206с (Библиотека УлГПУ)

20. О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения: [перевод] / [сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков]. - М.: Республика, 1992..
(Библиотека УлГПУ).

  1. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля - М.: Мысль, 1979. - 372 с. (Библиотека УлГПУ).

22. Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. М., 1981. (Библиотека УлГПУ)

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь