Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ История
Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим. Таблица 9. Этапы развития врачевания и медицины в Древней Греции
Сорокина Периодизация истории и врачевания. История Древней Греции' насчитывает по меньшей мере три тысячелетия блистательного развития, в котором выделяют пять основных периодов: 1) крито-ахейский, или эгейский (конец 3-го — конец 2-го тысячелетия до н.э.); 2) предполисный (XI —IX вв. до н.э.); 3) полисный (VIII—VI вв. до н.э.); 4) классический (V—IV вв. до н.э.); 5) эллинистический (30-е годы IV в. — 30 г. до н.э.). Их характеристика приведена в соответствующих разделах главы. В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличительные черты (табл. 9). Источники по истории и врачеванию — письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др. Мифология и врачевание Начало греческой мифологии таится в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Сконцентрировав в себе легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, греческая языческая религия достигла наивысшего расцвета ко 2-му тысячелетию до н. э. Боги в Древней Элладе мыслились антропоморфными: их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание богов в Древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем — театральные представления, гимнастические празднества и олимпийские игры (с 776 г. до н.э.) первоначально были предназначены для прославления богов и являлись религиозными церемониями. Культ бога-целителя Асклепия появился в Древней Элладе в VII в. до н. э. Прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (1240—1230 гг. до н.э.) — царь Фессалии и глава семейной врачебной школы Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях-военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречается в «Илиаде». Когда Менелай — «многославный царь» Спарты был ранен в бою, его брат — микенский царь Агамемнон — повелел разыскать Махаона: Сколько, Талфибий, возможно, скорей позови Махаона, Мужа, родитель которого — врач безупречный Асклепий, Чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса... 1 Древнее название Греции — Эллада (греч. Hellas, Hellados). Самоназвание народа Эллады — эллины (греч. Hellen). Согласно «Илиаде» Гомера так называли себя жители южной части Фессалии (северные древнегреческие территории). Впоследствии это название распространилось на всех греков. У Гомера все греки называются ахейцами. Ахейцы — одно из древнегреческих племен материковой Греции (в Фессалии, Пелопоннесе).
Тотчас, бессмертным подобный, вошел Махаон в середину И попытался стрелу из атридова пояса вынуть; Но заостренные зубья обратно ее не пускали. Пояс узорный тогда расстегнул он, а после — передник С медной повязкой, — немало над ней кузнецы потрудились. Рану увидел тогда, нанесенную горькой стрелою,
Высосал кровь и со знаньем лекарствами рану посыпал, Как дружелюбно родитель его был обучен Хироном1. Впоследствии «врач безупречный Асклепий», прославившийся своим врачебным искусством, был признан полубогом и сыном Аполлона — целителя богов, а к VI в. до н.э. — богом врачевания (в Афинах — к 420 г. до н.э.). Иными словами, Асклепия стали считать богом только после того, как Гомер прославил это имя в своих сказаниях. Итак, в греческой мифологии Асклепий почитался как сын Аполлона — бога солнечного света, музыки и поэзии, врачевателя богов и покровителя врачевателей. Согласно мифологической традиции Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и умел не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев Аида — бога подземного мира и царства мертвых. По преданию, бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос, который впоследствии стал одним из центров врачебных знаний Древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (т.е. потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (около 460 г. до н. э.) и считавший себя семнадцатым потомком Асклепия. Наиболее почитаемыми детьми бога Асклепия были: Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, Подалирий, прославившийся врачеванием внутренних болезней, Гигиен — богиня здоровья (греч. Hygieia, лат. Hygia — здоровье) и всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания (от греч. Panacea — средство от всех болезней) (рис. 48). Согласно легенде все они обучались искусству врачевания у своего отца. Среди богов олимпийского пантеона (по преданию, обитали они на горе Олимп в Фессалии) многие имели отношение к врачеванию, сохранению здо- 1 Гомер. Илиада: Пер. с древнегреч. В.В.Вересаева. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1949. — С. 87-88.
ровья и здорового образа жизни. Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида — сестра-близнец Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей — почиталась так же как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос (сын богини ночи Ник-ты и брат-близнец бога смерти Тана-тоса) олицетворял сон (рис. 49); ему подчинялись не только люди, но и боги (отсюда понятно происхождение слова «гипноз»: hypnos — сон). Греческая мифология глубоко проникла не только в древнегреческое искусство и литературу, — и по сей день она остается источником вдохновения. Без знания мифологии трудно понимать многие классические произведения, сюжеты картин и скульптурных групп, медицинские термины и истоки приемов народного врачевания. В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия (в древнем Риме — Эскулап) и его дочери Гигиен (в Древнем Риме — Салус: лат. salus — здоровье) была змея, которая почиталась в древности как символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Асклепий изображался с посохом (т.е. палкой для ходьбы), обвитым змеей (рис. 50), а Гигиея — в виде юной красивой женщины в тунике с диадемой и шеей, которую она держала в руке и поила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, и чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством). Змеи входили также в символику Рис. 50. Асклепий и Гигиея. бога Гермеса (греч. Hermes), который Античная скульптура. Мрамор. олицетворял прибыль, обмен и торгов- Рим. Ватикан лю, был покровителем странников и купцов. В дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших в царство мертвых (греч. Hermes—Psychopompos — Гермес—проводник душ). В его руке всегда был кадуцей (лат. caduceus) — жезл, обвитый двумя змеями, смотрящими одна на другую (что весьма напоминает эмблему вавилонского бога Нингишзиды, см. с. 43, 44). Кадуцей Гермеса считался магическим и служил ему средством усыпления, поэтому Гермес почитался так же как бог сновидений. Позднее кадуцей стал в одних случаях эмблемой торговли, в других — эмблемой медицины. Самым обширным и самым ранним собранием греческих мифов являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы