Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 19. РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА (2 ч.)



Интенсивность и многогранность художественной жизни России в этот период. Художественные объединения начала XX века: Товарищество передвижников, «Мир искусства», «Союз русских художников» и др.

Художественное образование в России на рубеже XIX и XX веков. Реформа Академии художеств 1893 – 1894 годов, ее характер и результаты. Возникновение ряда художественных музеев в губернских центрах. Передача Третьяковской галереи городу Москве в 1894 году, открытие Русского музея в Петербурге в 1898 году. Деятельность художественных мастерских в Абрамцеве и Талашкине, работы художников в этих центрах. Первый и второй съезды русских художников (1894 и 1912). Издание журналов по искусству.

Общий демократический подъем 90 –х – начала 900-х годов, как почва для развития передовой русской художественной культуры. Воплощение ноых героев жизни в живописи, графике, скульптуре. Поиски ценности в области идеальных представлений о красоте и гармонии человеческого бытия. Романтические образы и увлечение стариной.

Различные формы выражения неприятия капиталистической действительности. Народные образы, народная жизнь как источник творчества самых разных живописцев, графиков, скульпторов. Утверждение высокого и прекрасного в человеке. Новое раскрытие связей человека и природы. Обостренное чутье к живописно-пластической красоте мира. Увлечение пленэрностью. Роль пейзажного этюда.

Широкое распространение таких средств выразительности, как поэтический символ, художественная гипербола. Особое значение в поэтике изобразительного искусства волнующей многозначительности, ассоциации. Большая сложность и тонкость чувств, интеллектуальность образов.

Сближение различных форм художественного творчества – живописи, театра, музыки, поэзии. Углубление специфики каждого вида искусства. Взаимопроникновение жанров. Стремление к синтезу искусств.

Развитие традиций передвижников в творчестве живописцев рубежа XIX-XX веков. Н.А. Касаткин. Образ русского рабочего. Серия работ о жизни и труде донецких шахтеров: «Шахтерка», «Сбор бедными угля на выработанной шахте», «Углекопы. Смена» и др. Жанровые картины.

С.А. Коровин. Тема деревни: «На миру».

А.Е. Архипов. Поэтическое чувство природы. Образы трудового народа: «Прачка» и др. Прославление здоровья и жизнелюбия в крестьянских образах. Праздничная яркость цвета.

С.В. Иванов. Сочетание в его творчестве острейших тем современности и исторического жанра. Современная деревня: «В дороге. Смерть переселенца», «Бунт в деревне». Темы острогов. Трагический характер произведений: «Расстрел». Исторические композиции: «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия». «Царь. XVI век», «Поход москвитян».

С.В. Малютин. Развитие традиций передвижнической жанровой живописи. Иллюстрации к сказкам. Портреты.

А.П. Рябушкин. Увлечение русской стариной, старинным бытовым укладом, архитектурой, орнаментикой. Поэзия национальной патриархальной старины: «Потешные в кружале», «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами», «Московская улица в XVII веке». «Свадебный поезд в Москве» и др.

ФА. Малявин. Портретные произведения. Декоративные искания в изображении крестьянок: «Смех», «Вихрь».

В.А. Серов – выдающийся мастер русской реалистической живописи. Серов – портретист. Ранние портреты: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Портреты 1890-х годов, индивидуальный подход к характеристикам, цельность образов: портреты К.Коровина, Ф. Таманьо, М.Ф. Морозовой. И.И. Левитана, Н.С. Лескова, «Лето». «Дети» и др. Галерея портретных образов 1905 – 1911 годов: А.М. Горький, М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин, Г.Н. Федотова, И. Рубинштейн, Г. И В. Гиршман и др. Исторические композиции Серова.

М.А. Врубель. Сложность творчества, трагическое восприятие действительности. Тема Демона и ее эволюция. Стремление к монументальности. Монументально-декоративные панно 1890-х годов: «Богатырь», «Пан», «К ночи». «Царевна-Лебедь». Театрально-декорационные работы. Врубель-портретист.

М.В. Нестеров. Искания в области национальной темы. Их противоречивый характер. Религиозная тематика: «Пустынник», «На горах», «За Волгой», «Великий постриг». Образ русской женщины. Нестеров-портретист.

К.А. Коровин. Разнообразная тематика, достижения в пленэрной живописи. «Мостик», «Хористка», «Испанки Леонора и Ампара» и др. Импрессионистические тенденции и их переработка. Стирание границ этюдности и композиционной картины. Роль пейзажа, натюрморт. Роль Коровина в развитии русского театрально-декорационного искусства. Оформление оперы Глинки «Руслан и Людмила», Римского –Корсакова «Снегурочка» и «Золотой петушок».

«Мир искусства» - журнал и художественное объединение Связанное с «миром искусства» начало широкого эстетического движения, захватившего разнообразные области искусства – живопись, графику, скульптуру, архитектуру, музыку, театр.

А.Н. Бенуа, как идеолог «Мира искусства». Его многосторонняя деятельность. Бенуа – живописец, график-иллюстратор: «Азбука в картинках», «Медный всадник», «Пиковая дама». Бенуа и театр. Бенуа – художественный критик и историк искусства.

К.А. Сомов. Галантные жанры эпохи XVIII века в его творчестве. Тонкое историческое чувство стиля. Гротескность, театрализация, ироничность и изящество его образов. Особый тип ретроспективного портрета: «Дама в голубом», портреты Добужинского, Кузьмина, Блока. Пейзажи.

М.В. Добужинский. Тема капиталистического города. Сопоставление человека и города: «Человек в очках», «Кукла», «Окно парикмахерской». Книжная графика. Театрально-декорационное искусство Добужинского. Работы в МХАТе.

Л.С. Бакст. Реалистические портреты (портрет Дягилева с няней). Литография: портрет Левитана. Театральная декорация. Оформление балетов «Клеопатра» и «Шехеразада» в Париже. Античная тема.

Е.Е. Лансере. Журнальная графика. Увлеченность Петербургом 18 столетия. Лансере-иллюстратор («Хаджи Мурат» Л. Толстого).

А.Я. Головин. Станковое и театрально-декорационное искусство. Театральный портрет: Ф. Шаляпин, В. Мейерхольд. Театрально-декорационное искусство Головина.

Н.К. Рерих. Интерес к языческой древности. Слитность в композициях зодчества и природы. Пантеизм образов. Образно-философские идеи. Колористическая звучность театральные работы. Рерих – художник, писатель, ученый, публицист, исследователь.

З.Е. Серебрякова. Поэтизация крестьянского труда: «Беление холста» и др. Портреты и пейзажи. Монументальные росписи Казанского вокзала.

Б.М. Кустодиев. Обращение к традициям старины, народным устоям, купеческому быту. Тип женской красоты. Интерес к обрядам и праздненствам русского народа. Декоративные приемы народного творчества в его искусстве. «Купчиха», «Масленица», «Московский трактир» и др. Кустодиев-портретист.

К.С. Перов-Водкин. Традиции русской иконописи и раннего Возрождения в его искусстве. Декоративная условность цвета. «Купание красного коня».

В.Э. Борисов-Мусатов. Лирико-поэтическая направленность его творчества. Бессобытийность, утонченность, элегичность его произведений.»Весна», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» и др.

Появление цветной ксилографии и гравюры. А.П. Остроумова-Лебедева. Основоположница оригинальной русской цветной гравюры на дереве. Петербург – основная тема творчества.

В.Д. Фалилеев – мастер цветной линогравюры. Е.С. Кругликова – мастер цветного офорта и монотипии. «Младшие» мирискусники-графики: Г.И. Нарбут, С.В. Чехонин, Д.И. Митрохин и их работа в области книжной и журнальной графики.

«Союз русских художников» (1903 – 1923) – крупнейшее художественное объединение, его формирование, борьба за единую творческую направленность. Творчество ведущих художников «Союза русских художников» С.А. виноградова, С.Ю. Жуковского, А.М. Васнецова, Л.В. Туржанского, Н.П. Крымова, И.И. Бродского и др.

И.Э. Грабарь – художник, ученый, искусствовед, реставратор, музейный работник.

К.Ф. Юон. Развитие традиций пейзажно-бытового жанра в его искусстве.

Возникновение в 1907 – 1917 гг. различных художественных течений и объединений: «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. Творчество П.П. Кончаловского, А.В. Куприна, И.И. Машкова, М.С. Сарьяна, К.В. Кузнецова, Н.П. Крымова и др.

Скульптура конца XIX – начала XX века. Мастера академической школы скульптуры: В.А. Беклемишев, Г.Р.Залеман и др. Воздействие импрессионизма на русскую скульптуру. П.П. Трубецкой. С.М. Волнухин. А.С. Голубкина. Н.А. Андреев. С.Т. Коненков. С.Д. Эрьзя. А.Т. Матвеев.

 

Раздел VI


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь