Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 14. ИСКУССТВО МОСКВЫ XIV – XVII ВВ. (2 ч.)



Отражение роста самосознания русского народа, идеи сознания централизованного государства в искусстве Московской Руси. Перестройка Московского Кремля и укрепление монастырей вокруг Москвы. Новый тип Московского храма. Собор Успения Богоматери на Городке в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Благовещенский собор (псковские зодчие), Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого. Воплощение традиций владимирского, новгородского и псковского зодчества в постройках Московского Кремля.

Творчество Феофана Грека в Москве. Иконостас Благовещенского собора. Значение творчества Андрея Рублева для древнерусской живописи. Одухотворенность и философская глубина его творчества. Иконостас Благовещенского собора (Праздничный ряд) в Москве и роспись Успенского собора во Владимире (совместно с Даниилом Черным). «Спас Звенигородский». Совершенство композиции и цветового строя «Троицы». Ее художественное и культурное значение.

Творчество Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря.

Особенности изобразительной системы древнерусской живописи. Книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство Московской Руси.

Завершение образования единого централизованного государства. Возникновение книгопечатания и оживление культурной жизни XVI-XVII вв. Разнообразие конструктивных решений и декора в русской архитектуре XVI-XVII вв. Cоздание шатровых храмов. Церковь Вознесения в Коломенском. Совершенство ее форм и связь с окружающим пейзажем. Собор Василия Блаженного (Покрова «на рву», Барма и Постник). Его план, композиция, декоративное решение.

Семнадцатый век – время острых социальных конфликтов в России. Возрастающее значение светского начала в искусстве; жизнеутверждающий характер, декоративное великолепие русского искусства XVII в. Ростовский Кремль. Теремной дворец Московского Кремля. «Крутицкий теремок». Дворец в селе Коломенском. Особенности русского деревнного зодчества. Церкви: Никольская в Панилове, Преображения в Кижах, Покрова в Филях, Знамения в Дубровицах. Барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII в.

Новый характер изображения в иконах XVII в. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и реалистических тенденций в русской живописи XVII в. Народная роспись по дереву. Народная картинка.

 

Раздел V
Отечественное искусство XVIII – начала ХХ веков.

Тема 15. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. (2 ч.)

Экономический и политический расцвет России. Историческое значение реформ Петра I. Развитие международных культурных связей. Влияние культурных реформ на развитие искусства.

Архитектура первой половины XVIII века. Нарышкинское барокко – переходный период в русской архитектуре. Цельность архитектурного облика Петербурга. Работы иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальный традиций в их творчестве. Д. Трезини.

Национальное своеобразие русского барокко. Творчество Ф.Б. Растрелли – расцвет русского барокко. Екатерининский дворец в Царском селе. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Развитие паркового искусства.

Развитие реалистического портрета в русской скульптуре и живописи XVIII в. Образ Петра I в творчестве К.Б. Растрелли. Творчество А.М. Матвеева, И.Н. Никитина, А.П. Антропова. Типичность портрета, перерастающая в социальную характеристику. Возникновение русского натюрморта.

Роль М.В. Ломоносова в русской культуре и искусстве.

 

Тема 16. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Выражение идей просветительства, гражданственности, представлений об идеальном государстве в эстетике классицизма. Значение образования Петербургской Академии художеств в развитии русского искусства.

Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII века. Формирование в архитектуре стиля русского классицизма. Творчество крупнейших архитекторов России XVIII века: В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова. Расцвет таланта Ч. Камерона. Д. Кваренги в России.

Декоративно-прикладное искусство: роспись интерьеров, мебель, фарфор, шпалеры, бронза, стекло. Костюм.

Скульптура и живопись второй половины XVIII века. Памятник Петру I Э. Фальконе. Острота и объективность социальных характеристик образов Ф.И. Шубина – мастера реалистического скульптурного портрета: портреты Ломоносова, Голицына, Павла I и др. Патриотиеский пафос монументальных скульптур М.И. Козловского – яркого представителя классицизма: «Памятник А.В. Суворову», «Самсон» и др.

Становление классицизма в русской живописи. Понятие «академическая живопись» и «академизм». Система обучения в старой Академии художеств. Творчество А.П. Лосенко – мастера исторической картины.

Развитие реалистического портрета в русской живописи XVIII века – проявление внимания к личности, внутреннему миру человека: творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

Становление бытового жанра и пейзажа как самостоятельных жанров в русской живописи. Зависимое положение крепостных художников и их роль в развитии русского искусства.

 

Тема 17. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (2 ч.)

Общенародный патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г. Восстание декабристов.

Архитектура первой половины XIX века. Как высшее достижение русского классицизма: А.Н. Воронихин – Казанский собор. Горный институт, А.Д. Захаров – Адмиралтейство, Тома де Томон – Биржа. Крупнейший мастер архитектурных ансамблей К.И. Росси. Деятельность О. И. Бове и Д.И. Жилярди по восстановлению Москвы после Отечественной войны 1812 г. Исаакиевский собор О. Монферрана – памятник русской архитектуры позднего классицизма.

Скульптура и живопись первой половины XIX века. Расцвет скульптуры зрелого классицизма. Творчество И.П. Мартоса: патриотизм и гражданственность памятника Минину и Пожарскому. Малая скульптура. Надгробная пластика: И.П. Мартос – надгробие С.С. Волконской. Медальоны Ф.П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г. Скульптурные группы на Аничковом мосту П. К. Клодта.

Классицистические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи первой половины XIX века. Новые черты живописи начала XIX века. Интерес к жизни народа и национально характерному.

О.А. Кипренский. Черты романтизма в творчестве художника, реалистический характер его портретов: А.А. Челищева. Е.В. Давыдова, А.С. Пушкина. Автопортреты. В.А. Тропинин. Его роль в формировании московской школы живописи. Тропинин – мастер камерных, интимных портретов: «Портрет сына», «Портрет А. С. Пушкина», «Кружевница».

Жанровая живопись. А.Г. Венецианов. Его роль в развитии русской реалистической живописи. Образы русских крестьян и русской природы. Работа с натуры. Гуманизм, демократизм творчества. «Гумно», «Весна на пашне», «Захарка», »Автопортрет». Венециановская школа. Г.В. Сорока – его творчество и тяжелая судьба.

Искусство пейзажа в русской живописи. Творчество Сильв. Ф. щедрина – сплав черт классицизма и романтизма. Интерес к проблемам пленэра.

К.П. Брюллов. Академические традиции и черты романтизма в его творчестве. Историческая и портретная живопись К.П. Брюллова: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Портрет А.И. Струговщикова», «Автопортрет».

Творчество великого русского художника А.А. Иванова. Работа над картиной «Явление Христа народу». Новаторство и значительность ее идейно-нравственного смысла и выразительность средств живописи. Значение творчества Иванова для русского искусства.

Творчество П.А. Федотова – предшественника критического реализма в русской живописи второй половины XIX века. Бытовые картины как сатирическое изображение различных слоев общества: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор! ». Портреты кисти Федотова.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь