Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 3. Переход от древней литературы к литературе классической



2.4 Основные черты литературы XVIII столетия. Классицизм. Творчество М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, А.Л. Кантемира и др. Литературный процесс XVII - XVIII вв. в России. Петровские реформы, развитие просвещения, науки. Спорные стороны «европеизации» России. Новое светское искусство. Начало борьбы за национальный русский литературный язык. Барокко в русской литературе XVII - XVIII вв. Русский классицизм, общественно-исторические корни и национальное своеобразие. Признаки классицизма. Поэтика. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке». Работы по преобразованию русского стиха: «Риторика». Переход от силлабики к силлабо-тонической системе стихосложения. Реформа Тредиаковского-Ломоносова. Основные жанры классицизма и их модификации. Поэзия М.В. Ломоносова, тематика и стиль од («Ода на взятие Хотина» и др.), философская поэзия («Письмо о пользе стекла», «Размышления»). А.П. Сумароков - теоретик классицизма («О русском языке», «О стихотворчестве»). Трагедии А.П. Сумарокова, стиль и язык. «Дмитрий Самозванец» как образец классицистической трагедии. Сатиры А.Л. Кантемира: стиль, язык. Сатира, лирика. Г.Р. Державин. Ода как жанр. Тематическое и стилевое разнообразие произведений («Фелица», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад»»). Автобиографичность творчества. Переход к сентиментализму.

2.5 Кризис нормативной поэтики. Возникновение сентиментализма. Творчество А.Н. Радищева, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева и др. Начало кризиса русскою классицизма и формирование сентиментализма. Новый тип письма, новый тип героя. «Писать, как говорить и говорить, как пишут» (Н.М. Карамзин). Сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Живописец», «Кошелек»), стиль и язык. Появление новых жанров в драматургии. Мещанская драма В.И. Лукина, комедии Д.И. Фонвизина, комические оперы М.И. Попова, А.А. Аблесимова, М. Матинского. Трагедии Я.В. Княжнина. Комическая поэма «Ирод» В. Петрова. Стихотворная повесть И.Ф. Богдановича «Душенька». «Россияда» М.М. Хераскова. А.Н. Радищев и сентиментализм. «Путешествие из Петербурга в Москву», жанр, композиция, стиль. Н.М. Карамзин - глава русского сентиментализма. «Письма русского путешественника», жанр, стиль. Повести «Бедная Лиза», «Марфа Посадница» и др. как произведения сентиментализма. Поэзия И.И. Дмитриева, его басни. Значение русской литературы XVIII века для последующего развития классической литературы.

Раздел 4 Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы

2.6 Русская классическая литература. Литературный процесс ¼ XIX века. Возникновение романтизма. Проблема сосуществования классицизма, сентиментализма и предромантизма в начале XIX века. Общественно-историческая ситуация начала века (убийство Павла I, начало царствования Александра I). Литературные общества и журналы. Полемика вокруг вопроса литературном языке (архаисты и новаторы). Борьба литературных направлений. Публикация «Слова о полку Игореве». Война 1812 года и ее влияние на формирование национального самосознания. Возникновение русского романтизма. Соотношение русского и европейского романтизма. Признаки романтизма (противопоставление действительности и мечты, двоемирие, особый тип героя, культ поэзии, стремление к экзотическому и мистическому, внимание к бессознательному, мотив бегства). Этапы русского романтизма: романтизм надежд и романтизм разочарований. Типы русского романтизма: гражданский романтизм (К.Ф. Рылеев) и элегический романтизм (В.А. Жуковский). Библейская традиция в русском романтизме: религиозные символы, жанры (псалом, молитва), мифы. Стиль В.А. Жуковского-романтика: христианский колорит произведений. Элегия, баллады в его творчестве. Эстетика «невыразимого». Жанр «думы» в творчестве К.Ф. Рылеева. Своеобразие романтической лирики Д.В. Веневитинова, А.И. Полежаева, Е.А. Баратынского. Значение русского романтизма.

2.7 Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Два типа художника. Развитие литературы в 30-е годы XIX века. А.С. Пушкин как выразитель национального самосознания. Создание национального литературного языка на основе слияния трех языковых стихий. Субстанция национальной жизни и тип национального русского характера в творчестве («Кавказский пленник», «Евгений Онегин», «Полтава», «Египетские ночи» и др.). А.С. Пушкин как родоначальник национальных тем, сюжетов, образов. Тематическое и жанровое богатство лирики А.С. Пушкина. Движение лирики от эпикурейской проблематики к философской. Поздний период творчества писателя в лирических жанрах. Характер драматических произведений поэта. Изображение «судьбы человеческой», «судьбы народной» в «Борисе Годунове». Проблема взаимоотношения народа и власти в трагедии. Пушкин и Шекспир. Историзм и народность как важнейшие особенности пушкинского реализма в «Борисе Годунове». Характер психологизма в «Маленьких трагедиях». Ренессансный реализм «Маленьких трагедий». Лиро-эпика: традиции и новаторство в поэмах А.С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» о судьбе пушкинского поколения. Соотношение образа автора и главного героя. Национальный тип женского характера. Социальная тематика в прозе Пушкина («История села Горюхина», «Дубровский»). Изображение русского крестьянства и дворянства. «Дубровский» как произведение социально-бытового жанра. Идейно-тематическое новаторство Пушкина в «Пиковой даме». Драматизм, острота сюжета повести. Образ Германа. Историческая тематика в прозе Пушкина («Арап Петра Великого»», «Рославлев», «Капитанская дочка»). Пушкин-историк и Пушкин-художник в «Капитанской дочке». Русская жизнь XVIII в. в изображении Пушкина. «Истина историческая» в изображении Пушкиным народного восстания и его руководителя Пугачева. Пушкин как художник-реалист. «Повести Белкина» как образец реалистического письма. Влияние Пушкина на творчество всех русских писателей. Идеи и образы Пушкина в русской живописи, музыке, театре.

Лирика М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы творчества. Раннее творчество. Бунтарские мотивы в юношеской лирике Лермонтова («30 июля», «Предсказание», «Парус»). Ранние поэмы: «Кавказский пленник», «Корсар». Идейные и творческие искания поэта: декабристские традиции, влияние Пушкина, Байрона, Шиллера. Лирика Лермонтова. Гражданские мотивы. Философская лирика. Раздумья о судьбе поколения и личности в конце 20-х гг.: «Дума», «Выхожу один я на дорогу...», «И скучно, и грустно». «Бородино». Ролевой герой поздней лирики М.Ю. Лермонтова («Сосед», «Соседка»). Своеобразие патриотических чувств Лермонтова в стихотворении «Родина». Его полемический характер. Традиции и новаторство Лермонтова в стихотворениях о поэте и поэзии. «Журналист, читатель и писатель», «Пророк». Поэмы Лермонтова. «Песня про царя Ивана Васильевича...».- «историческая поэма в народном духе» (В.Г. Белинский). Мотив бегства в поэме «Мцыри». Богоборческие мотивы в поэме «Демоне» Фольклорные мотивы в поэмах Лермонтова. Особенности романтизма. Драматургия Лермонтова. Проблематика и художественное своеобразие драмы «Маскарад». Образ Арбенина: безумие романтического героя. Проза Лермонтова. «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман.

Литературный процесс 30-х гг. XIX века: переход от романтизма к реализму. Изменения в художественной системе эпохи. Романтическая проза.

2.8 Н.В. Гоголь и развитие литературы в 40-50-е годы XIX века. Натурализм. Реализм как литературное направление. Роман И.С. Гончарова «Обыкновенная история». Творчество Н.В. Гоголя в контексте литературного процесса 30-40-х гг. Юмор и фантастика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Поэтизация народной жизни. Ирония и сатира в «Миргороде». Идеальные образы и идеализация жизни в «Старосветских помещиках». Гротеск и гипербола в «Петербургских повестях». Обличение пошлости и эгоизма («Невский проспект», «Нос»), торгашеского духа, жестокости и бесчеловечности («Портрет», «Записки сумасшедшего»). Характер фантастики в «Петербургских повестях» как проявление общеевропейской тенденции художественного развития. Миражная интрига в «Ревизоре». Комедии «Женитьба», «Игроки». Традиции «Божественной комедии» Данте в поэме «Мертвые души». Своеобразие жанра поэмы. Символико-ассоциативный и философский принцип объединения материала в «Мертвых душах». Перенос акцента в изображении событий на общенациональное, общерусское, не исключающего в то же время общечеловеческий аспект. Лирическое сопровождение сюжета: отступления автора о типах писателей, о Руси-тройке, о русском слове, о русском «умении обращаться» и т.д. Переоценка взглядов в позднем творчестве писателя: «Размышления о божественной литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями». Н.В. Гоголь и натуральная школа.

Стремление интеллигенции 40-х годов философски осмыслить русскую историю. Два течения общественной мысли 40-х годов: западники и славянофилы. В.Г. Белинский – центральная фигура западнического направления. П.Я. Чаадаев – первый западник и создатель первой историософской концепции особого развития России («Философические письма»). Зарождение либеральной идеологии классического периода. Размежевание интересов и позиций в кругу западных кружков. Кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Роль либеральных органов печати в литературно-общественном движении: журналы «Отечественные записки», «Современник», «Библиотека для чтения». Кружок М.В. Петрашевского и его воздействие на творчество молодых М.Е. Салтыкова и Ф.М. Достоевского.

Взгляд славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.) на национальную историю и ее специфику. Религиозно-православные основы учения славянофилов о самобытном историческом развитии России. Антитеза Запада и России, знания и веры, науки и откровения индивидуализма и «соборности», конституционализма и идеи «союза монарха с народом» (сакрализация монархической власти). Антикрепостническая деятельность славянофилов. Первые программные выступления их в 1839 г.: статьи А.С. Хомякова «О старом и новом» и И.В.Киреевского «В ответ А.С.Хомякову». Отражение славянофильских идей в художественном творчестве (А.С. Хомяков «России» (1839) и «России» (1854), Н.М. Языков («К ненашим»).

Возникновение термина «натуральная школа». Писатели натуральной школы: А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, В.И. Даль, А.Ф. Писемский и др. Эстетические признаки натуральной школы: поэзия «прозы жизни», утверждение эстетической значимости повседневного, обыденного, массового. «Гуманистическая защита» «маленького человека» - городского бедняка и «слабого сердцем» мечтателя. Сочувственное изображение крестьянских типов, отражение «человеческого» в мужике. Различные тенденции внутри натуральной школы: физиологический, «бытовой» натурализм; «сентиментальный натурализм» (А. Григорьев) и др. Жанры натуральной школы: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман. Движение от очерка к роману, от принципа детерминизма до постановки проблемы: «личность и среда»; до «диалогического конфликта» и нового осмысления «вины» человека в романах А.И. Герцена «Кто виноват? » и И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Эволюция принципов художественной типизации. Специфические стилевые тенденции: детальное изображение быта и нравов петербургских «низов» и «углов»; элементы этнографизма и психологизма. Внимание к национальному менталитету и психологии героев; биография героев как элемент социально-психологической характеристики. «Зарисовка» как художественный способ изображения «живой жизни» (Ф.М. Достоевский). Выход в свет поэтических сборников А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и др.

Творчество И.А. Гончарова. Романы «Обыкновенная истории», «Обломов», «Обрыв». Роман «Обыкновенная история». Своеобразие композиции романа и её обусловленность общей идейно-художественной концепцией произведения (смысл заглавия; два героя – две философии, две жизненные позиции; приём композиционной «рифмовки» и её смысл; образ Лизаветы Александровны и его значение для понимания авторской позиции). Художественная деталь в функции выявления авторского голоса. Лирическое и комическое в тоне повествования. Мастерство построения диалогов; суть споров дяди и племянника; автор как участник диалогов. Жанровые особенности социально-психологического романа Гончарова.

2.9 Литературный процесс в 60 – 80-е годы XIX века. Различные типы психологизма в романном творчестве 2/2 XIX века. Типологические черты романов И.С. Тургенева. Полемика между защитниками гоголевского направления в русской литературе и сторонниками «чистого искусства» (А.В. Дружинин, П.В. Анненков; Н.Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов). Журнальная полемика о герое времени. Споры по поводу оценки «Отцов и детей» И.С.Тургенева. Выдвижение проблемы положения народа в качестве важнейшей для литературного процесса. Идейные и стилевые течения в литературе этих лет. Система жанров. Различия в русском реализме: психологическое, социологическое, просветительское и др. течения. Соотношение этих типов реализма в творчестве И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Открытый и закрытый психологизм.

И.С.Тургенев в контексте литературы своего времени. Раннее творчество писателя и натурализм. Типологическая общность романов писателя. Отражение ведущих интеллектуальных типов России в романах Тургенева и соотношение их с вечными типами европейской литературы (статья Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот»). Проблематика романа «Дворянское гнездо». Композиция: группировки образов, пространственно-временные координаты повествования, сюжетная целеустремленность и экскурсы в прошлое, роль диалогов. Позиция автора по отношению к героям (поэтизация и критика, портрет, характер лиризма, функции пейзажа и музыки). Синтез драматического и лирического как особенность художественной манеры писателя. Проблема идеала писателя. Особенности психологического анализа.

2.10 «Идеологический» роман в творчестве Ф.М. Достоевского. «Великое Пятикнижие». Проблематика и поэтика романов писателя. Истоки творчества Ф.М. Достоевского (семейно-бытовые, религиозные, литературные). «Бедные люди» в контексте произведений «натуральной школы». Романтические герои и романтические традиции в творчестве молодого Достоевского. «Двойник» и двойничество в творчестве писателя. Достоевский и Белинский (эволюция взаимоотношений). Каторга, ссылка, новое мировоззрение. Проблема взаимодействия интеллигенции и народа. Концепция почвенничества. Журнальная деятельность в 1860-е годы. Новая концепция человека в «Записках из подполья». Религиозная основа эстетики Достоевского. Романы Достоевского 1860 - 1880-х годов: «Великое Пятикнижие». Полифонические романы (М.М.Бахтин). Моральная, философская, социальная проблематика. Герои-идеологи в творчестве писателя. Антитеза социальной и религиозной морали («Преступление и наказание»). Новаторское решение проблемы «положительно прекрасного человека» («Идиот»). Полемика с идеями материализма и атеистического социализма. «Бесы» как роман-предупреждение против всякого тоталитаризма. Трагизм героя-атеиста в творчестве Достоевского. Трагедия мысли в романе «Братья Карамазовы». Проблема нравственного падения («карамазовщина») и «восстановления» русского человека. Тема религиозного подвижничества в романах Достоевского. Аспекты и масштабы его художественных обобщений: социально-исторических, нравственно-психологических, религиозно-философских. Универсализм, антропологизм и трагизм художественного мира Достоевского. Достоевский и современность.

2.11 «Диалектика души» Л.Н. Толстого. Концепция истории в его творчестве. Религиозный кризис и новая парадигма художественности в творчестве позднего Толстого. Философские, религиозные и эстетические истоки творчества Л.Н.Толстого Роль просветительской теории самосовершенствования, Евангелия в формировании личности. «Диалектика души» (Н.Г. Чернышевский) в трилогии Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Изображение войны в «Севастопольских рассказах». Философия истории в романе «Война и мир». «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Смысл эпиграфа. Драма Анны. Любовь духовная и физическая в концепции Толстого. Основа семейного счастья в понимании Толстого. Духовные искания К.Левина. Кризис мировоззрения Л. Толстого в начале 1880-х годов и его отражение в религиозно-философских произведениях писателя («Исповедь», «В чем моя вера? ». «Так что же нам делать? »). Новые коллизии и новые герои в творчестве Толстого 1880-х годов. Обличение лжи и фальши современного общества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий»). «Народные рассказы» Л.Н. Толстого. Противоречия культуры в сознании писателя. Отрицание общественного прогресса, необходимости разделения труда; идеал гармонически развитого человека; критика науки и научного метода познания, признание высшей наукой этики и религиозного вероучения, определяющего смысл жизни и моральные нормы. Разрыв с официальной церковью. Толстой - религиозный реформатор. Отрицание государственного строя как неизбежного насилия. Этический максимализм Л.Н. Толстого. Утверждение бесплодности революционной борьбы за социальные перемены. Проповедь религиозно-нравственного самосовершенствования и непротивления злу насилием. Драматургия Толстого. «Воскресение» и «Хаджи Мурат» - итоговые произведения.

2.12 «Средний» человек в творчестве А.П. Чехова. Новаторство драматургии А.П.Чехова. Своеобразие творческой личности Чехова в литературе восьмидесятников. Переосмысление Чеховым традиционных образов, тем и коллизий русской литературы. Своеобразие юмора молодого Чехова («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник»). Традиций Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска»). Произведения середины 1880-х годов («Тоска», «Припадок»). Повесть «Степь», ее значение в творческом развитии Чехова и в истории русской литературы. Проблема поисков «общей идеи» и цельного мировоззрения в произведениях Чехова об интеллигенции («Огни», «Скучная история»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, музыкальность произведений Чехова. Значение доездки на Сахалин. Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в повестях и рассказах 1890-х годов: «Дуэль», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах». Принцип объективности в творчестве Чехова, своеобразие способов выражения авторской позиции. Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы». Проблема счастья в творчестве Чехова1890-х годов («Учитель словесности», «Анна на шее», «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник», «Студент»). Проблема любви в прозе Чехова 1890-х годов («Мужики», «В овраге», «Новая дача»). Стилевое своеобразие и мастерство Чехова-рассказчика (сюжет, деталь, авторская позиция и оценка, характер повествования, язык). Своеобразие произведений конца 1890-х — начала 1900-х годов («Архирей» и др.). Тема ухода от старой жизни, Изменения в организации повествований, открытые финалы чеховских произведений, символика.

Драматургия Чехова — новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Драма «Иванов» как итог раннего творчества Чехова- Проблематика пьесы «Чайка» (проблема соотношения таланта и личности творца, проблема любви и счастья). Драматургическое новаторство Чехова. Проблема истинных и ложных ценностей в драме Чехова «Дядя Ваня». Предыстория пьесы: «Леший». Конфликт духовного и бездуховного в жизни русской интеллигенции в пьесе «Три сестры», символический подтекст пьесы. Жанровая двусоставность пьесы «Вишневый сад». Система образов в пьесе и проблема смены «культурных эпох». Новаторство драматургии А.П. Чехова (в сопоставлении с драматургией А.Н. Островского и И.С. Тургенева). Новый характер конфликта в драме, роль лирического «подводного течения», жанровое своеобразие чеховских пьес. Связь драматургии и прозы Чехова: общность проблематики, широта обобщений при минимуме затраченных средств, роль выразительной детали, соотношение текста и подтекста. Чехов и мировая литература XX века.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ЗОНЫ РАССЕЛЕНИЯ НАРОДА ДРЕВНЕЙ РУСИ
  2. Архитектура архаического периода. Ордерная система в архитектуре Древней Греции.
  3. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».
  4. БИЛЕТ 30. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ЯЗЫКОВОГО УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.
  5. БИЛЕТ 46. РОДОВОЕ И ЖАНРОВО-ВИДОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  6. Борьба “Востока” и “Запада” в русской классической культуре
  7. В психоаналитической литературе точку зрения, отличную от точки зрения Фрейда, высказали Вильгельм Райх, Карен Хорни и я .
  8. Взаимный переход количественных и качественных изменений
  9. Взаимодействие культур: русские писатели и мыслители «серебряного века» о зарубежной литературе рубежа веков.
  10. Вклад русской литературы и искусства в мировую культуру.
  11. Влияние переходного сопротивления контактов на нагрев проводников
  12. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь