Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Произведений современных авторов на выбор



Акунин, Б. Чайка, ФМ; Веллер, М. Легенды Невского проспекта; Ерофеев, В. Москва-Петушки; Коляда, Н. Девушка моей мечты (или любая другая пьеса на выбор); Маканин, В. Кавказский пленный, Однодневная война; Пелевин, В. Generation П; Поляков, Ю. Грибной царь, Козленок в молоке (пьеса); Тучков, В. Поющие в Интернете, или Одиннадцать жизнеописаний новых русских банкиров…; Петрушевская, Л. Любовь (пьеса), 1-2 рассказа на выбор; Славникова, О. Бессмертный, 2017 (1 на выбор); Сигарев, В. Пластилин, Любовь у сливного бачка; Толстая, Т. Кысь, 1-2 рассказа на выбор; Иванов, В. Географ глобус пропил; Николаева, О. Мене, текел, фарес (1 рассказ из книги на выбор); Минаев, С. Духless: Повесть о ненастоящем человеке; Улицкая, Л. Медея и ее дети, Казус Кукоцкого, Даниэль Штайн, переводчик (1 на выбор); Быков, С. Орфография; Павлов, О. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней; Гришковец, Е. Как я съел собаку / Планета / Одновременно / Город (1 на выбор); Пресняковы, В. и О. Плохие постельные истории / Изображая жертву / Откровенные полароидные снимки; Терроризм; Плененные духи (1 на выбор); Дурненковы, В. и М. В черном-черном городе, Шкатулка; Клавдиев, Ю. Лето, которого мы не видели вовсе; Зензинов, В., Забалуев, А. Досуг круглосуточно (Святочные недоразумения) / Второй первый брак (1 на выбор); Время Я: игра в четырех таймах; Созрели вишни В саду у дяди Вани (1 на выбор);

Вырыпаев, И. Бытие № 2 / Кислород / Сны / Валентинов день (1 на выбор);

Липскеров, Д. Русское стаккато британской матери; Пальцы для Кэролайн; Дмитриев, И. Бухта Радости // Знамя. 2007. № 4; Илличевский, А. Матисс // Новый мир. 2007. № 2, 3; Малецкий, Ю. Конец иглы.

Список основной литературы

1. Белокурова, С.П. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: учеб.-метод. пособие / С.П. Белокурова, С.В. Друговейко. – СПб.: Паритет, 2001. – 512 с.

2. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: учебник. – М.: Высш. шк., 2006. – 343 с.

3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: учебник. – М.: Высш.шк.; Изд. центр «Академия», 2000. – 415 с.

4. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература: 1950 – 1990 – е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1: 1932 – 1968 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 416 с.

5. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература: 1950 – 1990 – е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2: 1968 – 1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 688 с.

6. Лихачев, Д.С. История русской литературы X – XVII веков. – М.: Высш. шк., 2006. – 460 с.

7. Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: учеб. пособие. Сост. Н.Г.Михновец. – СПб.: Паритет, 2001. – 416 с.

8. Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 2 т. – Т.1: 1920 – 1930 годы / Л.П.Кременцов, Л.Ф.Алексеева, Т.М.Колядич и др.; под ред Л.П.Кременцова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

9. Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 2 т. – Т.2: 1940 – 1990 годы / Л.П.Кременцов, Л.Ф.Алексеева, Н.М.Малыгина и др.; под ред Л.П.Кременцова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

10. Русская литература ХХ века. 11 кл.: учеб.для общеобразоват. учеб.заведений: В 2 ч. - Ч. 1 / В.В.Агеносов и др.; под ред. В.В.Агеносова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 528 с.

11. Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 2 т. – Т.2: 1940 – 1990 годы / Л.П.Кременцов, Л.Ф.Алексеева, Н.М.Малыгина и др.; под ред Л.П.Кременцова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

12. Русская литература ХХ века. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч. 2 / В.В.Агеносов и др.; под ред. В.В.Агеносова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 352 с.

13. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI века): учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

Список дополнительной литературы

1. Билинкис, Я.С. «Горе от ума» в пути русской литературы // Билинкис Я.С. Непокорное искусство. - М.: Наука, 1991. – С. 46 – 76.

2. Гаспаров, М.Л. Фет безглагольный // Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2 т. – М., 1997. - Т. 2. О стихах. – С. 54 – 67.

3. Драма второй половины ХХ века / сост. О.Б.Кушлина. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2000. – 624 с.

4. Драматургия XIX века / сост. И.Н.Соловьева. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2000. – 760 с.

5. Драма первой половины ХХ века / сост. О.Б.Кушлина. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2000. – 824 с.

6. Лотман, Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: «Искусство-СПб», 1996. – С. 237 – 254.

7. Мануйлов, В.А., Миллер О.В. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. – СПб., 1996.

8. Маркович, В.М. Миф о Лермонтове на рубеже XIX – XX вв. // Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. – СПб., 1997. – С. 34 – 51.

9. Непомнящий, В. Пушкин. Русская картина мира. - М., 1999.

10. Паперно, И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. - М., 1996.

11. Постмодернизм. Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.

12. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX – первая половина ХХ века. - М., 1990.

13. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 1296 с.

14. Русская литература. Век XVIII: Лирика / Под общей ред. В.А.Западова, Н.Д.Кочетковой, Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, В.П.Степанова. – М.: Художественная литература, 1990. - 704 с.

15. Русская литература XVIII века: Хрестоматия: В 2 ч. – Ч. 1.: Феофан Прокопович, В.К.Тредиаковский. А.П.Сумароков и др. / Сост., коммент. А.Р.Курилкина, М.Л.Майофис; предисл. А.Л.Зорина. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2001. – 672 с.

16. Русская литература XVIII века: Хрестоматия: В 2 ч. – Ч. 2.: М.Н.Муравьев, Г.Р.ДержавинЮ, Н.М.Карамзин и др./ Сост., коммент. А.Р.Курилкина, М.Л.Майофис; предисл. А.Л.Зорина. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2001. – 608 с.

17. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: Хрестоматия литературно-критических текстов: для школьников старших классов, учителей-словесников, абитуриентов / Сост. А.Б. Есин. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 344 с.

18. Русская литература ХХ века: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам и др.: Учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Московский лицей, 1995. – 98 с.

19. Русская литература ХХ века в зеркале критики: Хрестоматия для студ.фил.фак.высш.учеб.заведений / Сост. С.И.Тимина, М.А.Черняк, Н.Н.Кякшто; предисл. М.А.Черняк. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 656 с.

20. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хрестоматия: Пособие для студентов нац.групп пед.ин-тов / Сост. И.Т.Крук. – Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1991. – 511 с.

21. Русская литература ХХ века (1890 – 1910) / Под ред.проф.С.А.Венгерова: В 2 кн. – М.: Издательский дом «ХХI век – Согласие», 2000. – Кн. 1. – 512 с.

22. Русская литература ХХ века (1890 – 1910) / Под ред.проф.С.А.Венгерова: В 2 кн. – М.: Издательский дом «ХХI век – Согласие», 2000. – Кн. 2 – 472 с.

23. Русская литература XIX-XX веков: В 2 т. - Т. 2: Русская литература ХХ века. Литературоведческий словарь. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова / Сост. и науч.ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. 2-е изд., доп. и прераб. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 462 с.

24. Русская литература: Популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В.Стахорский. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 608 с. ил.

25. Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 814 с.

26. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): книга 2. ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2001. – 768 с.

27. Скатов, Н.Н. Пушкин. Русский гений. - М., 1999.

28. Современная литературная теория. Антология / Сост. И.В.Кабанова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 344 с.

29. Сурат, И.З. Жизнь и лира. О Пушкине. - М., 1995.

30. Таборисская, Е.М. Лирика Пушкина: Учебное пособие. - М., 1995.

31. Тамарченко, Н.Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме «Гроза» А.Н.Островского // Автор и текст. – СПб.: «Искусство-СПб», 1996. – С. 76 – 87.

32. Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / Сост. Н.К.Гудзий. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 592 с.

33. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. - СПб., 1999.

Адреса литературных журналов в Интернете:

Библиотека Современной уральской литературы: http: //zona-nord.nm.ru/index.htm.

«Вопросы литературы»: http: //magazines.russ.ru/voplit/

«Знамя»: http: //magazines.russ.ru/znamia/

«Звезда»: http: //magazines.russ.ru/zvezda/

«Дружба народов»: http: //magazines.russ.ru/druzhba/

«Континент»: http: //magazines.russ.ru/continent/

«Нева»: http: //magazines.russ.ru/neva/

«Новый мир»: http: //magazines.russ.ru/novyi_mi/

«Октябрь»: http: //magazines.russ.ru/october/

«Урал»: http: //magazines.russ.ru/ural/

«Новое литературное обозрение»: http: //magazines.russ.ru/nlo/

«Юность»: http: //www.unost.org/index_new.html

Формы промежуточного и итогового контроля

Формы итогового контроля

для студентов дневного отделения

3 семестр:

1) Итоговая контрольная работа по одной из предложенных тем;

2) Зачет

Зачет проводится в устной форме путем собеседования по утвержденным вопросам и прочитанным текстам. К зачету студент должен представить читательский дневник, который является, одновременно, основной формой контроля самостоятельной работы студента. Обязательным условием допуска к зачету является выполнение контрольной работы.

4 семестр:

1) Итоговая контрольная работа по одной из предложенных тем;

2) Экзамен

Экзамен проводится в устной форме путем собеседования по утвержденным билетам и прочитанным текстам. К экзамену студент должен представить читательский дневник, который является, одновременно, основной формой контроля самостоятельной работы студента. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение контрольной работы.

5 семестр:

1) Итоговая контрольная работа по одной из предложенных тем;

2) Экзамен

Экзамен проводится в устной форме путем собеседования по утвержденным билетам и прочитанным текстам. К экзамену студент должен представить читательский дневник, который является, одновременно, основной формой контроля самостоятельной работы студента. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение контрольной работы.

На зачете или экзамене студент должен показать общее представление о выбранном этапе развития отечественной литературы, о ее актуальных проблемах; видеть литературный процесс в контексте историко- и социокультурного своеобразия эпохи; знать основные направления в отечественном литературном процессе; иметь общее представление о творчестве наиболее ярких российских писателей; уметь выявить художественные особенности конкретного произведения; понимать своеобразие авторской позиции; знать основные теоретические понятия курса, жанровые структуры поэзии, прозы, драматургии.

 

Формы итогового контроля

для студентов заочного отделения,

3 семестр:

3) Итоговая контрольная работа по одной из предложенных тем;

4) Экзамен

Экзамен проводится в устной форме путем собеседования по утвержденным билетам и прочитанным текстам. К экзамену студент должен представить читательский дневник, который является, одновременно, основной формой контроля самостоятельной работы студента. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение контрольной работы. Студент должен показать общее представление о выбранном этапе развития отечественной литературы, о ее актуальных проблемах; видеть литературный процесс в контексте историко- и социокультурного своеобразия эпохи; знать основные направления в отечественном литературном процессе; иметь общее представление о творчестве наиболее ярких российских писателей; уметь выявить художественные особенности конкретного произведения; понимать своеобразие авторской позиции; знать основные теоретические понятия курса, жанровые структуры поэзии, прозы, драматургии.

 

Формы контроля Очное отделение Заочное отделение
Семестр семестр
Промежуточные формы контроля Контрольная работа (темы даны в ч. II, р. 2.2); проверка читательского дневника Контрольная работа (темы даны в ч. II, р. 2.4)
Промежуточная аттестация Семинарские занятия  
Итоговые формы контроля:    
зачет
экзамен 4, 5  

Часть II. Методическое обеспечение дисциплины

1. Методические указания для студентов

Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «История мировой литературы» предполагает: овладение материалами лекций, списком художественной литературы, обязательной для художественного прочтения, списками учебной и дополнительной литературы, активную работу в ходе проведения семинарских занятий, выполнение тестовых заданий, а также самостоятельную работу студентов над контрольными заданиями.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций»).

Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению (например, вопросы, связанные с творческой индивидуальностью отдельных авторов), заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (10-15 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы.

Для успешной подготовки устных сообщений на семинарских занятиях и заданий для самостоятельной работы в письменной форме (контрольных работ) по предложенным темам студенты должны использовать публикации по выбранной теме в литературных журналах (см. раздел «Дополнительная литература (справочная литература, адреса литературных журналов в сети Интернет).

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

 

2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Планы семинарских занятий

Семестр

Семинар № 1

«Слово о полку Игореве»: проблемы изучения

1. В каком году и при каких обстоятельствах «Слово о полку Игореве» вошло в российский литературный процесс?

2. Историческая основа литературного памятника.

3. Что известно об авторе «Слова…»?

4. Проблема композиции «Слова…»: соотношение эпического и лирического в произведении.

5. «Слово…» и устно-поэтическая традиция. Какую роль играет солнечная символика в композиции произведения? Какие средства автор выбирает для подкрепления своих мыслей?

6. Значение первого оригинального памятника в русской литературе.

Рекомендуемая литература

1. Лихачев, Д.С. Ритмический перевод «Слова о полку Игореве» (любое издание).

2. Адрианова-Перетц В.П. Слово о полку Игореве и устная народная поэзия // Слово о полку Игореве. Тексты и исследования / Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. – М., Л.: АНСССР «Литературные памятники», 1978. – С. 91 – 319.

3. Лихачев, Д.С. Поэтика повторяемости в «Слове о полку Игореве» // Русская литература. – 1983. - № 4. – С. 9 – 21.

4. Лихачев, Д.С. Предложение о диалогическом строении «Слова о полку Игореве» // Исследования «Слова о полку Игореве / Отв. ред. Д.С. Лихачев. – Л.: Наука, 1986. – С. 9 – 28.

5. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». – М.: Наука, 1972. – С. 410 – 484; 499 – 513.

 

Семинар № 2

«Житие Протопопа Аввакума» как первая русская автобиография. Жанровый синтез

1. Историческая основа «Жития протопопа Аввакума». Церковный раскол.

2. Личность Аввакума: образ автора и исповедальный тон его повествования.

3. Богатство художественно-изобразительных и художественно-выразительных средств «Жития…».

4. Аввакум как реформатор русского литературного языка.

5. Черты традиционного жития и слом схемы в «Житии…». Жанровый синтез.

6. Юмор протопопа Аввакума. Изменения литературном процессе XVII века, четко фиксирующиеся по «Житию…».

 

Рекомендуемая литература

1. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (любое издание).

2. Кожинов, В.В. Художественный смысл «Жития» Аввакума // Кожинов, В.В. Происхождение романа. – М.: ГИХЛ, 1963. – С. 220 – 263.

3. Лихачев, Д.С. «Перспектива времени» в «Житии» Аввакума // Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979. – С. 292 – 298.

4. Лихачев, Д.С. Юмор протопопа Аввакума // Лихачев, Д.С., Панченко, А.М. Смеховой мир древней Руси. – Л.: Наука, 1976. – С. 75 – 90.

 

Семинар № 3


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь