Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жанр оды в литературе XVIII столетия: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин



1. Жанровое своеобразие оды. Классицистическая ода. Разновидности оды.

2. Своеобразие одических произведений М.В. Ломоносова:

- воплощение в одах просветительской идеологии Ломоносова (идейное содержание и пафос од);

- сюжетно-композиционное своеобразие (риторические элементы, «красный беспорядок»);

- система образов в одах, роль антитезы в еесоздании, группы героев и принципы их выделения; реально-исторические и символико-аллегорические ряды в образной системе од; приемы создания поэтического образа;

- лирическое и эпическое в оде;

- приемы панорамности в одах, историческое и художественное время;

- стилевые признаки высокого слога в одах Ломоносова.

3. Первые оды Г.Р. Державина. Изменение жанра в его творчестве:

- своеобразие жанра «Фелицы» (включение эпиграммы, сказки, натюрморта, портрета, сатиры, идиллии в текст оды);

- образ автора-повествователя в одах Державина;

- картины русской жизни в поэзии Державина, проявление реалистических тенденций («Евгению. Жизнь Званская», «Приглашение к обеду», «Русские девушки»).

 

Рекомендуемая литература

1. Ломоносов, М.В. Разговор с Анакреоном. Ода блаженные памяти…Анне Иоанновне…на взятие Хотина. Ода на день восшествия…Елизаветы Петровны. Утреннее размышление о Божьем величестве. Вечернее размышление… Ода, выбранная из Иова… Письмо о пользе стекла. Гимн бороде. Ночною темнотою. Кузнечик. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Письмо о правилах российского стихотворства (любое издание).

2. Державин, Г.Р. На смерть князя Мещерского. Фелица. Видение мурзы. Властителя и судиям. Памятник. Снегирь. Русские девушки. Лебедь. Цыганская пляска. Бог. Водопад. Евгению. Жизнь Званская. Приглашение к обеду (любое издание).

3. Белинский, В.Г. Сочинения Державина (любое издание).

4. Западов, А.В. Поэты XVIII века. – М., 1979. – С. 32 – 69; 161 – 310.

5. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 72 – 95.

6. Москвичева, Г.В. Русский классицизм. – М., 1986. – С. 14 – 40.

 

Семинар № 4

Жанр сатиры в литературе XVIII столетия: А.Д.Кантемир, А.П. Сумароков, В.В. Капнист, Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев

1. Своеобразие жанра сатиры. Виды сатиры. Место сатиры в иерархии жанров классицизма.

2. Новый тип сатиры в творчестве Кантемира. Идейно-художественное своеобразие сатир «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных»:

- злободневность содержания и идейный пафос сатир; обличение пороков русской жизни этого времени и их носителей; просветительский характер сатир;

- композиция сатир: двойной заголовок, двухчастное строение вступления, деление текста на части, соотношение диалога, монолога и авторских примечаний, влияние приемов ораторской речи;

- образы-маски и средства их создания, ирония;

- проникновение в сатиру элементов реальной действительности и народного просторечия;

- отступления от правил классицизма в сатирах Кантемира.

3. Стихотворная сатира в русской литературе XVIII века: А.П. Сумароков («О благородстве»), В.В. Капнист («Сатира первая и последняя»), Г.Р. Державин («Вельможа»), И.И. Дмитриев («На развращенные нравы»). (сообщения студентов по плану, предложенному для анализа творчества Кантемира).

 

Рекомендуемая литература

1. Кантемир, А.Д. Сатира Первая. На хулящих учение. К уму своему. Сатира вторая. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений. Сатира Седьмая. О воспитании (любое издание).

2. Сумароков, А.П. О благородстве, Капнист, В.В. Сатира первая и последняя, Державин, Г.Р. Вельможа, Дмитриев, И.И. На развращенные нравы (любое издание).

3. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 59 - 72.

4. Москвичева, Г.В. Русский классицизм. – М., 1986. – С. 96 – 112.

5. Стенник, Ю.В. Русская сатира XVIII века. – Л., 1985. – С. 19 – 90.

Семинар № 5

«Дмитрий Самозванец» А.П.Сумарокова как образец русской классицистической трагедии

1. Поэтика жанра трагедии в классицизме.

2. Национальные черты классицистической трагедии.

3. Историческая основа трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», ее политический и философский подтекст. Роль личности в истории в понимании русских классицистов.

4. Характер конфликта, особенности сюжета и композиции.

5. Каково соотношение сценического и внесценического пространства в драматургической практике Сумарокова?

6. Принципы создания характеров героев.

 

Рекомендуемая литература

1. Сумароков, А.П. Дмитрий Самозванец (любое издание).

2. Бочкарев, В.А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII вв. – М., 1988. – С. 112 – 142.

3. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 114 – 127.

4. Москвичева, Г.В. Русский классицизм. – М., 1986. – С. 48 – 73.

5. Стенник, Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. – Л., 1982. – С. 31 – 44; 60 – 74.

Семинар № 6

«Высокая» классицистическая комедия. Творчество Д.И. Фонвизина

1. Комедия как жанр классицизма и ее место в литературной иерархии эпохи.

2. Новаторство Д.И. Фонвизина. Реалистические и просветительские тенденции в комедиях «Бригадир» и «Недоросль».

3. Проблематика комедий, связь с российской действительностью.

4. Особенности жанра и своеобразие конфликта.

5. Разные группы персонажей и принципы их типизации; бытовые герои и герои-идеологи.

6. Язык комедии, использование фольклорных элементов.

 

Рекомендуемая литература

1. Фонвизин, Д.И. Бригадир, Недоросль (любое издание).

2. Берков, П.Н. История русской комедии XVIII века. – Л., 1977. – С. 120 – 243.

3. Макогоненко, Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969. – С. 336 – 366.

4. Стенник, Ю.В. Русская сатира XVIII века. – Л., 1985. – С. 313 – 337.

 

Семинар № 7

Проблема жанра и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

1. Культурные и исторические истоки произведения А.Н.Радищева.

2. Путешествие и его роль в книге: особенности жанра, сюжета и композиции.

3. Открытый характер времени и пространства. Хронология и маршрут путешествия героя. Прошлое, настоящее и будущее в изображении Радищева.

4. Образная система «Путешествия…»: помещики, чиновники, купечество, монарх, народ. Общая концепция создания образов, идеология.

5. Образ путешественника; черты автобиографизма в нем, проблема соотношения автора и героя; «сочувственники» путешественника.

6. Черты различных художественных систем в произведении Радищева: классицизм, сентиментализм, реализм, просветительский реализм.

Рекомендуемая литература

1. Радищев, А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (любое издание).

2. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 345 - 361.

3. Макогоненко, Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969. – С. 453 – 467.

4. Орлов, П.А. Русский сентиментализм. – М., 1977. – С. 145 – 162.

5. Травников, С.Н. Путевые записки петровского времени (проблема историзма). – М., 1987. – С. 77 – 95.

Семинар № 8

Своеобразие сентиментализма художественной прозы Н.М. Карамзина

1. Сентиментализм и его поэтика.

2. Произведения Карамзина как иллюстрация теоретической поэтики.

- сентименталистская концепция личности в повестях (идеи чувствительности, внесословной ценности, противоречивости человека);

- внешний и внутренний конфликты повестей, особенности их разрешения;

- динамика чувства как средство создания психологической сложности образов главных героев повести;

- портрет и его значение в сентиментальной повести;

- «летопись человеческого сердца» в повестях Карамзина;

3. Личностный аспект восприятия событий, образ повествователя.

 

Рекомендуемая литература

1. Карамзин, Н.М. Бедная Лиза, Наталья, боярская дочь, Марфа Посадница (любое издание).

2. Кочеткова, Н.Д. Литература русского сентиментализма. – СПб., 1994.

3. Канунова, Ф.З. Из истории русской повести. – Томск, 1967.

4. Орлов, П.А. Русский сентиментализм. – М., 1977. – С. 209 – 225; 235 – 250.

5. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. – М., 1995.

Семестр

Семинар № 1

«Повести Белкина» А.С. Пушкина как тип реалистического письма (На примере повести «Станционный смотритель»)

1. Выделите всех рассказчиков в повести. Почему Пушкину понадобилась такая множественность субъектов речи в их композиционной сопряжености?

2. Почему Пушкин ставит между собой – действительным автором – и читателем посредников: рассказчика – титулярного советника А. Г. Н. и Белкина?

3. Кому принадлежит открывающий повесть монолог о станционных смотрителях, лишь постепенно переходящий в рассказ о событии: издателю А. П., И. Белкину, титулярному советнику А. Г. Н. Как этот монолог соотносится с эпиграфом?

4. Почему основное сюжетное событие повести пересказывают её действующие лица, а не рассказчик-повествователь?

5. Почему Пушкин даёт не два приезда рассказчика на станцию, как предполагалось по первому плану, а три?

6. Какой художественный смысл имеет смена пейзажей в первый и третий приезды рассказчика на станцию?

7. Как проявляется своеобразие пушкинского психологизма в сцене с деньгами и в сцене приезда Дуни на могилу отца (Пушкин называл свой психологический анализ «внутренней жизнью, выраженной в сценах»)?

8. Какова идейно-композиционная роль картинок, изображающих историю блудного сына?

9. Почему о достоверной судьбе Дуни с достаточной определённостью прямо не говорится, и она остаётся за пределами точек зрения на всю историю Вырина, рассказчика, рыжего мальчика?

10.Почему в третий приезд рассказчика в домике живёт не новый смотритель, а пивовар? Взглянуть на этот вопрос не только с точки зрения развития фабулы, но и с точки зрения художественного смысла повести в целом.

11.Как соотносится тема «разбитой жизни» с судьбами Самсона Вырина и Дуни?

12. Указать случаи проявления авторской иронии и охарактеризовать её направленность и смысл.

13.Выделите в стиле признаки пародийной направленности повести против сюжетов и стиля сентиментальных повестей?

14. Как рассказанная история выражает пушкинскую концепцию жизни вообще и русской жизни в частности?

 

Рекомендуемая литература

1. Пушкин, А.С. Повести Белкина (любое издание).

2. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина. – М., 1999. – С. 604 – 653.

3. Гей, Н.К. Проза Пушкина: Пути эволюции. – Л., 1987. – С. 101 – 161.

4. Дарвин, М.Н., Тюпа, В.И. Циклизация в творчестве Пушкина. – Новосибирск, 2001. – С. 151 – 224.

5. Хализев, В.Е., Шишунова, С.В. Цикл Пушкина «Повести Белкина: Учебное пособие. – М., 1989. – С. 5 – 54.

 

Семинар № 2

Драматургия А.С.Пушкина: историческая трагедия «Борис Годунов», ренессансный гуманизм «Маленьких трагедий»

1. Причины обращения А.С.Пушкина к исторической теме.

2. Основные принципы драматургии Пушкина.

3. Разрушение канонов предшествующей драматургии в пьесе «Борис Годунов» (особенности времени и пространства, деление на картины, типы героев).

4. Проблема взаимоотношения народа и власти в трагедии. Образ народа как стихийной силы, руководствующейся принципом этического максимализма.

5. «Маленькие трагедии» Пушкина и театр Шекспира. Своеобразие жанра.

6. Отражение ренессансного мировоззрения в пьесах.

7. Противоречивость героев пьес. Пороки человечества в трагедиях. Особая философия пьес.

 

Рекомендуемая литература

1. Пушкин, А.С. Маленькие трагедии (любое издание).

2. Антипова, А.М. Изучение драматургии А.С.Пушкина. - М., 2002.

3. Бонди, С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. - М., 1983.

4. Жаравина, Л.В. «Драматические опыты» А.С.Пушкина в философском контексте: Маленькие трагедии. - Волгоград, 1995.

5. Луков, В.А. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина: философия, композиция, стиль. - М., 1999.

6. Рассадин, С.Б. Драматург Пушкин: Поэтика, идеи, эволюция. – М.: Слово, 2001.

7. Томашевский Б. «Маленькие трагедии» А.Пушкина и Мольер // http: //feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12115-.htm

8. Устюжанин, Д.Л. Маленькие трагедии Пушкина. – М.: Худож. лит., 1974.

9. Фельдман, О. М. Судьба драматурга Пушкина: «Борис Годунов», «Маленькие трагедии». – М., 1975.

10. Фомичева, С.А. Притяжение «Скупого рыцаря». - СПб.: Гос. пушкинский театр. центр, 2001.

 

Семинар № 3


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь